Научная статья на тему 'Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях'

Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
589
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях»



* АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ *

Клиент в транспортно-экспедиционных

отношениях

А. С. Кузьмичев, А. А. Малыгин

В практической деятельности субъектов хозяйственного оборота, их экономической деятельности, так или иначе связанной с транспортом и экспедицией, приходится сталкиваться с необходимостью определения (выявления) правовой сущности совершаемых ими действий. Последние могут иметь как фактический, так и юридический характер, но всегда связаны с предпринимательской деятельностью. По этой, а также иным причинам приобрели особый статус и остаются актуальными вопросы правовой квалификации таких действий, решений, соглашений, которые осуществляют и принимают субъекты права в своей области и в связи с транспортной экспедицией. Действительно, «по какому пути будет развиваться регулирование транспорт-но-экспедиционной деятельности в России и какая правоприменительная практика сложится в данной сфере — вопрос далеко не праздный»1.

Следует согласиться с авторами, пишущими о правовом регулирова-

Кузьмичев Алексей Сергеевич — начальник претензионно-искового отдела юридического управления ЗАО «ПО «Спеццистерны» (Москва);

Малыгин Андрей Анатольевич — главный юрисконсульт претензионно-искового отдела юридического управления ЗАО «ПО «Спеццистерны» (Москва).

1 Левин Э. О некоторых проблемах квалификации договора транспортной экспедиции в национальных правовых системах // Хозяйство и право. 2005. С. 38.

нии транспортно-экспедиционной деятельности в том, что этот договорный институт не имеет желаемой определенности. Так, С. П. Хмелев, который первым в рамках диссертационного исследования обратился к этому вопросу, характеризовал нормы ГК РФ, регулирующие транспортную экспедицию, как имеющие обширные пробелы2. Похожего мнения придерживается С. Ю. Морозов, указывая, что «глава 41... оставляет многие вопросы без ответа, а в некоторых случаях усугубляет и без того запутанную ситуацию в правовом регулировании отношений в сфере транспортного экспедирования»3. В. В. Вит-рянский относительно необходимости гражданско-правового регулирования видов договора транспортной экспедиции пишет: «С точки зрения надлежащего правового регулирования транспортно-экспеди-ционных обязательств положения, содержащиеся в главе 41 ГК, могут рассматриваться лишь в качестве «вынесенных за скобки» общих правил, относящихся ко всем видам договора транспортной экспедиции, каждый из которых наряду с этим требует и детального специального регулирования. Та-

2 См.: Хмелев С. П. Договор транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 5.

3 Морозов С. Ю. Договор транспортной

экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2003. С. 3.

ким образом, налицо пробел в законодательстве, который может быть заполнен инициативными условиями, включаемыми сторонами в конкретные договоры транспортной экспедиции»4. Однако следует оговориться, что к моменту написания указанных работ не существовало нормативного правового акта, нормы которого, по мысли законодателя (ст. 801 ГК РФ), должны урегулировать условия выполнения договора транспортной экспедиции, а также иные аспекты отношений сторон.

Изменилось ли что-то с принятием Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон)? Да, изменилось. Появились дополнительные нормы о правах и обязанностях сторон этого договора, их ответственности, о претензионном порядке урегулирования разногласий сторон; уменьшен срок исковой давности (до одного года). Однако вопросов к этому договорному институту не стало меньше.

С введением в действие Закона не изменился предмет договора транспортной экспедиции, установленный п. 1 ст. 801 ГК РФ, согласно которому «одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза». Услуги, которые могут быть предметом договора, перечислены также в указанном пункте ст. 801 ГК РФ. Статья допускает разнообразие услуг, которые могут согласовывать-

4 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2004. С. 704 (автор соответствующей главы — В. В. Витрянский).

ся сторонами договора транспортной экспедиции. Однако все они, в той или иной степени, формируют основной признак или черту такого договора — связь с перевозкой.

