Л.И. КУЛАКОВА магистр менеджмента, старший преподаватель филиала Дальневосточного федерального университета в г. Петропавловске-Камчатском'
Особенности формирования и развития туристской отрасли в Камчатском крае
В современном мире большое внимание уделяется развитию туризма, так как это одна из самых привлекательных и перспективных отраслей экономики, основное преимущество которой в высокой доходности и быстрой окупаемости.
Существует множество определений, отражающих роль туристской отрасли в экономике различных стран. Но есть очень точное и актуальное определение, туризму, которое является актуальным в различные временные периоды. «Туризм - это деятельность, которая предполагает перемещение лиц, связанное с тратой доходов, целью которого является использование предложения услуг по отдыху и развлечениям предприятий, в которые вложены определенные средства для получения прибыли»1.
Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества, так как данная сфера обладает
экономическим мультипликативным эффектом, имеет важное значение в формировании валового
2
внутреннего продукта и нацелено на повышение качества жизни населения .
Прямое влияние производительных сил на экономику страны или региона - это результат расходов потребителей на покупку необходимых товаров и услуг. Расходы туристов повышают доход региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы - доходы - расходы» и т. д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы потребительских расходов. Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также косвенное влияние, или «эффект мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских (потребительских) расходов в регионе.
Доход региона - это налоги, полученные с выручки и оставляемые в распоряжении региона. Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда покупается максимальное количество местных товаров и услуг. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.
Для достижения подобного эффекта возможно использование одной из форм экономической интеграции - формирование кластера.
Актуальность создания кластеров, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой.
Процедура создания кластеров имеет два условия. Во-первых, она должна привлечь представителей федеральной, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе. Во-вторых, к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д.
В каждом государстве и субъекте Российской Федерации существуют свои уникальные особенности, способствующие социально-экономическому развитию территории, которые обусловлены влиянием целого ряда факторов. Классификация факторов развития туризма представлены в таблице 1.
■ Кулакова Людмила Ивановна, e-mail: milakul2606@rambler.ru
1 Электронный ресурс - режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2 Королёва Н.В. Имитационное моделирование направлений материалах Республики Адыгея). Майкоп: Изд-во АГУ, 2007, 164 с.
развития туризма в рекреационных зонах региона (на
Виды Формы Типы Признаки Примечание
Внешние факторы Статичные Природно-географические Климат, Рельеф, Водоемы Имеют непреходящее, неизменное значение.
Культурно-исторические Архитектура, Памятники Музеи, История, Быт, Этнос
Динамичные Политического и правового регулирования Политическая стабиль-ность; Соблюдение норм действующего законодательства (в том числе международного). Могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве.
Социально-экономические Уровень образования, культуры и эстетических потребностей населения.
Экономические и финансовые Уровень доходов населения; Уровень туристской активности; Уровень доступности туристских услуг.
Демографи-ческие Возраст населения; Число работающих женщин; Количество одиноких людей; Возраст выхода на пенсию; Иммиграционные ограничения
Технологии Транспортная инфраструктура; Уровень безопасности путешествий; Инфраструктура торговли.
Внутрен-ние факторы Динамичные Материально-технические Средства размещения; Транспорт; Предприятия общественного питания; Розничная торговля. Взаимодейству ющие непосредственн о в сфере регионального туризма
Факторы туристского рынка Процессы спроса, предло-жения и распределения турпродуктов; Сегментация рынка; Роль СМИ и связей с общественностью в продвижении турпродуктов; Кадровый потенциал.
Авторская разработка
Правительство Российской Федерации рассматривает туризм, как весомый, и пока незадействованный, экономический ресурс, возлагая надежды на такие формы инновационного сотрудничества, как государственно - частное партнерство. Государственно - частное партнерство - это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях, для решения общественно значимых задач, коими и является туристская сфера3.
