УДК: 631.1:635.1/.8
ББК: У32
Келейникова С.В.
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ ОВОЩЕВОДСТВА
Keleinikova S.V.
CLUSTERS APPROACH AS INSTRUMENT OF IMPROVEMENT OF MANAGEMENT IN VAGETABLE GROWING BRANCH
Ключевые слова: кластеры, кластерный подход, кластеризация, кластерная политика, овощеводство, управление, структура, конкурентоспособность, концепция, рынок, регулирование, эффективность, формирование.
Keywords: clusters, clusters approach, clusteralization , cluster policy, vegetable growing, management, structure , competitiveness, conception, market, regulation, efficiency, formation.
Аннотация: в статье исследуются кластерный подход и его роль в совершенствовании управления отраслью овощеводства. Предложена модель овощного кластера, учитывающая интересы трёх групп участников: потребителей, производителей и государства.
Abstract:in this article there is a research of clusters approach and its role in improvement of management in vegetable growing branch. The model of the vegetable cluster which is considers the interests of three groups of participants: consumers, producers and state.
Мировой опыт развитых стран доказал эффективность и неизбежную
закономерность возникновения кластерного подхода. В последние десятилетия образование кластеров явилось важным элементом государственной политики в области регионального развития в различных странах мира. В Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. формирование и стимулирование развития возникающих территориально-
производственных кластеров
рассматривается как одно из важнейших направлений.
Сегодня кластерное развитие позиционирует себя как новый подход к образованию региональных инновационных систем, именно составляющая кластерного типа является наиболее значимым новой составляющей региональных
инновационных систем: в отличие от общенациональных инновационных
программ они согласно «определению» должны, прежде всего, опираться на активное развитие ограниченного числа достаточно перспективных для данного региона сильных отраслей.
Опыт многих стран показал, что до сих пор отсутствуют единые унифицированные механизмы по созданию, стимулированию и развитию кластеров. Поэтому для реализации и внедрения кластерного подхода необходима разработка
эффективной кластерной политики, которая будет включать детальный механизм формирования и поддержки со стороны государства в области внедрения кластеров. Проведение кластерной политики основывается на организации
взаимодействия между органами местного самоуправления и государственной власти, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует повышению эффективности в работе и взаимному совершенствованию. Организация подобных взаимоотношений является важным направлением кластерной политики и заключается в развитии кооперации между родственными кластерами, разработке и реализации программ развития
сотрудничества.
Механизм формирования кластерных типов на территориальном уровне, а также
возможность применения рыночных инструментов при их создании имеют недостаточную изученность российскими учеными, в этой связи исследование данной проблемы в настоящее время является весьма актуальным.
Эффективность кластерного подхода доказали многие страны. Например, кластер виноделия в Калифорнии, Чили, автомобильные кластеры Венгрии, Австрии и прочие в значительной степени определяют и направляют экономическое развитие своих стран. В целом, в мире насчитывается более 2000 кластерных образований, сосредоточенных, главным образом, в сферах АПК, информационно-телекоммуникационной индустрии,
автомобилестроении, био- и
нанотехнологиях. В США функционирует более 40 крупных кластеров, в которых продуцируется более 61% ВВП и занято свыше половины трудоспособного населения страны.
Образцом для формирования наукоемких кластеров в Китае считается Силиконовая долина. На сегодняшний момент в стране функционирует около 60 высокотехнологичных зон, однако рентабельность их невысока и заметно дифференцируется от региона к региону. Поэтому основной главной задачей правительство ставит устранение
межрегиональных различий.
Сделав анализ мирового опыта в области кластеризации, нельзя не отметить положительные тенденции развития все большего количества международных мировых кластеров, в том числе и тех, которые выходят за рамки отдельных регионов. Так, например, многие кластеры, имеющие европейский статус, стараются выйти на международный уровень. Прежде всего, это касается международных и трансграничных проектов. Показательным примером может служить
«Биотехнологическая долина», которая объединяет кластеры Франции и соседствующие с нею Германии и Швейцарии, благодаря чему достигается мощный синергетический эффект. Французский фармацевтический кластер осуществляет сотрудничество с канадским кластером
«1пу^о», действующим в Монреале, через университет Луи Пастера. Цель такого сотрудничества - найти для компаний указанных кластеров достаточно
перспективные рынки сбыта в Европе и Северной Америке.
