УДК 612.821.6+616.073.97
В.Г.Тристан, О.В.Погадаева, В.В.Тристан
КЛИНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОКАЛЬНОГО АЛЬФА-СТИМУЛИРУЮЩЕГО ТРЕНИНГА
Сибирская государственная академия физической культуры, г. Омск
РЕЗЮМЕ
Целью данной работы явилось обоснование возможности применения локального альфа-стимулирующего тренинга (ЛАСТ) для оптимизации жизнедеятельности человека на основе коррекции биоэлектрической активности головного мозга. Увеличение амплитуды альфа-ритма во время сеансов тренинга, свидетельствует о влиянии ЛАСТ на мозговые механизмы. Непосредственные посттренинговые эффекты, отражающие повышение способности к адаптации, сочетаются с изменениями частотно-амплитудной характеристики альфа-ритма. Отдаленные посттренинго-вые эффекты характеризуются проявлением, прежде всего, творческого подхода при решении возникающих жизненных проблем. Полученные данные позволяют характеризовать ЛАСТ как перспективный клинический метод.
SUMMARY V.G.Tristan, O.V.Pogadaeva, V.V.Tristan
CLINICAL SUITABILITY OF LOCAL ALPHA-STIMULATING TRAINING
The purpose of this paper is to show that local alpha-stimulating training can be used for improving human life quality with correction of brain biochemical activity behind this.
Alpha rhythm amplitude increase during training suggests alpha-stimulating training affects brain mechanisms. Direct post-training effects suggesting increased ability for adaptation are combined with changes in alpha-rhythm amplitude characteristics. Remote posttraining effects are characterized by creative approach to solving problems. Data obtained allow us to describe LAST as a promising method.
Анализ мировой литературы, посвященной лечебно-реабилитационному биоуправлению, показал, что значительно вырос интерес к электроэнцефало-графическому биоуправлению [7]. Нейробиоуправление имеет клиническую перспективу, так как, изменяя биоэлектрическую активность головного мозга, возможно оказывать положительное (оздоравли-вающее) влияние на функции организма человека, используя механизмы ещё не познанные и не имеющие однозначного объяснения [2, 8]. Альфа-
стимулирующий тренинг является самым перспек-
тивным способом вмешательства в витальные функции мозга [5], что позволяет считать его технологией ХХ1 века [1]. При нейробиоуправлении достаточно тренировать одну или две точки для изменения функционирования коры головного мозга [9], в том числе в результате увеличения кровотока в тренируемых участках с последующим улучшением их васкуляризации [11]. Функции остальных зон изменяются в соответствии с динамическими резонансными связями, которые имеются в коре головного мозга [9], учитывая способность мозга к самоорганизации и функционирование его на основе нелинейных динамических систем [10]. Локальный альфа-стимулирующий тренинг (ЛАСТ) успешно использован в спортивной тренировке для повышения эффективности соревновательной деятельности [4, 12].
Целью данной работы явилось обоснование возможности применения ЛАСТ для оптимизации жизнедеятельности человека на основе изменения его психофизиологического состояния. В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи: 1) изучить биоэлектрическую активность головного мозга до, во время сеансов тренинга и после ЛАСТ и 2) оценить изменения функционального состояния человека после курса тренинга. Объект исследования составили 141 студент в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19,2±0,27 лет), которые прошли от 12 до 15 сеансов тренинга.
Для проведения ЛАСТ использован программно-аппаратный комплекс, разработанный в НИИМББ СО РАМН и состоящий из многоканального интерфейса БИ-01Р для компьютерного мониторинга и записи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), комплекта датчиков и программной системы «БОСЛАБ» [6]. Его работа осуществлялась на базе персонального компьютера IBM с процессором Intel Pentium 200 MX с операционной системой WINDOWS 98. Для регистрации биоэлектрической активности головного мозга использовалось биполярное отведение. Электроды располагались согласно международной системы «10-20» в лобной и теменной областях (F1 и P3). Сессии ЛАСТ осуществлялись на базе стандартной аппликации «ALPHA-THETA TRAINING» (фиксированного набора протоколов) с использованием протокола ALPHA TRAINING. По сигналу ЭЭГ вычислялись значения амплитуды (в условных единицах) в трех основных диапазонах частот (тета-ритм -4-8 Гц, альфа- ритм - 8-12 Гц, бета-ритм - 12-28 Гц). У каждого спортсмена подсчитывался процент успешных сеансов ЛАСТ. Программа БОСЛАБ обеспе-
чила осуществление амплитудно-частотного анализа потенциалов головного мозга отдельно для каждой частоты тета- и альфа-ритмов, а также для следующих диапазонов частот бета-ритма: 12 - 16, 16 - 20, 20 - 24 и 24 - 28 Гц.