На это обратил внимание С. Ю. Морозов, указав, что «предметом договора транспортной экспедиции является оказание услуги, связанной с перевозкой груза. Именно связь экспедиционной услуги с перевозкой груза, ее неотделимость от процесса перевозки определяет правовую природу договора транспортной экспедиции»5. И далее: «Если по ранее действовавшему законодательству при отсутствии в договоре экспедиции основной обязанности — заключения договора перевозки можно было считать, что это не транспортно-экспедици-онное соглашение, то теперь можно констатировать, что любая услуга, определенная договором экспедиции и связанная с перевозкой груза (курсив наш. — А. К., А. М.) может быть предметом договора транспортной экспедиции»6.

Однако не только связь с перевозочным процессом обусловливает обособленность этого вида договора от остальных. Одним из основных, по мнению В. В. Витрянско-го, признаков, выделяющих этот договор из числа всех остальных договоров о возмездном оказании услуг, «является особенность предмета данного договора, которая заключается в том, что все услуги, оказываемые клиенту экспедитором, подчинены единой цели — обеспечению перевозки груза»7. Автор утверждает: «Договор транспортной экспедиции — один из типичных договоров, относящихся к обязательствам по оказанию услуг, цель которого по определению не может состоять в получении овеще-

5 Морозов С. Ю. Указ. соч. С. 93.

6 Там же. С. 99.

7 Брагинский М. И., Витрянский В. В.

Указ. соч. С. 655.

ствленного результата, а состоит в обеспечении перевозки груза»8.

Принимая во внимание различия приведенных основных признаков, заметим, что последняя особенность — обусловленность услуг экспедитора целью обеспечения перевозки — выводится из направленности совокупности услуг экспедитора и буквально из закона не вытекает. В то же время признак связи услуг с процессом перевозки, на наш взгляд, следует рассматривать как наиболее точный, поскольку при возникающих затруднениях в квалификации сделок в этой сфере в абсолютном большинстве случаев позволяет безошибочно определить вид договора.

Одним из вопросов, которые может порождать содержание абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ, является вопрос о положении клиента в договоре транспортной экспедиции. В этой норме законодателем сделана недвусмысленная ссылка на то, кого последний видит клиентом договора. Таким клиентом может быть лишь грузоотправитель или грузополучатель.

В этой связи проблема субъекта и ее решение в договоре транспортной экспедиции имеет существенное значение для квалификации договора как транспортно-экспеди-ционного. При этом важно понять правовые последствия отсутствия у клиента того или иного статуса, которые на практике могут влечь, что естественно, противоположные последствия для сторон правоотношения.

В литературе этой проблеме уделено недостаточно внимания. Между тем редакция ст. 801 ГК РФ порождает очевидные вопросы и трудности в практической деятельности. Всегда ли клиент как сторона договора должен быть грузоотправителем либо грузополучателем; перестает ли договор быть транспорт-

8 Там же. С. 702.

но-экспедиционным при отсутствии у клиента того или иного статуса? Ответы на эти вопросы были разнообразны.

В одном из первых комментариев к ГК РФ О. Н. Садиков рассматривал в качестве клиента как собственника груза, перевозчика, так и других лиц, интересы которых связаны с перевозкой9.

По мнению В. Т. Смирнова и Д. А. Медведева, «клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего, отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг»10.

С. П. Хмелев предлагал в законе о транспортно-экспедиционной деятельности (тогда он еще не был разработан и принят) раскрыть основные признаки договора транспортной экспедиции, в том числе признаки сторон этого договора — экспедитора и клиента. В качестве клиента он предлагал указать в законе «любое лицо, фактически осуществляющее перевозку груза своими транспортными средствами (фактический перевозчик) и любое другое лицо, которое или от имени которого заключается договор перевозки с отправителем (перевозчик по договору)»11. Однако в дальнейшем автор приходит к мысли о том, что «клиентом в договоре могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отноше-

9 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, ч. 2 (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1996. С. 373 (автор соответствующей главы — О. Н. Садиков).

10 Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1997. С. 414 (авторы соответствующей главы — В. Т. Смирнов и Д. А. Медведев).

11 Хмелев С. П. Указ. соч. С. 33.

нии с отправителем или получателем груза»12. Здесь круг субъектов договора явно расширяется по сравнению с тем, что определен ст. 801 ГК РФ.

В исследовании С. Ю. Морозова мы встречаем совсем иноИ подход к контрагенту экспедитора по рассматриваемому договору. В частности, не соглашаясь с приведенным выше мнением О. Н. Садикова, автор указывает: «Законодателем установлено, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели»13. Альтернативы законодательному установлению, даже в порядке дискуссии, С. Ю. Морозов не предлагает.

