Кластеры,
кооперативно-интеграционные структуры и административные
регионы: компаративный
анализ
УДК 338.43:631.151.6+631.115.8
Аннотация. Проведен сравнительный анализ схожих черт и отличительных признаков кооперативно-интеграционных структур и кластеров. Установлено, что первые имеют более жесткую организацию (специализацию, инфраструктуру, планирование, управление и др.); вторые выстраиваются, как правило, на децентрализованных началах - договорных отношениях, гибкой специализации, индикативном бизнес-планировании, инновационном подходе, сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности входящих в них субъектов. Обе формы базируются на известных принципах кооперации и интеграции, выработке единой стратегии и политики, координации деятельности и др. Также изучены сходства и различия между кластерной структурой и административным регионом - их основной общей чертой является территориальная кооперация и интеграция. На основании анализа сдерживающих факторов при реализации кластерной политики в Беларуси сформулированы ключевые задачи развития кластеров в системе отечественного АПК.
Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, кооперативно-интеграционные структуры, административные единицы, кластеры. Для цитирования: Гусаков Е. Кластеры, кооперативно-интеграционные структуры и административные регионы: компаративный анализ//Наука и инновации. 2019. №3. С. 38-41. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-3-38-41
Егор Гусаков,
заведующий сектором кооперации Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент; [email protected]
Исследования показывают, что современное состояние агропромышленного комплекса Беларуси не соответствует требованиям устойчивого инновационного развития как в совершенствовании технико-технологической базы, так и в конкурентоспособности производимой продукции. В этой связи необходимо новое представление о перспективах агропромышленного производства и его роли в национальной экономике,
чему во многом будет способствовать развитие АПК на кластерной основе.
Существуют различные формы кооперативно-интеграционных объединений субъектов хозяйствования. Тем не менее их создание и функционирование в значительной мере совпадают с аналогичными процессами, протекающими в кластерах [1-5]. Анализ показывает, что между экономическими кластерами и кооперативно-интеграционными структурами имеется ряд схожих свойств, в том числе они одинаково ориентированы на замкнутый цикл производства, однако механизмы их создания и функционирования существенно различаются.
Как показывает выполненное нами исследование, кооперативно-интеграционные и кластерные объединения различаются по ряду существенных признаков (табл. 1). Так, если кооперативно-интеграционные структуры имеют более жесткую централизованную или авторитарную организацию (специализацию, инфраструктуру, планирование, управление и др.), то кластерные формирования выстраиваются
больше на децентрализованных началах - договорных отношениях, гибкой специализации, индикативном планировании, инновационном подходе, сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности. Но обе эти формы базируются на известных принципах кооперации и интеграции, выработке единой стратегии и политики хозяйствования, координации деятельности, одинаковых принципах рыночной конкуренции, целевой ориентации на получение востребованной и безопасной продукции под потребительский спрос, стремлении к технико-технологическим инновациям и укреплению финансово-экономической самостоятельности.
Важно отметить, что кооперативно-интеграционные отношения в экономике Беларуси считаются уже устоявшейся категорией, имеют продолжительную ретроспекцию. Например, еще в составе Советского Союза в АПК формировались различные межхозяйственные объединения (по производству кормов, выращиванию молодняка животных, распространению племенного животноводства и др.), а также создавались районные и областные агропромышленные объединения (РАПО и ОблАПО), которые предусматривали выраженные принципы кооперации и интеграции субъектов. Интерес к изучению кластеров стал формироваться в начале 2000-х годов. Но в практике системно структурированных кластеров нет до сих пор. Белорусские ученые по-прежнему еще только осваивают кластерную методологию, поэтому часто происходит смешение понятий кластерной организации экономики и административно-территориального устройства хозяйственных систем. Такая подмена имеет место в связи с тем, что в общих организационных формах наличествует территориально-пространственный аспект. Хотя на самом деле это совершенно разные и мало сопоставимые формы организации. Кластер - рыночная форма объединения субъектов хозяйствования по экономическим процессам, а административно-территориальное объединение создается в рамках административного района или региона,
где действующие субъекты функционируют традиционно. В административном устройстве не всегда присутствуют экономические интересы, доминируют централизованные принципы и социально-экономические факторы.
Следовательно, по данным выполненных нами исследований, нецелесообразно регионам навязывать реализацию кластерной концепции. Это в первую очередь объясняется тем, что, как показывает опыт, действенные кластеры не создаются административным путем. Их эффективность зависит от многих факторов, в числе которых институциональная структура, самодостаточная производственно-сбытовая инфраструктура, готовность к конкуренции и др.