Важное значение в создании таких кластеров приобретают различные программы научно-технического
сотрудничества, в частности, в европейской практике - это «Эврика» и Рамочные программы НИОКР. Они оказывают помощь потенциальным партнерам, устанавливают контакты на национальном уровне.
Профессор Портер, который является основоположником кластерной концепции, определяет кластер как группу и как систему:
«Кластер - это группа географически соседствующих компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и
взаимодополняющих друг друга».
«Кластер - система взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей».
М. Портер считает, что кластеры оказывают влияние на
конкурентоспособность в трех основных направлениях:
1. Повышают производительность фирм и отраслей.
2. Создают возможности для инновационного и производственного роста.
3. Стимулируют и облегчают образование нового бизнеса, который поддерживает инновации и расширение кластера.
Модель кластеров М. Портера применяется в разработке экономической политики и является одним из важных механизмов повышения
конкурентоспособности экономики региона или страны в целом, а также экономического роста и стимулирования инноваций. Согласно данной модели производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, которое позволяет использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Между
всеми отраслями, которые представлены в данной местности, формируются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие развитию общей экономики региона.
В настоящее время в России в целях развития своих территорий кластерный подход только начинает применяться на уровне региональной власти, однако практики использования кластеров единичны. И на региональном, и на федеральном уровнях происходит постепенное осознание преимуществ кластерного подхода и необходимости кластерного развития территорий. В частности, некоторые инициативы федерального центра способствуют формированию условий для кластеризации (создание особых экономических зон, разработка концепции кластерного развития РФ). Однако, окончательному утверждению кластерного подхода к развитию территорий Российской Федерации препятствует ряд ограничений, среди которых имеют место распространенность практики вертикально-интегрированных компаний и отсутствие культуры информационной открытости.
Как в стране, так и в регионах имеются предпосылки для внедрения кластерного подхода (обострение конкуренции, соперничество и сотрудничество между субъектами, низкая инновационная активность предприятий, наличие местных факторов производства, низкий уровень конкурентоспособности предприятий). Это свидетельствует о том, что для России актуально использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности предприятий,
регионов и национальной экономики в целом.
В настоящее время вопросы эффективного функционирования аграрного сектора имеют важное значение на современном этапе развития экономики России, важной стороной которого является развитие продовольственного рынка, который, в свою очередь, оказывает серьезное влияние на обеспеченность населения продуктами питания и укрепление продовольственной независимости страны. Овощеводство является важной отраслью
агропромышленного комплекса (АПК) и играет огромную роль в обеспечении населения этой витаминной, диетической и лекарственной продукцией. По данным Всероссийского научно-исследова-тельского института экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ), в настоящее время Россия вынуждена осуществлять импорт около трети продовольственных товаров на сумму примерно $27,6 млрд, что на 10-15% превышает порог продовольственной безопасности. Анатолий Алтухов, заместитель директора ВНИИЭСХ, член-корреспондент РАСХН, отмечает,что импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия ощутимо вырос в последние годы. «Возрастание импорта
сельскохозяйственной продукции - весьма опасная реальность для российской экономики», - считает г-н Алтухов. По его мнению, преобладание на внутреннем рынке многих видов импортной продукции создает реальную угрозу перерастания
продовольственной зависимости из экономической в политическую.
