ТЕЗИСЫ. IX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС «ДЕТСКАЯ КАРДИОЛОГИЯ 2016»
НАРУШЕНИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА И ПРОВОДИМОСТИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ: ФАКТОРЫ РИСКА, КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ
ШИХОВА Е.И., КОВТУНО.П.
ГБОУ ВПО УГМУ МИНЗРАВА РОССИИ, ЕКАТЕРИНБУРГ
Цель: Исследовать факторы риска развития аритмии у детей младенческого возраста и предикторы прогрессирования заболевания.
Методы: Проведено сравнительное исследование двух групп пациентов. В основную группу вошло 58 детей в возрасте от 2 суток до 10,5 месяцев (средний возраст 3 ±2,8 мес), госпитализированных в кардио-ревматологическое отделение ДГКБ №11 по поводу нарушений ритма и проводимости сердца в период 2010-2013 гг. Это были дети с зарегистрированным нарушением ритма сердца, потребовавшие госпитализации. Контрольную группу составили 40 детей в возрасте от 3 суток до 11 месяцев (средний возраст 4,5±2,6мес), находившиеся на лечении в соматическом стационаре ДГКБ№11 по поводу ОРВИ, при этом значимой соматической патологии и нарушений сердечного ритма они не имели. Проанализированы истории болезни этих детей, произведены физикальное, общеклиническое и дополнительные методы обследования: ЭКГ, ЭХОКГ, холтеровское мониторирование ЭКГ, рентгенографическое обследование органов грудной клетки, нейросонография, УЗИ органов брюшной полости и почек. Проведено динамическое наблюдение за состоянием здоровья 28 детей, которые в дальнейшем были на приеме у детского аритмолога.
Результаты и обсуждение: При анализе течения беременности у матерей основной группы выявлено достоверно более частое развитие анемии (34%), угрозы прерывания (24%), перенесение ОРВИ матерью во время беременности (21%). В 38% случаев аритмии у детей впервые были зарегистрированы по-
БОЛЕЗНИ МИОКАРДА
КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРОМБОЗОВ И ТРОМБОЭМ-БОЛИЙ У ДЕТЕЙ С БОЛЕЗНЬЮ КАВАСАКИ В ПЕНЗЕ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
БАКУЛИНА И.В., РУШАКОВА С.Д., РАЗОВА В.Ф., АНДРИЯНОВА П.А., БАКУЛИНА А. С.1
ГБУЗ ПОДКБ ИМ. Н.Ф. ФИЛАТОВА, ПЕНЗА 1 ГБОУ ВПО ПСПБГМУ ИМ. АКАД. И.П. ПАВЛОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
сле первого месяца жизни. В 34,5% аритмии у детей первого года жизни зарегистрированы в раннем нео-натальном периоде и характеризуются отсутствием специфических жалоб и клинических проявлений; достоверно чаще, чем у здоровых детей (р< 0,05) сочетаются с ВПС, персистированием фетальных коммуникаций. В 74% аритмию у этих детей можно расценить как идиопатическую. Важно отметить сочетание аритмии с перинатальным повреждением центральной нервной системы в 37% случаев, хотя этот диагноз встречается одинаково часто среди обеих групп пациентов. В группе детей с аритмиями достоверно чаще перинатальная патология центральной нервной системы проявлялась гипертензионно-гидроцефаль-ным синдромом (что соответствует результатам ранее проведенных исследований). Дети 2-4 месяцев жизни с НСР представляют особую группу, у которой высокий риск развития аритмии может быть сопряжен с гиперсимпатикотонией. Структура НСР у детей 1 года жизни характеризуется преобладанием несинусовой тахикардии (43%) и экстрасистолий (33%), как суправентиркулярных, так и желудочковых. Ка-тамнестическое наблюдение за этими детьми показало, что 60,3% детей нуждались в назначении антиаритмической терапии длительностью от 3 месяцев до 1,5 лет, при этом 32% имели благоприятный исход (выздоровление), а 68% относились к группе риска. У 10,7% НСР сохранялись, несмотря на прием антиаритмических препаратов (группа высокого риска), у 14,3% НСР возобновлялись при отмене антиаритмической терапии (группа среднего риска).
Выводы: Впервые особое научное внимание в детской аритмологии уделено специфической группе пациентов — детям с манифестацией аритмии на первом году жизни. Определены наиболее опасные периоды для манифестирования заболевания, выявлены группы риска развития аритмии, учитывая сочетанную патологию и вегетативный статус ребенка. Также, благодаря динамическому наблюдению за детьми основной группы, появилась возможность предположить характер течения заболевания в дальнейшем.
Цель: Оценить распространенность тромбозов и тромбоэмболий при болезни Кавасаки среди детей Пензы и Пензенской области.
Методы: В анализ были включены 17 детей, из них 5 мальчиков и 12 девочек, в возрасте от 2 месяцев до 8 лет за период наблюдения с 2009 по 2015 гг. Болезнь Кавасаки была верифицирована с использованием критериев, принятых EULAR/PreS, 2006. Проводились физикальное, лабораторное обследование пациентов, а именно оценка общего анализа крови с определением тромбоцитов, времени свертываемости и длительности кровотечения, коагулограммы, биохимического
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 3, 2016
БОЛЕЗНИ МИОКАРДА
анализа крови, в том числе определение СРБ, общего белка; а также инструментальные методы исследования — электрокардиография, эхокардиография, ультразвуковое исследование артерий верхних и нижних конечностей. Статистический анализ данных проведен с использованием программы SPSS, версия 20.0.
