КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ
Ахаева Ардак Секенова
магистр медицины, Карагандинский государственный медицинский университет, Республика Казахстан, г. Караганда
E-mail: аxaeva82@mail. ru Скосарев Иван Александрович д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой «Детские болезни № 1», Карагандинский государственный медицинский университет, Республика
Казахстан, г. Караганда E-mail: iask56@mail. ru Азизов Илья Сулейманович д-р мед. наук, профессор, Карагандинский государственный медицинский
университет, Республика Казахстан, г. Караганда
E-mail: azizov@kgmu. kz Кенжетаева Таттигуль Алиевна канд. мед. наук, доцент, Карагандинский государственный медицинский
университет, Республика Казахстан, г. Караганда
E-mail: tattigul@mail. ru Бектурсунова Айгуль Тайкеновна ассистент кафедры, Карагандинский государственный медицинский
университет, Республика Казахстан, г. Караганда
E-mail: ara-bek@mail. ru
CLINICAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CHILDREN'S COMMUNITY-ACQUIRED PNEUMONIA FLOW
Ardak Ahaeva
master of Medicine, Karaganda state medical university, Republic of Kazakhstan,
Karaganda Ivan Skosarev
doctor of Medical Sciences, Professor, Head of Children Diseases № 1 Chair, Karaganda state medical university, Republic of Kazakhstan, Karaganda
Ilya Azizov
doctor of Medical Sciences, Professor, Karaganda state medical university, Republic
of Kazakhstan, Karaganda Tattigul Kenzhetaeva
andidate of Medical Sciences, Associate professor, Karaganda state medical
university, Republic of Kazakhstan, Karaganda
Aigul Bektursunova
chair assistant, Karaganda state medical university, Republic of Kazakhstan,
Karaganda
АННОТАЦИЯ
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com
Цель исследования определение клинико-психологических особенностей течения внебольничной пневмонии у детей. Методы. В клинико-диагностическом исследовании, дополнительный набор стандартных психологических методов и методик. Результаты. Анализ определил клинико-психологические особенности, уровень взаимосвязей при пневмонии у детей. В комплексе лечебных мероприятий для коррекции внутренней позиции необходимо учитывать психологические факторы нервно-эмоционального напряжения, социальной дезадаптации. Предполагает дальнейшее изучение психосоматических взаимоотношений и формирования ВКБ у детей.
ABSTRACT
The purpose of the study is to determine clinical and psychological characteristics of a community-acquired pneumonia in children. Methods. In clinical-diagnostic study, an additional set of standard psychological methods and techniques. The Results. The analysis identified clinical and psychological characteristics, the level of corellations of pneumonia in children. In the complex of therapeutic measures for correction of the internal position it is necessary to take into account psychological factors of neuro-emotional stress, social disadaptation. A further study of psychosomatic corelations and the formation of the inner disease pattern in children are assumed.
Ключевые слова: пневмония; дети; психосоматические взаимоотношения.
Keywords: pneumonia; children; psychosomatic correlations.
Одной из важнейших медико-социальных проблем педиатрии являются внебольничные пневмонии, в связи с тем, что заболеваемость за последние годы не только не уменьшается, а имеет выраженную тенденцию к росту, с серьезным прогнозом. При развитии пневмонии у детей, клинические и лабораторные симптомы могут быть минимальны и неспецифичны, что ведет к запаздыванию своевременной диагностики. В общем процессе оценки формирования человека и его здоровья период детства, вследствие чрезвычайной пластичности
организма ребенка и его чувствительности к различным воздействиям, имеет особенно важное значение. Анализ проблем соматического здоровья и его расстройств при заболеваниях влечет за собой множества подходов [1; 2; 8].
В настоящее время в медицине все более усиливаются тенденции учитывать роль психологического фактора в развитии соматических заболеваний [4; 7]. По данным В.В. Николаевой (2008), человек, выступая в качестве активного субъекта деятельности, заболевая, остается им [5]. Это находит выражение, прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации, в условиях болезни, ребенок формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах, т.е. внутреннюю картину болезни (ВКБ). В последние годы возрастает интерес к субъективной стороне заболевания, внутренней картине болезни, как к «важному патогенетическому» фактору в формировании заболеваний. Как известно, основными составляющими ВКБ у детей являются: уровень интеллектуального функционирования; знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении, опыт ранее перенесенных болезней; информация о болезни; преобладающие эмоциональные отношения; переживания ребенком во время болезни сопутствующих психотравмирующих обстановок; отношение родителей к болезни ребенка; влияние персонала и обстановки медицинского учреждения; восприятие проявлений болезни и представления о ней [5].
Целью настоящего исследования явилось определение клинико-психологических особенностей течения внебольничной пневмонии у детей.
Под наблюдением находилось 36 детей в возрасте от 7 до 14 лет, с диагнозом пневмония. Диагноз верифицировался в соответствии с рабочей классификацией пневмоний у детей и протоколами диагностики. В общем комплексе диагностических методов дополнительно, для оценки психологического статуса использовались стандартный набор психологических методов и методик: шкалы и опросники, беседы с ребенком, родителями, определение самооценки, опросник Кеттела, метод цветовых выборов тест Люшера, тест «Незаконченные предложения», рисуночный тест «Моя болезнь», «Дом-дерево-человек».
«Кинетический рисунок семьи»; «эмоциональный портрет ребенка», по Л.Н. Баркан. Градацию типа внутренней картины болезни осуществляли в соответствии с классификацией Т.И. Резникова и В.М. Смирнова [4; 6]. Полученные данные обработаны стандартными статистическими методами оценки, используемых в клинической медицине.