В Российской Федерации существуют предпосылки создания туристских кластеров, среди которых: нормативно-правовая база, «производственный» потенциал, наличие инфраструктуры, рынков сбыта, взаимосвязей между участниками. Однако, часто доминируют точечные турпродукты, что ограничивает реализацию туристского потенциала многих регионов, в том числе и муниципалитетов. Формированию кластера может препятствовать недостаточный уровень подготовки кадров в сфере туризма, слабое информационное обеспечение турпродукта, несоответствие цены и качества услуг, недостаточное развитие объектов индустрии развлечений.
В целях поддержки и развития туризма на государственном, региональном и муниципальном уровнях, разработана система правовых норм, регулирующих деятельность экономических субъектов туристской сферы, смежных отраслей и органов власти, к которым относятся:
- Кодексы РФ;
- Федеральные законы и законы субъектов РФ;
- Постановления Правительства РФ и субъектов РФ;
- Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров:
- предоставление территорий с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения новых производств;
- предоставление налоговых льгот, кредитов, грантов, введение особого таможенного режима;
- содействие в продвижении выпускаемой продукции;
- предоставление информационно-консалтинговых услуг.
3 Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
На региональном уровне, для определения предпосылок развития кластера:
1) проводится диагностика, в которую включается:
- оценка туристских возможностей региона, то есть исследование туристского потенциала;
- выявление предприятий, потенциально составляющих структуру кластера;
- определяется ядро кластера;
- проводится анализ предприятий.
2) формируются и законодательно закрепляются механизмы, направленные на формирование кластерной политики.
3) создается необходимая инфраструктура для развития кластеров (инженерная, транспортная, телекоммуникационная) в рамках государственных программ субъектов РФ и Инвестиционного фонда РФ.
До недавнего времени туристическая отрасль в России переживала кризис, но благодаря модернизации всей экономики, у туристической отрасли возник шанс стать одной из основных отраслей, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе. Регион обладает богатой сырьевой базой и уникальным природным потенциалом.
В Дальневосточном федеральном округе есть регионы, в которых туристическая отрасль может являться одной из важнейших для экономики. К таким относятся Камчатский край, где туризм сейчас рассматривается как одно из основных приоритетных направлений развития региона. Камчатский край на протяжении длительного времени вызывает большой интерес не только у иностранных туристов, но и у российских граждан. Горный рельеф в сочетании с плоскими долинами Камчатки, плотная гидросеть, большой дебет воды, контрастность пейзажей, водопады, пороги, богатые рыбой реки и иные ресурсы создают предпосылки для развития туризма. Особую популярность среди зимних видов туризма и спорта завоевали катание на горных лыжах, снегоходах, сноубординг, лыжный трекинг, хелиски, биатлон, путешествия на собачьих упряжках, зимняя рыбалка. Среди летних видов туризма распространены восхождения на вулканы, путешествие в Долину гейзеров, сплавы по бурным рекам любой категории сложности, летняя рыбалка, купание в термальных источниках и иные формы экологического туризма.
Для того чтобы точнее оценить потенциал развития туризма в Камчатском крае необходимо провести анализ основных показателей его развития. Такой анализ может способствовать выработке предложений направленных на улучшение социально-экономической обстановки в крае.
В 2000-е гг. вместе со значительным ростом туристского потока на российском рынке, динамика прибытий туристов в Камчатский край была положительной, но влияние мирового экономического кризиса 2008 года привело к снижению туристского потока не только на мировом рынке, но и в Камчатском крае. Однако, начиная с 2009 года, рынок туристских услуг в Камчатском крае стал оживляться, в основном, за счет увеличением числа прибытий российских туристов и роста спроса на туристские услуги у местного населения, но интерес к региону у иностранных туристов остался. Тенденция изменения туристского потока в Камчатский край представлена на рисунке 1.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 20*РД и Всего туристов
в Иностранные
Источник: авторская разработка, рассчитано по данным статсборника4.
Рисунок 1 - Динамика въездного и внутреннего туристского потока, тыс. человек.
Из общего объема въездного и внутреннего туризма в 2013 году иностранные туристы составили 21%, жители регионов России - 39%, жители Камчатского края - 40% (рисунок 2).
