Научная статья на тему 'Притяжение малой родины'

Притяжение малой родины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЯ РОДИНА / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / СООБЩЕСТВО / ЗЕМЛЯЧЕСТВО / SMALL MOTHERLAND / STUDENTS / NATIONAL INTELLIGENTSIA / COMMUNITY / ASSOCIATION OF FELLOW-COUNTRYMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бушков Руслан Аркадьевич

Статья посвящена истории возникновения одного из первых марийских земляческих объединений учащейся молодежи и интеллигенции из уроженцев местности, относящейся к нынешнему Сернурскому району Республики Марий Эл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attraction of Small Motherland

The article is dedicated to the origin of one of the first Mari youth and intelligentsia organizations, the natives of the present Sernursky region of the Republic of Mari El.

Текст научной работы на тему «Притяжение малой родины»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

The Humanities

УДК 908

Р. А. Бушков R. A. Bushkov

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola

Притяжение малой родины The Attraction of Small Motherland

Статья посвящена истории возникновения одного из первых марийских земляческих объединений учащейся молодежи и интеллигенции из уроженцев местности, относящейся к нынешнему Сернурскому району Республики Марий Эл.

The article is dedicated to the origin of one of the first Mari youth and intelligentsia organizations, the natives of the present Sernursky region of the Republic of Mari El.

Ключевые слова: малая родина, учащаяся молодежь, национальная интеллигенция, сообщество, землячество.

Key words: small motherland, students, national intelligentsia, community, association of fellow-countrymen.

Кому не дорог тот уголок земли, где он родился и вырос, стал человеком! Здесь были услышаны первые в жизни слова, первые песни на родном языке. Это здесь впервые открылся детскому сердцу большой мир. Тут происходило открытие красоты родной природы, проникновение в сокровенные тайны народного духа.

«Кайыкат шке пыжашыжым ок мондо» — «Даже птицы не забывают свои гнезда» — говорится в марийской пословице. Жители сернурской стороны издавна относят себя к потомкам марийского богатыря Чумбулата, чтимого ими заступника родной земли и народа. В литературном переложении легенд о нем уроженцем этих мест писателем Кимом Васиным славный народный герой отроком отправляется по белу свету набраться уму-разуму. «А еще один завет тебе от меня: где бы ты ни был, не забывай родной край и родной дом, пусть дом отчий будет у тебя в сердце, — поучает его перед дальней дорогой умудренная жизнью встречная древняя бабка. — Тогда ты всегда найдешь обратный путь на родину» [4, с. 16].

Но не только в легендах и сказках находим людей, отправляющихся в поисках лучшей доли подальше от родного дома, в другие края. С некоторыми из них, жившими по реке Немде и ее притоку Шокшем, «татарскими черемисами», познакомился в Казани совершивший в 1633-1639 годах «путешествие в Мос-

ковию и через Московию в Персию и обратно» немецкий дипломат Адам Олеарий (Эльшлегер). Благодаря оставленным им записям в Европе стало известно о марийцах Вятского края, в том числе нынешней сернурской стороны [3, с. 172]. Со второй половины XVI века, после присоединения края к Российскому государству, эти земли оказались в составе сотней и волостей Алатской дороги в ведении Казанского приказа, а после губернских реформ царя Петра I, с 1708 года, они вместе с Казанским уездом стали относиться к Казанской губернии.

Вдали от родных мест люди издавна тянулись друг к другу, что помогало им сблизиться, подружиться и вместе преодолевать трудности. Среди учащейся молодежи эту общую принадлежность к родимой местности стали называть в XIX веке землячеством. Одно из первых объединений молодых выходцев с сер-нурской стороны на таких началах появилось в Вятке, главном городе Вятской губернии, к которой отошли сернурские земли после предпринятого императрицей Екатериной II нового административного устройства империи в конце XVIII века. Здесь, в подготовительной школе открывшегося в 1829 году Вятского духовного училища, стихийно возник земляческий кружок марийских учащихся, впервые набранных из Сернурской волости Уржумского уезда для подготовки к миссионерской деятельности. Они были приняты сюда лично

епископом Вятским и Слободским Кириллом, и мало кто из них знал, что для того были веские причины: определить их в это учебное заведение пожелал сам император Николай I [3, с. 179].

