УДК 304.4(571.66)
С.А. Кравцов, О.М. Потемина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В статье рассматриваются понятие социального кластера, преимущества и недостатки кластерного подхода для его использования в социальной сфере. В качестве конкретного примера апробации кластерного подхода в статье стала разработка проекта Концепции создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства в Камчатском крае». Определены основные организационные механизмы реализации предложенной Концепции. Сделаны выводы.
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, социальный кластер, координационный совет, мониторинг, НКО.
S.A. Kravtsov, О.М. Potemina
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: [email protected]
CLUSTER APPROACH IN THE PROCESS OF ORGANIZATIONAL SUPPORT OF SOCIAL SPHERE DEVELOPMENT IN KAMCHATKA REGION
The concept of a social cluster is discussed in the article. Advantages and disadvantages of the cluster approach for its use in the social sphere are enumerated. A concrete example of the cluster approach approbation in the article was the development of the project for Concept of creating a social cluster "Regional innovative system of childhood protection in Kamchatka region". The main organizational mechanisms for the proposed Concept implementation are defined. The conclusions are drawn.
Key words: cluster, cluster approach, social cluster, coordinating council, monitoring, NPO.
Кластер (англ. claster - 'скопление') - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами [1].
Сегодня актуальной темой является создание социальных кластеров, которые могут решить многие проблемы на территории регионов. Идея социального кластера заключается в объединении различных организаций социальной сферы, которые имеют общие интересы и цели. Создание такого кластера позволит реализовывать совместные проекты и программы, которые направлены на улучшение качества и доступности социально значимых услуг. На такой площадке можно будет обменяться опытом и знаниями, проводить совместные мероприятия и выступать с инициативами, направленными на социальную защиту населения.
Создание социального кластера не только смягчит социальные проблемы, но и позволит экономить средства. Ведь объединение организаций дает возможность совместной закупки необходимого оборудования, инвентаря, материалов для работы. Это значительно снизит стоимость предоставления услуг и повысит их доступность для всех категорий населения.
Сегодня многие регионы уже реализуют проекты создания социальных кластеров. Это позволяет значительно улучшить качество жизни населения и сделать социальную сферу более общедоступной и эффективной. Такие проекты приносят реальную пользу и благо для всех жителей региона. Кроме того, кластеры способствуют укреплению социальных связей и развитию
территориального сообщества. Однако недостатком кластерного подхода может стать сложность оценки эффективности кластерной инициативы в связи с отсутствием четкой системы показателей. Иногда возникает проблема несовместимости целей и стратегий развития между участниками кластера. Таким образом, использование кластерного подхода в управлении социальной сферой должно быть осуществлено с учетом всех его плюсов и минусов, чтобы добиться максимального результата и удовлетворения интересов всех участников [2].
Кластеры помогают сосредоточить ресурсы и усилия региона в местах развития, получать информацию и быстро распространять инновации. Кластеры создают устойчивые связи между участниками, что позволяет окончательно воплотить общую стратегию.
В Камчатском крае сердцевина социального кластера должна базироваться на представителях населения и являться признаком привлекательности для кластеров-спутников. В настоящее время в регионе сформировался определенный набор факторов, направленных на внедрение кластерного подхода в социальной сфере. Однако на пути к достижению этой цели все еще имеются некоторые препятствия. Прежде всего, необходима более тесная координация между органами власти и представителями бизнес-сектора, поскольку это позволит обеспечить более эффективное функционирование кластеров. В качестве примера можно привести недавнее создание Камчатской платформы социальных сервисов (КАМбалл), которая должна стать базой для организации взаимодействия между различными участниками социальной сферы.
Еще одной проблемой является недостаток квалифицированных специалистов, которые могут обеспечить эффективное функционирование кластеров. Для преодоления этой проблемы необходимо увеличить число квалифицированных кадров в социальной сфере, разработать программы повышения квалификации и обучения, а также привлекать талантливых и амбициозных молодых людей в эту сферу.
