Научная статья на тему 'Клич «Коммунара»'

Клич «Коммунара» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / LOCAL PERIODICALS / DISTRICT NEWSPAPER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бушков Руслан Аркадьевич

Статья посвящена истории возникновения районной периодической печати в Республике Марий Эл, одним из первых изданий которой явилась газета «Коммунар», выходящая в настоящее время под названием «Край Сернурский» («Шернур вел») и являющаяся официальным средством массовой информации Сернурского муниципального района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cry of “Communard”

Article is devoted to history of occurrence district of the periodical press in the Republic of Mari El, one of the first editions of which was the newspaper “Kommunar” coming out now called “The Sernur district” (“Shernur vel”) and is the official media Sernur metropolitan borough.

Текст научной работы на тему «Клич «Коммунара»»

УДК 070.325

Р. А. Бушков

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Клич «Коммунара»

Статья посвящена истории возникновения районной периодической печати в Республике Марий Эл, одним из первых изданий которой явилась газета «Коммунар», выходящая в настоящее время под названием «Край Сернурский» («Шернур вел») и являющаяся официальным средством массовой информации Сернурского муниципального района.

Ключевые слова: местная периодическая печать, районная газета.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в марийской деревне, как и по всей советской стране, начались бурные перемены — повальное обобществление земли и труда, объединение крестьянских хозяйств в колхозы, замена труда пахаря трактором. Своеобразным летописцем происходящего в ней стала местная периодическая печать, прежде всего учрежденные тогда в кантонах Марийской автономной области газеты, породившие вскоре целую систему районных средств массовой информации.

Крестьяне, сытно закусив,

Газеты длинные читают, —

заметил об этом поэт Николай Заболоцкий в своей поэме «Торжество Земледелия», отобразившей развернувшиеся преобразования в том числе на родной для него сернурской стороне, где прошло его детство и отрочество.

После переезда родителей накануне октябрь -ских событий 1917 года в уездный город Уржум здесь ему довелось побывать последний раз весной 1919 года в качестве участника концертного выступления уржумской революционной молодежи. Вместе с товарищем по преобразованному в единую трудовую школу второй ступени бывшему реальному училищу Михаилом Касьяновым они читали стихи. Его друг, успевший наладить сотрудничество с новыми советскими уездными и губернскими изданиями, не обошелся без ознакомления собравшихся с их последними публикациями. В ту пору входило в обыкновение громкое чтение газет на массовых мероприятиях. Позже это переросло в выступления с устной газетой перед населением во время культпоходов учащихся и преподавателей в открывшейся по решению II Всероссийского съезда мари осенью 1918 года в Сернуре учительской

семинарии, преобразованной через два года в педагогические курсы, превратившиеся в ведущий центр культурного просвещения народа. Они стали обязательными на новом празднике национального возрождения Йошкар пеледыш пайрем (Праздник красных цветов), внедряемой в округе среди учащейся молодежи. Инициатор и главный организатор их проведения — преподаватель естествознания А. Ф. Конаков, являвшийся одновременно руководителем драмкружка, хора и рукописных литературных журналов, приглашал на них местных и заезжих творческих людей, прежде всего поэтов, журналистов, артистов и любителей сценического искусства.

Устные газеты-выступления включали передовицы, телеграммы, хроники, обзоры, стихотворения и даже фельетоны. Вскоре они переросли в живые газеты («йылман газет») с эстрадными представлениями, сценками в лицах, исполнением песен. Им были присущи политическая заостренность, быстрота отклика, яркость и общедоступность. Это было своего рода попыткой периодической печати, прежде всего марийских газет «Йошкар кече» («Красный день»), «Марий коммунист» («Марийский коммунист»), «Марий илыш» («Марийская жизнь») разговаривать с читателями языком театра. С материалами же самих газет при желании они знакомились в библиотеках и избах-читальнях, которые устраивали выставки советской печати и делали журналы из газетных вырезок.

Так продолжалось и после реорганизации педкурсов в педтехникум, его закрытия из-за финансовых трудностей осенью 1924 года и перевода обучавшихся в нем в Краснококшайск. Газетные акции проводились теперь силами комсомольской и партийной организаций кантона, возникшими после образования в ноябре 1920 года

Марийской автономной области. Из этой среды выдвинулись селькоры — новое явление в журналистике тех лет. Это были взявшиеся сотрудничать с газетами и журналами активисты, проникнутые стремлением делом участвовать в строительстве новой жизни и культуры, старающиеся не замечать многочисленные житейские трудности.