4 Статистический сборник. Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2013, 441 с.
Источник: авторская разработка рассчитано по данным статсборника
Рисунок 2 - Структура туристического потока в Камчатском крае в 2013 году
Услуги в сфере туризма оказывают 88 фирм, из них туроператоров по международному и внутреннему туризму - 58 единиц, турагентов, осуществляющих деятельность на территории Камчатского края - 30 юридических лиц и предпринимателей. Степень участия туристских фирм края в социально-экономическом развитии Камчатского региона могут охарактеризовать показатели, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели развития туристской отрасли и ее вклада в экономику и социальную сферу Камчатского края
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Число обслуженных туристов (чел.). В том числе: 53000 52900 54900 54859
Въездной и внутренний туризм: 52300 52900 54900 54859
- иностранные туристы 12000 10300 9600 11359
- российские туристы (включая Камчатских) 41000 42600 45300 43480
Выездной туризм 18000 19 200 20000 21 280
Численность занятых на пред-приятиях сферы туризма (чел.) 5450 5500 5800 5800
Объем реализации туристских и гостиничных услуг 635,0 649,1 881,9
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 22,3 24,1 25,6
Уплата налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фон-ды по индустрии туризма (млн. руб.) 92 85 89
Источник: авторская разработка, рассчитано по данным статсборника .
Проведенные исследования показали, что влияние туризма на занятость населения и создание новых рабочих мест в Камчатском крае неоднозначно. Согласно структуре занятого населения в 2013 году туристская отрасль, в общем количестве занятого населения Камчатского края представленного на рисунке 3, задействует 5800 человек, из которых в сфере гостиничного бизнеса и ресторанов - 3900 человек (67,2% от общей численности занятых), что на 2,5% меньше, чем в 2012 году (4000 человек), а в иных сферах предоставления туристских услуг - 1900 человек (32,3%), что на 26,6% больше, чем в 2012 году (1500 человек).
Источник: авторская разработка, рассчитано по данным статсборника .
Рисунок 3 - Структура занятого населения сферой туристических услуг в общем количестве занятого населения Камчатского края, тыс. человек.
Невысокий туристский поток в регион сказывается на низком объеме производства в данной отрасли экономики. Объем услуг, оказываемых предприятиями туристской сферы, составляет 2,3 процента в валовом региональном продукте.
5 Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
6 Статистический сборник «Камчатка в цифрах». Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2014, 242 с.
7 Статистический сборник «Камчатка в цифрах». Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2013, 441 с.
Объем услуг, оказанных в сфере туризма в 2013 году, составил 2158,9 млн. рублей, из них туристско-экскурсионные услуги - 710,3 млн. рублей, т.е. более 30% от общего объема предоставляемых услуг в сфере туризма, 40,8% составили услуги мест размещения - 881,0 млн. рублей. По отношению к 2012 году показатели объема предоставленных услуг выросли на 12,6% (242,2 тыс. рублей), но все равно остаются очень низкими.
Основной проблемой является высокая стоимость энергетических ресурсов, которая отражается на уровне цен предоставляемых услуг. По состоянию на 01.01 2014 года экономически обоснованный тариф стоимости одного кВт/ч, для потребителей составляет около семи руб. Государством субсидируется 50 процентов от стоимости утвержденного тарифа, что сдерживает развитие иных экономически-важных проектов.
Слабо развитая транспортная инфраструктура является следующей проблемой. В настоящее время Камчатка располагает только одним морским портом, способным принимать морские туристические лайнеры, но и он не оборудован причалами для высадки-посадки пассажиров, что сокращает время путешествия туристов во время пребывания их на Камчатском полуострове.
Но, несмотря на определенные неудобства, интерес к краю не ослабевает и период с 2011 по 2013 год на Камчатку было выполнено 31 заход круизных судов, на борту которых прибыло более 10 тыс. иностранных туристов (рисунок 4). Основную часть пассажиров круизных судов составляют граждане США, Японии, Германии, Великобритании, Австралии, Франции и др.
Источник: авторская разработка, рассчитано по
данным статсборника8.