Кроме того, еще одним фактором, затрудняющим внедрение кластерного подхода, является отсутствие четкой стратегии развития социальной сферы на региональном и муниципальном уровнях. Именно она должна определять направления деятельности и основные задачи кластеров. Безусловно, данная проблема требует соответствующего внимания со стороны органов власти, бизнес-сообщества и общественности в целом. Только тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон позволит преодолеть сложности, связанные с развитием кластера в социальной сфере и обеспечить успешное внедрение кластерного подхода в Камчатском крае. Адаптация системы управления кластеризации является необходимой в условиях современной экономики. Кластерный подход позволяет эффективно объединять ресурсы различных предприятий в рамках одной отрасли или территории, и снижать издержки благодаря совместной работе по нескольким направлениям.
Однако такое внедрение может быть связано с определенными рисками. Во-первых, при использовании кластерного подхода могут возникнуть конфликты между участниками кластера из-за различных интересов и приоритетов. Во-вторых, для успешной реализации проекта необходимо выработать общую стратегию и план действий, что может оказаться сложной задачей.
Кластерный подход включает изменение ключевых параметров системы и адаптацию процедур для гармонизации технологии с региональной сферой. Однако это может вызвать проблемы, такие как снижение управляемости, увеличение затрат на управление и конфликт нового подхода с уже используемыми.
Использование кластерного подхода требует венчурного подхода, чтобы учитывать риски, такие как увеличение затрат на управление, снижение контроля над социальной сферой, конфликт нового подхода с уже используемыми, превращение его в бюрократическую рутину, большие временные задержки и процессы адаптации.
В качестве конкретного примера апробации кластерного подхода в статье стала разработка проекта Концепции создания социального кластера «Региональная инновационная система защиты детства в Камчатском крае».
В России считают, что безопасное и здоровое детство - залог сильного государства. Поэтому защита семьи и детей является приоритетом в государственной политике, что подтверждает объявленное Президентом Российской Федерации В.В. Путиным с 2018 г. «Десятилетие детства». План основных мероприятий рассчитан до 2027 г. и включает в себя создание условий для защиты прав детей, обеспечение экономической поддержки семей, развитие системы здравоохранения и образования. Выполнение этого плана гарантирует будущее России и мирное настроение в обществе.
По состоянию на 2021 г. в Камчатском крае, общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, составила 1 636 человек, 240 детей нуждаются в устройстве в семьи, 7 решений об устройстве детей на воспитание в семью отменено [3].
Одна из главных задач региона заключается в борьбе с социальным сиротством и поддержке развития семейных форм устройства детей-сирот и детей без попечения родителей. Для этого необходимо создать инновационную региональную систему защиты детства, которая объединит государственные органы, учреждения, некоммерческие организации, научные организации и частные компании в один социальный кластер. Это позволит эффективно решать проблемы воспитания и развития детей-сирот, а также улучшит их социально-бытовую ситуацию. Миссия социального кластера будет заключаться в предоставлении качественной защиты и поддержки детей-сирот, для достижения главной цели - создания территории без сирот. Для этого необходимо создать специализированное учреждение, которое станет центром кластерного развития системы защиты детства.
Главной задачей такого учреждения будет внедрение новых технологий и услуг для семей с детьми, а также организация обучения специалистов из различных ведомств. Это позволит создать единую систему защиты детства на территории края. При этом необходимо учитывать особенности каждого муниципального образования и корректировать модель соответственно.
Социальный кластер становится все более актуальной темой в современном мире, и Камчатский край не является исключением. Развитие социального кластера на территории региона является одним из приоритетов развития общества, потому что благополучие семей с детьми и борьба с социальным сиротством являются основными задачами общества в целом.
Одним из основных направлений развития социального кластера на Камчатке является создание нормативных актов, регулирующих взаимоотношения участников кластера и обеспечивающих его эффективную работу. Таким образом, будут созданы условия для повышения уровня жизни семей с детьми и более эффективной борьбы с социальным сиротством.
Разработка модели социального кластера позволит определить структуру и функции всех участников кластера, а также сформировать механизмы взаимодействия между ними. Таким образом, будет создана единая команда, работающая на благо семей с детьми и борющаяся с социальным сиротством на Камчатке.
