Научная статья на тему 'КЛИНИКО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ПДК ХЛОРОФОСА'

КЛИНИКО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ПДК ХЛОРОФОСА Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — П.Д. Деомидов, О.И. Мирошникова, Ю.И. Мусийчук, С.В. Нагорный, В.Ш. Шульман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Under the conditions of trichlorfon production by the clinical and hygienic methods the experimentally established MAC for trichlorfon (0.5 mg/m³) at the working zone was verified and the provisional maximum allowable level of it on the skin (0.045 mg/dm³) was confirmed.

Текст научной работы на тему «КЛИНИКО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ПДК ХЛОРОФОСА»

культур подтверждается статистически. Отмечена тенденция к повышению уровня нитратов в соответствующих пробах почв. В отдельных образцах моркови Нантская-04 и ряде проб капусты Белорусская-35, выращенных с применением различных доз минеральных азотных удобрений, обнаружены небольшие концентрации НДМА — до 1,3 и 2,1 мкг/кг соответственно. В пределах используемых для подкормки почвы количеств азота не отмечается существенного повышения концентраций нитритов и нитрозосоединений в исследуемых растениях, однако при максимальных дозах — 300 кг/га для капусты и 210 кг/га для моркови — проявляется тенденция к загрязнению указанных овощей этими веществами.

Литература

1. Андрющенко В. К.// Вопр. питания.— 1981. — № 5. — С. 57—60.

2. Костюковский Я. Л., Меламед Д. Б. // Минеральные удобрения и качество пищевых продуктов. — Таллин, 1980.— С. 76—79.

3. Костюковский Я. Л.. Меламед Д. Б., Mijpox В. И. // Becui АН БССР, сер. б\ял. навук. — 1982. — № 6. — С. 61—62.

4. Межевич Д. В., Подлужный Г. И., Костюковский Я. Л., Меламед Д. Б. // Минеральные удобрения и качество пищевых продуктов. — Таллин, 1980. — С. 96—101.

5. Методика определения нитритов и нитратов в пищевых продуктах, рационе и воде. — М., 1981.

6. Михайловский Н. Я-. Королев А. А., Ильницкий А. П. и др.//Растения и химические канцерогены. — Л., 1979.— С. 92—93.

7. Мурох В. И.. Меламед Д. Б., Костюковский Я■ Л. Влияние удобрении н ядохимикатов на качество продуктов питания. — Минск, 1983.

8. Mi/pox В. И., Меламед Д. Б.. Костюковский Я■ Л. Ннтрозосоединсния в сельскохозяйственных и пищевых продуктах и возможные пути отрицательного воздействия их на человека. — Минск, 1984.

9. Невзорова Л. И.. Воеводин А. И., Ямшанов В. А., Калинина Л. А. //' Канцерогенные N-нитрозосоедннения и их предшественник! —образование и определение в окружающей среде. — Таллин, 1981. —С. 14—16.

10. Пименова В. В., Жукова Г. Ф..' Архипов Г. Н. и др.// Вопр. пнтания. — 1985. — № 3. — С. 66—70.

11. Пименова В. В.. Жукова Г. Ф.. Архипов Г. Н. и др.// Там же. — № 2. — С. 58—62.

12. Рубенчшс Б. Л., Костюковский Я■ Л., Меламед Д. Б. Профилактика загрязнения пищевых продуктов канцерогенными веществами. — Киев, 1983.

Поступила 25.03.SG

Summary. Increase in the use of fertilizers is accompanied by the elevation of nitrates' concentration in vegetables, grain, and soil on which these vegetables and grain are raised. No similar correlation is established for nitrites. In some samples of carrot and cabbage there are found insignificant concentrations of nitrosodimethylamine the quantity of which increases simultaneously with the elevation of the dose of applied fertilizers.

