Научная статья на тему 'Роль атопического дерматита в формировании психологических особенностей у детей с пневмонией'

Роль атопического дерматита в формировании психологических особенностей у детей с пневмонией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
366
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПНЕВМОНИЯ / АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ / CHILDREN / PSYCHOLOGICAL FEATURES / PNEUMONIA / ATOPIC DERMATITIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдуллин Азамат Татыбекович

Тяжесть развития пневмонии в детском возрасте во многом определяется наличием сопутствующих заболеваний, в частности атопическим дерматитом. Психосоматические взаимоотношения определяют наличие взаимосвязей различных систем организма. Изучены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите. Методы. Для верификации диагноза проведено клинико-лабораторное обследование с включением набора психологических методов: беседы, опросники, шкалы, критерии самооценки, эмоциональный профиль, метод цветовых выборов теста Люшера, тест Кеттела. Полученные данные обработаны статистическими методами. Результаты. Выявлены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите, которые определялись изменениями в когнитивной сфере и проявлялись негативными эмоциональными реакциями: повышенной тревожностью, раздражительностью, утомляемостью, нарушением сна. Не менее значимыми в динамике течения внебольничной пневмонии на фоне атопического дерматита у детей оказались показатели познавательной и игровой активности. При проведении лечебных мероприятий необходимо учитывать эти особенности для определения комплекса психокорригирующих мероприятий у детей с пневмонией на фоне атопического дерматита. Сформировавшиеся психологические особенности в условиях соматического заболевания требуют проведения мероприятий по созданию условий для развития ребенка с включением комплекса социально значимых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдуллин Азамат Татыбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ATOPIC DERMATITIS IN THE FORMATION OF CHILDREN’S PSYCHOLOGICAL FEATURES WITH PNEUMONIA

The severity of pneumonia in children is largely determined by the presence of concomitant diseases, in particular atopic dermatitis. Psychosomatic relations are defined by the linkages of various body systems. Psychological characteristics of children with community-acquired pneumonia under atopic dermatitis are studied. Methods. To verify the diagnosis, clinical and laboratory examination of the inclusion of a set of psychological methods is conducted: conversations, questionnaires, scales, self-assessment criteria, emotional profile, the method of color choice of Luscher’s test, Cattell’s test. The obtained data is processed by statistical methods. Results. Psychological features of children with extra hospital pneumonia under atopic dermatitis which are defined by changes in the cognitive sphere and shown by negative emotional reactions are revealed: the increased uneasiness, irritability, fatigue, sleep disorder. In dynamics of a course of extra hospital pneumonia against atopic dermatitis children have not less significant indicators of informative and game activity. When carrying out medical actions it is necessary to consider these features for definition of a complex of psychocorrective actions in children with pneumonia against atopic dermatitis. The created psychological features in conditions of a somatic disease demand carrying out actions for creation of conditions for development of the child with inclusion of a complex of socially important actions.

Текст научной работы на тему «Роль атопического дерматита в формировании психологических особенностей у детей с пневмонией»

A. 7universum.conn

UNIVERSUM:

МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ

РОЛЬ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ПНЕВМОНИЕЙ

Абдуллин Азамат Татыбекович

врач-интерн, специальность «Общая медицина», Карагандинский государственный медицинский университет, 100008, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

E-mail: [email protected]

THE ROLE OF ATOPIC DERMATITIS IN THE FORMATION OF CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL FEATURES WITH PNEUMONIA

Azamat Abdullin

Internship Doctor, "General Medicine " Specialty, Karaganda State Medical University, 100008, Republic of Kazakhstan, Karaganda, Gogolya Street, 40

АННОТАЦИЯ

Тяжесть развития пневмонии в детском возрасте во многом определяется наличием сопутствующих заболеваний, в частности атопическим дерматитом. Психосоматические взаимоотношения определяют наличие взаимосвязей различных систем организма. Изучены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите.

Методы. Для верификации диагноза проведено клинико-лабораторное обследование с включением набора психологических методов: беседы, опросники, шкалы, критерии самооценки, эмоциональный профиль, метод цветовых выборов теста Люшера, тест Кеттела. Полученные данные обработаны статистическими методами.

Результаты. Выявлены психологические особенности детей с внебольничной пневмонией при атопическом дерматите, которые

Абдуллин А.Т. Роль атопического дерматита в формировании психологических особенностей при пневмонии у детей // Universum: Медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2016. № 5 (27) . URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/3189

определялись изменениями в когнитивной сфере и проявлялись негативными эмоциональными реакциями: повышенной тревожностью, раздражительностью, утомляемостью, нарушением сна. Не менее значимыми в динамике течения внебольничной пневмонии на фоне атопического дерматита у детей оказались показатели познавательной и игровой активности. При проведении лечебных мероприятий необходимо учитывать эти особенности для определения комплекса психокорригирующих мероприятий у детей с пневмонией на фоне атопического дерматита. Сформировавшиеся психологические особенности в условиях соматического заболевания требуют проведения мероприятий по созданию условий для развития ребенка с включением комплекса социально значимых мероприятий.

ABSTRACT

The severity of pneumonia in children is largely determined by the presence of concomitant diseases, in particular atopic dermatitis. Psychosomatic relations are defined by the linkages of various body systems. Psychological characteristics of children with community-acquired pneumonia under atopic dermatitis are studied.

Methods. To verify the diagnosis, clinical and laboratory examination of the inclusion of a set of psychological methods is conducted: conversations, questionnaires, scales, self-assessment criteria, emotional profile, the method of color choice of Luscher's test, Cattell's test. The obtained data is processed by statistical methods.