Одним из первых селькоров в Сернурском кантоне стал Павел Мокеев, после окончания Сернурской совпартшколы заведовавший избой-читальней при Токтамыжском сельсовете. Он был избран делегатом Всесоюзного съезда рабселькоров, состоявшегося в Москве 23-31 мая 1926 года. А потом его пригласили на работу в област -ную газету «Йошкар кече» («Красный день»), поручив выпуск молодежной страницы «Рвезе йюк» («Голос молодежи»), переросшей впоследствии в газету «Рвезе коммунар» («Молодой коммунар»).

Острые публикации селькоров вызывали не только одобрение читателей, но и недовольство критикуемых. Наиболее озлобленные из них мстили авторам и даже совершали на них покушения. Так, весной 1928 года был убит сотрудничавший с газетой «Йошкар кече» («Красный день») секретарь Больше-Ключевского сельсовета Андрей Берёзин, а через год недоброжелатели отравили комсомольца-селькора из деревни Ма-ри-Шои Сернурского кантона Степана Лебедева.

Областные издания организовывали для селькоров специальные рабселькоровские курсы, чтобы обучить их азам журналистики. С этой целью в 1928 году в Сернурском кантоне было впервые проведено собрание селькоров с награждением наиболее активных из них подпиской на начавшийся выходить в Москве журнал «Рабоче-крестьянский корреспондент».

27 октября 1930 года жители Сернурского кантона держали в руках первый номер газеты «Коммунар», на первой странице которой значилось: «ВКП(б) Шернур канткомын, кантиспол-комын, кантместкомын марла газетше. Тунясе пролетар влак, иктыш ушныза!» («Марийская газета Сернурского канткома ВКП(б), кантиспол-кома и кантместкома. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»). Отвественным редактором ее значился Прокопий Карпович Карпов-Пюнчерский, приехавший из Йошкар-Олы недавний сотрудник газеты «Йошкар кече» («Красное солнце»), первый марийский профессиональный журналист, закончивший государственный институт

журналистики в Москве. Именно ему поручалось организовать выпуск одной из первых в области местных кантонных газет.

П. К. Карпов-Пюнчерский уже с первых чисел октября лично занимался размещением редакции и типографии в бышем доме торговца Милютина. Им были приняты первые сотрудники. Одновременно готовился к выпуску первый номер газеты, которую местные власти решили назвать созвучно времени «Коммунаром» и поручить освещать уверенную поступь социализма в деревне, звать крестьян вступать в колхозы и вести людей в поход за новой культурой.

26 октября П. К. Карповым-Пюнчерским первый номер газеты был подписан в печать. На первой ее странице красовалось название «Коммунар», а на последней — стояла приписка: «Редактор П. Карпов. Савыктыше — кундем исполком. Мариздатын 3-ше типографийже» («Редактор П. Карпов. Издатель — областной исполком. 3-я типография Мариздата»).

Объявлялось, что газета будет выходить раз в неделю, через каждые пять дней, один ее номер стоит 3 коп., подписка на год — 1 руб. 20 коп., полгода — 60 коп., три месяца — 30 коп., один месяц — 15 коп., подписка оформляется на почте и письмоносцами.

Новому изданию предстояло стать коллектив -ным пропагандистом, агитатором и организатором нового, своеобразным летописцем происходящего и хода выполнения первого пятилетнего плана развития в рамках не только Сернурского, но близлежащего ему кантонов. Не удивительно, что с первых номеров в нем замелькали заголовки-призывы «Социализм ыштыме пашам виян-даш» («Сделаем социализм явью»), «Совет пашам — у корнышко» («Новую дорогу — советской работе»), «Кинде, шыл да йытыным госу-дарствылан пумашт планым шудо процентлан темена» («Выполним на сто процентов планы поставок государству хлеба, мяса и льна»), «Колноз пашам вияндаш» («Усилим колхозное дело»), «Кулак да подкулачниклан колхозышто вер уке» («Нет места в колхозе кулакам и подкулачникам»), «Кулак ден сай илышым рашкалтена» («Ударим по кулакам и живущим припеваючи»), «Культур революций верч» («За культурную революцию»).

Весной 1931 года редакция провела своеобразный смотр-проверку готовности сельсоветов к весенним полевым работам. К этой кампании был привлечен агроном М. Бахтин, затеявший

рубрику «Аграномын канашше» («Советы агронома»), а газета таким образом породила социалистическое соревнование между ними. Потом внимание редакции переключилось на затевающееся в Сернурском кантоне строительство льнообрабатывающего и картофельного заводов, где, как полагали власти, будет зарождаться местный пролетариат.

