Научная статья на тему 'Кластеры как возможность реализации предпринимательского потенциала малых предприятий'

Кластеры как возможность реализации предпринимательского потенциала малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE ECONOMY / CLUSTER POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева Т.А.

В статье рассмотрены проблемы формирования кластеров как возможности реализации предпринимательского потенциала предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERS AS THE ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF SMALL ENTERPRISES

The article considers the problem of cluster formation as the feasibility of the entrepreneurial potential of large, medium and small businesses.

Текст научной работы на тему «Кластеры как возможность реализации предпринимательского потенциала малых предприятий»

КЛАСТЕРЫ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Горячева Т. А., ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской

Федерации», Рыбинский филиал

В статье рассмотрены проблемы формирования кластеров как возможности реализации предпринимательского потенциала предприятий крупного, среднего и малого бизнеса.

Ключевые слова: инновационная экономика, кластерная политика.

CLUSTERS AS THE ENTREPRENEURIAL POTENTIAL OF SMALL ENTERPRISES

Goryacheva T., FGBOU VPO «Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian

Federation», Rybinsk Branch

The article considers the problem of cluster formation as the feasibility of the entrepreneurial potential of large, medium and small businesses. Keywords: innovative economy, cluster policy.

Переход на инновационный путь развития стоит как актуальная задача перед хозяйствующим субъектом любого уровня. При этом, ряд целей и задач хозяйствующих субъектов совпадают (например, повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности), а ряд задач находятся в некотором противоречии (например, поступления в налоговых платежей в бюджет и оптимизация налогообложения для предприятий). Решение проблем развития в разрезе всех уровней и реализация взаимосвязанных и согласованных задач возможна через создание кластеров.

Кластерный подход в настоящее время является достаточно популярным и действенным механизмом взаимодействия и проведения политики инновационного развития.

В качестве преимуществ кластерного подхода исследователи выделяют формируемую систему распространения новых знаний и технологий, минимизацию затрат при внедрении в кластере инновационных технологий и формирование за счет этого конкурентных преимуществ, создание гибких предпринимательских структур, предполагающих интеграцию предприятий малого, среднего и крупного бизнеса [ 1].

Исследованию кластеров посвящено достаточное количество трудов исследователей, среди которых особо можно выделить взгляды М. Портера как одного из основоположников данного научного направления. М. Портер рассматривал проблемы кластеров в разрезе формирования конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов. М. Портер определял кластер как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний, в которую входят производители и поставщики, и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управле-

ния, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга[2,3]. Таким образом, конкурентные преимущества создаются на внутренних рынках, а не за их приделами.

В научной литературе выделяют семь основных характеристик кластеров, на основе комбинации которых определяется выбор той или иной кластерной стратегии[4].

Эффективность кластерной политики определяется как кругом решаемых задач, так и инновационной направленностью. Кластеры, как модели производственной кооперации и взаимодействия экономических субъектов, образуются при значительном продвижении в области новой техники и технологий, при поиске и выходе на новые рыночные ниши. В программе Организации экономического сотрудничества и развития кластеры определяются как инновационные системы прикладного значения.

Рассмотрим на примере Ярославской области возможности образования кластеров как системы интеграции интересов малого и крупного бизнеса. Ярославскую область по ряду признаков (доля традиционных производств в валовом региональном производстве, ориентированность на локальный рынок и др.) можно отнести к старопромышленному региону, с соответствующими проблемами развития, но и обладающего определенным предпринимательским потенциалом. Однако из форм реализации старопромышленными городами и регионами предпринимательского ресурса является развитие малых и микропредприятий.

Общая характеристика малых предприятий (число предприятий, средняя численность работников, оборот) приведена в таблице 2.

Как видно из таблицы, по количеству малых предприятий

Таблица 1. Характеристики кластеров

Характеристика Описание

Географическая Направлена на создание пространственных кластеров экономической активности, рассматривая как локальный уровень, так и глобальные кластеры

Горизонтальная Создание так называемых мегакластеров, которые включают в свой состав несколько отраслей или секторов экономики

Вертикальная В разрезе кластера могут выделяться смежные этапы производственного процесса. В рамках данного подхода уделяется внимание тому, кто из участников предпринимательской сети является инициатором, а кто конечным исполнителем инноваций в границах кластера

Латеральная В один кластер объединяются различные секторы, которые в итоге способны обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что чаще всего приводит к возникновению новых комбинаций

Технологическая Представляет собой объединение отраслей, использующих одну и ту же технологию

Фокусная Кластер предприятий, объединенных вокруг одного центра - организации, НИИ или учебного заведения

Качественная Отражает 2 аспекта: сотрудничество и способ взаимодействия организаций, т.к. на практике не всегда объединение фирм влияет на развитие инновационных процессов, а наоборот происходит их подавление.

Таблица 2. Характеристика малых предприятий Центрального федерального округа России

Число малых Средняя Оборот малых

предприятии численность предприятии,

(на конец года), работников, тыс. млрд. руб.