Чем же было вызвано такое внимание к нескольким мальчишкам-подросткам из безвестной марийской волости, впервые оказавшимся в большом городе? Их приезду сюда предшестовало состоявшееся 3 декабря 1828 года под Сернуром, меж деревнь Кюп-ран-Сола и Товарнур, большое языческое моление с участием марийцев Вятской, Казанской и Уфимской губерний. О случившемся уржумским исправником Девлет-Кильдеевым было доложено губернатору Вятской губернии А. Н. Рыхлевскому, который поспешил уведомить об этом министра внутренних дел империи. Тот довел о чрезвычайном происшествии до сведения государя императора. После проведенного губернскими властями расследования трое организаторов моления были доставлены в Санкт-Петербург и допрошены в Министерстве внутренних дел. Но император Николай I высказался, чтобы через митрополита Московского Филарета «избрать хорошаго священника, которому можно бы было поручить означенных трех черемис для просвещения в вере, так, чтобы, отпустя их домой вместе с оным священником, могли они убеждением и примером действовать на других» [3, с. 178-179]. Другим распоряжением он обязал обер-прокурора Святейшего синода «снестись с министром внутренних дел, чтоб избраны были из молодых черемис несколько человек для отдачи в семинарию и приготовления в священники», имея в виду, что они будут из мест происшедшего языческого моления [3, с. 179].

Набором мальчиков из черемисских семей «для отдачи в семинарию и приготовления в священники» занялись лично прибывшие в Сернурскую волость епископ Вятский Кирилл и направленный сюда митрополитом Филаретом священник Московской Богоявленской церкви протоирей Александр Покровский. И уже осенью 1829 года тех отправили в Вятку, на учебу в подготовительный класс духовного училища [3, с. 182].

Приставленному к ним надзирателю священнику Аркадию Емельянову, состоявшему на дьяконской вакансии при Вятском Спасском соборе, поручалось научить их русскому языку, подготовить к таинству крещения. Занятия велись в просторной комнате духовного училища, с привлечением к ним знающего марийский язык причетника Юмина. Организовавшийся вскоре земляческий кружок стал собираться в его доме, дабы не прознало об этом училищное на -чальство. Встречались его участники для того, чтобы поговорить, прежде всего, о вестях от родных, развеять тоску по дому. После окончания училища их перевели в семинарию, где они продолжали встречаться как земляки. Из десятков набранных в будущие священники мальчишек из Сернурской и других марийских волостей губернии, лишь половина дошла

до окончания семинарского курса и только пять из них удостоились священнического сана. Вместе с ними бурсацкую жизнь вынес Трофим Вайшев, начав потом священническую службу на сернурской стороне и взяв новую фамилию Удюрминский. Причину сего священник А. Емельянов нашел среди прочего в «отдаленности от их родины на 200-450 верст, так что иным не предстояло даже надежды в продолжение многих лет видеться с родными и единоплеменниками» [7, с. 23-25].

После открытия в 1872 году по инициативе известного миссионера Н. И. Ильминского в Казани инородческой учительской семинарии, призванной готовить учителей для нерусских миссионерских школ, мальчишек из Вятской губернии, в том числе из Сер-нурской волости, по протекции губернского инспектора народных училищ Нурминского стали отправлять для учебы сюда. Оказавшийся среди них и выучившийся сначала в подготовительной черемисской школе, а затем семинарии и оставленный потом здесь преподавателем Тимофей Семенов тоже попытался сгруппировать вокруг себя ученический кружок из уроженцев сернурской стороны. В первую очередь, в него вошли два его брата, учащиеся подготовительной школы, где он преподавал. Но лишь после манифеста царя от 17 октября 1905 года настала пора для открытых объединений учащейся молодежи на земляческих началах. Среди выходцев из сернурской стороны такой разговор затевал Михаил Веткин, но собраться им удалось уже на новой основе, в рамках возникшего по инициативе вольнослушателя миссионерского отделения Казанской духовной академии, марийского священника отца Павла, — Павла Петровича Глезденева и выпускника Казанской духовной семинарии Валериана Михайловича Васильева земляческого кружка «Озан мари» («Казанские марийцы»), сыгравшего исключительную роль в формировании национальной интеллигенции, зарождении журналистики и литературы на марийском языке [2, с. 115-116].