Центр развития социального кластера станет важным участником работы семей с детьми и борьбы с социальным сиротством. Этот центр будет координировать деятельность всех участников, разрабатывать и внедрять новые проекты, обучать специалистов и развивать исследовательскую деятельность в этой области.
Создание ресурсных центров на территории Камчатского края позволит обеспечить доступность услуг для семей с детьми в районах региона, а также обеспечить сотрудничество между участниками кластера. Каждая семья с детьми на Камчатке получит доступ к качественным услугам, независимо от места проживания.
Одним из важных задач социального кластера на Камчатке является разработка новых технологий работы, что позволит повысить эффективность работы семей с детьми и более эффективно бороться с социальным сиротством. Также будет улучшена система подготовки кадров, что позволит обеспечить наличие высококвалифицированных специалистов на местах.
Важными участниками социального кластера на Камчатке являются органы власти, научные организации, учреждения профессионального образования, некоммерческие организации, предприятия и организации, предоставляющие услуги семьям и детям. Все они являются ключевыми игроками в социальной сфере.
Для участия в социальном кластере на Камчатке необходима готовность к совместным действиям по улучшению положения семей с детьми и борьбе с социальным сиротством. Только так можно обеспечить наличие качественных услуг для всех семей на территории региона и достигнуть социальной стабильности в будущем.
Таким образом, развитие социального кластера является одной из главных задач на территории Камчатского края. Создание единой команды, эффективное взаимодействие между участниками кластера и доступность качественных услуг для всех семей с детьми на территории региона позволят решить проблемы социальной сферы и обеспечить стабильное развитие региона в будущем.
Основными организационными механизмами реализации настоящей Концепции должны стать:
1. Координационный совет является координационным органом на уровне региона. Он осуществляет общее руководство и координацию работы всех органов, участвующих в предотвращении социального сиротства и противодействии жестокому обращению с детьми. Муниципальные координационные советы будут работать на уровне муниципалитетов и регулярно собираться для координации действий на своих территориях. Советы помощи семье и детям действуют на уровне районов и городов и оказывают комплексную помощь семьям и детям, чтобы предотвратить социальное сиротство и жестокое обращение.
2. Рабочие группы создаются при необходимости для разработки конкретных мероприятий по предотвращению социального сиротства и борьбе с жестоким обращением с детьми.
3. Экспертно-консультативный совет объединяет представителей различных органов, специалистов и экспертов для разработки новых программ и проектов в этой области.
4. Также для реализации Концепции по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми будет создана специализированная организация развития социального кластера.
В Камчатском крае внедряется новая идеология управления, которая предусматривает переход от управления отдельными отраслями к управлению территориями. Для этого используются вертикальные и горизонтальные структуры управления, которые позволяют создавать и реализовы-вать социальный кластер. Мониторинг показателей и контроль создания и развития социального кластера будет осуществлять Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края. Эта идея позволит создать единую систему управления, в которой все отрасли будут работать в едином ритме и направлены на реализацию общей стратегии развития региона.
Создание социального кластера должно привести к улучшению условий для семей с детьми и уменьшению социального сиротства. Образование кластеров также положительно повлияет на качество и доступность услуг и снижение затрат на содержание детских учреждений интернатного типа.
Социальный кластер обладает большим потенциалом для обеспечения помощи в решении семейных проблем и бедствий. Создание и поддержка социальной среды, в которой некоммерческие организации (далее - НКО) совместно работают с государственными организациями, бизнесом и общественностью, может стать эффективным инструментом в достижении этой цели. Совместные усилия различных компонентов помогут создать условия для налаживания коммуникации и взаимодействия, а также снизить вероятность семейных конфликтов и других бедствий. Такой подход станет эффективным инструментом в развитии НКО и улучшении качества жизни на Камчатке.
Литература
1. Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Калмыкия до 2025 года: Указ Главы Республики Калмыкия № 37 от 27 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/24928993/ (дата обращения: 26.03.2023).
2. Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики // Сборник научных трудов междунар. науч.-практ. конф. (19-20 марта). - Курск, 2015. - 203 с.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю [Электронный ресурс]. - URL: https://kamstat.gks.ru/population (дата обращения: 26.03.2023).