УДК 613.63:1613.155.3:661.718.1

П. Д. Деомидов, О. И. Мирошникова, 10. И. Мусийчук, С. В. Нагорный, В. Ш. Шульман

КЛИНИКО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ПДК ХЛОРОФОСА

Институт биофизики Минздрава СССР, Москва

Наблюдение за состоянием здоровья работающих в химическом производстве является завершающей стадией нормирования вредных веществ, а результаты его определяют правильность полученного в эксперименте на животных допустимого уровня воздействия.

Требования к такого рода программам сформулированы в работах 3. А. Волковой [11, И. В. Саноцкого [8], В. В. Соколова и соавт. [9], докладах Комитета экспертов ВОЗ [3, 6, 7] и методических указаниях [4]. Из этих работ следует, что заключение но результатам клинико-гигиенических исследований можно считать достаточно обоснованным при следующих условиях: в воздухе рабочей зоны находится одно вещество или преобладает какое-либо одно из химических соединений; концентрации вещества относительно постоянны; производство имеет современное аппаратурно-технологическое оформление; может быть количественно учтено комплексное воздействие (ингаляционное и через кожу) при условии однонаправленности биологического действия независимо от пути поступления вещества в организм; имеется достаточное

для выводов число наблюдений; имеются данные по 2—3 предприятиям; исследователь располагает сведениями о загрязнениях за достаточно длительный период; отбор проб во всех точках пребывания рабочих для расчета средневзвешенной концентрации производится методически правильно; исследователь располагает данными о состоянии здоровья за несколько лет в сопоставлении с исходными и контрольными данными; результаты углубленных осмотров проводятся по нескольким предприятиям с одинаковыми вредностями, но с разным уровнем воздействия; данные функциональных исследований рассматриваются при кратковременном действии вещества в специально подобранных небольших группах.

Практическая реализация основных методических аспектов клинико-гигиенической корректировки допустимого уровня воздействия химического агента может быть продемонстрирована на примере изучения производства хлорофоса.

Технологический процесс производства хлорофоса состоит из 3 основных стадий, каждая из которых обслуживается строго закрепленными

Таблица I

Расчет недействующей дозы хлорофоса по наличию синдрома вегетососудистой дисфункции у обследованных женщин

Среднесиениая доза хлорофоса, мг Число обследуемых Эффект Коли чество эффектов, % Накопленная частота эффектов Скоррнгнро- ванный эффект, %

есть нет есть нет всего

0 19 2 17 11 2 37 39 5,1

0,1—0,9 1 0 1 0 2 20 22 9,1

1,0—9,9 25 14 11 56 16 19 35 45,7

10,0—19,9 14 10 4 71 26 8 34 76,5

20,0—29,9 14 11 3 79 37 4 41 90,2

30,0 и более 12 11 1 92 48 1 49 98,0

бригадами и характеризуется определенными сочетаниями токсичных веществ; на стадии получения диметилфосфита (ДМФ): хлористый метил, метанол, треххлористый фосфор, ДМФ; на стадии получения хлораля: хлористый водород, хлор, хлораль; на стадии синтеза и расфасовки готового продукта: хлорофос. На первых 2 стадиях на организм работающих воздействует несколько химических веществ, обладающих зачастую однонаправленным токсическим действием, поэтому эти стадии не могут рассматриваться как модель для клинического подтверждения надежности ПДК. Лишь на стадиях синтеза хлорофоса, расфасовки и лабораторного контроля исследуемое вещество является доминирующим химическим агентом. Кроме хлорофоса, на стадии синтеза и расфасовки обнаруживается присутствие хлораля и ДМФ. Однако малый удельный вес хлораля в общей интенсивности воздействия, а также отличие его эффекта от действия хлорофоса (отсутствие антихолинэстеразного действия, выраженный раздражающий эффект и др.) позволяют не учитывать данное вещество при расчетах безопасной дозы хлорофоса. ДМФ, вероятно, может вызвать одноправленный с хлорофосом токсический эффект, однако загрязнение им воздуха рабочей зоны оказалось незначительным. Однонаправленный характер биологического действия хлорофоса при комплексном воздействии позволяет учитывать суммарную дозу вещества, поступающую в организм различными путями [2, 10].