Такой земляческий кружок из приехавших на учебу с сернурской стороны учащихся возник также в учительской семинарии в городе Кукарске Вятской губернии. Их сумел собрать вокруг себя А. Ф. Кона-ков. Не без их участия начался здесь сбор старинных вещей марийского быта для музея, создаваемого по инициативе местного интеллигента А. С. Лебедева.

Как земляки собиралась учащаяся молодежь из Сер-нурской волости в уездном Уржуме, определенная родителями учиться в здешнем реальном училище и гим -назии. Тон среди них задавали «реалисты», в числе которых были русский Н. Заболотский (Заболоцкий), марийцы братья Егоровы, Андреев, Гусев [1, с. 60].

С весны 1917 года как земляки открыто стали встречаться призванные с сернурской стороны и включившиеся в национальное движение солдаты-марийцы располагавшихся в Уржуме, Елабуге и Вятке воинских команд, вошедших в черемисские военные организации, ратовавшие за открытие школ для неграмотных

и малограмотных, библиотек с книгами и изданиями на марийском языке, включая выходящую в Вятке первую марийскую газету «Война увер» («Военные вести»).

После установления в октябре 1917 года в стране новой власти в Казани был организован комиссариат мари для работы с марийцами Казанской губернии, реорганизованный потом в секцию при губисполкоме, став одновременно подотделом созданного в Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР центрального отдела мари во главе с Н. А. Алексеевым.

«Учащиеся, служащие и солдаты, находящиеся в Казани, приехавшие из деревень и других городов, с радостью шли в комиссариат, — вспоминал ту пору один из бывших его молодых завсегдатаев, будущий первый директор Поволжского лесотехнического института М. В. Пайбердин. — Там проводились различные собрания, встречи. Всегда здесь звучало новое, свежее слово. Мы ежедневно приходили туда, узнавали всех активных марийских работников, коммунистов, писателей. Много раз нам приходилось слышать споры о политике» [2, с. 126].

Бывали среди посетителей комиссариата и приезжавшие с сернурской стороны.

Дом, в котором размещался комиссариат мари, постепенно превратился в своеобразный марийский культурный центр, в котором нашло приют землячество марийцев города. Его быстро облюбовало марийское студенчество и рабфаковцы, появившиеся в Казани после открытия 1 ноября 1919 года при Казанском университете государственного рабочего факультета для подготовки не имеющей среднего образования рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вуз. Уже через год при нем сформировалась марийская группа из двенадцати слушателей, а в 1924 году организовалось марийское отделение, куда поступали по направлениям комсомольских, профсоюзных и партийных организаций образованной в ноябре 1920 года Марийской автономной области [2, с. 128]. В 1926 году сюда по путевке комсомольской организации молодежи Сернурского кантона попал Кирилл Иванов, будущий всемирно известный марийский киноактер Йыван Кырля, сыгравший в первом советском звуковом художественном фильме «Путевка в жизнь». Ему удалось собрать вокруг себя бывших учащихся Сер-нурского педагогического техникума. Одна из них, О. Г. Хорошавина-Сурикова, позже рассказывала: «Вновь с Кырлей встретились в 1928 году в Казани: он студент марийского отделения рабочего факультета государственного университета имени В. И. Ульянова-Ленина, а я — студентка марийского отделения Восточного педагогического института. И опять мы участники спектаклей, концертов, организуемых марийским землячеством» [5, с. 143].

