ности медленные волны на графике медленных волн (рис.16). У больного определен симпато-адреналовый тип демпинг-реакции.
-ас
' а
Рис.14. Отсутствие мощных быстрых волн
231
С
200
9
Рис.15. Отсутствие дыхательной аритмии
О
•200
50 *
Рис.16. Медленные волны слабой мощности
Выводы. Предлагаемый способ определения типа демпинг-реакции имеет следующие преимущества: точность определения типа демпинг-реакции; оценка исходного типа вегетативного тонуса организма, дающая представление о вегетативном статусе организма в целом, а также о преимущественном влиянии симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на организм больного с демпинг-синдромом; имеются графические (ритмограмма, пневмограмма, частотный спектр и др.), то есть объективные показатели функционирования вегетативной нервной системы; с помощью кардиоритмографии уточняется тип демпинг-реакции, что может быть использовано для назначения адекватной терапии больным с демпинг-синдромом.
Литература
1. Березный, Е.А. Практическая кардиоритмография / Е.А.Березный, А.М.Рубин. нПп «Нео», 1999. 144 с.
2. Вахрушев, Я.М. Постгастрорезекционные синдромы / Я.М. Вахрушев, Л.А.Иванов. Ижевск, 1998.140 с.
3. Горбашко, А.И. Постваготомические синдромы /А.И.Горбашко, Р.К.Рахманов. Ташкент, 1991.168 с.
4. Панцырев, Ю.М. Патологические синдромы после резекции желудка и гастрэктомии /Ю.М.Панцырев. М.: Медицина, 1973. С.70-180.
5. Самсонов, М.А. Постгастрорезекционные синдромы /М. А. Самсонов, Т.И.Лоранская, А.П.Нестерова. М.: Медицина, 1984.192 с.
УДК 616.9 (063)
КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАКТИКИ ЛЕЧЕНИЯ.
Н.А. ГЕЛАДЗЕ, Т.Б. КАСОХОВ, З.А. ЦОРАЕВА, Н.К. КАЙТМАЗОВА* Ключевые слова: острые кишечные инфекции
Острые кишечные инфекции (ОКИ) остаются одной из важнейшей проблем детской инфекционной патологии, в связи с высоким уровнем заболеваемости, значительной частотой развития тяжёлых форм болезни и высокой летальностью. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в мире ОКИ
* Кафедра педиатрии ФПДО ГОУ ВПО СОГМА Росздрава
переносят 2 млдрд. человек, при этом заболеваемость у детей до 14 лет в несколько раз выше, чем у взрослых (60-65% всех случаев заболевания). До 70% заболеваемость у детей раннего возраста [1]. В последние годы достигнуты большие успехи в изучении особенностей патогенеза и клинических проявлений ОКИ, однако вопросы терапии ОКИ сохранят свою актуальность.
Цель исследования - изучение клинической эффективности, а также влияние на показатели иммунного статуса пробиотика «Пробифор» и сочетанного применения пробиотика «Проби-фор» и комплексного иммуномодулирующего препарата (КИП) в терапии ОКИ детей первого года жизни.
Материалы и методы. В настоящую работу включены данные обследования и наблюдения 105 стационарных больных первого года жизни, поступивших во 2-е кишечно-диагностичекое отделения РДКБ г. Владикавказа с клиникой острой кишечной инфекции. Критериями включения больных в исследования были: дети в возрасте от 1 месяца до 1 года с ОКИ без сопутствующей острой инфекции, госпитализация не позднее 3-х суток болезни, лёгкая и среднетяжёлая формы ОКИ, отсутствие в анамнезе на момент исследования факта приёма антибиотиков, ферментов, пробиотиков, иммуномодуляторов.