АвторитетныИ специалист в области транспортного права и перевозок В. А. Егиазаров считает необходимым, чтобы клиент был отправителем или получателем груза при взаимоотношениях с транспортными организациями14.

В. В. ВитрянскиИ солидарен с В. А. Егиазаровым в представлении о том, кто должен быть клиентом в договоре транспортноИ экспедиции: «Круг клиентов применительно к конкретному договору транс-портноИ экспедиции значительно сужается за счет того, что физическое или юридическое лицо, являющееся клиентом по указанному договору транспортноИ экспедиции, одновременно должно иметь статус грузоотправителя или грузополучателя экспедируемого груза». В связи с этим автор расценивает как необоснованные встречающиеся в современноИ юриди-ческоИ литературе попытки расширить круг субъектов договора транспортноИ экспедиции за счет отказа от обязательности такого признака, как их роль грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с транспортными организаци-

12 Там же. С. 61.

13 Морозов С. Ю. Указ. соч. С. 112.

14 Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. 2-е изд. М., 2004. С. 175.

ями15. Однако мы не можем утверждать, что известный ученый, автор «договорной конституции», и в настоящее время придерживается такого мнения, поскольку в одном из научных исследований по этой теме, которое было выполнено под его научным руководством, выражена противоположная точка зрения. Речь идет о последнем по времени исследовании гражданско-правовых аспектов транспортной экспедиции, автором которого является Н. В. Морозова. В нем содержится альтернатива «императиву» законодателя. Так, автор, ссылаясь на учебные и литературные источники, считает правильными точку зрения В. Т. Смирнова и Д. А. Медведева (приведена выше), а также мнение С. М. Поповой, которая пишет: «Как правило (курсив наш. — А. К., А. М.), клиентами являются грузоотправитель и грузополучатель, поскольку именно они, прежде всего, заинтересованы в освобождении от забот, связанных с передачей груза перевозчику и получением груза у перевозчика»16.

Интересно свидетельство Н. В. Морозовой о том, что «в отличие от российского законодательства Общие правила Союза экспедиторов Северных стран, регулируя договор транспортной экспедиции, указывают, что клиентом является лицо, давшее задание экспедитору (§ 3); Типовые экспедиторские правила от 02.10.1996 г. устанавливают, что клиент означает любое юридическое или физическое лицо, обладающее правами и обязанностями по договору на экспедиторское обслуживание, заключенному с экспедитором, или обладающее такими правами и обязанностями в результате действий, связанных с предоставлением экспедиторских услуг (п. 2.4)»17.

15 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 686.

16 Гражданское право. Ч. 2: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина. С. 278.

17 Морозова Н. В. Указ. соч. С. 52.

Рассмотренные нами трактовки сторон договора делятся на допускающие в качестве возможного клиента экспедитора лицо, не являющееся грузоотправителем или грузополучателем, и этого не допускающие. При этом исследователи не приводят аргументации своего мнения, если не относить к таковоИ ссылки на обусловленность договора связью с процессом перевозки тех, кто придерживается недопустимости рассмотрения в качестве клиента по договору негрузоотправителя или негрузополучателя.

Таким образом, в настоящее время следует констатировать отсутствие какого-либо единства во мнениях о проблеме определения субъекта, его статуса в транспортно-экспедиционном договоре, что неудивительно при существующеИ редакции ст. 801 ГК РФ. Можно предвидеть трудности, с которыми столкнутся субъекты права в этоИ области отношении.

С учетом возможности включения в договор условиИ о разнообразных услугах экспедитора, которая следует из ст. 801 ГК РФ, а также из того, что эти услуги могут быть связаны с разными событиями, представляется маловероятным знание экспедитором положения его клиента в отношениях с тем или иным перевозчиком либо третьим лицом (грузополучателем, если им является не сам клиент). Ведь если, допустим, экспедиторская услуга (мы не будем называть ее основной или дополнительной, поскольку вполне согласны с теми, кто считает неудачным такое разделение услуг законодателем в ука-занноИ статье ГК РФ) оказывается до или после перевозки как та-ковоИ, клиент либо еще не стал стороноИ или третьим лицом в договоре перевозки, либо уже участвовал в последнем в каком-либо качестве. Другими словами, договор транспортноИ экспедиции может быть заключен и исполнен как до, так и после собственно пере-

возки, причем заведомое отрицание связи с перевозкоИ груза здесь не вполне уместно.

