Все это лишь подтверждает необходимость кардинальной трансформации системы трудовых отношений на всех её уровнях.
Библиографический список
1. Исаев А.Л. Содержание и структура трудовых отношений // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2008. — № 4 (23). — С. 20-25.
2. Современная экономика труда: теория и государственная политика / Р. Дж. Эренберг, Р.С. Смит — М.: Изд-во МГУ, 1996. — С. 16-17.
3. Нехода Е.В. Институциональные преобразования социально-трудовых отношений в России: анализ эволюции // Вестник Томского госуниверситета. — 2008. — № 317. — С. 198-205.
4. Долженко Р.А. Краудсорсинг — новая форма организации трудовой деятельности в коммерческом банке // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 5. — С. 98-104.
5. Интервью с Германом Грефом. РОССИЯ-24, Москва, 20.06.2013 16:46 ре-
жим доступа: http://dialog.sberbank-ast.ru/intervie w/225/.
References
1. Isaev A.L. Soderzhanie i struktura trudovykh otnoshenii // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. - 2008. - № 4 (23). - C. 20-25.
2. Erenberg R.Dzh., Smit R.S. Sovremennaya ekonomika truda: teoriya i gosudarstvennaya politika. - M.: Izdatel'stvo MGU, 1996. -S. 16-17.
3. Nekhoda E.V. Institutsional'nye preobrazovaniya sotsial'no-trudovykh otnoshenii v Rossii: analiz evolyutsii // Vestnik Tomskogo gosuniversiteta. - 2008. - № 317. - S. 198-205.
4. Dolzhenko R.A. Kraudsorsing — novaya forma organizatsii trudovoi deyatel'nosti v kommercheskom banke // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 5. - S. 98104.
5. Interv'yu s Germanom Grefom. ROSSIYa-24, Moskva, 20.06.2013 16:46. Rezhim dostupa: http://dialog.sberbank-ast.ru/interview /225.
+ + +
УДК 338.242
Д.Г. Галкин, Е.В. Пивоварова
D.G. Galkin, Ye.V. Pivovarova
КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА: ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
CLUSTER PATTERN OF INDUSTRIAL PRODUCTION: MEANING, TYPES AND EVALUATION METHODS
Целью статьи является разработка методических положений по организации промышленного производства на основе кластерного подхода. Объект исследования — экономика региона. С одной стороны, кластеризация секторов экономики должна стать противовесом вертикальной интеграции, с другой — катализатором развития, который объединяет в себе преимущества специализации, кооперации, концентрации и горизонтальной интеграции производства. Предполагается, что разновидностью кластерной организации промышленного производства может быть формирование мини-кластеров внутри крупных холдингов. Такой подход позволяет оптимизировать структуру управления предприятием, внедрять на нем принципы отраслевого и территориального развития. Для выявления
кластеров, оценки динамики их развития должны быть использованы количественные и качественные методы, которые могут быть реализованы в рамках предлагаемой методики оценки горизонтально интегрированных структур.
Ключевые слова: регион, кластер, промышленное производство, вертикально интегрированные корпоративные структуры, инновация, метод.
The research goal is the development of methodological principles for the organization of industrial production based on cluster approach. The research subject is the economy of the region. On the one hand the clustering of the economy sectors should be-
come a counterweight to vertical integration, and on the other hand, a catalyst for development combining the advantages of specialization, cooperation, concentration, and horizontal integration of production. It is assumed that the variation of the cluster organization of industrial production may be the formation of mini-clusters within large holding companies. That approach enables optimizing the structure of enterprise management, implementing the principles of industry-specific and territorial development. To
identify the clusters and evaluate the dynamics of their development, the qualitative and quantitative methods should be used; those methods may be implemented within the proposed methodology of regional clusters evaluation.
Keywords: region, cluster, industrial production, vertically-integrated corporate entity, innovation, method.
Галкин Денис Геннадьевич, к.э.н., ст. преп. Алтайский государственный аграрный университет. Тел. (3852) 24-14-40; 961-977-05-58. E-mail: [email protected]. Пивоварова Елена Викторовна, директор, Сельскохозяйственный колледж, Горно-Алтайский государственный университет. Тел. (38822) 22381. Е-mail: [email protected].