По различным подсчетам за последние пять-шесть лет доля импортных овощей в структуре потребления россиян выросла примерно в два - два с половиной раза. При этом часть ввозимой продукции до сих пор поступает в страну нелегально. Основными видами импортируемых в Россию овощей являются свежие или охлаждённые помидоры и огурцы. Хотя картофель, лук, морковь и свёкла тоже имеют заметную долю в овощном импорте России (рисунок 1). На прилавки российских овощных рынков и розничных сетей поступают овощи из Нидерландов, Египта, Китая, Турции, Израиля, Франции, Польши, Азербайджана, Ирана, Украины, Узбекистана, Бельгии, и других стран. Почти 48% российского экспорта в 2011 году пришлось на четыре страны: Нидерланды экспортировали 13, 6% объема овощей и корнеплодов; на Китай пришлось 13%, на Турцию - около 12% и на Египет - 9, 5 % совокупного объема российского импорта овощей и корнеплодов.
В этих условиях эксперты ВНИИЭСХ предлагают акцентировать внимание на ускоренное развитие тех отраслей сельского хозяйства, которые при условии наличия
квалифицированных кадров, внедрения современных технологий и адекватного уровня инвестиций будут максимально конкурентоспособными в первую очередь на внутреннем рынке. Кроме того, большие перспективы отмечаются и в отрасли при условии формирования современной инфраструкту-ры.
В своем Послании народу Президент особо акцентирует внимание на том, что предстоящее вступление России в ВТО предъявляет высокие требования к конкурентоспособности отечественной
сельскохозяйственной продукции и необходимости обратить особое внимание на кластерный подход в вопросах производства и переработки продукции сельского хозяйства.
К сожалению, Россия в настоящее время находится только на стадии формирования кластеров. Реформы первой половины 90-х годов привели к краху
созданной в СССР системы АПК. При Проведении реформ в аграрном секторе надежды возлагались на повсеместное развитие фермерских хозяйств, поскольку в ведущих зарубежных странах они дают основную долю продукции сельского хозяйства и существуют в значительной мере за счет дотаций государства. На рубеже веков стало понятно, что без крупных сельскохозяйственных организаций АПК России не выжить, и рассматривать фермерские хозяйства как панацею от всех бед не следует. Однако, возможность трансформации колхозов и совхозов в агрохолдинги без дробления и уничтожения их производственного потенциала к тому времени уже была упущена. В результате сегодня в ряде отраслей отечественной промышленности уже отмечаются заметные успехи в образовании инновационных конкурентоспособных структур кластерного типа.
Рисунок 1 - Доля импортируемой в Россию овощной продукции
Современное положение в отрасли овощеводства характеризуется достаточно низкой финансовой устойчивостью товаропроизводителей, сравнительно
небольшими вложениями инвестиций,
снижением эффективности и объемов производства, отсутствием стабильных и взаимосвязанных хозяйственных связей между субъектами рынка, недостаточной
управляемостью рыночными процессами со стороны региональных органов власти.
Среди экономических причин, которые сдерживают развитие овощного
производства, основными являются преимущество на рынке монополизма и отсутствие здоровой конкуренции между различными типами хозяйствующих субъектов - производителями, разрушение системы материально-технического
обеспечения отрасли, диспаритет цен, а также отсутствие государственного воздействия на процессы образования цен. Структура потребностей населения не достаточно связана со структурой производства овощной продукции, низок уровень маркетинговых исследований этих потребностей и предпочтений, а также форм сбыта готовой продукции.
В связи с этим, в программе по развитию овощеводства одна из главных целей определяется как снижение зависимости российского рынка от импортной овощной продукции. По словам Министра сельского хозяйства РФ Елены Скрынник, важнейшую роль в реализации вышеуказанной задачи будет играть реализация экономически значимых региональных программ по развитию овощеводства в регионах, которые традиционно занимаются производством овощной продукции.
Комплексное развитие овощной отрасли предполагает, прежде всего,
усовершенствование технологий управления. Кластерный подход представляет собой одну из самых совершенных технологий управления отраслью. Кластерный подход -это прежде всего новая управленческая и инновационная технология, которая позволяет повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
Если рассматривать кластер в его структуре - это сеть производителей, поставщиков, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры,
исследовательских структур, которые
находятся во взаимодействии и взаимосвязаны в процессе создания добавочной стоимости.
