Научная статья на тему 'КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЛГПУ, СТРАДАЮЩИХ ПОСТТРАВТАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ'

КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЛГПУ, СТРАДАЮЩИХ ПОСТТРАВТАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) / клинические типы ПТСР / студенты / Луганск / травматическая личность / психологическое исследование / post-traumatic stress disorder (PTSD) / clinical types of PTSD / students / Lugansk / traumatic personality / psychological research

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О М. Петруня

Нами обследовано 124 студента Луганского государственного педагогического университета с целью выявления личностных особенностей студентов в условиях затяжного стресса. В статье дана характеристика травматических личностей, описаны результаты психологических исследований травматических личностей с использованием концепции «треугольника спасения», а также клинические типы расстройства у студентов Луганского государственного педагогического университета, страдающих ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством). Согласно клинической картине ранжированы клинические типы ПТСР, проведена корреляция между клинико-психопатологическими проявлениями ПТСР и преморбидной личностью. Описаны признаки агрессивного (как гетеро-, так и аутоагрессивного) поведения, как облигатного признака ПТСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О М. Петруня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL TYPES AND THE FORMATION OF A TRAUMATIC PERSONALITY IN LSPU STUDENTS SUFFERING FROM POST-TRAUMATIC STRESS DISORDER

We have observed 124 students of Luhansk State Pedagogical University in order to identify the personal characteristics of students under prolonged stress. The article describes the characteristics of traumatic personalities, the results of psychological observation of traumatic personalities using the concept of the "triangle of salvation", as well as clinical types of disorders in students of Lugansk State Pedagogical University suffering from PTSD (post-traumatic stress disorder). According to the clinical picture, the clinical types of PTSD were ranked, a correlation was made between the clinical and psychopathological manifestations of PTSD and premorbid personality. The signs of aggressive (both heteroaggressive and autoaggressive) behavior as an obligate sign of PTSD are described.

Текст научной работы на тему «КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЛГПУ, СТРАДАЮЩИХ ПОСТТРАВТАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ»

КЛИНИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЛГПУ, СТРАДАЮЩИХ ПОСТТРАВТАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ

О.М. Петруня, канд. мед. наук, доцент

Луганский государственный педагогический университет (Россия, г. Луганск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-113-117

Аннотация. Нами обследовано 124 студента Луганского государственного педагогического университета с целью выявления личностных особенностей студентов в условиях затяжного стресса. В статье дана характеристика травматических личностей, описаны результаты психологических исследований травматических личностей с использованием концепции «треугольника спасения», а также клинические типы расстройства у студентов Луганского государственного педагогического университета, страдающих ПТСР (посттравматическим стрессовым расстройством). Согласно клинической картине ранжированы клинические типы ПТСР, проведена корреляция между клинико-психопатологическими проявлениями ПТСР и преморбидной личностью. Описаны признаки агрессивного (как гетеро-, так и аутоагрессивного) поведения, как облигатного признака ПТСР.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), клинические типы ПТСР, студенты, Луганск, травматическая личность, психологическое исследование.

В течение последних лет мир живет в ощущении неопределенности и угрозы. В настоящее время проблема выживаемости в самом примитивном его смысле выходит на первый план. Если в течение последних десятилетий наше общество пережило резкое изменение социального и политического строя, затем безработицу, бандитизм и обесценивание высшего образования, то последние одиннадцать лет жизни обычных людей угрожает не только нищета, социальные и политические потрясения, изоляция, фрустрация и т.д., но также впрямую угрожают боевые действия, как проходящие рядом с их местом жительства, так и угроза (непредсказуемая и ежеминутная) оказаться в эпицентре обстрела либо террористического акта.

Многие психологи в последнее десятилетие отмечают существенный рост адаптивных и личностных расстройств на территории ЛНР. Так, с точки зрения Л.П. Лабезной «Психоэмоциональное состояние многих студентов, проживающих в Луганской Народной Республике, чьи детство и подростковый возраст пришлись на период затяжного военного конфликта

на Донбассе, характеризуется симптомами психологического дискомфорта, апатии, тревоги и депрессии» [1]. Но, как при этом, как отмечала И.И. Чубова «Наблюдения и опыт работы с детьми и подростками в 2014-2015 году позволили сделать выводы, что те дети и подростки, у которых значимые взрослые, занимающиеся их воспитанием, смогли адаптироваться к новым условиям, не проявляли симптомов ПТСР» [2]. С учётом вышеописанного, психическое состояние студентов, как основной составляющей интеллектуального будущего страны, требует пристального внимания психологов, педагогов, а в каких-то ситуациях и психиатров.

Среди невротических расстройств самым неблагоприятным, затяжным, труд-нокурабельным является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).

ПТСР характеризуется разнообразными клиническими проявлениями, которые зависят от структуры преморбидной личности и интенсивности/характера психо-травмирующих факторов и приводят к стойкой личностной деформации [3].

Под травматической личностью обычно понимают такого человека, который не только сформировался под воздействием пережитого травматического стресса, но и начинает воспринимать возникшие патологические изменения как положительные, находя в этом определённые психологические и/или экономические выгоды, а иногда даже гордясь этим. Например, человек может утверждать, что с ним всё порядке и что это мир вокруг изменился, либо что у него «открылись глаза» на окружающих. Травматическая личность часто обладает относительно устойчивым набором когнитивных черт, формируемых под влиянием травмы. В случаях, когда данный человек не смог или не захотел проанализировать свои переживания, одни разрушительные иллюзии заменяются другими, ещё более деструктивными [4].

Описание травматической личности может напоминать характерные особенности подростковой психологии. Для ребёнка это необходимая стадия развития, но зрелой личностью становится только тот, кто пройдёт этот этап и преодолеет подростковые черты. Если такой мировоззренческий образ сохраняется у взрослого, то это можно считать признаком инфантильно-травмированной личности.

Нами проведено исследование 125 студентов Луганского государственного педагогического университета (бакалавриат 1 -4 курс, магистратура 1 -2 курс) в рамках НИР «Формирование личности студентов в условиях затяжного стресса и ПТСР». Все студенты женского пола в возрасте от 17 до 39 лет. Среди студентов выявлены лица, которые, согласно результатов клини-ко-психопатологического и патопсихологического обследования, страдают ПТСР.

В настоящей статье мы публикуем результаты психологических исследований выявленных травматических личностей с использованием концепции «треугольника спасения», а также клиническую типологию расстройства у студентов ЛГПУ, страдающих ПТСР.

У 8 студентов, страдающих ПТСР, выделены ключевые черты травматической личности согласно Е.М. Черепановой [4]:

Романтизм. Эти люди уверены, что знают секрет счастья человечества и готовы пожертвовать всеми, кто не разделяет их взглядов. Они отстаивают свои «светлые» идеалы, не замечая вреда, наносимого другим.

Преобладание групповых ценностей над личными. Для таких людей жизнь группы важнее жизни отдельных индивидов. Ради блага группы они готовы пожертвовать жизнью как чужой, так и своей собственной.

Стремление к саморазрушению. Вкупе с предыдущими чертами это создаёт комплекс, который можно назвать «счастьем приносить себя в жертву ради группы». Это убеждение связано с иллюзией бессмертия: моя смерть неважна, если дело группы продолжается и побеждает.

Иллюзия справедливости мира. Люди с этой чертой верят, что зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Иллюзия простоты устройства мира. Люди делят мир на «своих» и «чужих». К «своим» применяются нормы честности, благородства и справедливости, а к «чужим» - принцип «Кто не с нами, тот против нас».

Крайне сложными являются социальные отношения травматической личности, что ярко иллюстрирует концепция «треугольника спасения» [4]. Травматическая личность может играть различные роли в обществе: Жертвы, Спасителя и Преследователя. Спасители формируют в окружающих чувство беспомощности и безответственности, Жертва требует от окружающих защиты и помощи, Преследователь пытается силовыми методами изменить окружающих людей и мир в целом.

Жертва извлекает психологическую (а иногда и материальную) выгоду из своего состояния. Она часто чувствует себя беспомощной, угнетённой и нуждается в Спасителе, который будет её защищать. Жертва ожидает помощи и сострадания от окружающих. Она не хочет перестать быть Жертвой, так как это лишит её жалости и прощения. Жертву формирует Спасатель; эти роли взаимозависимы.

Спасатель - это тот, кто всегда старается утешить других и прийти им на по-

мощь. Ему нравится помогать людям, но его интересы лежат в области получения психологических выгод. Пребывая в этой роли, он подчеркивает свою важность, а еще ждет благодарности и зависимости от тех, кому помогает. Спасатель стремится чувствовать себя благородным, но, когда помощь оказывается ненужной, он начинает требовать признательности. В случае, если он не может помочь, испытывает чувство вины и берет на себя всю ответственность за жертву, часто делая все за нее. Спасатель не дает жертве стать самостоятельной и успешной, так как тогда ему будет некого спасать. Часто спасатели сами когда-то были жертвами. Не найдя способа помочь себе, они переключаются на других, что с психологической точки зрения ошибка. Истинно помочь другому можно, лишь когда помог себе самому. Иногда Спасатель может стать Преследователем, особенно если его помощь навязчива.

Преследователь склонен к критике и обвинениям, действует жестоко, наполнен гневом, использует психологические защиты вместо искренности, ожидая нападения. Взаимодействие между Преследователем и Жертвой также неоднозначно. Поэтому часто в жизни происходит взаимный обмен психологическими обвинениями между ними, и они не стремятся менять свое поведение. Жертва легко превращается в Преследователя. Многие знают примеры, когда обиженный ребенок, став любимцем и получая от всех роль Спасателей (не дающих ему делать что-либо самостоятельно), начинает диктовать свои условия и «терроризировать» окружающих. Взрослые прощают его, ведь он - Жертва. Это серьезно затрудняет его адаптацию и самостоятельную жизнь.

Эти три роли тесно взаимосвязаны. Примерив одну из них, человек легко переходит к другим, но остается в рамках этого треугольника. Выход из ролей треугольника и изменения личности у человека, пережившего психотравмы, требуют глубоких изменений и нередко психотерапевтического вмешательства.

В зависимости от личностных особенностей были выделены следующие клинические типы ПТСР:

- тревожный тип (3 студента): характеризуется высоким уровнем соматической и психической немотивированной тревоги. Переживания являются навязчивыми, мысли отражают психотравмирующую ситуацию. Характерна дисфория с чувством внутреннего дискомфорта, раздражительности, напряженности. Сон нарушен, трудности при засыпании с доминированием в сознании тревожных мыслей о своем состоянии, беспокойством за качество и продолжительность сна, страхом перед мучительными сновидениями.

- астенический тип (2 студента): характеризуется вялостью и слабостью. Настроение снижено, появляется безразличие к интересным ранее жизненным событиям, семейным проблемам и профессиональным вопросам. Поведение становится пассивным, теряется чувство радости от жизни. В сознании преобладают мысли о собственной беспомощности.

- дисфорический тип (1 студент): постоянно присутствуют внутреннее недовольство, раздражение, вспышки злобы и ярости на фоне подавленного настроения. Студент проявлял агрессивность, стремление вымещать злобу на окружающих, раздражительность и вспыльчивость. В сознании преобладали агрессивные представления в виде картин наказания мнимых обидчиков.

- соматоформный тип (2 студента): характеризуется соматоформными расстройствами с преимущественными неприятными ощущениями в области сердца, желудочно-кишечного тракта и головы. Сформировано избегающее поведение на фоне панических атак. При этом симптомы эмоционального оцепенения и флешбеки не имеют столь выраженного эмоционального характера.