В сравнительном аспекте изучались идентичные по технологии и уровню технического оснащения производства, в которых выделены 4 группы лиц, различающихся по интенсивности воздействия на них хлорофоса, а также группа работающих, подвергающихся минимальному воздействию вещестза. Контрольные и опытные группы были адекватны по полу, возрасту, производственному стажу, региону проживания. Обследуемые контрольной группы не имели контакта с промышленными вредными веществами.

Для клинико-гигиенического обоснования безопасной дозы хлорофоса при его производстве было использовано сопоставление доз хлорофоса и вызываемых им эффектов. За пороговую ве-

личину принималось минимальное значение показателя, выходящее за пределы его доверительной границы в контрольной группе на графике зависимости доза — эффект, построенном с использованием метода Рида и Менча [9]. Эта величина обозначена как ЕО$'01, или доза, недействующая с вероятностью 99 %.

Расчет среднесменного количества хлорофоса, поступающего в организм каждого из 138 обследуемых (включая 37 человек контрольной группы), позволил провести иробит-анализ зависимости частоты симптомов от воздействующей дозы в диапазоне от 0 до 30 мг хлорофоса в смену и более. Анализ проводился с учетом пола обследованных по 10 показателям, изменение которых характерно для действия хлорофоса. По каждому из показателей при расчете зависимости доза — эффект были получены близкие значения величины ЕОд'01 (табл.1).

Анализ графиков зависимости частоты появления отдельных клинических признаков от интенсивности воздействия хлорофоса показал, что для большинства из них (в группе женщин —• для всех) достигается статистически значимое совпадение теоретических и фактических частот (X2 при />в.01 = 9,2) (табл.2).

В группе мужчин из-за меньшего числа па-блюдений для 3 показателей не отмечается совпадения теоретической и фактической кривой, однако однофакторный дисперсионный анализ [5] позволил выявить четкую зависимость эффекта от доз (Р<0,05).

Расчетная безопасная доза колебалась в пределах 3—3,66 мг в 1 смену для женщин и 3,3— 3,6 мг в 1 смену для мужчин, что в пересчете на концентрацию в воздухе (при условии только ингаляционного воздействия) составило 0,5— 0,88 мг/м3. Полученные данные подтверждают надежность экспериментально обоснованной ПДК хлорофоса в воздухе рабочей зоны [10]. При пересчете только на кожное воздействие ориентировочный безопасный уровень составил 0,019—0,023 мг/дм2, а с учетом максимальной абсорбции хлорофоса ориентировочный предельно допустимый уровень (ПДУ) загрязнения кожных покровов должен находиться в пределах

Таблица 2

Ве личины недействующих доз хлорофоса, полученные с учетом частоты некоторых клинических признаков

Женщины Мужчины

. • т А О 5 ® т О О О- » ° £ О ^ в, V О У ¿¿Ш В т 2 - О л о й V я * ¥ § = ?

Клинический признак X1 НО»-01, ЕО,„ мг X - « - « о _ я « « . X О Ь о — и V _ X1 и ЕО„, мг ~ <и о " - И о - ~ х 2 Н О я 4) О х

мг Т - у V К О =• те «з и <и <о у £ « X га ~ 2 к о Г 5 7 V К О = те те (у со у = С4 эг У Xе! к те св л £

а. о. — а. н о А га оё'- X о'о а. о. - о. н

о. = " с: о а С. О- <- и о о ^ = с ** ^ г

С) & с) те о .а с х н се н п «-¿х ш С С О т О 3 = X X н хь

Усиленный дермографизм 3,414 3,20 6,0 0,53 0,016 15,356 3,4 3,3 0,54 0,017

Снижение и отсутствие брюшных реф-

лексов 1,360 3,26 6,6 0,54 0,016 14,57 3,3 6,8 0,53 0,017

Нарушение болевой чувствительности

в дистальных отделах конечностей 2,904 3,66 8,5 0,61 0,018 3,76 3,6 3,1 0,60 0,018