Кластер - это еще и инструмент повышения конкурентоспособности
территорий и отраслевых комплексов
Важнейшим преимуществом
формирования кластеров перед другими формами организации производства является то, что при кластерном принципе внимание акцентируется не на отдельных отраслях, а на взаимосвязях между отраслями, организациями и предприятиями. Подобные связи положительно сказываются на развитии производства и способствуют усилению конкуренции; упрощению доступа к новейшим технологиям; распределении рисков в различных видах совместной деятельности; совместному выходу на внешние рынки; организации совместных исследований, процесса подготовки и переподготовки кадров; снижению издержек на производство и реализацию продукции и т.д. Кроме того, нельзя упускать из виду и вопросы, связанные с формированием инфраструктуры.
Нередко именно отсутствие разветвленной инфраструктуры отпугивает инвесторов от, казалось бы, наиболее перспективных отраслей АПК.
Модель структуры овощного кластера можно представить следующим образом (рисунок 2).
Первую группу участников овощного кластера образуют покупатели, в качестве которых на рынке овощной продукции выступают предприятия перерабатывающей промышленности, оптовые торговые фирмы, заготовительные организации,
осуществляющие операции по закупке, хранению, переработке и реализации овощной продукции, Другую группу субъектов в структуре овощного кластера представляют производственные
предприятия различных форм собственности и хозяйствования, крестьянские
(фермерские) хозяйства и их ассоциации.
Государственная поддержка и
правовое обеспечение
Ж"
Страховые компании
Производство овощей Л Рынок средств производства
1 г Рынок овощной продукции
хранение Рынок сырья
I
переработка
реализация
Перерабатывающая промышленность
Пищевая промышленность
Инжиниринговые консалтинговые организации
т
J
Высшие, средние
учебные заведения,НИИ
Предприятия транспорта, энергетики, связи
Рисунок 2- Модель структуры овощного кластера
Важная составляющая структуры организованного овощного кластера - это развитая инфраструктура, которая включает сеть предприятий высокоорганизованных форм торговли (биржи, инвестиционные фонды, ярмарки, аукционы, оптовые рынки), финансово-кредитные учреждения (банки, страховые компании) и организации обслуживающего и вспомогательного назначения (юридические, маркетинговые, консалтинговые, снабженческие структуры).
Важная роль в формировании овощного кластера принадлежит
государству, которое не только принимает активное участие на рынке как хозяйствующий субъект, но и осуществляет его контроль и регулирование. Одним из эффективных механизмов государственного регулирования должна стать разработанная региональная комплексная программы развития отрасли овощеводства и её сырьевой базы, которая должна учитывать следующее:
- уровень развития сырьевой базы как с учетом природно-климатических условий, так и с позиции создания производственной инфраструктуры по сбору овощей и их транспортировке;
- соотношение между объемами производства определенного вида овощной продукции и завозимой продукции из других
регионов, в том числе импортной, исходя из экономической целесообразности;
- сбалансированность спроса и предложения, учитывая интересы различных социальных групп по уровню доходов и предпочтений.
Таким образом, система
государственного регулирования рынка продукции овощных культур должна представлять собой единый комплекс мер, состоящий из ценового, финансово-кредитного, налогового социального рычагов воздействия, направленных на развитие всех сфер и отраслей овощного подкомплекса.
Среди главных направлений работы овощного кластера необходимо выделить следующие. Во-первых, развитие инфраструктуры регионального рынка, предполагающее решение комплекса организационных вопросов, которые включают организацию в сфере сети районных и межрайонных оптовых рынков, и проведение контроля заих работой; создание и дальнейшее участие в работе специализированной региональной биржи овощей; реализация конкурсной системы закупок овощей для федеральных и региональных государственных нужд; подготовка проектов по созданию институтов рыночной инфраструктуры, а
также и обслуживающего и
вспомогательного назначения
(маркетинговых, консалтинговых,
юридических фирм и др.).