Газета ратовала за смычку деревни и города, взаимный обмен между ними производимыми продуктами и продукцией. Этой теме был посвящен один из первых опубликованных в ней рассказов Д. Ф. Орая «Смычкэ» («Смычка»). Главной мыслью в нем был призыв: «Заменим домашнюю холщовую одёжу на готовое фабричное, высвободив время для себя, для своего культурного просвещения». Для этого требовалось немногое: выполнять план заготовки льна.

Газета пристально следила за колхозным строительством. Здесь на глазах происходили перемены в механизации сельскохозяйственных работ, вызванные появлением трактора. Это повлекло открытие в Сернуре учебного пункта, где в декабре состоялись первые курсы политехнизации, а затем в январе — трактористов, которые собрали семьдесят слушателей. Учитель Веткин предложил через газету открыть в русле замены ручного труда механическим мастерские при школах, чтобы обучать в них учащуюся молодежь нужному ремеслу. Слово учителя тогда дорогого стоило: учительство составляло основную силу, занятую в кантоне развернувшимся культурным просвещением народа. Через них входили в крестьянский быт такие новшества, как концерты, спектакли, радио, кино, а также революционные праздники, призванные заменить прежние, религиозные.

Газета и сама выступала застрельщицей новых начинаний, поведя на своих страницах, например, кампании за внедрение марийского языка в делопроизводство местных советских учреждений, отказ от старинного головного убора замужних марийских женщин — шымакш, введение в марийских семьях в целях ликвидации трахомы и других глазных болезней индивидуальных полотенец. Вняв почину газеты, почти половина замужних колхозниц колхоза «Йошкар ушем» («Красный союз») отказалась от шымакша.

С первых номеров тон в газете задавали новости. С таких значимых событий кантонного масштаба, как празднование Международного дня солидарности трудящихся или Дня Великого

Октября, печатались репортажи. Сотрудничавший с «Коммунаром» литератор Алдиар Крисам (Х. Смирнов) любил придавать им стихотворную форму, чтобы не наскучить читателям заштампованными фразами. Наверняка вызвали их интерес помещенные в газете информация об отведении места под аэродром под Сернуром, «где получат возможность садиться курсирующие из Нижнего Новгорода в Ижевск аэропланы», и заметка «Радио марла ойлаш туналеш» («Радио заговорит на марийском»), в которой сообщалось: «В городе Нижнем Новгороде начинается вещание радиогазеты на марийском языке. Марийскую радиогазету можно слушать 13-23 апреля. Селькорам можно направить сюда свои письма по адресу: Н. Новгород, радиоцентр, редакция «Марийской радиогазеты». Интерес газеты к Нижнему Нов -городу понятен еще по одной причине: Марийская автономная область входила тогда в Нижегородский край, промышленные предприятия которого брали шефство по культработе над ее кантонами, в том числе Сернурским, а с 10 декабря 1931 года по 1 февраля 1932 года они провели краевой культпоход в марийские сельские глубинки. Газета «Коммунар» откликнулась на его начало 17 декабря целой полосой «Марий кундемыш культбригада толын» («В Марийскую область прибыла культбригада» с призывом «Нун полшымышт ден пырля кантоннам сплошной грамотностьыш савыраш, культур револю-цийым вияндаш талын пижына» («Внедрим с их помощью в наш кантон сплошную грамотностью, шире развернем культурную революцию»). В лексике газеты с тех пор прочно укрепилось новое слово «культармеец», которым стали называть участников культурного строительства.

Для новостных сообщений из деревень кантона в газете завели особую рубрику «Ял уверла» («Деревенские новости»). Последняя ее полоса отводилась объявлениям, полезным советам и ответам на вопросы читателей. Но особо значимые объявления могли перекочевать и на первые страницы, как это произошло с извещением М. Янтемира «Шкенан кантона могай? Шинчена мо?» («Каков наш кантон? Знаем ли?») о намеченной на конец марта 1931 года конференции кантонных краеведов.

Газета регулярно информировала о предстоящих мероприятиях в театре при народном доме, школе колхозной молодежи, педтехникуме, учебном пункте.

