Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У РАБОЧИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАЗМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У РАБОЧИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАЗМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Е.Л. Синева, Н.И. Данилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У РАБОЧИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАЗМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Информативность признаков воздействия ПМП на работающих

Признаки Распространенность, % к числу обследованных Весовой коэффициент оценки

Неустойчивость регуляторных

систем кровообращения с на-

клонностью к гипертснзии и

коллаптоидным состояниям 45 ± 5,4 1,90

Стойкие изменения регуляции

системы кровообращения 33 ± 5,1 2,50

Изменение содержания ионов К,

N8, Са в крови 22 ± 4,5 2,00

Критерий энтропии лейкоцитов,

превышающий норму (Кэ > 1,0) 97 ± 2,5 3,60

где У — значение критерия, X — стаж работы по профессии (период воздействия ПМП). Отсюда видно, что уже при стаже 1 год критерий энтропии превышает норму, а с увеличением стажа неуклонно возрастает, что рассматривается по существующим представлениям как реакция хронического стресса.

Результаты оценки информативности признаков воздействия ПМП на персонал представлены в таблице, из которой следует, что только один признак, а именно критерий энтропии, превыша-

ющий норму (Кэ > 1,0), характеризует всю выборку в целом и может рассматриваться как условно специфический, а значения информативности других признаков необходимо оценивать с учетом их встречаемости в определенные периоды воздействия полей.

Выводы. 1. Патогностическим для воздействия ПМП является критерий энтропии лейкоцитов, превышающий норму (Кэ > 1,0).

2. К высокоинформативным признакам начальной стадии магнитного воздействия относятся признаки неустойчивости регуляторных систем кровообращения с наклонностью к гипертен-зии и коллаптоидным состояниям.

3. К высокоинформативным показателям выраженной стадии магнитного воздействия относятся стойкие изменения регуляции системы кровообращения, изменения содержания ионов в крови.

4. Установление критериев воздействия ПМП на организм человека имеет важное практическое значение в плане гигиенической оценки ситуации, степени вредности фактора, своевременных мероприятий по реституции функционального состояния организма и оценки их эффективности.

© Ц. Л. СИНЕВА. Н. И. ДАНИЛОВА. 1998 УДК 613.632.4:616.211/.232)-078.33

Е. Л. Синева, Н. И. Данилова КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У РАБОЧИХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЛАЗМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана

Проблема комбинированного и сочетанного воздействия факторов производственной среды относится к числу наиболее актуальных в гигиене груда и профессиональной патологии. Согласно данным литературы, при сочетанном действии даже факторы малой интенсивности могут существенно влиять на состояние здоровья и работоспособность.

Использование плазменной технологии в современной промышленности формирует своеобразные условия труда, когда работающие испытывают воздействие различных комбинаций комплекса химических и физических факторов производственной среды, среди которых ведущими являются шум и пылегазовые смеси, включающие токсичные газы и аэрозоли [2].

Токсичные газы представлены преимущественно озоном и окислами азота, концентрации которых варьируют в зависимости от режима технологии. Содержание озона колеблется от 1,5 ПДК при напылении у металлизаторов до 5 ПДК при наплаве, окислов азота — от 1/3 ПДК у резчиков и наплавщиков до 2 ПДК у металлизаторов [3].

При напылении и частично наплаве в воздух рабочей зоны поступает смешанный аэрозоль, состоящий из оплавленных частиц исходных порошков и конденсата паров металлов. Пределы колебаний концентраций аэрозоля составляют от 2 мг/м3 у резчиков до 4 мг/м3 у металлизаторов.

Таким образом, среди основных зидов плазменной технологии (напыление, резка, наплав) наиболее неблагоприятные условия труда обнаруживаются при напылении у металлизаторов и в меньшей степени — при резке и закрытом наплаве.

Профпатологам все чаще приходится сталкиваться с проявлениями неспецифических синдромов, отражающих ранние сдвиги в функционировании адаптационно-компенсаторных механизмов и стресслимитирующих систем. Известно, что одним из наиболее чувствительных индикаторов напряжения защитно-адаптационных реакций, направленных на поддержание гомеостаза организма, является состояние иммунитета.

В ответ на хроническое воздействие комплекса неблагоприятных факторов, сопутствующих плазменным процессам, в организме рабочих развивается широкий симптомокомплекс изменений преимущественно со стороны слизистой верхних дыхательных путей, а также слухового, вестибулярного, зрительного анализаторов, вегетативной нервной системы [4].

Целью настоящей работы была оценка иммунного статуса и состояния ЛОР-органов у рабочих различных плазменных профессий в зависимости от продолжительности стажа.

Клинические наблюдения проводили в экспедиционных и стационарных условиях. Обследованы 522 оператора плазменных установок в возрасте 19—45 лет. Полученные данные анализировали

с учетом длительности контакта с производственными факторами, сопутствующими плазменной технологии. Стаж работы до 5 лет имели 237 человек, 5 лет и более — 285 человек. Контрольная группа была адекватна основным группам по возрасту, трудовому стажу и полу.