Рисунок 4 - Динамика туристических потоков, осуществляемых через морской порт Петропавловск-Камчатский Отсутствие альтернативы авиационному сообщению камчатского полуострова с материковой часть страны определено высокой стоимостью авиаперелетов, что ограничивает туристический поток. В пиковой туристский сезон 2013 года стоимость авиабилетов по маршруту г. Москва - г. Петропавловск-Камчатский - г. Москва достигала 75 000 рублей, г. Владивосток - г. Петропавловск-Камчатский - г. Владивосток - 45 000 рублей.
Иностранные туристы, желающие посетить Камчатский край, используют авиаперелет чартерными рейсами. Показатели туристических потоков посредством применения чартерных программ представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели туристических потоков посредством применения чартерных программ
Показатель 2010 2011 2012 2013
Количество чартеров 15 6 0 6
Количество туристов на чартерах 1034 563 0 738
Источник: авторская разработка, рассчитано по данным статсборника .
Следующим препятствием развитию туризма является состояние автодорог на полуострове. Большинство туристских достопримечательностей Камчатского края являются природным объектами, удаленными на значительное расстояние от населенных пунктов. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на Камчатке составляет 1519 километров, из них общая протяженность асфальтированных дорог составляет около 300 километров. Существует два основных способа доставки туристов на место проведения тура: автотранспортом высокой проходимости (вахтовки «УРАЛ» или «КАМАЗ») и авиатранспортом (вертолеты МИ-8). Средняя стоимость полетного часа составляет 141-160 тыс. рублей и данный вид услуг не может конкурировать с более доступными по цене. Перевозки туристов по бездорожью на «вахтовках» - специально оборудованных автомобилях повышенной проходимости, так же не способствует привлечению туристов, предпочитающих комфорт.
Третьей проблемой является потребность туристских компаний и предприятий туристской индустрии в высококвалифицированных специалистах, а так же в специалистах среднего звена, непосредственно осуществляющих обслуживание туристов. В 2013 году подготовлено всего 188
8 Статистический сборник «Камчатка в цифрах». Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2013, 441 с.
9 Статистический сборник. Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2014, 242 с.
человек, из них: 25 инструкторов туризма, 64 повара, 3 бармена и 96 специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Относительная дешевизна рабочей силы во многом влияет на профессионализм и качество оказываемых услуг. В сфере гостиничного и ресторанного бизнеса сформировано всего 0,9% фонда оплаты труда в регионе, что приводит к снижению привлекательности сферы гостеприимства для квалифицированных кадров, не способствует удержанию уже работающих кадров в данной сфере и дальнейшему повышению их профессионального уровня, а так же созданию комфортных условий для туристов, посещающих регион.
На современном этапе развития экономики края уровень доходов населения неуклонно растет, меняется структура потребительского спроса, увеличивается потребность в отдыхе и повышается мобильность населения. Это обстоятельство позволяет говорить о развитии фонда свободного времени и потенциальной возможности развития туризма.
В силу выше указанных причин, в последнее время, отмечается увеличение мощности выездного туристского потока. Так, например, если в 2005 году количество туристов, отправленных турфирмами на отдых за пределы края, составило 4750 человек, то в 2013 году этот показатель вырос более чем в 4 раза - 21280 человек и увеличившись на 4,2% по сравнению с 2011 годом (19200). Следует отметить тот факт, что растет доля поездок за рубеж, (таблица 2), при этом доля путешествий по территории Российской Федерации падает. Объем оказанных туристских услуг в Камчатском крае в 2011-2012 годах в сопоставимых ценах, с указанием темпов роста/снижения в % к 2010 году представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Объем оказанных туристских услуг в Камчатском крае в 2011-2012 годах в сопоставимых ценах (с указанием темпов роста/снижения в % к 2010 г.)