В зависимости от типа психотравмиру-ющей ситуации пациенты могут проявлять различную реакцию и иметь разный симп-томокомплекс ПТСР:

Тип 1. Кратковременное, неожиданное травматическое событие (5 студентов). Такие события оставляют яркий след в психике (видятся сны, связанные с травмой), с конкретными воспоминаниями, что приводит к типичным симптомам ПТСР:

навязчивые мысли, избегающее поведение и высокая физиологическая реактивность.

Тип 2. Постоянное и повторяющееся воздействие травматического стрессора (3 студента). Воспоминания о таких событиях характеризуются неясностью и фрагментарностью из-за диссоциативных процессов. Со временем диссоциация становится основным способом преодоления травмы. Это приводит к изменению "Я-концепции" и восприятия мира, сопровождающимся чувством вины, стыда и снижением самооценки. Диссоциация, отрицание, отстраненность, злоупотребление психоактивными веществами служат способом защиты от невыносимых переживаний.

Отмечено, что для всех типов ПТСР характерны проявления агрессии как обли-гатного симптома. А.А. Суворова-Григорович описывает агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них

тельные переживания, состояние психической напряженности, страх, подавленность и т. д.)» [5]. Агрессия может быть направленной как на себя (аутоагрессия), так и на других (гетероагрессия). Гетероагрессия проявляется в виде физической и вербальной агрессии, раздражения и подозрительности. Студенты (женщины), как правило, проявляют агрессию косвенно, вербально (исключение из кругов общения, сплетни и т.п.) Аутоагрессивное поведение включает намеренную психическую (поведенческую) активность, при которой человек наносит себе вред (самоповреждения, рискованное поведение, злоупотребление психоактивными веществами).

Таким образом, хроническое течение ПТСР у студентов проявляется чувством отчаяния и безнадежности, неуспешностью в учебной деятельности, раздражительностью, вспышками гнева, агрессивными эпизодами и ослаблением связи с людьми, приводит к социальной дезадаптации. Необходима разработка программы психолого-педагогического сопровождения данных лиц, а также длительные реабилитационные мероприятия.

психологический дискомфорт (отрица-

Библиографический список

1. Лабезная Л.П. Психоэмоциональное благополучие и его влияние на формирование копинг-стратегий поведения у студенческой молодежи в стрессовых условиях ЛНР // Актуальные проблемы науки и техники. 2024: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19-21 марта 2024 года). - Ростов-на-Дону: ДГТУ. 2024. - С. 907-909.

2. Чубова И.И. Диагностика и коррекция комплексного ПТСР у детей и подростков // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 213-229.

3. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. - М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003. - 407 с.

4. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. Н.А. Пронина [и др.]. - Тула: ТГПУ, 2019. - 243 с.

5. Суворова-Григорович А.А. Психологическая и психиатрическая квалификация агрессии, агрессивного и диссоциального поведения, несоциализированного расстройства поведения несовершеннолетних студентов высшего учебного заведения // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. - 2023. - № 4 (109). - С. 87-92.

CLINICAL TYPES AND THE FORMATION OF A TRAUMATIC PERSONALITY IN

LSPU STUDENTS SUFFERING FROM POST-TRAUMATIC STRESS DISORDER

O.M. Petrunya, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor Lugansk State Pedagogical University (Russia, Lugansk)

Abstract. We have observed 124 students of Luhansk State Pedagogical University in order to identify the personal characteristics of students under prolonged stress. The article describes the characteristics of traumatic personalities, the results of psychological observation of traumatic personalities using the concept of the "triangle of salvation", as well as clinical types of disorders in students of Lugansk State Pedagogical University suffering from PTSD (post-traumatic stress disorder). According to the clinical picture, the clinical types of PTSD were ranked, a correlation was made between the clinical and psychopathological manifestations of PTSD and premorbid personality. The signs of aggressive (both heteroaggressive and autoaggressive) behavior as an obligate sign of PTSD are described.

Keywords: post-traumatic stress disorder (PTSD), clinical types of PTSD, students, Lugansk, traumatic personality, psychological research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.