Для анализа встречаемости факторов риска биологического и социально-психологического анамнеза, изучено более 150 анамнестических данных у каждого ребенка, что позволило выявить наличие общих тенденций удельного веса каждого из них, что и определяло особенности заболевания. В ходе исследования нами выявлено, что выраженность клинических симптомов заболевания у детей в условиях заболевания, зависели от условий жизни (семья и семейные ситуации (КР=0,87)), комплекса преморбидных особенностей личности (КР=0,61), ситуации лечения (тяжесть и длительность лечебных процедур, зависимость от влияния медицинских работников, родителей). Важным ситуационным фактором, формирующим ВКБ, по данным наблюдения становилась вся ситуация лечения: тяжесть и длительность лечебных процедур, степень зависимости больного от медицинской аппаратуры, от медицинских работников, что согласовалось с данными Д.И. Исаева (2009), об особой множественности и подвижности факторов, ведущими из которых являются возраст, структура личности, глубина сознания и переживания болезни, положение больного в семье, участие в трудовой, учебной, спортивной и других видах деятельности, преморбидные особенности личности, тип воспитания, особенности интерперсональных отношений в семье и школе [3], что позволило определить у детей с пневмонией гипонозогнозический тип внутренней картины болезни (69,4+2,31); прагматический (7,3+1,01); гипернозогнозический (22,1+3,2).
Спектр возможных изменений психологического статуса у заболевших оказался чрезвычайно широк, это, прежде всего, негативные эмоциональные реакции (56,4+5,02), связанные с изменением физического состояния больных; повышенная тревожность (46,5+3,81), раздражительность (61,5+5,03), уровень
зависел от стадии течения болезни и ее лечения. Психологически значимые раздражители чаще всего были представлены специфическим и хроническим неспецифическим стрессом.
В ходе исследования нами выявлено наличие общих клинико-психологических тенденций и у детей в период поступления на лечение. В активной фазе заболевания неудачи и затруднения (69,7+6,04), возникающие в процессе выполнения заданий легко выбивают детей из установленного ритма, заставляют отступать от намеченного плана. У больных детей за бурным началом деятельности следовало быстрое падение интереса, вялость, с последующим чувством усталости, разочарования (78,5+4,21). Активный интерес к окружающему обычно оказывался, снижен (86,5+6,21). К снижению психической активности у больных детей относили и снижение интереса к игре (93,2+6,73), своим сверстникам (86,4+6,21), подчинение всех мотивов проведению лечебно-диагностических мероприятий (46,5+3,11). В этом случае нарушение активности у детей, возникающее во время болезни, возможно, следует рассматривать как форму компенсаторной защиты организма.
Исходя из положения взаимной обусловленности клинических и психологических проявлений заболевания у детей, в настоящих исследованиях для уточнения выявленных тенденций проведен анализ коррелятивных связей некоторых клинических и психологических характеристик. Полученные данные при пневмонии у детей позволяет сделать вывод о том, что ВКБ является вторичным по своей сущности проявлением, которое в ряде случаев может осложнять течение заболевания, препятствовать успешности лечения (КР=0,61). При этом имеют важное значение условия жизни больного ребенка, весь комплекс особенностей личности. Не меньшую роль играет совокупность ситуационных особенностей жизни ребенка, его взаимодействие с окружающим миром (семья, дошкольное учреждение, школа, двор и т. д.). Вместе с тем, проявления комплекса особенностей (эмоциональная лабильность (Кр=0,52), плаксивость (Кр=0,58), повышенный уровень тревожности (Кр=0,62), повышенная утомляемость (Кр=0,76), мнительность (Кр=0,54) поддерживали у
детей высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Немаловажное значение в формировании внутренней картины болезни, по-видимому, играет медицинский персонал (Кр=0,63), его активность в соблюдении режимных, лечебных мероприятий, проведении санитарно-просветительной работы.
Анализ полученных данных позволяет считать, что пневмонию, возможно, рассматривать как единый психосоматический процесс или результат соотношения или взаимосвязи соматического и психологического. Следовательно, в комплексе лечебных, реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психологические факторы нервно-эмоционального напряжения с целью проведения оптимальных корригирующих мероприятий. По - видимому, коррекция внутренней позиции ребенка требует создания психологических условий, обеспечивающих готовность ребенка к выполнению набора реабилитационных мероприятий, коррекция социальной дезадаптации ребенка в условиях соматического заболевания требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на психолого-педагогической подготовке взрослых. Полученные данные, безусловно, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения психосоматических взаимоотношений и формирования ВКБ у детей с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий.
Список литературы:
1. Ашимов Б.Т. Психосоматический анализ при хронических соматических заболеваниях // Астана медициналы; журналы. — 2009. — № 5. — С. 239.
2. Ерназарова С.Т. Роль психосоциальных факторов на формирование и развитие психического и физического здоровья // Казак; ^лтты; медицина университетшщ хабаршысы. — 2009. — № 4. — С. 111—112.
3. Исаев Д.Н., Зелинский С.М. «Внутренняя картина болезни» у детей с сахарным диабетом // Педиатрия. — 1991. — № 2. — С. 33—37.
4. Кабанов М.Ы., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике // Л.: Медицина. 2003. — 321 с.
5. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни. Л.: Медицина, 2008. — 66 с.
6. Резникова Т.И., Смирнов В.Н. О моделировании внутренней картины болезни // Проблемы медицинской психологии. М.: Сб. тр., 1976. — С. 131— 132.
7. Скосарев И.А. Клинические и психологические взаимоотношения у детей с соматической патологией при реабилитационном лечении: Дисс.... докт. мед. наук. А., 1998. — С. 248.
8. Теммоева Л.А., Шакова Х.Х. Особенности психосоматических расстройств у детей // Российский педиатрический журнал. — 2007. — № 6. — С. 27— 31.