Показатели 2010 2011 2012
Число реализованных населению туристских путевок - всего, единиц 7868 8750 10179
темп роста,% 100 111, 21 129,37
В том числе по территории России 3201 3350 2654
темп роста,% 100 104,65 82,9
В том числе по зарубежным странам 4667 5400 7525
темп роста,% 100 115,71 161,24
Стоимость реализованных населению турпакетов - всего, тыс. руб. 558204,7 655703,5 710303,9
темп роста,% 100 117, 47 127,25
В том числе по территории России 119645,6 149925,5 114824,1
темп роста,% 100 125,3 95,96
В том числе по зарубежным странам 438599,1 505778,0 595479,8
темп роста,% 100 115,3 135,75
Источник: авторская разработка, рассчитано по данным статсборника
Необходимость решения вышеизложенных проблем, которые находят свое отражение в экономике не только Камчатского края, но и других дальневосточных регионов, привела к разработке нормативных документов стратегического характера, регламентирующих полномочия и порядок взаимодействия органов власти и предпринимательских структур. Полномочия органов власти в части развития туризма заключаются в обеспечении субъектов бизнеса необходимой инфраструктурой и создании условий, для эффективного функционирования данного сектора экономики. Инструментами, для реализации данных полномочий, являются стратегии социально-экономического развития, государственные и муниципальные программы, принятые на федеральном, региональном и местном уровне. На рисунке 5, отражены Программы развития туризма в РФ, ДВФО и Камчатском крае в соответствии с уровнями власти.
Федеральный уровень
Федеральные целевые
Стратегии развития
Государственны е программы
ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 -2018гг.»
Государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы»
«Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года»
«Стратегия социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года»
10 Статистический сборник «Камчатка в цифрах». Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2013, 441 с.
Источник: Авторская разработка
Рисунок 5 - Государственные Программы РФ по развитию туризма в соответствии с уровнями власти
Стратегические документы, утвержденные на федеральном и региональном уровнях, опираются на кластерный подход к развитию территорий, который является наиболее прогрессивной и эффективной формой развития экономики. При этом данные планы пока остаются только на бумаге.
Можно сказать, что идеи кластерного принципа развития туризма не дошли до муниципалитетов, а остановилась на стадии рекомендаций стратегий развития регионов и не нашли должного отражения в стратегических документах муниципалитетов. В результате социально-экономическое положение региона остается на прежнем уровне. Тогда как важным этапом развития российских регионов в туристской отрасли стали кластеры и особые экономические зоны, функционирующие посредством реализации государственной программы «Развитие внутреннего и въездного тризма» и федерального закона «Об особых экономических зонах», которые разработаны в целях развития международного сотрудничества в туристской сфере и социально-экономического развития регионов.
Взаимоотношения государственной и муниципальной власти остаются неоднозначными. Существующие административные барьеры ограничивают свободу хозяйствования. Правовая среда оказывает деструктивное влияние на развитие предпринимательства, проявляющееся в нестабильности юридических норм и часто меняющихся «правил игры». Эти правовые и экономические проблемы толкают предпринимателей к развитию теневых отношений.
Кластеры играют важную роль в экономическом развитии регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. В современной практике регионального управления политика стимулирования межотраслевых кластерных образований расценивается как один из эффективных инструментов укрепления конкурентных позиций локальных производителей в глобальной конкуренции. Благодаря производственной кооперации предприятия кластера способны создавать импульсы, стимулирующие развитие предприятий смежных отраслей, способствуя экономическому и социальному развитию региона в целом.
Камчатский край по-прежнему остается высоко дотационным регионом, а мощным импульсом имплементарции его развития может стать кластерная политика, направленная на создание необходимых предпосылок и условий для роста инновационной активности и, соответственно, существенного улучшения показателей социально-экономического развития края и Дальневосточного региона.
По нашему мнению меры государственной поддержки, оказываемой на всех уровнях власти недостаточны в виду не изученности мнения хозяйствующих субъектов о причинах
препятствующих развитию предпринимательской инвестиционной деятельности в Камчатском крае.