тыс. человек

всего в том всего в том всего в том

числе числе на числе

микропре микропре микропре

дприятии дприятия X дприятии

Российская Федерация 1836,4 1593,8 11480,5 4354,5 22613,1 7028,3

Центральный

федеральный округ 545,5 463,6 3488,0 1292,8 9327,0 2371,4

Белгородская область 18,6 16,9 111,7 34,1 195,6 58,1

Брянская область 11,2 9,6 78,1 27,9 127,1 42,8

Владимирская область 19,3 16,2 131,0 41,8 140,4 38,9

Воронежская область 22,9 18,6 235,2 56,8 257,9 83,1

Ивановская область 17,0 14,7 92,7 22,7 126,2 43,4

Калужская область 11,5 9,6 81,8 19,4 146,4 31,0

Костромская область 7,9 6,4 57,4 13,6 77,8 21,6

Курская область 8,8 7,4 59,0 17,4 85,6 27,2

Липецкая область 12,0 10,3 91,4 32,0 144,1 55,7

Московская область 72,8 61,9 525,2 192,8 1237,7 498,2

Орловская область 7,1 6,0 52,0 16,8 64,0 22,3

Рязанская область 13,0 10,8 100,7 33,8 138,8 49,6

Смоленская область 13,3 11,9 87,7 24,5 111,0 37,9

Тамбовская область 8,4 7,0 67,4 21,4 94,1 34,0

Тверская область 12,1 9,7 96,2 30,7 120,5 40,8

Тульская область 19,7 17,1 115,4 40,8 156,9 54,1

Ярославская область 26,1 23,6 97,1 29,1 172,8 59,2

г. Москва 244,0 205,9 1408,2 637,2 5930,1 1173,6

Ярославская область занимает первое место в Центральном федеральном округе (не считая Москвы и Московской области). Поэтому развитие инициативы в сфере малого предпринимательства должно способствовать экономическому росту. Для этого необходим эффективный институт государственного регулирования и поддержки малых предприятий.

Кластеризация экономики, на наш взгляд, как раз и является необходимым механизмом поддержки и развития малого бизнеса.

Можно выделить 8 ключевых пространств, в рамках которых малое предприятие определяет свои цели:

1. Положение на рынке. Здесь малое предприятие определяет позицию по отношению к конкурентам, выражает свой успех в показателях конкурентоспособности.

2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:производство новых товаров;внедрение на новые рынки;применение новых технологий;использование новых методов организации производства.

3. Производительность. Малое предприятие определяет цели на уровне взаимосвязи результатов хозяйствования с ресурсами, необходимыми для достижения этих результатов.

4. Ресурсы. Организация проводит оценку всех видов имеющихся у неё экономических ресурсов материально-производственных запасов, оборудования, наличности. Сравнивается наличный уровень ресурсов с необходимым и определяется будущая потребность в них.

5. Доходность (прибыльность). Формируется способность организации зарабатывать доходы сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели, связанные с доходностью, обычно указывают её необходимый количественный уровень.

6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента, шкале персональных достижений менеджеров, работающих в малом предприятии.

7. Персонал. Выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес должен признать свою ответственность перед работниками, добиться того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей, занятых в организации.

8. Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества.

И если реализация целей по эффективному ведению бизнеса и рациональному использованию имеющихся ресурсов является достаточно «простой» задачей, то организация и осуществления инноваций, а также поддержание социальной ответственности

представляет большую проблему для руководителей малых предприятий. Так, например, в Концепции промышленной политики Ярославской области до 2015 года определена необходимость развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих промышленную деятельность в рамках существующих кластеров авиационной промышленности; газотурбинного двига-телестроения; электронной промышленности; автомобильной промышленности; фармацевтической промышленности; химической и нефтехимической промышленности; легкой промышленности; транспортного машиностроения; судостроительной промышленности [5]. Понятно, что без интеграции в крупные производственные структуры развитие малого бизнеса по данным направлениям является невозможным.

Поэтому кластеризация экономики способствует, на наш взгляд, реализации ряда возможностей, заложенных в предпринимательском потенциале малых предприятий, а именно: продвижение инноваций не только на уровне крупных предприятий, но и на уровне малого бизнеса, наращивание их производственного и научного потенциала, ориентация на глобальные рынки.

Литература:

1. Матюхов А.Е. Институциональные компоненты и механизмы развития инфраструктуры инновационной деятельности: структурно-региональный аспект / автореф. на соиск. уч. степени: канд. эк. наук / А.Е. Матюхов. - Ростов-н/Д., 2008. - 26с.

2. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. дом "Вильяме"; 2000.

- 495 с.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993.

4. Асаул А.Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Е.Г. Скуматов, Г.Е. Локтеева, под ред. д. э. н., проф. А.Н. Асаула. — СПб.: «Гуманистика», 2004.

- С. 113.

5. Материалы сайта Минрегионразвития // Режим доступа URL: http://www.minregion.ru/upload/documents/2012/01/230112/23 0112_2074_r_str.pdf.

6. Леонтьева Л.С. и др. Нематериальные ресурсы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий (инвестиционно-инновационный аспект) [Текст]: монография / Л.С. Леонтьева, Д.Ю. Орлов, Л.Н. Орлова. - М.: МИРБИС, 2010.

- 192 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.