В конце полосы могли помещаться объявления особого рода, к примеру, об утере документов,

разделах имущества и даже разводах, причем как на марийском, так и русском языках. Так, под заголовком «Пристал поросенок» сотрудник одного из сернурских учреждений Смышляев извещал, что во дворе у него объявился поросенок и «в случае ненахождения хозяина в течение 3-х суток считаю своим». Мария Петухова из деревни Купсола заявила о полном разрыве с бывшим мужем, лишенцем, то есть лишенным властями имущества, Павлом Егоровичем, оставлении за ним сына Николая и дочь Марии. Но за скупыми строками — не просто семейная трагедия, а скорее стремление оградить семью от еще большей беды — раскулачивания.

Газета печатала полезные советы огородникам о пользе золы, устройстве парников. В конце каждого месяца она напоминала читателям: «Вес тыл-зылан «Коммунарым» налаш ит мондо» («Не забудь подписаться на «Коммунар» на следующий месяц»).

Газета сумела объединить вокруг себя немало авторов. В немалой степени этому способствова -ло проведение 1 февраля 1931 года первого кан-тонного собрания селькоров, избранных от выпускающихся в организациях и учреждениях стенных газет «пырдыж газет», а 11 мая — слет рабселькоров. Часть из них предпочитала публиковаться в «Коммунаре» под псевдонимами: Он-дроп, Ядман, Ударник, Олык марий, Йындал, Ола корак, Пэтыр, Пиштерский, Токпарс, Ужшо. Находились и не чуращиеся ставить свои фамилии под своими заметками: М. Горбунов, Иванов, Чулков, В. Якимов, М. Смоленцев.

Как опытному журналисту, П. К. Карпову-Пюнчерскому удалось разглядеть среди них настоящие таланты, став их наставниками в журналистском и литературном пути. Одним из них стал принятый им на работу ответственным секретарем начинающий писатель Д. Орай, печатающийся под псевдонимами Шолем, Ор и Пы-жай, признававшийся позже: «Самую большую помощь в 1930 году, в основном в идеологическом отношении, мне оказал редактор газеты «Коммунар» Карпов. В то время ни одно написанное мною не проходило без просмотра Карповым». А на литературную стезю его вдохновил Шабдар Осып, кому он показал написанный в марте 1929 года для газеты «Марий ял» («Марийская деревня») свой первый рассказ «Йошкар обоз» («Красный обоз»). Тот, преподававший в то время марийский язык в Сернурской школе второй ступени, одобрительно посоветовал ему:

«Пиши и дальше, ты умеющий писать человек». А через полгода в журнале «У вий» («Новая сила») с подачи С. Г. Чавайна вышел другой рассказ Д. Орая «Ача-ава кумыл» («Родительская душа»).

В редакции «Коммунара» царил дух товарищества и дружбы. В ней трудились с увлечением, сознавая важность своего дела, стремясь оперативно откликаться на запросы времени, к точности сообщаемых сведений и четкости высказываний. При редакции происходили собрания селькоров, увлекательные обсуждения вопросов литературы. Газета росла на глазах: на ее страницах вводились новые рубрики и отделы, появилась даже сатирическая страница с фельетонами за подписью «Саравай кугыза» («Старик Са-равай»), под которым скрывались А. Речкин и Д. Орай, который потом, в 1933 году, на основе них выпустил сборник «Ойлымаш-влак» («Рассказы»), с указанием на русском языке: «Темы рассказов взяты из деревенской жизни, в них бичуется бюрократизм и косность низового советского аппарата». Расширялось содержание материалов, происходил бурный пересмотр устоявшихся понятий, поиски новых путей в журналистике, требующей от пишущего ясности, четкости и точности фактов, на которых строились не затуманивающие мысли, без словесных украшений суждения.

Редактор П. К. Карпов-Пюнчерский делился своим накопленным журналистским и литературным опытом со всеми желающими. Его радовало каждое проявление их активности, и он спешно откликался на любые просьбы по работе. Но, к их сожалению, в конце 1931 года он был отозван обратно в Йошкар-Олу, и редакции пришлось испытать чехарду в последующих назначениях ее ответственным редактором: на этой должности сменяя друг друга побывали В. Якимов, Т. Кавалеров, К. Токтаев, А. З. Речкин, П. И. Мамашев, Х. Н. Смирнов.

П. К. Карпов-Пюнчерский вскоре возглавил литературно-художественный журнал «У вий» и объединение марийских писателей, вошел в оргкомитет Союза советских писателей Марийской автономной области. Кроме писательской работы, он занимался литературной критикой, пристально следя за творчеством Д. Орая и Й. Кырли. Он был доволен, что не ошибся в Дмитрии Федоровиче Богословском-Орае, много печатавшемся в областных марийских изданиях.