Во-вторых, информационное
обеспечение, которое должно включать в себя вопросы формирования компьютерной сети с базой данных о региональном рынке овощей, сбор и обработку поступающей информации, распространение сведений о наличии овощей, текущих и прогнозируемых ценах, организацию обучения участников кластера основам агробизнеса, маркетинга, биржевой торговли.
В-третьих, механизм кластера должен базироваться на результатах проведенных комплексных маркетинговых исследований, которые предполагают оценку
эффективности производства овощей как источника торговых ресурсов для регионального рынка по видам культур и их назначению для определения необходимости механизма регулирующего воздействия.
Развитие и регулирование рынка продукции овощеводства необходимо рассматривать в контексте
целенаправленного воздействия
федеральных и региональных органов управления на сферу производства и реализации сельскохозяйственной
продукции.
Регулирование представляет собой взаимодействие комплекса
административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Эффективность этого взаимодействия основывается на оптимальности сочетания интересов трех групп участников овощного кластера: государства, потребителей и производителей. Предпочтения должны быть отданы потребителям сельскохозяйственной продукции и сырья.
Реализация производственно-хозяйственных связей между участниками рынка овощной продукции требует
усовершенствования организационно-
экономических рычагов, приводящих в действие весь рыночный механизм (повышение конкурентоспособности
предприятий, упорядочение
ценообразования с учетом спроса и предложения продукции, развитие крупного и малого бизнеса и ослабление стихийных проявлений рынка, развитие
предпринимательских структур
(агрохолдинга)).
Таким образом, применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его повсеместное распространение можно рассматривать как основное направление повышения конкурентоспособности всей экономической системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блудова, С.Н. Преимущества кластерного подхода в управлении экономикой // Сборник научных трудов СевКазГТУ. Серия «Экономика». - №3. - 2006.
2. Дорожкина, Е.В. Формирование агропромышленных кластеров как условие инновационного развития региональных систем // Известия ИГЭА. - 2011. - №4(78). - С.64-69.
3. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 485 с.
4. Келейникова, С.В. Формирование и развитие рынка овощной продукции в продовольственном обеспечении населения// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. - 27 с.
5. Келейникова, С.В. Эффективность рыночного механизма в регулировании производства продукции овощеводства / С.В. Келейникова // Актуальные проблемы качественного экономического роста : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Саранск, 2005. - Т. 2. -С. 95-97.
6. Кластер как эффективный инструмент социально-экономического развития. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:www.center-nno.ru/ru/materials/library/13-2.
7. Клейнер, Г.Б., Качалов, Р.М., Нагрудная, Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории //Наука - Образование - Инновации. - 2008. - №7.
8. Колошин, А., Разгуляев, К., Тимофеев, Ю., Русинов, В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров. -URL: http://politanaliz.ru/articles_695.html.
9. Маркова, Г.В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе и пути его совершенствования // Вестник Российской Академии сельскохозяйственных наук. Научно теоретический журнал. - №2. - 2007. - С. 27-28.
10. Стеблякова, Л. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики: системный и социальный аспекты. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.chelt.ru/2010/3-10/steblyakova.3 - 10.html.
11. Шахмурзов, Х.М. Управление предприятиями овощногоподкомплекса КБР. //Материалы научно-производственной конференции «Актуальные проблемы перевода российской экономики на международные стандарты», КБГСХА. - Нальчик, 2000. -С.201-205.
12. Шакова, Ф.М. Формирование регионального рынка овощной продукции (на материалах Карачаево-Черкесской Республики): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- 2006.-188 с.
13. Яковенко, Н. Регулирование рынка продукции плодоовощной и перерабатывающей промышленности // АПК: экономика, управление.-2005. - №10.-С.48-52.
14. Яшева, Г. Методологические основы формирования кластерной политики в странах с переходной экономикой. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //dukonference. lv/raksti_pdf/Yasheva+. pdf.
15.Эдилерская, А.А. Кластерно-сетевые принципы организации современного предпринимательства //Актуальные проблемы развития общества, экономики и права / Сб. науч. трудов аспирантов, 2008.