Восточный педагогический институт открылся в Ка -зани в 1922 году на базе Казанского учительского института, который закончил будущий заведующий Сернурской учительской семинарией, открывшейся

по решению Второго Всероссийского съезда мари в Казани. При нем в 1924 году здесь было образовано марийское отделение. С самого начала его открытия работал здесь преподавателем марийского языка В. М. Васильев. Он явился инициатором создания научного общества мариведения, изучения студентами отделения финского языка. Через два года после открытия отделения его возглавил по окончании Московского университета Ф. А. Смирнов, один из первых руководителей Сернурского кантона. При нем здесь развернулась деятельность марийского землячества и марийского хора, начала выходить многотиражная газета «Шинчымаште — вий» («Знание — сила»), предназначенная для марийских студентов вузов и техников всей Казани. Руководил хором известный местный дирижер И. С. Морев, организовавший его выступления в рабочих клубах города и Татарском театре.

«Наш хор славился исполнением марийских и русских песен, — отмечала О. Г. Хорошавина-Сурикова. — Учеба в Казани оказала на Кырлю положительное влияние: из паренька-балагура он сделался городским юношей, более сдержанным в своих поступках, однако он сохранил оптимизм, юмор и остроумие, которые были присущи ему в отрочестве.

Ни один вечер не проходил без его активного участия. К этому времени его поэтическое дарование проявилось уже более ярко, и на каждом вечере начинающий поэт читал какое-нибудь новое свое произведение. Студенты тепло принимали его выступления, так как знали, что Кырля в поэтических образах умеет выразить их мечты и чаяния.

Помнится мне вечер, на котором он читал первый вариант своего стихотворения «Госрабфак». Стихи приняли хорошо» [5, с. 143].

Он был одним из активистов землячества, возглавлял у себя на рабфаке культурно-воспитательный сектор студенческой учебно-бытовой коммуны «У илыш» («Новая жизнь»), участвовал в выпуске стенгазеты «Волгыдо корно» («Светлый путь») и марийском хоре, помогал, как мог, землякам по их обустройству в общежитии.

Заметив в К. И. Иванове артистические таланты, доценты В. Т. Соколов и В. Н. Неболюбов на распределении посоветовали ему идти учиться на артиста. Так, в 1929 году он поступил на актерское отделение Государственного техникума кинематографии, преобразованного через год в институт [5, с. 16]. После него студенты с сернурской стороны оказались под опекой учившихся в Восточном педагогическом институте И. А. Шабдарова (Шабдара Осыпа) и К. А. Четкарева, а также заведующего его марийским отделением И. Е. Романова, работавшего прежде в Сернурском педагогическом техникуме.

Не изменил Йыван Кырля отношения к землякам и в Москве. Здесь отыскался даже его односельчанин, студент Московского университета из Марисолы Борис Шабалин. Та же О. Г. Хорошавина-Сурикова,

вышедшая замуж за одного из организаторов марийского землячества в столице, вспоминала: «Судьба вновь свела нас в Москве осенью 1932 года. В то время в разных учебных заведениях Москвы обучались юноши и девушки, приехавшие из марийских деревень. Йыван Кырля и здесь поддерживал связь со многими однокашниками по учебе в селе Сернуре и на рабфаке в Казани, в том числе и со студентами Московского архитектурного института А. А. Суриковым и К. С. Семеновым. Бывшие рабфаковцы в Москве встречались часто. Их объединял интерес к искусству, к культуре. Три друга иногда спорили. Обычно больше всех горячился, конечно, Кирилл Иванович — таков был его темперамент. Московские встречи с Кириллом Ивановым нас еще больше сблизили, он стал нашим семейным другом» [5, с. 143-144].

Сам же Йыван Кырля свои чувства к землякам выразил в поэтической форме в посвящении встретившейся в Москве марийской девушке:

Село

Припомнил...

Отчий дом...

Родимые поля.

.. .Я прибегу к К тебе бегом,

Лишь крикни:

— Эй, Кырля!

(Перевод П. Железнова) [6, с. 38].

В 1930 году на базе марийского отделения Восточного педагогического института в Йошкар-Оле был открыт Марийский педагогический рабочий факультет, а затем — агропедагогический институт. Вскоре в марийской столице обосновался также лесотехнический институт. Марийская автономная область теперь уже сама начала готовить специалистов с высшим и средним образованием, и землячества студентов с сернурской стороны начинают возникать уже в Йошкар-Оле.