Для выявления ранних признаков изменений слизистой оболочки верхних дыхательных путей наряду с обычным эндоскопическим исследованием определяли транспортную функцию мерцательного эпителия, концентрацию водородных ионов в носовом секрете, клеточный состав отделяемого в мазках-отпечатках, по показаниям исследовали функцию внешнего дыхания.

Содержание иммуноглобулинов А, М, в в сыворотке крови изучали методом радиальной им-мунодиффузии по Манчини, содержание Т, В, 0-лимфоцитов определяли методом цитохимической идентификации; определяли уровень лизоцима в крови, проводили анализ лейкоцитарной формулы с целью оценки спектра адаптационных реакций организма [1].

Характерным для рабочих, использующих плазменные резку, напыление и наплав, являются жалобы на затруднения носового дыхания, частые насморки, неприятные ощущения (сухость, першение) в носу и носоглотке. Частота таких жалоб была достоверно больше, чем в контроле, во всех профессиональных группах (19,2% против 7,1%; р < 0,05).

Анализ результатов эндоскопических, функциональных и морфологических исследований состояния здоровья рабочих различных плазменных профессий показал, что ведущее место среди выявленных нозологических форм занимают патологические изменения воспалительно-дистрофиче-ского характера со стороны верхних дыхательных путей, частота которых достоверно возрастает с увеличением стажа работы: у металлизаторов — с 51,4 до 71,1%, у резчиков — с 26,1 до 41,1%, у на-плавщиков — с 14,2 до 35,7% {р < 0,05).

Отмечалась определенная закономерность в смене стадий воспалительно-дистрофических процессов, подтверждаемая риноцитологическими исследованиями. С увеличением стажа работы удельный вес катаральных изменений существенно снижался и значительно возрастала частота субатрофических изменений, которая достигала у металлизаторов 60,3%, у резчиков — 27,1%, у на-плавшиков — 24,9%.

Выявляемым при эндоскопическом осмотре изменениям слизистой оболочки верхних дыхательных путей предшествовали сдвиги функционального состояния клеток мерцательного эпителия, проявлявшиеся в замедлении их транспортной функции у значительного числа обследованных (50,0—73,2%).

Риноцитологические исследования наиболее полно отражали и подтверждали выявленные закономерности в формировании патологического процесса в верхнем отделе респираторного тракта.

По данным цитоморфологических исследований по мере увеличения стажа работы отмечалось нарастание процесса десквамации клеток призматического эпителия, числа их дегенеративно измененных форм и метаплазии в многослойный плоский эпителий.

Проведенный нами дисперсионный факторный анализ выявил высокую степень зависимости формирования патологических проявлений со стороны слизистой оболочки верхнего отдела респираторного тракта от концентраций токсичных газов и аэрозолей в комбинациях пылегазо-вых смесей. Так, доля влияния организованного фактора на формирование этой патологии у металлизаторов составила 54%, у резчиков — 43%, у наплавщиков — 13%.

Анализ спектров адаптационных реакций выявил преобладание реакций активации у рабочих всех трех профессиональных групп. С увеличением стажа работы снижалось число реакций тренировки и зон спокойной активности с одновременным нарастанием числа зон повышенной активности, появлялись адаптационные реакции типа "хронический стресс".

Проведенное нами изучение некоторых показателей, отражающих состояние иммунологического гомеостаза, являющегося наиболее ранним индикатором повреждающего действия неблагоприятных факторов, выявило определенные сдвиги в системе гуморального и клеточного иммунитета. Изменения проявлялись в виде дисбаланса соотношения иммуноглобулинов: повышение содержания иммуноглобулина А до 163,8—210,9 МЕ/мл (в контроле 136,6 ± 8,1 МЕ/мл) и иммуноглобулина G — до 214,3—226,2 МЕ/мл (в контроле 130,3 ± 7,3 МЕ/мл), сочетающееся с понижением содержания иммуноглобулина М до 137,6—157,8 МЕ/мл (в контроле 150,1 ± 7, 3 МЕ/мл), снижением лизоцима в крови до 8,1 — 10,6 мкг/л (в контроле 16,4 ± 1,3 мкг/л). Все это свидетельствует о значительной антигенной нагрузке на фоне сниженной иммунологической реактивности.

Помимо этого, отмечено уменьшение числа Т-(до 56,0-61,5%) и В- (до 8,7-10,0%) лимфоцитов при увеличении содержания нулевых лимфоцитов до 28,3—29,0%, что отражает выраженную антигенную стимуляцию лимфоидной ткани и угнетение клеточного звена иммунитета (в контроле соотношение этих форм лимфоцитов составляло 63,2—15,9—21,4% соответственно).

Выявленный дисбаланс иммунологических показателей был более выраженным у металлизаторов, где уровни воздействующего комплекса факторов производственной среды были выше. Дисбаланс прогрессировал с увеличением стажа работы, что свидетельствовало об адаптационной перестройке системы защиты и проявлениях начальных форм патологии.

По частоте и степени выраженности биологических эффектов на уровне организма преобладали изменения, происходящие в верхнем отделе респираторного тракта, которые отражали более выраженное неблагоприятное действие пылегазо-вых смесей, входящих в состав комплекса факторов, сопутствующих плазменным процессам.