Вегетативно-сосудистая дисфункция,

в том числе при астенолевротичес-

ком синдроме 0,226 3,00 6,1 0,50 0,015 12,753 3,3 3,3 0,53 0,017

Изменение ритма, проводимости, дистрофия миокарда (по данным ЭКГ)

2,193 3,65 4,4 0,60 0,018 9,94 3,3 3,4 0,53 0,016

Снижение эластических свойств ле-

гочной ткани при спирографии 3,070 3,16 14,0 0,53 0,016 3,1-3 3,4 5,1 0,54 0,017

Нарушение бронхиальной проходи- 0,54

мости при спирографии 4,049 3,22 34,0 0,016 1,15 5,3 4,9 0,88 0,027

Снижение активности холинэстеразы

после смены 0 7,6 16,0 1,27 0,038 — — — — —

Снижение активности холинэстеразы

после 2-дневного отдыха 0 !1,2 26,0 1,87 0,06 — — — — —

Сочетание симптомов и синдромов,

которые можно квалифицировать 19,5 0,05

как хроническую интоксикацию 0 10,0 1,67 — — — — —

0,043—0,052 мг/дм2, что в 2,3—1,9 раза меньше опасного уровня (0,1 мг/дм2) [2].

Таким образом, при оценке санитарно-гигиенических условий труда при производстве хлорофоса следует учитывать 2 гигиенических регламента: ПДК в воз^хе рабочей зоны — 0,5 мг/дм3 и ПДУ загрязнения кожных покровов — 0,045 мг/дм3 (рекомендуется по данным проведенных клинико-гигиенических исследований). При наличии комплексного воздействия хлорофоса должно соблюдаться соотношение: Концентрация в воздухе рабочей зоны

ПДК +

уровень загрязнения кожи + ПДУ

Таким образом, проведенное исследование подтверждает возможность клинико-гигиениче-ской оценки надежности экспериментально обоснованной ПДК в воздухе рабочей зоны, кроме того, данный подход позволяет также устанавливать ориентировочный ПДУ загрязнения кожных покровов. Полученные данные свидетельствуют о принципиальной возможности учета комплексного воздействия токсичного вещества при ингаляционном и чрескожном путях поступления.

Дальнейшие эпидемиологические исследования должны быть направлены на изучение отдаленных последствий действия хлорофоса, несмотря на то что экспериментальные данные, свидетель-

ствующие об эмбриотоксическом и тератогенном действии хлорофоса пока не многочисленны, эта сторона его действия требует пристального внимания гигиенистов.

Литература

1. Волкова 3. А. //Принципы и методы установления предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе производственных помещений / Под ред. А. А. Летавета, И. В. Саноцкого. —- М„ 1970.— С. 130— 137.

2. Кундиев Ю. И. Всасывание пестицидов через кожу и профилактика отравлений. — Киев, 1975.

3. Методы установления допустимых уровней воздействия профессиональных вредностей. — М., 1978.

4. Методические указания к проведению исследований на производстве при обосновании, проверке и корректировке предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. — М., 1984.

5. Плохинский И. А. Биометрия. — Новосибирск, 1961.

6. Профессиональная гигиена: Контроль за состоянием производственной среды и здоровьем человека: Пер. с англ. — М., 1975.

7. Раннее выявление признаков нарушения здоровья, вызванного профессиональными вредностями: Пер. с англ. — М., 1977.

8. Саноцкий И. В. Методы определения токсичности и опасности химических веществ. — М., 1970.

9. Соколов В. В., Волкова 3. А., Догле II. В. и др. //

Методологические вопросы гигиенического нормирования производственных сЬакторов.— М., 1976. — С. 71 — 86.

10. Цапко В. Г.Ц Гиг. труда. — 1964. —№ 10.— С. 54—56.

