Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПАРАДИГМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА'

КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПАРАДИГМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРАЧА / ДИАГНОЗ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Нахапетян А. А.

В статье рассматривается роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача, а также применение мышления в постановке диагноза и выявления причин заболевания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Нахапетян А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL THINKING AS A PARADIGM DOCTOR''S ACTIVITIES

The article examines the role of clinical thinking in the professional work of a doctor, as well as the use of thinking in diagnosing and identifying the causes of the disease.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПАРАДИГМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА»

5.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283 (Дата обращения 10.05.2017)

6.https://rdif.ru/ (Дата обращения 09.05.2017)

7.Пономарева Е.С., Кривенцова Л.А., Томилов П.С. Под ред. Л.Е.Стровского. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2012. - 287 с. -(серия «Практический курс»)

8.http://transparency.org.ru/ (Дата обращения 08.05.2017)

9.http://www.standardandpoors.com (Дата обращения 09.05.2017)

10.http://www.forumspb.com/ru (Дата обращения 09.05.2017)

11.http://www.gazprombank.ru/ (Дата обращения 10.05.2017)

12.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11105/ (Дата обращения 10.05.2017)

УДК 1

Нахапетян А.А. студент 2 курс лечебный факультет „ Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского"

Россия г. Саратов Научный руководитель: Кузнецова М.Н. кандидат философских наук доцент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии кафедра философии, гуманитарных наук и психологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования „ Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского " Министерства

здравоохранения Российской Федерации КЛИНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПАРАДИГМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА Аннотация: В статье рассматривается роль клинического мышления в профессиональной деятельности врача, а также применение мышления в постановке диагноза и выявления причин заболевания.

Ключевые слова. Клиническое мышление, профессиональная деятельность врача, диагноз.

Nakhapetyan A.A.

Student 2 year medical faculty "Saratov State Medical University named

after V.I.Razumovsky" Russia Saratov

Scientific adviser - Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology Kuznetsova M.N.

Department of Philosophy, Humanities and Psychology Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

"Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky" of the

Ministry of Health of the Russian Federation. CLINICAL THINKING AS A PARADIGM DOCTOR'S ACTIVITIES

Abstract: The article examines the role of clinical thinking in the professional work of a doctor, as well as the use of thinking in diagnosing and identifying the causes of the disease.

Keywords. Clinical thinking, logic, professional activity of a doctor, diagnosis

В современных условиях развития медицинской науки клиническое мышление представляет собой способ мышления, который основан на принципах диалектического мышления: объективность, конкретность, историзм. Оно обосновывает сущность заболевания, ее анамнез, дающий возможность выявить стратегию и тактику диагностики, лечения и профилактики.

Базой клинического мышления является комбинирование эмпирических наблюдений и результатов теоретических исследований и комплексный принцип оказания медицинской помощи. Основной задачей медицинского образования является формирование клинического мышления.

Специфика клинического мышления объясняется следующим:

9. Предмет исследования в медицине сложный, он охватывает многие сферы жизнедеятельности индивида.

10. В медицинской деятельности и диагностике рассматриваются неспецифические симптомы и синдромы. Это свидетельствует о том, что в клинической медицине нет признаков, которые являлись бы показателем только лишь одного заболевания, поэтому клинический диагноз зачастую является гипотезой.

11. Многие процессы и явления в медицине не поддаются обоснованию, в частности, остаются неизвестными многие синдромы.

12. Исторически впервые проблемы клинической медицины в XVIII веке начал изучать знаменитый нидерландский врач, ботаник и химик Герман Бургаве. В своих трудах он объяснял, что клиническое мышление развивается в процессе общения студента, врача-преподавателя и больного.

13. Клиническое мышление неразрывно связано с объективным развитием общества, а также с его познавательной и методологической культурой.

Указанными выше специфическими особенностями объясняется актуальность формирования и развития клинического мышления.

Клиническое мышление включает в себя:

1. Рассмотрение жалоб путем клинического анализа.

2. Назначение медицинских тестов, способствующих определению характера и интенсивности развития заболевания.

3. Подведение итогов полученных результатов исследований и определение симптомов, при помощи которых будет осуществлена постановка диагноза.

4. Оценка риска и предпочтений возможных вариантов последующего изучения болезни.

5. Согласование тактики лечения с учетом мнения больного.