Для понимания принципиальной разницы между административным регионом и кластером нами сделана попытка определить природу административной инфраструктуры. Так, под административным регионом следует понимать планово формируемую и пропорционально развивающуюся на основе централизованного регулирования совокупность взаимосвязанных отраслей, сфер и субъектов хозяйствования (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, непроизводственная сфера), которые одновременно решают ряд народнохозяйственных задач в своих областях, сконцентрированы в определенных границах и обладают
Признак Кооперативно-интеграционная структура Кластерное объединение
Организационно-правовая форма Многообразие форм, включая акционерные общества разных типов Договорные отношения
Принципы вхождения в объединение На долевых началах в суммарном уставном капитале На принципах кооперации и интеграции
Организация производства Выраженная специализация, регламентация технологических процессов и объемов производства, наращивание объемов продаж Гибкая специализация, выраженная диверсификацией, инновационный подход к организации производства
Организация планирования Единое сквозное бизнес-планирование и прогнозирование Индикативное планирование и гибкое бюджетирование
Организация управления Хорошо выстроенная иерархическая система организации производства, принятия решений и их исполнения Совет кластера координирует взаимодействие входящих структур, согласовывает направления их деятельности и нивелирует возникающие противоречия
Формирование производственной инфраструктуры Централизация всего производственно-инфраструктурного комплекса на основе кооперации и интеграции Оптимизация и концентрация производства без выраженной централизации
Структура организации Полная или частичная утрата хозяйственной и юридической самостоятельности входящих структур Сохранение хозяйственной и юридической самостоятельности входящих организаций (с условием делегирования наверх части полномочий)
Конкуренция Внутри структуры отсутствует Присутствует между структурами внутри кластера
Таблица 1. Отличительные признаки кооперативно-интеграционных структур и кластеров
Признак Административный регион Кластер
Принцип территориального размещения Границы административного устройства Инфраструктура имеет пространственную локализацию, но по интересам самих субъектов хозяйствования
Характер формирования По решению государственных органов власти По добровольному волеизъявлению субъектов хозяйствования
Характер внешнего управления Административная (централизованная) вертикаль Исходя из механизмов и принципов рынка
Форма происхождения Директивное решение На принципах самоопределения и самоорганизации
Наличие конкурирующих структур внутри образования Не предполагается Является желательным
Состав участников Административный регион, как правило, объединяет производственные (в разных отраслях -промышленность, сельское хозяйство и др.) и непроизводственные организации как взаимосвязанный комплекс административного регулирования Подбираются такие субъекты хозяйствования, которые способны создавать производственно-сбытовую самодостаточность инфраструктуры, включая обслуживающие и научные организации
Характер производимой продукции Производство однородной и устоявшейся по структуре продукции Производство постоянно совершенствующейся продукции под рыночный потребительский спрос
Субконтрактация и аутсорсинг В административной системе почти не применяется Широко практикуется как эффективная форма организации системы хозяйствования
Таблица2. Сравнительный анализ организации административного региона и кластера
совокупностью ресурсов, в том числе человеческих, • а также позволяют достигать поставленных административными органами целей как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому административная структура не может возникнуть стихийно, она формируется и функционирует в рамках определенной государственной политики. •
Кластеры же в основном возникают на принципах самоорганизации и самоопределения в бизнес-среде, то есть имеют естественную природу. Значит, кластер максимально учитывает рыночный механизм и эф- • фективен тогда, когда создается по инициативе снизу, когда сами субъекты хозяйствования для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения - это во-первых. Вторая принципиальная особенность состоит в том, что в кластере • предполагается наличие конкурирующих субъектов. Третье отличие - широкий состав участников кластера, включая научно-исследовательские структуры, консультационные центры, специализированные логистические институты и др. Четвертое - административный регион, как правило, осуществляет массовое производство однородной продукции, а совре- • менный кластер получает целую совокупность постоянно меняющихся продуктовых групп и т.п. Однако
есть немало схожих признаков, которые дают основание определить административный район в виде протокластера.
Представленные в табл. 2 результаты выполненного нами качественного сопоставления административного региона и кластера позволяют убедиться, что хотя эти структуры и имеют схожие признаки, но по сути они совершенно разные.
Несмотря на то что Беларусь еще не охвачена тенденцией кластеризации экономики, как это происходит за рубежом, есть все объективные предпосылки разворачивания этих процессов.