Для того чтобы изучить мнение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма и смежных отраслях автором проведен опрос о причинах, препятствующих развитию туристской (предпринимательской) деятельности в Камчатском крае. Метод проведения исследования - тайное голосование, путем заполнения опросных листов в форме анкет установленного образца. Анкета состоит из пяти вопросов, которые отражают готовность хозяйствующих субъектов стать участником кластера и/или резидентом особой экономической зоны, причины, препятствующие развитию бизнеса в туристической сфере и основные объекты инвестирования капитала.
Опрос проводился в туристических компаниях, финансово-кредитных организациях, образовательных учреждениях, гостиницах и аналогичных средствах размещения, предприятиях общественного питания, бытового обслуживания, розничной торговли и культурно-досугового назначения. Всего в опросе приняли участие 1315 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Петропавловск-Камчатском городском округе, Елизовском, Усть-Камчатском, Мильковском и Быстринском районах, а так же городских округах Вилючинск и Палана.
В результате опроса выявлено, что 76% респондентов основными причинами, препятствующими развитию предпринимательской деятельности в сфере туризма, отметили недостаток собственных финансовых средств, 24% опрошенных недовольны высоким процентом коммерческого кредита и сложным механизмом его получения.
Основными объектами инвестирования у 48% участников опроса является охрана окружающей среды, у 23% респондентов - энергосбережение, у 12% опрошенных - замена оборудования, 10% предпринимателей направляют инвестиции в автоматизацию производства и лишь 7% на замену оборудования. Ни один из респондентов не направляет финансовые средства на внедрение новых технологий, что повлечет за собой расширение ассортимента производимой продукции и предоставляемых услуг.
По мнению участников опроса 42,5% готовы стать участниками туристско-рекреационного кластера, 18,2% отказались от участия в кластерной форме развития экономики без объяснения причин, а 39,3% респондентов отказались из-за отсутствия информации о преимуществах и недостатках о данной форме интеграции бизнеса.
Из вышеизложенного следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере туризма или смежных отраслях, в основном, готовы стать участниками туристско-рекреационного кластера. Хозяйствующие субъекты - участники кластера смогут снизить себестоимость выпускаемой продукции и оказываемых услуг, внедрить новые технологии, повысить конкурентоспособность предприятий, увеличить прибыль за счет привлекательности региона. Причиной, препятствующей реализации кластерной политики в Камчатском крае, по мнению автора, является не высокий уровень взаимодействия органов власти и бизнеса. Туристические компании и предприятия смежных отраслей осуществляют деятельность без применения инновационных форм развития экономики, таких, как кластеры и особые экономические зоны, предусмотренные рядом стратегически важных документов, направленных на интенсивное развитие региона и повышение качества жизни населения. В связи с этим органам власти необходимо повысить уровень информированности субъектов бизнеса о преимуществах кластерной формы развития бизнеса, создать условия, для привлечения инвестиций в объекты туристической индустрии, оказать содействие образовательным учреждениям в подготовке квалифицированных кадров и наладить диалог с финансово-кредитными учреждениями о предоставлении хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере туризма, «удобных» банковских продуктов. Данные направления являются базовыми для развития туризма, и будут служить основой для формирования кластеров в Камчатском крае.
Кулакова Л.И. Особенности формирования и развития туристской отрасли в Камчатском крае. В
настоящей статье рассмотрены проблемы и перспективы развития туризма в Камчатском крае, приведена оценка факторов оказывающих влияние на развитие туризма в Камчатском крае, как потенциальной сферы кластерного развития, а именно предпринята попытка проследить, какие из социально-экономических факторов оказывают существенное воздействие на данную сферу экономической деятельности.
Ключевые слова: туризм, кластерный подход, государственно-частное партнерство.
Kulakova L.I. Features of forming and development of tourist industry are in the Kamchatka edge. In the
real article problems and prospects of development of tourism are considered in the Kamchatka edge, an estimation over of factors is brought having influence on development of tourism in the Kamchatka edge, as a potential sphere of cluster development, an attempt to trace is namely undertaken, what from socio-economic factors render the substantial affecting this sphere of economic activity.
Key words: tourism, cluster approach, state-private partnership.