Методом случайной выборки в зависимости от проводимой этиотропной терапии все больные были распределены на следующие группы: I-ая группа - 35 человек (14 девочек и 21 мальчик), в качестве единственного средства этиотропной терапии per os получали пробиотик «Пробифор» по 1 пакетику 2 раза в день при легкой форме заболевания, и по 1 пакетику 3 раза в день при среднетяжелых формах заболевания 3-5-дневным курсом; II-я группа - 37 человек (11 девочек и 26 мальчиков) получали КИП по 1 дозе 1 раз и «Пробифор» по 1 пакетику 2 раза в день при легкой форме заболевания; и КИП по 1 дозе 2 раза и «Пробифор» по 1 пакетику 3 раза в день при среднетяжелых формах заболевания - 5-дневным курсом; III-я группа (сравнения) - 33 человека (12 девочек и 21 мальчик) получали традиционную антибактериальную терапию перорально и/или в/м 5-7-дневными курсами.
У всех детей заболевание начиналось остро. Большая часть детей (77,1%) поступила в первые два дня от начала заболевания: в первый день - 25 детей (23,8%), во второй - 56 детей (53,3%), остальные 24 ребёнка (22,9%) - на третий день болезни. Все больные с ОКИ при поступлении в стационар получали однотипную базисную терапию: диету, пероральную регидратацию и по показаниям - инфузионную терапию, ферменты, симптоматическую терапию (жаропонижающие и др.). Другие средства этио-тропного воздействия (специфические бактериофаги, химиопрепараты, энтеросорбенты, энтеральные иммуноглобулины, лактоглобулины) этим больным не назначались. Группы больных подбирались по случайному алфавитному принципу и были сопоставимы для статистической обработки результатов исследования по полу, возрасту, этиологии ОКИ, уровню поражения ЖКТ, типу диареи, тяжести течения инфекции. На искусственном вскармливании находилось 77 детей (73,3%); 11 детей (10,5%) находилась на раннем смешанном и 17 детей (16,2%) - на естественном вскармливании. У 86 (82,7%) детей при поступлении в стационар имелась сопутствующая патология: анемия, гипотрофия, пара-трофия, рахит, аллергический дерматит, экссудативнокатаральный диатез, судорожный синдром, гидроцефалия, ВПС, дисплазия тазобедренных суставов, пупочная грыжа, кривошея, гипоспадия, фимоз, гидроцеле, косоглазие, дакриоцистит, конъюнктивит. У 47(44,8%) детей в анамнезе были частые ОРЗ, ОКИ, пневмония, обструктивный бронхит, отит, ветряная оспа.
На долабораторном этапе всем детям проводилась клиническая диагностика острых кишечных инфекций с установлением топики поражения ЖКТ и типа диареи, основанное на классификации и этиопатогенетическом подходе к развитию диарейного синдрома («инвазивный», «осмотический», «секреторный»,
«смешанный») [2, 3]. Исходя из этого, по топике поражения ЖКТ среди 105 обследованных детей у 72 (68,6%) отмечался гастроэнтерит, у 10 (9,5%) - энтерит, в 5 случаях (4,8%) имел место энтероколит, у 16 детей (15,2%) установлен гастроэнтероколит и в 4 случаях (1,9%) имелись признаки колита. По типу диареи все дети были распределены: у 63 больных (60%) диарея протекала по осмотическому типу, у 27 (25,7%) - имел место инвазивный тип, а в 15 случаях (14,3%) отмечалась секреторная диарея. Анализ клинико-лабораторных данных позволил установить, что заболевание протекало в лёгкой форме у 41 (39%) ребёнка, а в среднетяжёлой форме - у 64 (61%) детей [4].