Нами выявлены сдерживающие факторы при реализации кластерной политики в Беларуси, среди которых особо выделяются следующие (применительно к АПК): разрозненность сфер деятельности - сельского хозяйства, перерабатывающей сферы и торговли, включая логистику. Сельское хозяйство имеет в основном сырьевую направленность и экономически и организационно не связано с предприятиями переработки и торговли; мало знаний об эффективности кластерных технологий, опыта, рискованность кластерной самоорганизации при отсутствии государственной стратегии;
недостаточность законодательно-нормативных актов и государственных решений (Указов Президента, постановлений правительства и местных органов) по целевому регулированию развития кластерной стратегии и политики; неразвитость связей и взаимодействия начальных форм кластеризации с органами государственного и хозяйственного управления (например, территориальных кооперативно-интеграционных объединений с инфраструктурой власти), а также с финансово-экономическими институтами региона и страны;
социокультурные особенности современной аграрной экономики, связанные с обособленностью субъектов хозяйствования, желанием
сохранять автономию и весь производственный цикл и нежеланием идти на кооперацию и интеграцию;
• слабое развитие инфраструктурных рыночных комплексов - частного бизнеса, системы услуг, финансовых институтов и пр. Это ослабляет возможность кластерной организации на принципах самоопределения и самохозяйствования;
• дисбаланс институциональной и производственно-сбытовой инфраструктуры, а именно непропорциональность разных институтов в сквозной экономической системе (слабость корпоративной науки, отсутствие корпоративных финансовых структур и пр.);
• низкое качество бизнес-климата, отсутствие опыта хозяйствования на основе аутсорсинга, практика развития ассоциативных структур;
• краткосрочность основного бизнес-планирования, недостаточное внимание к прогнозированию и выработке стратегических (долгосрочных) сценариев развития, в то время как реальная отдача от кластерной организации появляется через пять-семь лет.
Анализ перечисленных противоречий позволяет
сформулировать ключевые задачи развития кластеров в системе АПК Беларуси:
■ разработка комплексной модели создания конкурентоспособных кластеров, механизмов и методики их реализации в реальной практике;
■ выявление конкурентоспособных преимуществ самодостаточных кластеров в агропродоволь-ственной сфере в сравнении с другими возможными формами кооперации и интеграции субъектов хозяйствования;
■ определение необходимых и достаточных условий (экономических, правовых, технико-технологических, управленческих и др.), а также потенциальных возможностей для реализации в АПК страны кластерных отношений и создания реальных кластеров;
■ расчет эффективности организации и функционирования подлинных кластеров, а также синер-гетического эффекта от кластерных процессов в экономической системе АПК;
■ изучение инфраструктуры для оптимизации бизнес-среды кластерной экономической системы; выработка комплекса мер по вовлечению в интеграционные процессы множественных экономических агентов; определение условий для развития аграрного предпринимательства;
■ разработка экономических механизмов по расширенному воспроизводству производственного потенциала в составе кластеров, в том числе человеческого, по повышению качества и конкурентоспособности конечной продукции и экономической состоятельности кооперативно-интеграционных объединений. Таким образом, в результате сравнительного анализа установлено, что кооперативно-интеграционные структуры имеют более выраженную организацию - специализацию, инфраструктуру, планирование, управление и др., для них характерно отсутствие внутренней конкуренции; а кластеры формируются, как правило, на договорных началах, отличаются гибкой специализацией, индикативным бизнес-планированием, инновационными подходами, хозяйственной и юридической самостоятельностью субъектов, наличием между ними конкуренции. Также показано, что основной общей чертой кластерной структуры и административного региона является территориальная кооперация и интеграция.
■ Summary. The article presents a comparative analysis of similar features and distinctive features of cooperative-integration structures and clusters. It has been established that cooperative-integration structures have a more rigid organization (specialization, infrastructure, planning, management, etc.); cluster organizations are lined up, as a rule, on a decentralized
basis - contractual relations, flexible specialization, indicative business planning, an innovative approach, and the preservation of the economic and legal independence of incoming entities. Both forms are based on the well-known principles of cooperation and integration, the development of a unified strategy and policy, coordination of activities, etc. The study of similar features and differences between the cluster structure and administrative region is also carried out - their main common feature is territorial cooperation and integration. Based on the analysis of constraints in the implementation of the cluster policy in Belarus, the key objectives of the development of clusters in the system of the domestic AIC are formulated.
■ Keywords: AIC, agriculture, cooperative-integration structures, administrative units, clusters.
■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-3-38-41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гусаков В. Г. Каким быть кооперативно-интеграционным объединениям в АПК Беларуси / В. Г. Гусаков // Белорусское сельское хозяйство. 2010. №2. С. 4-11.
2. Гусаков Е. В. Научные основы и организационно-экономический механизм эффективного функционирования кооперативно-интеграционных объединений в АПК / Е. В. Гусаков. Минск, 2015.
3. Гусаков Е. В. Формирование понятийного аппарата устойчивого развития АПК как мегакластера / Е. В. Гусаков // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. агр. навук. 2018. Т. 56, №4. С. 437-447.
4. Пилипук А. В. Институциональное пространство кластерной агропродовольственной системы Евразийского экономического союза: аспекты теории и практики / А. В. Пилипук, Е. В. Гусаков, Ф. И. Субоч // НАН Беларуси, Ин-т систем. исслед в АПК. - Минск, 2016.
5. Субоч Ф. И. Устойчивое динамическое развитие национальных и межнациональных продуктовых структур в инновационно-кластерной системе ЕЭП и ЕврАзЭС / Ф. И. Субоч // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межведомств. темат. сб. / Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси; редкол.: В. Г. Гусаков [и др.]. - Минск, 2013. Вып. 41. С. 233-251.
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 г.