Результаты: У всех пациентов объективизирована полная форма болезни Кавасаки. Тромбозы были выявлены почти у 20% обследованных (3 пациента) в возрасте 11±0,3 месяцев, причем изолированный коронарный тромбоз имел место только у одного ребенка. У двух пациентов системный васкулит сопровождался тромбозом не только коронарных артерий, но и сосудов конечностей в виде тромбоэмболии плечевой артерии. В одном случае тромбоз коронарных артерий осложнился задокументированным Q-инфарктом миокарда, ставшим причиной летального события. При проведении корреляционного анализа было установлено, что у пациентов в возрасте до 1 года показатели активности процесса (СРБ, СОЭ, фибриноген, абсолютное количество нейтрофилов и тромбоцитов) были достоверно выше, чем у пациентов старше 1 года (p=0,005).
Обсуждение: После установления диагноза проводилось лечение иммуноглобулином для внутривенного введения (ИГВВ) в дозе 2 г/кг в однократной инфузии в течение 12 часов; аспирином. Пациентам с доказанными тромбозами и тромбоэмболиями также назначались прямые антикоагулянты. У 12 % обследованных, причем в возрасте до 1 года, зафиксирована резистентность к первой инфузии ИГВВ, что стало основанием для повторной инфузии ИГВВ в дозе 2 г/кг с положительным эффектом. При динамическом наблюдении за пациентами в катамнезе, в том числе с тромбозами и тромбоэмболиями, была достигнута стойкая ремиссия и регрессия тромбов. У одного ребенка с сочетанным тромбозом обращало на себя внимание наличие значимой сопутствующей патологии в виде врожденного нарушения системы гемостаза — тромбофилии (дефицита протеина S), что также могло вносить свой вклад в тромбообразование.
Выводы: Наиболее тяжело болезнь Кавасаки протекает у детей до 1 года. Среди детей Пензы и Пензенской области болезнь Кавасаки ассоциирована с развитием тромбозом и тромбоэмболий. Рациональная фармакотерапия антикоагулянтами, дез-агрегантами, высокодозными иммуноглобулинами позволяет достигнуть регрессии тромбообразования и ремиссии в течении заболевания.
ПОРАЖЕНИЕ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ С БОЛЕЗНЬЮ КАВАСАКИ
БАТЯНГ.М., БУЛДЫК Е.А.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЬНИЦА (ГДИКБ), МИНСК
Цель: изучить характер кардиальных нарушений у детей с болезнью Кавасаки.
Материалы и методы: за период 2009-2014 гг. обследовано 33 пациента с болезнью Кавасаки (13 девочек и 20 мальчиков) в возрасте от 3 месяцев до 10 лет, госпитализированных в ГДИКБ. Всем пациентам проводились общеклинические, серологические и вирусологические лабораторные исследования, ультразвуковое исследование сердца с доплерокоро-нарографией, электрокардиография (ЭКГ). До постановки диагноза болезнь Кавасаки были исключены инфекционные и другие системные заболевания.
Результаты и обсуждение. Диагноз болезнь Кавасаки ни у одного из наблюдаемых пациентов при направлении в стационар выставлен не был. Подавляющее число детей поступали в стационар уже после недельного периода лихорадки и лечения на амбулаторном этапе с диагнозами: ОРИ, медикаментозная аллергия; скарлатина, иерсинеоз, многоформная экс-судативная эритема, инфекционный мононуклеоз. При поступлении в стационар в первую неделю пребывания диагноз болезнь Кавасаки был выставлен 26 пациентам. В более поздние сроки — семи детям, у которых в последствии отмечалось более длительная нормализация уровня тромбоцитов, лейкоцитов, СОЭ, а также были выявлены изменения со стороны сердца. Наблюдались следующие клинические и лабораторные симптомы заболевания: полиморфная сыпь — 84,8%, отек кистей и стоп — 63,6%, ладонная и подошвенная эритема с последующим шелушением — 45,4%, гиперемия конъюнктивы — 81,8%, хей-лит — 81,8%, «малиновый язык» — 42,4%, шейный лимфаденит — 69,7%, гепатомегалия с изменением сосудов печени по данным УЗИ — 92,8%, артралгии — 36,4%. Тромбоцитоз — у 78,8%, лейкоцитоз — у 96,9%, повышение СОЭ — 100%, увеличение С-реактивного белка — у 93,3%.
Сердечно-сосудистые изменения по данным ЭКГ и УЗИ сердца были выявлены у большинства пациентов. При этом тахикардия наблюдалась у 90,9%, изменения в миокарде по данным ЭКГ у 81,8%, перикардит — у 12,1%, изменения в коронарных артериях — у 10 пациентов (у 10 — коронариты, из них у одного — аневризмы коронарных сосудов). Лечение внутривенным иммуноглобулином (ВВИГ) проводилось 31 пациенту в курсовой дозе 1-2 г/кг массы. Лечение ВВИГ не проводилось двум пациентам, которым окончательный диагноз болезнь Кавасаки был выставлен спустя длительное время от начала заболевания. Все пациенты получали аспирин в дозировке 5 мг/кг/сутки не менее шести недель.
Диспансерное наблюдение проводилось в течение года. У восьми пациентов с коронаритами показатели доплерокоронарографии нормализовались в течение одного месяца после выписки из стационара. У одного пациента с выявленными двумя микроаневризмами коронарных артерий показатели доплерокоро-
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 3, 2016 ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 3, 2016