Этиологическая структура ОКИ лабораторно была расшифрована у 34 (32,4%) пациентов с использованием рутинных методов исследования: бактериологическим - у 17 (50%), серологическим - у 4 (11,8 %) и методом ИФА - у 13 (32,8%) больных. В структуре ОКИ, расшифрованных с применением комплекса бактериологических и серологических методов лабораторной диагностики преобладали бактериальные моноинфекции (21,2%): сальмонеллёз верифицирован у 8 (7,6%), шигеллёз - у 3 (2,9%), эшерихиоз - у 4 (3,8%) и ОКИ, вызванные УПМ - у 6 (5,7%) из 105 обследуемых детей. Этиологическая роль вирусных агентов подтверждена у 13 детей (12,4%), причём в 100% случаев это были ротавирусы. Наряду с моноинфекциями мы фиксировали и микст-инфекции (вирусно-бактериальные) - у 2 (1,9%) детей, у 71(67,6%) ребёнка этиологию ОКИ установить не удалось (рис.3).
Всем больным при поступлении в стационар проводилось рутинное обследование: общий анализ крови и мочи, копрологи-ческое исследование, биохимический анализ крови при необходимости. Клиническая лабораторная диагностика проводилась на базе лабораторий РДКБ г.Владикавказа. Комплекс лабораторных обследований для выявления этиологического агента включал: трёхкратный бактериологический посев фекалий; серологическое исследование методом РПГА с антигенами сальмонелл и шигелл - всем пациентам с синдромом гемоколита на второй неделе болезни; исследование кала на условно-патогенную флору; выявление в кале антигенов ротавирусов методом ИФА. Иммунологическое обследование проводилось в первый день поступления ребёнка с ОКИ в стационар, а затем в периоде ранней реконва-лесценции - на 5-7 день болезни в иммунологической лаборатории РДКБ г. Владикавказа, и включало определение уровней сывороточных иммуноглобулинов А, М и О по методу Манчини.
Результаты. В результате исследований в сравниваемых группах больных установлено, что в первых двух группах достоверно сокращается средняя продолжительность симптомов интоксикации (с 5,65±0,18 до 3,87±0,08 в первой и до 3,04±0,15 дней во второй группе), быстрее купируются явления метеоризма (с 4,63±0,20 до 2,74±0,11 в первой и до 2,32±0,07 дней во второй) и диарейного синдрома (с 8,39±0,40 до 5,00±0,15 в первой и до 4,32±0,07 дней во второй группе) (р<0), в то время как различия по продолжительности рвоты и лихорадки оказались недостоверными (р>0) (табл.). Сократилась, также, и средняя продолжительность периода госпитализации с 10,00±0,42 до 6,00±0,18 впервой группе и до 5,70±0,11 дней во второй группе больных детей.
Таблица
Средняя продолжительность клинических симптомов заболевания в сравниваемых группах
Клинические симптомы Группы больных и средняя продолжительность в днях
I - ая группа (n=35) II-ая группа (n=37) Группа сравнения (n=33)
Токсикоз З,87±0,08 З,04±0,15 5,б5±0,18
Вялость 2,77±0,12 2,4З±0,08 4,63±0,26
Анорексия 2,9б±0,11 2,70±0,1З 4,ЗЗ±0,28
Рвота 1,19±0,11 1,14±0,0б 1,40±0,14
Лихорадка 1,42±0,08 1,З7±0,11 1,б9±0,14
Метеоризм 2,74±0,11 2,З2±0,07 4,63±0,20
Диарея 5,00±0,15 4,З2±0,07 8,З9±0,40
Результаты иммунологического исследования показали достоверное снижение уровня IgA до 0,32±0,06 и достоверное увеличение уровней IgM до 0,96±0,22 и G до 12,55±1,99 в острый период заболевания ОКИ во всех трёх группах. По окончании 5-ти дневного курса этиотропной терапии ОКИ пробиотиком «Пробифор» средние значения уровней сывороточных иммуноглобулинов А, М и G достоверно возросли и составили: IgA -
0,61±0,16; IgM - 1,21±0,05 и IgG -13,45±1,02; а в группе, получавшей этиотропную терапию по схеме КИП+«Пробифор» эти значения возросли и составили: IgA 1,58±0,18; IgM 1,47±0,06 и IgG 15,95±1,54 соответственно. В группе сравнения среднее значение уровня Ig А осталось на прежнем уровне, а уровни Ig М и Ig G увеличились, но разница была недостоверной. Данные исследования сывороточных иммуноглобулинов в этой группе указывает на необходимость включения в терапию лёгких и среднетяжёлых форм ОКИ иммуномодулирующих препаратов.