Изучив доводы противников рассмотрения клиента как негрузоотправителя или негрузополучателя, можно согласиться с ними относительно некоИ обязанности экспедитора перед заключением договора, удостовериться в наличии у потенциального клиента какого-либо статуса в договоре перевозки. Выяснить это экспедитор может, затребовав у будущего клиента договор перевозки либо перевозочные документы, которые в силу закона свидетельствуют о заключении или подтверждают заключение договора перевозки. Следовательно, лишь убедившись в наличии у клиента того или иного статуса, экспедитор может быть уверен, при прочих условиях, что он заключает договор транспортноИ экспедиции. Однако такое понимание абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ противоречит смыслу абз. 2 этого же пункта указан-ноИ статьи, а также принципу свободы договора.

Дело в том, что договором транс-портноИ экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкоИ. Следовательно, заключая от своего имени договор (договоры) перевозки груза в соответствии с тем маршрутом, кото-рыИ согласован сторонами договора транспортноИ экспедиции, экспедитор сам становится стороноИ в договоре перевозки. Экспедитор может быть и уполномоченным на получение груза лицом, т. е. грузополучателем. В этоИ связи интересно замечание Н. В. МорозовоИ, которая пишет: «...как правило, экс-

педитор в имущественном обороте выступает от своего имени, и при совершении различных действий рассматривается другими участниками транспортного, в частности, перевозочного процесса в качестве грузовладельца, осуществляющего различные правомочия в отношении груза»18.

Приобретая статус грузоотправителя (отправителя) (т.е. стороны в договоре перевозки), экспедитор также оказывает услугу своему клиенту, который и на этой стадии — стадии перевозки груза — желает быть избавленным от формально-правовых особенностей того или иного перевозочного процесса, приобретающего на практике большое число нюансов и сложностей. Продолжая оказание комплекса услуг, экспедитор, предположим, обязался обеспечить своему клиенту и получение груза после его перевозки и доставки в согласованную точку. В этом случае наилучшим обеспечением или гарантией получения груза будут действия и решения самого экспедитора, а не третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

В приведенной и допускаемой законом ситуации экспедитор своим участием в договоре перевозки фактически обеспечивает транспор-тно-экспедиционное обслуживание клиента в соответствии с так называемой схемой «от двери до двери». Допустимо ли здесь рассматривать клиента как грузоотправителя или грузополучателя? Представляется, что ни правовых, ни фактических оснований для этого нет.

Допуская участие транспортного экспедитора в перевозочном процессе на различных стадиях, когда у клиента возникает необходимость в перемещении грузов на значительные расстояния, следует допустить и участие нескольких экспедиторов в этом процессе. При этом показательна ситуация, когда клиент заявляет (заказывает)

18 Морозова Н. В. Указ. соч. С. 23.

своему экспедитору услуги по организации и обеспечению перемещения груза от поставщика клиента до какого-то «основного» вида транспорта. В этом случае экспедитор берет на себя бремя заключения договоров промежуточной перевозки и документального сопровождения процесса доставки в порт или иное место. Далее в отношения с клиентом вступает другой экспедитор для оказания прочих услуг и т. д. Здесь необходимо принимать во внимание и то, что в сложных схемах перемещения груза клиент может быть грузоотправителем или грузополучателем не единожды.

Могут встречаться и такие случаи, когда грузоотправителем и грузополучателем выступают третьи лица, т. е. лица, не являющиеся сторонами в каком-либо из договоров транспортной экспедиции. Другими словами, допустима ситуация, при которой сам клиент выступает экспедитором по отношению к третьим лицам — грузоотправителю и грузополучателю. При этом речь не идет о некой «перепродаже» услуги. Это как раз такая ситуация, при которой у клиента с третьими лицами существуют «собственные» правоотношения, в которых он по отношению к ним является экспедитором, т. е. так называемый законодательно желаемый вариант поведения сторон. Сам же экспедитор (в целях обеспечения выполнения услуг для третьих лиц) прибегает к услугам иного экспедитора, однако в отношениях с ним он, разумеется, выступает уже клиентом. Все эти отношения «оформляют» различные стадии перевозочного процесса (подготовка транспортных средств, оформление документов, заключение сделок, аренда, сопровождение, охрана и т. п.), где тесно переплетаются юридические и фактические действия сторон, где есть место комплексу услуг.