Results. Psychological features of children with extra hospital pneumonia under atopic dermatitis which are defined by changes in the cognitive sphere and shown by negative emotional reactions are revealed: the increased uneasiness, irritability, fatigue, sleep disorder. In dynamics of a course of extra hospital pneumonia against atopic dermatitis children have not less significant indicators of informative and game activity. When carrying out medical actions it is necessary to consider these features for definition of a complex of psychocorrective actions in children with pneumonia against atopic dermatitis. The created psychological features

in conditions of a somatic disease demand carrying out actions for creation of conditions for development of the child with inclusion of a complex of socially important actions.

Ключевые слова: дети, психологические особенности, пневмония, атопический дерматит.

Keywords: children; psychological features; pneumonia; atopic dermatitis.

Актуальность изучения пневмонии, несмотря на большое количество исследовательских работ, не снижается, в связи с тем, что уровень заболеваемости в детском возрасте остается высоким. Мультифакторность развития неблагоприятного прогноза пневмонии в детском возрасте во многом определяется наличием сопутствующих заболеваний, в частности атопического дерматита, частота которого, по данным ряда исследователей, составляет от 13 до 37 % [1, с. 26].

В последние годы возрос интерес к субъективной стороне заболевания, «внутренней картине болезни» как к важному патогенетическому фактору формирования заболеваний. Психологические особенности зависят от особенностей течения патологического процесса, а значит, могут иметь значение при определении тактики лечебных мероприятий. Известно, что психосоматические взаимоотношения определяют наличие взаимосвязей различных систем функционирования организма в целом [3, с. 2].

Целью настоящего исследования являлось изучение психологических особенностей течения пневмонии c атопическим дерматитом у детей.

Под наблюдением находилось 47 детей в возрасте от 7 до 14 лет, из них девочки составили 43,5 %. Обследованные дети были объединены в группы: в 1-ю группу вошли дети с пневмонией, 2-ю группу составили дети с пневмонией на фоне атопического дерматита. Диагноз определялся при помощи комплекса клинико-лабораторных методов, в соответствии

с протоколом диагностики. Для оценки психологического статуса использовались: беседа, опросники, шкалы, критерии самооценки, метод цветовых выборов теста Люшера, тест Кеттела [2, с. 121-143]. В общем комплексе клинического наблюдения оценивалась когнитивная сфера. Для анализа полученных данных использованы статистической методы обработки, используемые при анализе медицинских данных. Расчет производился на основе использования прикладных программ Microsoft Excel 7.0 и SPSS 12.0.

Анализ психологических особенностей показал, что наиболее значительные изменения психологического статуса у больных детей определялись в первые дни пребывания в стационаре, на фоне наиболее выраженных проявлений инфекционно-токсического синдрома, при этом возникавшие симптомы возбуждения чередовались со слабостью, плаксивостью, головными болями, снижением аппетита. У детей 1-й группы негативные эмоциональные реакции, проявляющиеся плаксивостью, выявлялись в 47,6+3,02 случаев, повышенная тревожность в 35,4+3,02, раздражительность в 59,6+4,32, соответственно во 2-й группе эти показатели составили 51,4+2,34; 46,5+3,24; 69,7+4,26, в большинстве случаев уровень степень их выраженности имел зависимость от тяжести заболевания.

Анализ показателей состояния эмоционального портрета у обследованных детей показал, что у детей 1-й группы в динамике оценки состояния ребенка (1-й; 3-й; 7-й день) уровень тревожности составил 79,3+5,26; 56,4+3,21; 14,5+0,93 соответственно дням наблюдения. Во 2-й группе этот показатель имел менее выраженную динамику: 86,4+4,93; 69,3+4,1 и 26,5+1,32 соответственно. Не менее значимыми в динамике течения патологического процесса у детей оказались показатели познавательной и игровой активности. В динамике эти показатели у детей 1 -й группы имели более выраженную положительную тенденцию и составили в зависимости от срока наблюдения: низкая познавательная активность - 56,1+4,03; 26,5+2,11; 5,6+1,03

соответственно; низкая игровая активность - 22,6+3,21; 11,6+2,03; 2,6+0,46 соответственно. У детей 2-й группы эти показатели имели ту же тенденцию, но этих значений достигали на 3-4 дня позже.

На основании полученных данных возможно определить наличие особенностей психологического статуса у детей в условиях пневмонии с атопическим дерматитом. Следовательно, в комплексе лечебных мероприятий необходимо учитывать эти особенности для проведения оптимальных корригирующих мероприятий в зависимости от наличия сопутствующих заболеваний. Сформировавшиеся психологические особенности, в первую очередь в условиях соматического заболевания, требуют проведения мероприятий по созданию условий для развития ребенка с включением комплекса социально значимых мероприятий. В борьбе за здоровье детского населения сегодня, несомненно, должны использоваться результаты не только всех основных, но и прикладных исследований в области естественных наук, которые хоть каким-нибудь образом касаются ребенка, с целью повышения уровня здоровья детей.

Список литературы:

1. Баранов А.А., Балаболкина И.И. Детская аллергология. - М., 2006. - 226 c.

2. Кабанов М.Ы., Личко Е.А., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 2003. - 321 с.

3. Рычкова Л.В. Роль психосоматических нарушений в генезе ряда заболеваний у детей : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Новосибирск, 2004. - 23 с.

References:

1. Baranov A.A., Balabolkina I.I. Children's allergology. Moscow, 2006. 226 p. (In Russian).

2. Kabanov M.Y., Lichko E.A., Smimov V.MI. Methods of psychological diagnostics and correction in clinic. Leningrad, Meditsina Publ., 2003. 321 p. (In Russian).

3. Rychkova L.V. The role of psychosomatic violations in genesis of a number of diseases in children. Dr. med. sci. diss. Novosibirsk, 2004. 23 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.