В здешнем преобразованном из техникума педагогическом училище оно уже действовало с осени 1924 года, когда в него были переведены учащиеся закрывшегося Сернурского педтехникума [8, с. 40-41]. Организовавшие его учащиеся, среди которых выделялись М. Агачев, А. Иванов, Т. Веткин, В. Гусев, А. Исаев, Е. Казанцева, М. Кленов, А. Сепеев, З. Яковлева, И. Ям-булатов, были очень дружны, сплоченны, принимали активное участие в общественной жизни учебного заведения. На состоявшемся в честь пятилетия Марийской автономной области концерте сернурские девушки даже спели песню о городе Сернуре, такой статус он носил в первые годы после его образования, наряду с Краснококшайском и Козьмодемьянском.

Уехавшие же учиться в другие города страны марийские студенты, в том числе Сернурского района, продолжали организовываться в земляческие группы. В той же Казани, где имелись университет, ветеринарный, строительный и педагогический институты, а потом к ним присоединились в 1945 году — кон-

серватория, в 1974 году — институт культуры, выходцы из Сернурского района группировались вокруг студентов Казанской консерватории И. Н. Молотова и Г. Т. Окуневой-Ластовки. С 1998 года они стали встречаться в Доме дружбы народов Татарстана [2, с. 130-131].

Наконец в 1999 году в Йошкар-Оле было организовано землячество «Истоки», объединившее не только учащуюся молодежь, но и проживающих в марийской столице всех уроженцев Сернурского района. Его возглавил кавалер двух орденов Красной Звезды генерал-майор внутренней службы в отставке Виктор Васильевич Смоленцев, родом из деревни Бор.

Опорой ему стал созданный совет землячества, в который вошли депутаты Государственного собрания республики В. Д. Дуб ников и В. И. Макаров, заместитель главы правительства республики Г. М. Мус-таев, заслуженный работник сельского хозяйства России А. Е. Егошин, директор Марийского выставочного центра Г. Г. Ибраев, известные ученые Д. Е. Казанцев, В. С. Патрушев и Е. Н. Мустаев, деятели искусства и культуры З. М. Дудина, В. А. Мочаев, Л. Н. Еремеева.

Сейчас совет землячества возглавляет Евгений Викторович Пайдышев, известный общественный деятель республики. На заседаниях обсуждаются все намечающиеся мероприятия: от традиционных ежегодных встреч с главой администрации района до честований известных людей, уроженцев сернурской стороны. Заранее на них обговаривается участие землячества: в мероприятиях Сернурского муниципального района, научно-практических конференциях, творческих вечерах прославившихся деятелей искусства и культуры, а также фестивалях народного творчества и тематических мероприятиях. Не обходятся без обсуждения и ставшие регулярными выезды в район специалистов разного профиля — врачей, юристов, психологов, спортивных тренеров.

Сегодня без участия землячества «Истоки» не проходит ни одно значимое мероприятие в самом Сер-нурском районе. Его представители приглашаются на районный праздник Пеледыш пайрем, ставшие традиционными дни деревень, юбилеи местных школ, литературные чтения, посвященные поэтам Йывану Кырле и Николаю Заболоцкому, а также различные спортивные соревнования. Всегда рады им в районном музейно-выставочном комплексе им. А. Ф. Конакова, где проходят встречи с интересными людьми и презентации книг творческой интеллигенции.

Сернурское землячество «Истоки» объединяет не просто выходцев из Сернурского района, а людей, по-настоящему любящих его и оставшихся преданными ему, несмотря на перемену своего местожительства. Это те, кто продолжает чувствовать свою сопричастность к родимой стороне и ее жителям, местной истории и культуре, сохранил в себе притяжение малой родины. Разве не счастье, продолжать ощущать себя ее частицей и жить в ожидании чуда узнаваний и открытий от каждой новой с ней встречи! Неслучайно

даже трескучие морозы не могли остановить от этого Йывана Кырлю:

Звон морозный — в городах.