Galkin Denis Gennadyevich, Cand. Econ. Sci., Asst. Prof., Altai State Agricultural University. Ph.: 961-977-0558; (3852) 24-14-40. E-mail: [email protected]. Pivovarova Yelena Viktorovna, Director, Agricultural College, Gorno-Altaysk State University. Ph.: (38822) 22-381. E-mail: [email protected].
Введение
Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на рост конкурентоспособности территории, на которой они расположены. В итоге формируется кластер — сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Целью исследования является разработка методических положений по организации промышленного производства на основе кластерного подхода.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: оценить значение кластеров как формы организации промышленного производства; выделить разновидности кластерной организации промышленного производства; исследовать основные подходы к оценке кластерной организации промышленного производства.
Объекты и методы
Объект исследования — экономика региона. В процессе работы использованы монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический методы исследования, системный подход.
Экспериментальная часть
В экономике кластер — группа, агломерация предприятий, объединенных географически, а вместе с тем экономическими интересами, общей целью которых является повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг совместными усилиями, а также их активное развитие и расширение рынков [1].
Способы исследования объектов тесно связаны с их признаками, поэтому целесообразно выделить ряд основных признаков, характерных для регионального экономического кластера:
1) наличие у региона предпосылок для формирования кластера: удачное географическое положение, наличие кадровых ресурсов высокой квалификации, специализированных научно-исследовательских организаций, инфраструктуры, доступ к сырью и т.д.;
2) территориальная концентрация предприятий-лидеров, принадлежащих к доминирующей отрасли в регионе и поддерживающих вспомогательные и обслуживающие компании. В качестве индикаторов концентрации предприятий могут выступать показатели, характеризующие уровень специализации региона;
3) конкурентоспособность предприятий региона на международных (национальном) рынках и их значительный экспортный потенциал. В качестве индикатора конкурентных преимуществ может выступать экспорт продукции и услуг (вывоз продукции за пределы региона);
4) достаточное количество участников формуемого кластера для возникновения си-нергетического эффекта. В качестве индикаторов достаточного количества участников включаются показатели, оценивающие уровень занятости на коммерческих предприятиях и научно-исследовательских организациях, входящих в кластер;
5) взаимодействие и взаимозависимость участников кластера, партнерство предприятий с образовательными учреждениями и исследовательскими организациями, администрацией для создания и продвижения продукции на внешние рынки.
Наличие у кластеров представленных особенностей позволяет рассматривать их в качестве инструмента развития экономики региона. Однако существуют проблемы, связанные с возможностью их функционирования наряду с вертикально интегрированными корпоративными образованиями.
В настоящее время в России формируется корпоративный капитализм, главной особенностью которого является неделимость собственности и власти. Макроэкономически корпоративный капитализм имеет существен-
ные деструктивные проявления, такие как коррупция, повышение роли силовых структур в управлении, ограниченность экономического и технологического прогресса, зависимость национальной экономики от внешних интервенций и наращения массы государственного долга, нарастание круга экологических проблем природопользования, выделение класса элит и т.д. Развитие корпоратизма, холдингизация, монополизация стратегических секторов экономики приводит к углублению основного противоречия капиталистической системы между характером общественного производства и частнокапиталистическим присвоением его результатов, благодаря чему классом олигархов частично присваиваются общественные блага, тем самым провоцируя развитие скрытых форм перенаселения и рост уровня бедности.
Как свидетельствует анализ мировых тенденций секторального развития, одним из наиболее рациональных выходов из этой ситуации является государственный курс на государственно-корпоративный капитализм, при котором главными субъектами собственности выступают государство и корпоративные структуры, а их объединение в единый механизм формирует систему экономических отношений как качественно новую форму развития продуктивных сил. Приоритет при этом должен предоставляться преимущественно государственной форме собственности на средства производства, особенно на земельные ресурсы, экономический оборот которых, в свою очередь, будет предусматривать их аренду.
Регулирование транспортной ренты при такой системе возможно через государственный контроль за транспортными коридорами с целью недопущения их монополизации корпорациями. В качестве максимизации си-нергетического эффекта от симбиоза государства и корпораций необходимо содействовать созданию государственных вертикально интегрированных формирований как эффективной формы ведения бизнеса в современных условиях хозяйствования, а также организовывать на территории России зоны специальной юрисдикции (свободные экономические зоны, оффшоры, порто-франко и т.п.) для привлечения иностранного капитала на льготных условиях и содействия детенеза-ции национальной экономики.
При этом организационно-правовой формой такого государственно-корпора-тивного капитализма должны стать совершенное государственно-частное партнерство, основные принципы которого определены в Проекте федерального закона «О государственно-частном партнерстве» (июнь 2012 г.), однако нуждаются в расширении их содержания с
учетом социоэкономической модернизации развития отраслей экономики.
Для ограничения присвоения налоговой квазиренты необходимо внести законодательные изменения относительно систем налогообложения сверхкрупных предприятий и механизмов распределения средств государственной поддержки, усилить контроль за схемами финансовых потоков холдингов, особенно во время осуществления ими внешнеэкономической деятельности. Одновременно необходимо обязать все крупные промышленные предприятия (независимо от их организационно-правовой формы) создавать и разглашать полноценную консолидированную отчетность, в том числе по основным сегментам бизнеса.
Пути минимизации политической ренты должны базироваться на прозрачности и одновременном жестком контроле за недопущением совместительства работы депутатов и членов их семей в бизнес-структурах, в том числе и через доверенных третьих лиц.
Кластеризация секторов экономики в условиях глобализации и демократизации, невозможности прямой государственной поддержки развития отраслей экономики вследствие членства России в ВТО должна стать одновременно как действенным противовесом чрезмерной концентрации, квазивертикальной интеграции и сверхкорпоратизации агросферы, так и лейтмотивом, катализатором развития, который объединяет в себе преимущества специализации, кооперации, концентрации и интеграции производства.
Создание национальных проектов развития экономики, реализация региональных программ формирования территориально-отраслевых кластеров, технопарков нуждаются в значительных организационных усилиях со стороны региональных министерств, разработке законодательных норм для обеспечения развития межхозяйственного и общественного самоуправления в отраслях экономики.
Вместе с тем развитие кластерной организации промышленного производства сдерживают, а иногда и делают невозможным следующие недостатки: отстраненность органов управления промышленным производством от вопросов организации деятельности субъектов хозяйствования; как хозяйствующие структуры, так и органы государственного управления на местах, в условиях переменчивой окружающей среды, не ориентируются на приоритеты устойчивого развития и долгосрочного планирования, тем самым делают невозможным использование кластерных подходов к формированию «точек роста» с использованием инструментов концентрации, специализации и кооперации промышленного производства, а также экономических рыча-
гов направления развития; при существующем налоговом законодательстве кластерные объединения в экономическом плане уступают трансрегиональным корпоративным объединениям, которые не содействуют их распространению и развитию; кластерная организация развития невозможна без самоуправляющейся организации управления. Для этого нужно выстраивать действенную сеть органов межхозяйственного и общественного самоуправления отраслью, передав на этот уровень ряд функций и полномочий государственного управления, а также финансово стимулировать товаропроизводителей объединяться для ведения совместной хозяйственной деятельности.
По нашему мнению, реализация мер регулирования чрезмерной корпоратизации экономики, политика содействия развитию кластерных самоуправляющихся образований на государственном уровне повысят уровень национальной безопасности России, позволят перейти на принципы устойчивого экономического развития, экологически безопасного природопользования, социализации экономики. Крупные государственно-корпоративные и кооперативные хозяйства, кластерные образования, развиваясь в органическом симбиозе, обеспечат его эффективное развитие на основе приоритета социальной ответственности бизнеса, равноправия форм хозяйствова-
ния и совершенной конкуренции, существенным образом уменьшат влияние деструктивного рентноориентированного поведения холдингов, тем самым будут содействовать социоэкономической переориентации развития отраслей экономики.
Принимая во внимание вышеизложенное и с учетом «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, мы разработали концептуальную схему кластерной организации промышленного производства в региональной экономике (рис. 1) [2].
Также одной из разновидностей кластерной организации промышленного производства является формирование мини-клас-теров внутри крупных промышленных формирований — холдингов. Такой подход позволяет оптимизировать структуру управления предприятием, повысить уровень аффилированности участников, внедрять принципы секторального, отраслевого и территориального развития на предприятии. Во главе каждого кластера стоит отдельная производственная команда со своими специалистами. Стратегически расположенные кластеры в целом повышают эффективность работы предприятия. Кластерная модель и удачное географическое расположение дают холдингу возможность пользоваться ключевыми конкурентными преимуществами, эффективно управлять и сохранять экономические ресурсы.
Научные учреждения В т.ч.:
- НИИ;
— центры научного обеспечения
4=
Г У б ^
Учебные заведения В т.ч.:
— университеты;
— академии и институты;
— техникумы и колледжи
Транспортные предприятия (предприятия логистического обеспечения)
Промышленные предприятия по производству средств производства
/Г
Банковские и финансовые учреждения
/Г
Предприятия оптовой и розничной торговли (включая предприятия по хранению)
Третейский суд
Подкластеры производственно-перерабатывающие
Учреждения по обеспечению инновационного провай-динга
Рис. 1. Концептуальная схема кластерной организации промышленного производства
Рис. 2. Классификация методов оценки экономических кластеров
В экономической литературе определены основные подходы к идентификации кластерных структур. Основная цель таких подходов — анализ и диагностика конкретного региона для определения существования на его территории экономических кластеров. Для выявления кластеров, оценки динамики их развития целесообразно использование количественных и качественных методов выявления кластерных структур (рис. 2).
Представленные методы выявления кластеров могут быть реализованы через методику идентификации и оценки региональных кластерных структур. Методика оценки и выявления кластеров может включать следующие этапы:
— анализ конкурентных преимуществ региона, в основе которого положено определение позиции отраслей региона, а также предпосылок для формирования экономического кластера;
— определение ядра кластера, в частности лидирующих компаний в рамках отраслей региональной специализации, производящих конкурентоспособную продукцию, поставляемую за пределы региона базирования и страны;
— выявление устойчивых экономических связей, свидетельствующих о наличии кластерного взаимодействия между предпринимательскими структурами, научными учреждениями, региональными органами власти;
— определение конкурентных преимуществ, являющихся факторами формирования регионального экономического кластера;
— определение факторов, препятствующих развитию кластера, готовности его участников к осуществлению совместной деятельности.
Выводы
В повышении конкурентоспособности регионов все большее внимание уделяется кластерной организации промышленного производства, предусматривающей взаимодействие предприятий, входящих в основную технологическую цепочку создания добавленной стоимости, где присутствуют общие экономические интересы.
Разновидностью кластерной организации промышленного производства является формирование мини-кластеров внутри крупных промышленных формирований. Такой подход позволяет оптимизировать структуру управления предприятием, внедрять принципы секторального, отраслевого и территориального развития на предприятии.
Предлагаемая методика оценки региональных кластерных структур позволяет объединить количественный и качественный анализ, оценить наличие необходимых элементов, определить степень взаимодействия между участниками.
Библиографический список
1. Дворкин А.С. Кластеризация как перспективное направление экономического развития региона: на примере Самарской области: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Самара, 2007. — 23 с.
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http:// www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php.
3. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеева Ю. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной и национальной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politanaliz.ru.
References
1. Dvorkin A.S. Klasterizatsiya kak perspektivnoe napravlenie ekonomicheskogo razvitiya regiona: na primere Samarskoi oblasti: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. — Samara, 2007. — 23 s.
2. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo
razvitiya Sibiri do 2020 goda [Elektron. resurs]
+
/ Rezhim dostupa: http: //www.sibfo.ru/ strategia/strdoc.php.
3. Koloshin A., Razgulyaev K., Timofeeva Yu. Analiz zarubezhnogo opyta povysheniya otraslevoi, regional'noi i natsional'noi konkuren-tosposobnosti na osnove razvitiya klasterov [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa:
http://politanaliz.ru. +
УДК 334.2:312.922:336 (571.15)
Н.И. Глотова
N.I. Glotova
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТУПА СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ К ФИНАНСОВЫМ РЕСУРСАМ
CREDIT COOPERATION AS A TOOL OF RURAL POPULATION'S ACCESS TO FINANCIAL RESOURCES
В современной России одной из важнейших нерешенных проблем аграрного производства остается недостаток или полное отсутствие собственных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей. Мировой опыт кооперативного движения показывает, что решением данного вопроса в сложившейся ситуации должно стать развитие сельских кредитных потребительских кооперативов. Исходя из этого целью данной работы является выявление мероприятий по совершенствованию доступности сельского населения к финансовым ресурсам через кредитную кооперацию по доступности сельского населения к финансовым ресурсам через кредитную кооперацию. Значимость сельской кооперации существенно возрастает в условиях глобализации и особенно — присоединения России ко Всемирной Торговой Организации. Реализация Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» активизировала работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и позволила получить им доступ к кредитам ОАО «Рос-сельхозбанк». Результаты проведенного анализа показали, что развитие кооперативов, в том числе и в Алтайском крае, не является равномерным. Среди членов сельских кредитных потребительских кооперативов владельцы личных подсобных хозяйств занимают значительный удельный вес, увеличение их числа и количества предоставленных займов говорит о наличии интереса к данным формам хозяйствования и необходимости их дальнейшего развития. Первые шаги перехода на новый этап развития сельской кооперации уже осуществлены, основанием этому является принятие ряда документов. Целью государственной финансово-экономической поддержки в области кооперации на селе должно стать создание условий для качественного развития системы сельской кооперации, обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов. В заключении хотелось бы отметить, что в перспективе система сельской кредитной потребительской кооперации должна стать на финансовом рынке равноправным участником, что позволит повысить доступность сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам.
Ключевые слова: сельская кооперация, сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив, сельское население, малое предпринимательство, работа в условиях ВТО, финансовые ресурсы, финансовые услуги, государственное регулирование, субсидия, финансовый рынок.
In present-day Russia, one of the major unsolved problems of agricultural production is the shortage or lack of own financial resources of agricultural producers. The world experience of cooperative movement suggests that the solution should be the development of rural credit consumers' cooperatives. The importance of rural cooperation increases significantly in the context of globalization and Russia's WTO accession. The implementation of the Priority National Project "Development of Agriculture" intensified the establishment of agricultural consumers' cooperatives and enabled their access to the credits of the OAO "Rosselkhoz-bank". The analysis reveals that the development of cooperatives, including those in the Altai Region, is not uniform. Among the members of rural credit consumers' cooperatives the owners of private subsidiary farms make a significant percentage. The increasing number of those and the volume of loans indicate the interest in those forms of economic activity and the need for their further development. The first steps towards a new stage of rural cooperatives' development wewre made, and a number of acts were adopted. The goal of the government financial and economic support of rural cooperation should be the creation of the conditions for qualitative development of rural cooperatives, ensuring the availability of financial credit and logistical resources, gua-ranted sales and demand for the products, and the stimulation of economic activity of rural population, promoting employment growth and increased incomes. In the future, the system of rural credit consumers' cooperatives should be an equal-right financial market participant, and that would improve the access of rural population to credit and financial resources.
Keywords: rural cooperation, agricultural consumers' credit cooperative, rural population, small business, operation under WTO conditions, financial resources, financial services, government regulation, subsidy, financial market.
Глотова Наталья Ивановна, к.э.н., доцент, Алтайский государственный аграрный университет. Тел. (3852) 6294-47. E-mail: [email protected].
Glotova Natalya Ivanovna, Cand. Econ. Sci., Assoc. Prof., Altai State Agricultural University, Barnaul. Ph.: (3852) 62-94-47. E-mail: [email protected].
Введение
Одной из важнейших нерешенных проблем аграрного производства в современной России остается недостаток или полное от-
сутствие собственных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей.
Мировой опыт кооперативного движения показывает, что решением данного вопроса в