Функциональное состояние студентов изучалось с помощью тестов, позволявших дать хронобиологи-ческую оценку представлений человека о восприятии им времени, оценить эмоциональные реакции (ситуативная и личностная тревожность) и мотивации (проективные тесты Л.Сцонди и М.Люшера) [4]. Для клинической оценки изменений состояния спортсменов использована анкета "Самооценка состояния и тренированности" [3], дающая по пятибалльной шкале характеристику психофизиологического состояния и физической работоспособности по 15 показателям. Статистическая обработка данных производилась на IBM совместимом компьютере AMD K6-2 с помощью пакетов программ Microsoft EXCEL 2000 и STATISTICA V 4.5 с использованием критерия Стьюдента для независимых и парных выборок, а также однофакторного дисперсионного анализа.
Характер «исходной» биоэлектрической активности головного мозга не оказывает значительного влияния на результаты ЛАСТ. При выделении групп в зависимости от величины амплитуды альфа-ритма в фоновой ЭЭГ не выявлено статистически значимых различий в изменении функционального состояния обследованных, хотя успешность ЛАСТ была выше при наличии более высокой амплитуды альфа-ритма. После проведения тренинга в фоновой ЭЭГ уменьшаются межполушарные различия по альфа-ритму, которые не сопровождаются изменениями в психофизиологическом состоянии человека и его хроно-биологической оценке представлений о восприятии времени.
При выделении трех групп обследованных в зависимости от успешности сессий тренинга отмечено снижение личностной тревожности в первой группе. Анализ результатов теста Л.Сцонди показал, что у обследованных лиц отмечалось преобладание следующих факторов, свидетельствующих о мягких чертах характера (+h), нежелании выставлять себя на показ (-hy), тенденция приспособления к коллективу^). После тренинга изменения в мотивационной сфере произошли в первой и второй группах: появилось преобладание факторов (-d) тенденция к постоянству и самоотречению в пользу других людей и (+m) стремление к контактам. Кроме этого в первой группе отмечено стремление к активности (+S) и власти (+Р), а в третьей - не стало фактора (-d) (табл. 1).
По данным тестам М. Люшера до тренинга студенты в выделенных трех группах имели различное эмоциональное состояние. В первой группе преобладала увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширению сферы своей деятельности (красный и желтый цвета на первых местах) наряду со-стремлением уйти от заурядности. Для второй группы было характерно чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке (синий и зеленый) при несколько завышенной само-
оценке. В третьей группе отмечалось желание признания, небольшое беспокойство (зеленый и фиолетовый) со стремлением сопротивляться ограничениям и уйти от заурядности. После тренинга в первой группе отмечено позитивное состояние, желание признания, стремление к деятельности, обеспечивающей успех (зеленый и синий) со стремлением сопротивляться ограничениям. Во второй группе сохранилось чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке (синий и зеленый) с надеждой на хорошие перспективы в будущем, но с желанием самоутверждения. В третьей группе проявилось активное стремление к деятельности при несколько завышенной самооценке (синий и красный) и желанием выйти из неблагоприятной ситуации. Таким образом, эмоциональное состояние в результате ЛАСТ изменилось, что проявилось в большей степени в первой, а также в третьей группе (табл. 2).
До ЛАСТ при дифференциальной характеристике прогноза времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро-медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека к быстрым и медленным лицам отнесено практически одинаковое число лиц в первой и второй группах, но в третьей группе большее число лиц отнесено к медленным (р<0,05). Быстрых и медленных лиц различали хорошо студенты из первой группы. Спортсмены, входившие во вторую и третью группы, не отличали быстрых и медленных лиц. Таким образом, только обследуемые из первой группы достаточно точно могли прогнозировать время поведенческой реакции предполагаемого партнера общения. После ЛАСТ прогноз времени поведенческих реакций в диапазоне «быстро-медленно» по экспрессии лица воспринимаемого человека изменился. Во второй и третьей группах к медленным лицам отнесено большее количество лиц (р<0,01), но правильно узнавать быстрых и медленных лиц стали студенты из первой и второй групп. Следовательно, успешный курс ЛАСТ оказал значительное влияние на спортсменов из второй группы, которые стали большее число лиц относить к медленным, но и узнавать стали более точно быстрых и медленных лиц.
Оценка индивидуальных временных характеристик у предполагаемых партнеров общения до ЛАСТ показала, что во всех группах отрицательно оценивались медленные лица по фактору к, во второй - положительно по фактору т. После тренинга в первой и второй группах оценивались положительно быстрые лица по фактору 8 и т, а отрицательно - в первой по факторам е, d и к, а во второй группе по факторам d и к. В третьей группе отрицательно оценивались медленные лица по факторам d и к. Следовательно, после ЛАСТ обследуемые из первой и второй групп стали оказывать предпочтение быстрым лицам и отрицательно стали оценивать медленных лиц (табл. 3). В таблице 3 также представлена средняя величина соотношения тета- и альфа-ритмов, регистрируемая во время сеансов ЛАСТ, в каждой из выделенных групп, которая также характеризует регуляторные возможности
Таблица 1
Первый выбор в тесте Л.Сцонди в зависимости от успешности сессий тренинга
Груп- Успешность Побудительные факторы
пы ЛАСТ, % До тренинга После тренинга
I 74,3±2,5 +И,-Иу,-к +И,-Иу,-к, ^,+т,+8
II 53,3±1,7 +И,-Иу,-к +И,-Иу,-к, -4+т,+Р
III 29,2±3,1 +И,-Иу,-к,^ +И,-Иу,-к
Таблица 2
Ранговые ряды теста М.Люшера в зависимости от успешности сессий ЛАСТ
Груп- пы Р а н г о в ы е м е с т а
1 2 3 4 5 6 7 8
Д о т р е н и н г а
I 3 4 2 1 5 8 7 6
II 1 2 3 5 4 7 8 6
2 5 1 3 4 8 7 6
П о с л е т р е н и н г а
I 2 1 3 4 5 8 7 6
II 1 2 3 5 6 4 8 7
III 1 3 5 2 4 7 8 6
Примечание: цвета - синий (1), зеленый (2), красный (3), желтый (4), фиолетовый (5), коричневый (6), черный (7), серый (8).
Таблица 3
Изменение оценки индивидуальных временных характеристик в зависимости
от успешности ЛАСТ
Группы Соотношение тета/альфа До тренинга После т ренинга
Быстрые Медленные Быстрые Медленные
I 0,46±0,02 -к +8, +т -е, ^, -к
II 0,59±0,04 +т -к +8, +т -4 -к
III 0,78±0,07 -к -4 -к
мозга конкретного человека. Она является предиктором эффективности проводимого тренинга, а её минимальная величина может служить диагностическим критерием меры пластичности мозговых механизмов.
Приведенные результаты психофизиологического тестирования нашли свое подтверждение в пост-тренинговых клинических эффектах (по данным анкеты "Самооценка состояния и тренированности"). Студенты отмечали повышение активности и работоспособности на тренировках, улучшение настроения, памяти, улучшение засыпания и качества ночного сна, снижение раздражительности и повышение общительности (р<0,05, р<0,01). Следовательно, ЛАСТ способствует выработке активной жизненной позиции при негативном отношении к медлительности, инертности и депрессивному состоянию. Отмечено усиление упорства и волевого напряжения в деятель-
упорства и волевого напряжения в деятельности для достижения поставленных целей, появление потребности в самоутверждении со снижением возбудимости, импульсивности и агрессивности, появление намерения уйти от заурядности при тенденции к верности, постоянству, критичности к себе и стремлении приспособиться к коллективу. Повышение моральной цензуры и появление желания наладить контакты с окружающими их людьми сочетаются с усилением теплых и мягких черт характера (сентиментальность, доверчивость и нежность).
После ЛАСТ отмечаются также непосредственные и отдаленные педагогические эффекты. Первые реализуются через повышение активности и работоспособности. У спортсменов появляется более реальная самооценка своей деятельности, что позволяет сохранить «ясность» мышления и способность выби-
мышления и способность выбирать адекватные приемы до конца тренировочного занятия. У них повышается выносливость к выполнению монотонной и однообразной нагрузки. Исчезновение чувства страха и неуверенности сопровождается развитием более точного чувства опасности. Во время спортивных тренировок умственное утомление сдвигалось к их окончанию, сохранялись желание тренироваться и возможность плодотворно работать над освоением приемов и их проведением, более стереотипно выполнялись сольные композиции у студентов, занимающихся ушу.
Отдаленные педагогические эффекты заключаются в том, что помимо закрепления непосредственных эффектов, появляются стремление к преподавательской деятельности и, особенно, к авторской деятельности, заключающейся в творческом подходе к созданию различных акробатических комбинаций и поиску новых приемов в единоборствах. Постоянно сопутствующим тренингу эффектом является повышение спортивного мастерства (чемпионы и призеры Европы и Параолимпийских игр - Сидней, 2000; тренер спортсменов-инвалидов Б.Г.Ржищев), так как спортсмены становятся более уверенными в себе, в выполнении техники приемов и в успешности выступлений на соревнованиях.
Ранее были представлены данные об изменениях частотно-амплитудных характеристик ритмов ЭЭГ в процессе проведения сессий ЛАСТ, которые свидетельствуют о том, что наиболее выраженные изменения в посттренинговом состоянии спортсменов (положительные изменения в эмоционально-
мотивационной сфере - стремление к деятельности при негативном отношении к инертности и медлительности, усиление упорства и волевого напряжения для достижения поставленных целей, стремление к активности и контактам, появление критичности к своему поведению) и оптимизация функционального состояния выявлены в случае при наличие более высоких значений относительных величин амплитуды альфа-ритма частотой 10-11 Гц и сопутствующих этому более низких значениях относительных величин амплитуды альфа-ритма частотой 8-10 Гц, регистрируемого в течение сеансов тренинга [4].
Таким образом, данное исследование позволило оценить зависимость клинических результатов применения ЛАСТ от фоновой ЭЭГ и его успешности. Использованная методика ЛАСТ вызывает изменения в функциональном состоянии человека и его хронобиологической оценки представлений о восприятии времени. Выявленные изменения биоэлектрической активности подтверждают влияние нейробиоуправления на мозговые механизмы, отвечающие за мотивационные, поведенческие и эмоциональные аспекты личности человека. Эти данные пополняют знания о
возможностях нейробиоуправления для коррекции психофизиологического статуса человека и подтверждает возможность применения ЛАСТ в клинических условиях в качестве новой перспективной методики воздействия на биоэлектрическую активность головного мозга, как здоровых лиц, так и при лечении различных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джафарова О.А., Тристан В.Г., Штарк М.Б. Биоуправление: следующий шаг//Биоуправление в медицине и спорте: Материалы III Всерос. конф. 1112 марта 2001 года. - Омск: ИМББ СО РАМН; Сиб-ГАФК, 2001. -С.3 -4.
2. Джафарова О.А., Тристан В.Г., Штарк М.Б.
Биоуправление: итоги и очередные зада-
чи//Биоуправление в медицине и спорте: Материалы IV Всерос. конф. 8-9 апреля 2002 года.-Омск: ИМББ СО РАМН; СибГАФК, 2002.-С.3-4.
3. Погадаева О.В., Черапкина Л.П., Баева Н.А. и др. Оценка клинической эффективности локального альфа-стимулирующего тренинга//Там же-С.71-74.
4. Тристан В.Г., Погадаева О.В. Нейробиоуправление в спорте.-Омск: СибГАФК, 2001.-136 с.
5. Штарк М.Б. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра)//Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. -С.5-13.
6. Электроэнцефалографическое биоуправление (а - 9 тренинг) для лечения и реабилитации аддик-тивных состояний (патологических пристрастий) и депрессий: Руководство для врачей и психологов/ Штарк М.Б., Скок А.Б., Шубина О.С. и др.-Новосибирск: ИМББ СО РАМН, 1999. -34 с.
7. Штарк М.Б., Шварц М.С. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо предисловия)//Биоуправление-4. Теория и практика.-Новосибирск: ЦЭРИС, 2002.-С.3-7.
8. Collura TH. F. New Developments Leading EEG Biofeedback into the New Millennium//Biofeedback.-2002.- Vol. 30, № 1.-P. 22, 27.
9. Lubar J.F. Neocortical dynamics: Implications for understanding the role of neurofeedback and related techniques for the enhancement of attention//Applied Psychophysiology and Biofeedback.-1997.-Vol. 22, №2.-P.111 - 126.
10. Othmer S. Emerging Trends in Neurofeedback: 1. On the Status and Future of Mechanisms-based Training / Biofeedback.-2002.-Vol. 30, №2.-P.21-23, 33.
11. Toomim H., Carmen J. Hemoencephalography (HEG)//Biofeedback.-1999.-Vol. 27, №4.-P.10-14, 27.
12. Using Alpha-Stimulation Training for Optimal Performance in Sport/ V.G.Tristan, O.Pogadaeva , J.Koriaguina, L.Cheriapkina //Applied Psychophysiology and Biofeedback.-2001.-Vol. 26, №3.-P.246-247.
□ □ □