Во время подготовки настоящей статьи Правительством РФ были утверждены так долго ожидаемые

деловым и научным сообществом Правила транспортно-экспедицион-ноИ деятельности (далее — Правила)19 . Однако, как нам представляется, не будет преувеличением сказать о том, что утвержденные Правила не оправдали ожидания как по своему объему, так и по содержанию. Далее мы затронем отдельные положения Правил, значимые для обсуждаемого вопроса.

Уже из п. 2 Правил необходимо следует некое исключение клиента из перевозочного процесса в рамках отношениИ экспедиции указанием в абз. 2 этого пункта на правовые акты, которыми регулируются отношения между экспедитором и перевозчиками. Буквальное прочтение п. 2 Правил позволяет приИти к выводу о том, что отношения, возможные в транспортно-экспедиционном процессе, сводятся к парам: экспедитор — клиент, экспедитор — перевозчики. Отношения же между клиентом и перевозчиками, по смыслу Правил, либо не возникают, либо не подлежат регулированию, либо их правовое регулирование не имеет такого значения, какое необходимо для упоминания о нем в Правилах.

Представляют интерес отдельные понятия, используемые в Правилах. В отличие от законодателя, кото-рыИ сделал лишь допущение (ст. 801 ГК РФ) возможных услуг экспедитора в виде заключения договоров перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза и других, в Правилах более четко очерчен круг услуг экспедитора, где очевиден акцент на указанные законодателем услуги. Таким образом, и из закона, и из Правил следует включенность экспедитора в отношения перевозки груза, а также в связанные с такоИ перевозкоИ правовые и фактические последствия.

19 Постановление Правительство РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.

Если не противоречащим, то, во всяком случае, не соответствующим ГК РФ представляется определение клиента в Правилах. В действительности можно признать определение клиента в Правилах отражающим существующую практику таких отношений и мировой опыт.

Своеобразные определения даны в Правилах грузоотправителю и грузополучателю. В них можно видеть лишь некоторое сходство с «классическими» определениями, даваемыми в транспортных уставах и кодексах. Поэтому нельзя проводить аналогию с законодательным видением клиента. Как показано выше, совокупность норм гл. 41 ГК РФ позволяет судить об определенном значении и смысле, заложенном в Кодексе применительно к клиенту по договору транспортной экспедиции. Следовательно, здесь также следует видеть расхождение смысла ГК РФ, который подразумевает под грузоотправителем сторону договора перевозки, а под грузополучателем — лицо, которое уполномочено на получение груза у перевозчика по мере его доставки в пункт назначения и указано в перевозочном документе (накладная, коносамент и др.), и смысла Правил, в которых грузоотправитель не считается стороной договора перевозки, а в случае с грузополучателем вообще меняются местами перевозчик и экспедитор. Такую замену — перевозчика экспедитором — подтверждает данное в Правилах определение экспедиторской расписки. Последняя, как следует из п. 5 Правил, «подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя». Экспедиторская расписка в соответствии с п. 12 Правил выдается экспедитором клиенту при приеме груза. Этот документ предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю. Следователь-

но, клиент, в случае передачи груза экспедитору и получения от него экспедиторской расписки, не может быть «классическим» грузоотправителем в договоре перевозки. Не может он быть и грузополучателем, поскольку таковой получает груз от перевозчика после ее завершения в соответствии с договором перевозки.

Завершая рассмотрение вынесенной в заголовок темы, предложим свой вариант редакции абз. 1 п. 1 ст. 807 ГК РФ: «По договору

транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза». Таким образом, полагаем излишним, порождающим гражданско-правовой формализм и не отвечающим смыслу закона указание законодателя на то, кем должен являться клиент в договоре транспортной экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.