Вьюги грозной стон — в полях...

Мчатся сани в те края,

Где рожден и вырос я.

(Перевод П. Железнова) [6, с. 34].

Сопричастность к родному краю и родному народу помогала ему в самые тяжелые повороты нелегкой жизненной и творческой судьбы, взбадривала и придавала силы в минуты горести и отчаяния.

Есть края далекие, манящие нас тем, что мы там не были, где все кажется иным: и люди, и природа, и ее красота. Но в землячестве «Истоки» считают: для того, чтобы насытить свой взор красотой, а душу — радостью, не обязательно ехать за тридевять земель, а лучше отправиться в родной Сернурский район, в котором таинственности, необычности и загадочности не меньше, чем в иных краях, причем в любое время года: летом и осенью, зимой и весной. И нет такого времени в году, которое бы заслонило красу этой стороны, писал с чувством восторга проведший в здешних местах детство и юность классик русской пейзажной лирики ХХ века Н. А. Заболоцкий. «Всю сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отразилась во многих моих стихотворениях», — признавался он [1, с. 122].

Куда только не забрасывает людей их судьба! В каких только уголках республики, страны, ближнего и дальнего зарубежья не оказывались уроженцы сер-нурской стороны! Но, будучи в другой среде, они были и остаются своеобразными полпредами малой

родины, продолжают славу Сернурской земли, оставаясь верными и благодарными ее сыновьями и дочерьми.

1. Бушков Р. А. В государстве ромашек: Сернурские страницы жизни и творчества Н. А. Заболоцкого. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003.

2. Бушков Р. А. Как первые ласточки // Ончыко (Вперед): литер. и общ.-полит. журнал. Йошкар-Ола, 2011. № 3. С. 115-131.

3. Бушков Р. А. Языческий дух мари // Ончыко (Вперед): литер. и общ.-полит. журнал. Йошкар-Ола, 2012. № 7. С. 172-191.

4. Васин К. К. Чымбылат могучий: Легенды, рассказы / пер. с мар. В. Муравьева. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1994.

5. Исиметов М. И. Йыван Кырля: очерк жизни и творчества. Изд. 2-е, доп. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003.

6. Йыван Кырля. Я от радости пою: стихи / пер. с мар. П. Железнова. М.: Сов. Россия, 1987.

7. Степанов А. Ф. История становления марийской национальной школы. Йошкар-Ола: Изд-во Мар. полиграфкомбината, 2008.

8. Янтемир М. Н. Описание Маробласти (С приложением списка населенных пунктов). Краснококшайск: Маробиздат, 1927. (Вып. 7 «Сернурский кантон»).

1. Bushkov R. A. V gosudarstve romashek: Sernurskie stranitsy zhizni i tvorchestva N. A. Zabolotskogo. Joshkar-Ola: Mar. gos. un-t, 2003.

2. Bushkov R. A. Kak pervye lastochki // Onchyko (Vpered): liter. i obshh.-polit. zhurnal. Joshkar-Ola, 2011. # 3. S. 115-131.

3. BushkovR. A. Yazycheskiy dukh Mari // Onchyko (Vpered): liter. i obshh.-polit. zhurnal. Joshkar-Ola, 2012. # 7. S. 172-191.

4. Vasin K. K. Chymbylat moguchiy: Legendy, rasskazy / per. s mar. V. Muravyova. Joshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1994.

5. Isimetov M. I. Yyvan Kyrlya: ocherk zhizni i tvorchestva. Izd. 2-e, dop. Yoshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2003.

6. Yyvan Kyrlya. Ja ot radosti poyu: stikhi / per. s mar. P. Zheleznova. M.: Sov. Rossiya, 1987.

7. Stepanov A. F. Istoriya stanovleniya mariyskoy nacional'noy shkoly. Joshkar-Ola: Izd-vo Mar. poligrafkombinata, 2008.

8. Jantemir M. N. Opisanie Maroblasti / Vyp. 7: Sernurskiy kanton (S prilozheniem spiska naselennykh punktov). Krasnokokshaysk: Marobizdat, 1927.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.