Выводы. Таким образом, результаты проведённого клинико-иммунологического исследования показали, что сочетанное применение пробиотика «Пробифор» и КИП является наиболее эффективным средством альтернативной «стартовой» этиотропной и патогенетической терапии при лёгких и среднетяжёлых
формах ОКИ у детей первого года жизни, в связи с чем его можно рекомендовать в практику педиатров-инфекционистов.
Литература
1. The World Health Report 2003: Shaping the Future Geneva WHO 2003.
2. Новокшонов А.А. и др. // Детские инфекции. 2002. №1. С.32-38.
3. Учайкин В.Ф., Мазанкова Л.Н., Новокшонов А.А., Соколова Н.В.// Пособие для врачей.М.2003.34 с.
4. Горелов А.В., Милютина Л.Н., Усенко Д.В. // Клинические рекомендации по диагностике и лечению ОКИ у детей. М.2005.106 с.
УДК 615.851.135
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ И.В. ДОБРЯКОВ *
Ключевые слова: психотерапия, рождение ребёнка
Семья, ожидающая рождения ребёнка, стоит на пороге серьёзных изменений, а значит, её функционирование становится нестабильным. К. Витакер отмечал, что все трудности семейной жизни отступают на второй план, когда на сцену выходят переживания беременности, родов, кормления младенцев до одного года [1]. С. Минухин считал, что появление ребёнка означает появление в семье новой диссипативной структуры и влечёт за собой сложную реорганизацию супружеского холона и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи [5]. В связи с этим семьи ожидающие рождения ребёнка, имеющие маленького ребёнка, как правило, нуждаются в психологическом консультировании, а часто и в психокоррекционных, психотерапевтических вмешательствах. Однако практика показывает, что обращения за помощью к специалистам подобных семей, их членов крайне редки. Более того, зачастую на беременность и рождение ребёнка женщина и мужчина решаются в надежде улучшить, укрепить с помощью этого внутрисемейные отношения. Надеждам, как правило, не суждено сбыться. Для многих это становится очевидным уже во время беременности, так как приводит к обострению семейных проблем, ухудшает отношения супругов [4].
Естественные физиологические соматические изменения, возникающие у женщин в связи с беременностью, создают фон, на котором легко развиваются нервно-психические расстройства. В период беременности они встречаются примерно у 40 % женщин, при чём более половины от их числа (56%) составляют депрессии [8]. А.Б. Смулевич выделяет «депрессивный синдром беременных», считая его одним из специфических аффективных расстройств, связанных с репродуктивной функцией женщин [6]. В большинстве (77%) нервно-психические расстройства беременных женщин остаются нераспознанными [9]. Они так плохо диагностируются потому, что часто их симптомы пытаются объяснить лишь связанными с беременностью физиологическими изменениями. Депрессивные расстройства беременной усугубляют нарушения межличностных коммуникаций между супругами. Возникает замкнутый круг, так как «коммуникационная проблема» в семье еще больше ухудшает психическое состояние [7].
Становится очевидной актуальность разработки методик активного выявления дисфункциональных семей, ожидающих рождения ребёнка, способов формирования у них мотивации на работу с психологом или психотерапевтом, моделей психокоррекционного и психотерапевтического воздействия на семью. Это обусловило развитие нового направления в психотерапии -перинатальной психотерапии. Её можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребёнка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребёнка [3]. Особенностями перинатальной психотерапии являются: семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения;
* Санкт-Петербургская медакадемия последипломного образования, кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии