КЛИМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОСАДОК ЛЕСОВ
И ЛЕСОПОЛОС
А.В. Стеценко, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Н.А. Белокопытова, аспирант
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)
Аннотация. В статье приведены результаты исследования по определению экономического механизма финансирования посадок защитных лесных полос и насаждений, способствующих значительному повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии. Приведены примеры двух лесных проектов, впервые осуществленных в России в рамках Киотского протокола. Даны предложения о дальнейшем развитии системы финансирования полезащитных лесополос в рамках международного климатического соглашения.
Ключевые слова: плодородие почв, природопользование, Киотский протокол, Парижское климатическое соглашение, лесополосы.
Одной из актуальных и злободневных проблем сельского хозяйства является ускоряющаяся деградация сельскохозяйственных земель вследствие уменьшения верхнего плодородного слоя почв от водной и ветровой эрозии. Впервые эта проблема дала о себе знать голодом и засухой. Главным результатом исследований, проведенных великим русским почвоведом В.В. Докучаевым еще в конце XIX века, стало признание ведущей роли лесов в сохранении агроландшафтов. Было научно и экспериментально доказано повышение урожайности и общего плодородия почв за счет улучшения микроклимата и увеличения влажности почв посредством создания сети широких лесных полос.
В 2011 году в Алтайском крае была проведена инвентаризация лесополос. Выяснилось, что с конца 80-х годов, когда около 140 тыс.га. лесополос приходилось на весь Алтайский край, к 2011 году осталось 69 тыс. га. Соответственно, с момента распада Советского Союза в регионе исчезло более половины площади лесополос. Данный пример отражает ситуацию с лесополосами в России в целом. Для эффективного восстановления посадки лесополос, в первую очередь, необходимы экономические механизмы. Лишь с учетом экономической выгоды процесс лесопосадок будет осуществляться фермерствами и хозяйствами.
Несколько лет назад была осуществлена попытка государственного экономического стимулирования посадок лесополос за счет программы компенсации до 80% затрат на ее создание при растущей лесополосе. На примере Алтайского края можно утверждать, что было посажено лишь несколько десятков лесополос. Сложности возникали со сбором и обоснованием отчетных документов, подтверждающих затраты [1].
В связи с санкциями последних лет компенсационный механизм урезали до компенсации 20% затрат. Следовательно, механизм восстановления лесополос стал менее выгодным, а значит, менее эффективным. Потребовались новые варианты стимулирования создания лесополос.
По данным академика Российской академии сельскохозяйственных наук О.Г. Котляровой от использования лесополос повышается урожайность для некоторых сельскохозяйственных культур на 19,6-31,2% [2], а расходы на посадку лесополос только от повышения урожайности оправдываются на четвертый - седьмой год.
В конце 90-х годов был подписан Киотский протокол (Kyoto Protocol) - дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, направленный на снижение антропогенной нагрузки на изменение климата. Были предложены экономические механизмы сокращения и
поглощения выбросов парниковых газов от антропогенной деятельности, в том числе поглощение парниковых газов из атмосферы лесами в процессе фотосинтеза. Принимая во внимание необходимость капиталовложений в лесопосадки страны, учеными из МГУ им. Ломоносова был предложен экономический механизм привлечения средств промышленных предприятий, авиации, транспорта, выбрасывающих диоксид углерода и другие парниковые газы в атмосферу, в создание лесополос, воссоздание и сохранение лесов.
Суть данного экономического механизма состоит в передаче права на «дополнительный» выброс «загрязнителей» за счет поглощенного древостоем углекислого газа в обмен на деньги от промышленных предприятий. В рамках Киотского протокола был создан и заработал мировой углеродный рынок, с которого и была предпринята попытка получения финансирования на нужды сельского хозяйства для посадки полезащитных и противоэрозион-ных лесополос.
Первый эксперимент по реализации данного экономического механизма был проведен в 2000-2002 году в Воронежской области, где на территории сельскохозяйственного предприятия «Дружба» на гран-товые деньги в рамках реализации Киот-ского протокола были высажены 50 гектаров лесополос. При осуществлении проекта были проведены научные оценки объема поглощенного углекислого газа с использованием геоинформационных систем, которые вели космический мониторинг и с помощью математических моделей рассчитывали поглощение парниковых газов для конкретных пород и возрастов деревьев и переводили его в экономические показатели. Дополнительно были оценены правовые механизмы реализации данного экономического механизма, а также определен период окупаемости проекта, который в зависимости от стоимости углеродных единиц на рынке составлял от 7 до 10 лет [3].
Сочетание климатической углеродной выгоды с увеличением продуктивности и урожайности культур преобразуют проект
из разряда затратных мероприятий в экономически привлекательные.
Предполагалось, что в рамках Киотского протокола будут реализованы проекты по сокращению выбросов парниковых газов предприятиями и вторая половина -это лесные проекты. Однако к концу срока действия Киотского протокола выяснилось, что подавляющее большинство проектов не связаны с лесами, а направлены на промышленные сокращения выбросов. Проанализировав приказ Министерства экономического развития от 16 мая 2012 года № 277 «Об утверждении перечня проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата», становится очевидно, что лесных проектов было только два. Первый «Бикинский углеродный проект в ареале обитания тигра: долгосрочное сохранение лесов в долине реки Бикин, подверженных рубке при отсутствии проекта. Приморский край, Российская Федерация» выполнялся на Дальнем Востоке России Общиной коренных малочисленных народов «Тигр» совместно с WWF-Россия. Второй проект «Поглощение углерода путем лесоразведения в отдаленных районах Сибирского региона Российской Федерации», заявленный АНО «Центр экологических инноваций», выполнялся на землях сельскохозяйственного назначения в Алтайском крае.
Бикинский углеродный проект реализован на землях лесного фонда, арендованных Общиной «Тигр». Они рассчитали ежегодный прирост древесины в арендованном лесу, пересчитали его в поглощенный углекислый газ и оценили объем поглощения. Данный объем был выставлен на продажу для компенсации промышленных выбросов парниковых газов и был успешно продан на международном углеродном рынке при содействии WWF и поддержке российского и немецкого правительства, которые в рамках экологического сотрудничества заключили по Бики-ну межправительственное соглашение.
Целями Алтайского лесного проекта послужили исключительно предотвращение водной и ветровой эрозии на сельско-
хозяйственных угодьях, повышение урожайности соседних сельскохозяйственных угодий, не входящих в земли проекта и принадлежащих другим арендаторам, сохранение и увеличение биологического разнообразия видов флоры и фауны, обеспечение местного населения дополнительными рабочими местами. Получение дохода для дальнейшего развития проекта предполагалось исключительно с международного углеродного рынка, создаваемого в рамках Киотского протокола, за счет поглощения парниковых газов из атмосферы лесами. Суммарная площадь многочисленных лесных участков составила 10 тысяч гектаров. Поглощение парниковых газов из атмосферы лесом и почвой за расчетный период существования проекта с 2000 года составила около 4,5 миллионов тонн СО2-эквивалента.
Данный лесной проект также прошел все необходимые проверки международными независимыми экспертными организациями, был вывешен на сайте Конвенции ООН об изменении климата. В результате всех действий был заключен трехсторонний договор по продаже лесных тонн между заявителем - АНО «Центр экологических инноваций», Сбербанком России -официальным оператором углеродных единиц и швейцарской компанией Витол. Однако в связи с выходом Российской Федерации из директивы Европейского Союза поглощенные тонны куплены не были.
Алтайский лесной проект был рассчитан исключительно на получение финансовых средств с международного углеродного рынка. Других доходов для его существования предусмотрено не было. В связи с этим для поддержания Алтайского лесного проекта была предпринята попытка сбора средств физических лиц с помощью проекта «Возродим наш лес» [4], размещенного на Интернет-платформе «Бум-стартер» (Boomstarter). Проект собрал 626 тыс. рублей, затраченные на одноразовое погашение арендной платы за пользование сельскохозяйственными угодьями, на которых произрастают полезащитные лесные насаждения.
Продолжением Киотского протокола стало Парижское климатическое соглаше-
ние (Paris Climate Agreement), ратифицированное большинством стран-участниц в 2016 году и вступающее в силу с 2020 года. Срок действия Парижского соглашения составляет 10 лет с дальнейшей пролонгацией.
Вышеупомянутые два лесных проекта, осуществленные в рамках Киотского протокола в России, внесли свой вклад в развитие лесной темы на международных климатических переговорах. Из северных лесных стран только в Российской Федерации были реализованы лесные проекты. Остальные лесные проекты реализуются странами тропического пояса. Лесная тема была обозначена в Статье № 5 Парижского климатического соглашения.