Таким образом, у рабочих, обслуживающих плазменные установки, отмечается напряжение защитно-адаптационных систем организма, которое предшествует изменениям воспалительно-дистрофического характера со стороны верхнего отдела респираторного тракта и нарастает по мере увеличения стажа работы.

Внедрение разработанного нами комплекса мер первичной и вторичной профилактики, вклю-

чающего как санитарно-гигиенические, так и лечебно-оздоровительные мероприятия, обеспечивающие снижение уровня воздействующих факторов и раннюю диагностику с выявлением групп риска, способствовало снижению заболеваемости и сохранению здоровья рабочих, обслуживающих плазменные установки.

Л итература

1. Гаркави Л. X., Квакына Л. Е. Адаптационные реакции и резистентность организма. — Ростов н/Д., 1979.

2. Илышцкая А. В. // Гиг. и сан. - 1990. — № 1. - С. 31-

34.

3. Илышцкая А. В., Калина О. В., Синева Е. Л. и др. // Гиг. труда. - 1982. - № 8. - С. 36-38.

4. Синева Е. Л. // Гиг. и сан. — 1994. — № 5. — С. 31—34.

© Р. В. БОРИСЕНКОВА. Т. М. ХОДЫКИНА, 1998 УДК 628.544

Р. В. Борисенкова, Т. М. Ходыкина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Московский НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана; ММА им. И. М. Сеченова

Современные промышленные предприятия не способны перерабатывать в продукцию все исходное сырье. Поэтому при их работе образуется значительное количество отходов, что приводит к загрязнению окружающей среды. У нас в стране на душу населения за год перерабатывается до 20 т природного сырья, при этом в готовую продукцию переходит лишь 5—10%, остальное — отходы [2].

Отходы промышленных производств (ОПП) в своем составе нередко содержат многие полезные компоненты и могут быть использованы в качестве дополнительных источников сырья.

Характеристике промышленных отходов и возможным вариантам их утилизации посвящен ряд работ [2—5, 7]. Однако гигиеническим проблемам, возникающим при использовании промышленных отходов в других отраслях промышленности, уделяется недостаточное внимание.

В одних случаях промышленные отходы используются без достаточной токсиколого-гигие-нической их оценки, в других — слишком ужесточаются требования, предъявляемые к составу отходов при возможном их использовании, особенно в стройиндустрии.

С целью формирования и реализации единой государственной политики в области обращения с отходами и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.02.96 № 155 (п. 2.4), а также учитывая важность данной проблемы, на 1996—2000 гг. разработан проект Федеральной целевой программы "Отходы", которая содержит 17 программ, и предусмотрена разработка 50 правил, нормативных и справочных документов. Большое место в программе уделяется утилизации промышленных отходов.

Утилизация предполагает комплексную переработку с изготовлением промежуточного или готового продукта. При этом решаются 2 проблемы: экологическая и экономическая.

Использование промышленных отходов разнообразно. Это закладка выработанного пространства шахт, карьеров, рекультивация земель отходами добычи и обогащения полезных ископаемых; извлечение полезных компонентов; широкое использование золошлаковых отходов тепловых электростанций, отходов черной и цветной металлургии, ряда химических производств в стройиндустрии, где отходы применяются в дорожном

строительстве, строительстве дамб; производстве стройматериалов: цемента, бетона, керамических и силикатных материалов; использование нефтепродуктов для производства теплоизоляционных материалов, получения дорожных битумов, для экранирующесмачивающих покрытий пылящих поверхностей.

Для обработки дорог с целью снижения пыле-образования и борьбы с гололедом используются отходы целлюлезно-бумажной промышленности и галитовые отходы производства минеральных удобрений.

Вторичные текстильные и волокнистые материалы используются в промышленности стройматериалов и для изготовления изделий в основном технического назначения.

Отходы лесной, деревообрабатывающей и цел-люлезно-бумажной промышленности используются для изготовления древесно-стружечных, дре-весно-волокнистых плит, в тарном, спичечном производствах.

Отходы могут содержать вредные вещества, и поэтому для решения вопроса о возможном их использовании необходимо проводить гигиеническую оценку и определять класс опасности и сферу использования. Утилизация и переработка отходов ставят ряд вопросов по гигиенической оценке технологий, оборудования, машин, обеспечению безопасных условий труда, ограничению влияния дополнительных неблагоприятных факторов при переработке и утилизации отходов на окружающую среду.

Все промышленные отходы делятся на 4 класса опасности:

1-й класс — чрезвычайно опасные: Аэ, С<1, Н§, 5е, Ъ\\, РЬ, Р, бенз(а)пирен;

2-й класс — высокоопасные: В, Со, Мо, N1, -Си, БЬ, Сг;

3-Й класс — умеренно опасные: Ва, V, V/, Мп, Бг, ацетофенон;

4-Й класс — малоопасные.

Предложен расчетный способ определения класса экологической опасности отходов, основанный на учете ПДК в почве, воде водоемов, атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны, параметров токсичности, учета специфического действия.

В нашей стране работают предприятия по переработке отходов производства фосфорной ки-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.