Поступила 26.11.85

S u m m a r y. Under the conditions of trichlorion production by the clinical and hygienic methods the experimentally established MAC for trichlorfon (0.5 mg/m3) at the working zone was verified and the provisional maximum allowable level of it on the skin (0.045 mg/dm2) was confirmed.

УДК 613.155 + 614.72|:66

Ю. Д. Губернский, М. Т. Дмитриев

КОМПЛЕКСНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА НАСЕЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В УСЛОВИЯХ

ЖИЛОЙ СРЕДЫ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В решениях XXVII съезда КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» (1978 г.) и «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982 г.) подчеркивается необходимость дальнейшего развития исследований по совершенствованию управления качеством окружающей среды в интересах укрепления и сохранения здоровья советских людей.

Это положение требует проведения исследований, направленных на совершенствование гигиенического регламентирования всей совокупности факторов окружающей среды, поскольку в реальных условиях, в быту и на производстве, на организм оказывает воздействие сложный комплекс факторов, обусловливающих реальную нагрузку. В литературе имеется ряд работ по комплексной гигиенической оценке влияния факторов окружающей среды на население. Однако эта проблема еще не может считаться решенной, а полученные данные во многом противоречивы [1]. В частности, недостаточно изучено влияние суммарной химической нагрузки в жилых и общественных зданиях на состояние здоровья, а также аллергенное действие химических факторов на население в условиях жилой среды [2, 3]. Для того чтобы гигиеническая оценка реальной нагрузки носила комплексный характер, необходимо учитывать все разнообразие деятельности человека в условиях крупного города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведены исследования качества атмосферного воздуха и воздушной среды всех основных типов закрытых помещений в современных жилых, общественных, производственных зданиях и салонах городского транспорта: в жилых и административных зданиях, культурно-бытозых учреждениях (театры, кинотеатры, библиотеки, магазины), салонах автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов метро, производственных помещениях. Комплекс химических веществ, загрязняющих воздушную среду исследуемых объектов, определялся методами хромато-масс-спектромет-рии, газовой хроматографии и фотоколориметрии [4, 8]. Хромато-масс-спектрометрические опреде-

ления токсичных веществ в воздушной среде проведены на хромато-масс-спектрометре LKB-2091, состыкованном с системой обработки данных LKB-2130, содержащей компьютер PDP 11/34, дисплей и графопостроитель. Всего выполнено 2406 комплексных определений.

Изучение качества городской воздушной среды показало, что химическое загрязнение атмосферного воздуха крупного города характеризуется большим разнообразием химических соединений. л Всего по разным точкам наблюдений было иден- * тифицировано от 36 до 64 токсичных ингредиентов.

При исследовании внутрижилищной среды выявлена еще большая вариабельность качественно-количественного состава воздуха, что в значительной мере определялось количеством и мощностью источников химического загрязнения в жилище. Так, количество токсичных веществ, присутствующих в воздушной среде жилых помещений, колебалось от 45 (в жилых комнатах) до 70 (в воздухе кухонь), причем ведущими компонентами химического загрязнения являлись этилбензол, изопропилбензол, стирол, нафталин, аммиак, формальдегид, окислы азота, ацетальдегид, ксилол. Кроме того, в воздушной & среде жилищ были обнаружены более высокие * по сравнению с атмосферным воздухом концентрации толуола, этилацетата, бутилацетатэ, метил-метакрилата, бензола, гексана, пентана, гептана, октана и их изомеров, что свидетельствует о загрязнении внутрижилищной среды как продуктами жизнедеятельности и деструкции отделочных полимерных материалов, так и продуктами неполного сгорания газа.

В воздушной среде культурно-бытовых учреждений также обнаружено большое количество химических ингредиентов, число которых варьировало в зависимости от назначения помещения А от 51 до 63.

Исследование воздушной среды салонов городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен) показало наличие в ней химических загрязнителей: окиси углерода, двуокиси азота, пентана, октана, гептана, гексана, декана и других веществ, уровни которых опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.