Статья № 5 Парижского климатического соглашения посвящена лесам и лесным проектам, экономическим механизмам финансирования лесных проектов в тропиках и бореальных лесах. Согласно Киот-скому протоколу, к тропическим лесным проектам был применим механизм чистого развития, который преобразовался в REDD - Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов (REDD -Reducing emissions from deforestation and forest degradation) и REDD+ - Сокращение выбросов в результате обезлесения и деградации лесов и увеличения запасов лесного углерода (Reducing emissions from deforestation and forest degradation «+») [5].
В настоящее время и до 2020 года уже в рамках Парижского климатического соглашения идет выработка будущих правил. На последней Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2016 году в Марракеше (Марокко) правила по лесам утверждены не были. Они будут выработаны в ближайшие три года.
По международным правилам до момента ратификации Парижского климатического соглашения Российская Федерации может только вносить свои предложения без голосования «за» или «против». Ратификация соглашения в России назначена на 2019 год.
Однако на данный момент уже существует возможность осуществления лесных проектов в целях компенсации углеродно-
го следа промышленными предприятиями, которые будут зачтены в рамках Парижского соглашения. Намечается тенденция перевода средств из загрязняющих окружающую среду предприятий в экологически чистые производства с минимальным выбросом, в том числе и парниковых газов. Объемы этих процессов растут экспоненциально и уже сейчас являются ощутимыми для экономик европейских стран. Для ряда предприятий этот аргумент становится достаточным, чтобы начать разрабатывать низко-углеродные стратегии развития с использованием лесных проектов.
Таким образом, лесные проекты становятся актуальными для государства, бизнеса и общества. Выполнение проектов по охране и посадке лесов для государства это - выполнение международных обязательств, внедрение системы регулирования выбросов парниковых газов, получение дополнительного дохода от налоговых сборов, от арены земли и создание условий оборачиваемости финансовых средств внутри страны. Для сельского и лесного хозяйства это финансовый стимул создания противоэрозионных полезащитных лесных полос, приток дополнительных инвестиций, защита и создание новых лесов,
регионов. Для бизнес-структур, в том числе транспорта, авиации, экспортно-ориентированного крупного бизнеса, выгода заключается в сокращении издержек на затраты по снижению выбросов, улучшение имиджа предприятий, повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке за счет поглощения парниковых газов лесными проектами.
Помимо указанных выгод широкого списка бенефициаров проекты лесопосадок за счет «углеродных» средств будут способствовать выполнению Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов», адаптации к изменению климата в других секторах экономики, а кроме того обеспечит реализацию несырьевой - климаторегулирую-щей, водоохранной и почвозащитной функции лесов. Недоучет значимости лесов приводит к деградации лесных ресурсов во всем мире, и площадь лесного покрова планеты продолжает сокращаться. В связи с этим экономическая оценка леса должна носить комплексный, интегрированный характер, включать экономические, экологические и социальные аспекты.
повышение экологическом устойчивости
Библиографический список
1. Стеценко А.В., Белокопытова Н.А. Устойчивое лесопользование и «киотские» лесополосы России // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. - Москва, 2012. №3. C. 56-65.
2. Котлярова О.Г., Котлярова Е.Г. Лесомелиорация в ландшафтных системах земледелия // Агролесомелиорация: проблемы, пути их решения, перспективы. - Волгоград, ВНИАЛМИ, 2001. С. 118-120
3. Стеценко А.В. Возможности предотвращения негативных изменений в сельском хозяйстве с помощью экономических механизмов, заложенных в Киотском протоколе. -М.: МАКС Пресс, 2005. C. 36.
4. Проект «Возродим наш лес». [Электронный ресурс] URL: https://boomstarter.ru/projects/100948/vozrodim_nash_les
5. Стеценко А.В. Концептуальные подходы для разработки системы мониторинга и механизма учета поглощения углерода лесными проектами в Российской Федерации // Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем. - Москва, 2016. С. 71-86
CLIMATE FUNDING METHODS OF FOREST AND FOREST BELTS PLANTATIONS
A.V. Stetsenko, candidate of economic sciences, senior researcher N.A. Belokopytova, postgraduate Lomonosov Moscow state university (Russia, Moscow)
Abstract. The economic funding vehicle of planting shelterbelts and forest plantations, contributing to a significant increase in soil fertility, to prevent water and wind erosion was studied. The article presents successful results of two forest projects implemented for the first time in Russia under the Kyoto Protocol. Proposals for further development of financing system of afforestation belts under international climate agreement have been described.
Keywords: soil fertility, environmental management, Kyoto Protocol, Paris Climate Agreement, forest belts.