Важным достижением любого врача является усвоение принципов

клинического мышления. Большинство же врачебных ошибок возникает по причине недостаточного целеустремленного и тщательного обследования больного, а также неглубокого и бессимптомного осмысливания клинической картины болезни. Ошибки за счет недостаточно внимательного клинического исследования больного в значительной мере порождаются переоценкой врачами лабораторных и инструментальных методов исследования. В силу недостаточных знаний врач зачастую просто не знает диагностических возможностей конкретного метода и слепо доверяет данным, не пытаясь их осмыслить и проверить. Отсюда возможность ошибки возникает дважды. Во-первых, сам результат исследования может быть ложным, во-вторых, врач может неправильно интерпретировать результат исследования. Во всех подобных случаях не исследование ставится на службу задачам клинического мышления, а, наоборот, отсутствие клинического мышления вынуждает врача идти на поводу у того или иного анализа.

В настоящее время мы нередко с тревогой наблюдаем, как современные технические тенденции в медицине создают у врачей иллюзию легкости диагноза и «выключают» поисковую активность к рассуждениям, сомнениям и логическому обоснованию симптома и синдрома болезни. Неумное и неумелое использование дополнительных исследований в клинике еще более отделяет врача от больного и делает его умозаключение абстрактным, а диагноз - формальным.

Клиническое мышление представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов самопознания и самосовершенствования, способствующих повышению уровня профессионализма врача. Именно оно является важнейшим элементом врачебной практики. Благодаря клиническому мышлению грамотный специалист способен профессионально достигать главной цели - лечить людей и избавлять их от страданий. На мой взгляд, особенностью подготовки врача является тесная взаимосвязь клинического мышления с нравственными аспектами деятельности врача. Именно поэтому, для достижения профессионализма во врачебной деятельности врач должен проявлять милосердие, сочувствовать больному, его страданиям, а также сопереживать близким людям.

Использованные источники

1.Андриянова Е. А., Катрунов В.А., Кузнецова М. Н., Засыпкина Е. В., Павлова Л. А. Этический компонент как ресурс профессиональной подготовки врача/ Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Краснодар, 2013;

2.Казначеев В. П., Куимов А. Д. Клинический диагноз. Новосибирск: изд. Новосибирского университета, 1992;

З.Билибин А. Ф. и Царего-родцев Г. И. О клиническом мышлении, М., 1973. УДК 630*0

Некрасова А.В.

аспирант кафедры лесоводства и лесоустройства Высшая школа естественных наук и технологий Северный Арктический Федеральный Университет

Россия, г. Архангельск Научный руководитель: Наквасина Е.Н., доктор с.-х. наук

профессор

ИЗУЧЕНИЕ ФОРМОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ БЕРЕЗЫ ПОВИСЛОЙ (BETULA PENDULA ROTH): ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Аннотация: Статья посвящена изучению формового разнообразия березы повислой на территории России. Проанализированы выделенные формы деревьев березы. Выявлена и обоснована связь между формами и продуктивностью. Показана перспективность современных генетических исследований. Обоснована необходимость изучения формового разнообразия Березы повислой в Приарктическом регионе.

Ключевые слова: береза, формовое разнообразие, внутривидовая изменчивость. UDC

Nekrasova A. V. postgraduate student

of the Department offorestry and management of the Higher school of

natural science and technology Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk

Supervisor: Nakvasina E. N., professor, doctor of agricultural sciences THE STUDY OF THE FORM DIVERSITY OF SILVER BIRCH (BETULA PENDULA ROTH): HISTORY AND MODERNITY Abstract: the Article is devoted to the study of form diversity of drooping birch_on the territory of Russia. Analyzed selected forms of birch trees. Revealed and substantiated the link between forms and productivity. The shows perspective of modern genetic research. The prove is necessity of study of the form diversity of the drooping birch in the Subarctic region.

Keywords: birch, molded diversity, intraspecific variation. Как мы все знаем, береза белокорая является символом России, она олицетворяет нашу страну. Березняки являются источником получения ценной древесины, эффективно выполняют водоохранные, водорегулирующие, почвозащитные, санитарно-гигиенические и другие полезные функции. За последние десятилетия процент площади березняков по Архангельской области увеличился на 9,0% и составляет 19% (на 2005 г.). Сплошные рубки и пожары в хвойных лесах явились главными причинами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.