И после ухода из газеты «Коммунар» П. К. Кар-пова-Пюнчерского она оставалась школой

журналистского и литературного мастерства для многих начинающих авторов, приобретших потом известность: очеркистов А. З. Речкина (Сакара Саню), К. Смирнова (С. Кавырли), П. И. Иванова (П. Шорского) и А. Н. Семенова (Майского Эла), поэтов Н. П. Петрова (Петра Миклая), Ф. Азма-нова (Азмана Тойблата), В. М. Вайшева (Онара Васлия). М. М. Иванова, И. Н. Онара, К. А. Тым-баршева (К. Ленского), В. С. Шабдарова (В. Шаб-дара), С. С. Свинцова. К. Н. Васина. Почти все они входили в литкружок «Октябрь», собирающийся в Сернурской библиотеке.

С августа 1932 года газета «Коммунар» стала органом преобразованных из кантонных в районные организаций: Сернурского райкома ВКП(б), райисполкома и райпрофсовета, решивших выпускать ее два раза в неделю, на двух полосах вместо четырех. Штат редакции и типографии был доведен до двенадцати сотрудников, в большинстве комсомольцев. Новым ответственным секретарем назначили С. Е. Егорова, поставив перед ним задачу превратить газету в официального проводника «большевистской» партийной линии в строящейся в центре и на местах новой жизни, утверждении в ней социализма. Уже при нем в газетных материалах «Коммунара» появились новые слова и выражения: «коренизация», «йылмым илышыш пуртымо паша» («языковое строительство»). Под коренизацией понималось вовлечение в управленческие дела национальных кадров. Языковое строительство предполагало придание марийскому языку на территории Марийской автономной области официального статуса государственного, введение обязательного его изучения в учреждениях и предприятиях, перевод на него их делопроизводства. Был поставлен вопрос об объединении наречий и говоров марийского языка, создании единого марийского литературного языка. В качестве диалектной базы предлагался моркинско-сернурский говор, на котором выходила и газета «Коммунар».

С мая 1962 года, после выпуска своего 5637-го номера, газета «Коммунар» прекратила существование, дав эстафету «Призыву», органу «областного комитета КПСС и Совета министров Марийской АССР для районов Сернурского территориального производственного колхозно-совхозного управления», более созвучной по названию наступившей в стране «хрущевской оттепели». А в 1994 году эстафету от «Призыва» приняли «Край Сернурский» и «Шернул вел», выходящие на русском и марийском языках. Они стали официальными средствами массовой информации Сернурского муниципального района.

—Ш—-

1. Бушков Р. А. Утро Земли Онара: история и культура Сернурского муниципального района Республики Марий Эл / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. С. 318-335.

2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район: сб. док. очерков / научн. ред. А. А. Соловьев. Йошкар-Ола: Мар. полигр.-изд. комбинат, 2006. С. 226.

3. Сергеев М. Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1971. С. 222236.

4. Энциклопедия Марий Эл / рук. гл. ред. коллегии Л. И. Маркелов. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2009. С. 704.

5. Янтемир М. Н. Описание Маробласти. Сернурский кантон (с приложением списка населенных пунктов. Вып. VII. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. С. 40.

1. Bushkov R A. Morning of the Onar land: History and Culture Sernur municipal district of the Republic of Mari El / Mari State Univ. Yoshkar-Ola, 2014, pp. 318-335.

2. History of the villages and hamlets of the Republic of Mari El. Sernursky district: oompH. of doc. essays / scient. ed. A. A. Soloviev. Yoshkar-Ola: Mari polygr. publish. house factory, 2006, pp. 226.

3. Sergeev M. T. Emergence and development of printing Mari AS SR. Yoshkar-Ola: Mari book publishing, 1971, pp. 222-236.

4. Encyclopedia of Mari El / ch. ed. L. I. Markelov. Yoshkar-Ola: MarNIIYLI, 2009, p. 704.

5. Yantemir M. N. Description Mari region. Sernur canton (with a list of settlements. Issue VII. Krasnokokshaysk: Marobizdat, 1927, p. 40.

R. A. Bushkov Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan Cry of "Communard"

Article is devoted to history of occurrence district of the periodical press in the Republic of Mari El, one of the first editions of which was the newspaper "Kommunar" coming out now called "The Sernur district" ("Shernur vel") and is the official media Sernur metropolitan borough.

Keywords: local periodicals, district newspaper.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.