УДК: 339.3:635(470.345)
ББК: У32
Келейникова С.В., ФроловМ.С.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Keleinikova S.V., Frolov M.S.
THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE VEGETABLE'S MARKET PRODUCTION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA
Ключевые слова: аграрный сектор, овощеводство, рынок овощной продукции, инфраструктура, организационная структура, регионы, государственное регулирование.
Keywords: Keywords: agriculture, vegetable production, vegetable's market production, infrastructure, organizational structure, regions, government regulation.
Аннотация: в статье исследуется проблемы формирования и перспективные направления развития рынка овощной продукции в Республике Мордовия. Предложена модель организационной структуры регионального продовольственного рынка г. Саранска Республики Мордовия.
Abstract: the article investigates the problems of formation and future directions of the development vegetable's market production in the Republic of Mordovia. It has a model of the organizational structure of the regional food market in Saransk.
Рыночное реформирование аграрного сектора в настоящее является актуальной задачей российской экономики. Региональный рынок продукции АПК является составной частью общенационального рынка и его элементом. Вместе с тем это относительно самостоятельная, целостная, саморазвивающаяся и замкнутая на себя система, существенно отличающаяся от межрегиональных и внутрихозяйственных систем. На сегодняшний день регионы являются важнейшей административно-хозяйственной единицей страны, от уровня развития которых во многом зависят формирование и темпы развития общенационального рынка. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов страны, отрасль овощеводства находится в кризисном состоянии, а рыночные отношения не получили должного развития. Современное положение овощеводства характеризуется отсутствием должного организационно-экономического и правового механизма, снижением финансовой устойчивости товаропроизводителей, сокращением инвестиций. Анализ показывает, что в последние 3 года наметились положительные тенденции в развитии овощеводства. Вместе с тем, высокая трудоем-
кость производства продукции, слабая материально-техническая база хозяйств снижают экономическую эффективность развития этой отрасли.
В связи с этим, главная задача региональных овощных подкомплексов состоит, во-первых, в стабилизации поступления необходимого по количеству и качеству объема продукции на местные потребительские рынки; во-вторых, в оптимизации объемов реализации овощей за пределы региона в соответствии с его специализацией в овощном производстве России.
Если рассматривать структуру производства овощей в России по категориям хозяйств, то наиболее крупную долю в 2014 году занимают хозяйства населения - 69%. Далее следуют сельскохозяйственные организации - 17%. Замыкают список фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели - 14%.
Урожайность овощей в России с 2005 по 2014 гг постепенно росла, однако спад урожайности наблюдался в 2010 году - 180 центнеров урожая с одного гектара убранной площади. В 2014 году урожайность составляет 218 центнеров урожая с одного гектара убранной площади, что, по сравне-
нию с 2005 годом, больше на 28%. Урожайность картофеля в России с 2005 по 2014 гг постепенно росла, однако спад урожайности наблюдался в 2010 году - 100 центнеров урожая картофеля с одного гектара. В 2014 году урожайность составляет 150 центнеров урожая с одного гектара, что, по сравнению с 2005 годом, больше на 21%.
В 2014 году свежие овощи внесены в список санкционных товаров: это ограничило импорт из многих стран, однако стало толчком к развитию строительства тепличных комплексов в стране. Также на развитие рассматриваемого рынка оказывают факторы снижения общей платежеспособности населения, проблемы в российском тепличном комплексе, необходимости субсидирования большинства проектов строительства теплиц, отсутствия четкой консолидации между игроками на рассматриваемом рынке, мода на питание свежими овощами, низкий уровень самообеспеченности овощами и картофелем в некоторых районах страны.
Поэтому исходя из современных тенденций формирования агропродовольствен-ного рынка, основными направлениями его функционирования и перспективного развития, на наш взгляд, являются:
развитие конкурентоспособных производств;
обеспечение торгового баланса в зависимости от локального производства и ввоза продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья;
проведение целенаправленной работы по замещению импорта отечественными продуктами;
обеспечение контроля качества агро-продовольствия включая и овощную продукцию;
соблюдение агротехнических и иных требований при технологических процессов производства овощей;
неукоснительное соблюдение баланса интересов всех участников рыночного процесса производства и распределения продовольствия;
В этой связи развитие агропродоволь-ственного рынка овощной продукции необходимо проводить в разрезе следующих направлений:
разработки и формирование рыночной
инфраструктуры;
развитие механизма экономических отношений между товаропроизводителями и работниками торговой сферы с учетом интересов его участников, на основе рыночной конъюнктуры и с элементами государственного регулирования;
Эффективное функционирование регионального овощного рынка во многом определяется уровнем развития его инфраструктуры, которая должна способствовать установлению соответствия между объёмом производства овощной продукции и платёжеспособным спросом, рациональному движению товаропотоков овощей и повышению эффективности их производства, хранения, переработки и реализации.
Представляется, что государство должно взять на себя основную долю затрат по формированию наиболее сложных и дорогостоящих элементов инфраструктуры.
При рассмотрении данной инфраструктуры овощного рынка следует подразделять на производственную и непроизводственную (рисунок 1) [4].
Первая из них включает в себя отрасли, обслуживающие производство овощного подкомплекса: транспорт, энергетическое хозяйство, связь, ремонтные и агрохимические организации, системы овощехранилищ и перерабатывающих организаций. Уровень её развития является одним из основных показателей интенсификации овощного производства и смежных с ним отраслей.
Непроизводственная инфраструктура объединяет отрасли, которые непосредственно не связаны с процессом выращивания овощей, но влияют на эффективное функционирование овощного рынка — это система образования, научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы обеспечение всех звеньев овощного подкомплекса, социальная инфраструктура, рыночная инфраструктура и др.
Особо следует выделить рыночную инфраструктуру, которая представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, обслуживающих рыночные связи и отношения, обеспечивающих движение овощной продукции на рынке, а также участвующих в процессе финансового и кре-
дитного обслуживания хозяйствующих субъектов рынка овощной продукции. При этом эффективными следует считать такие рыночные структуры, которые в наибольшей мере удовлетворяют нужды потребителей, поставляют пользующиеся у них устойчивым спросом высококачественные виды овощей по приемлемым для них ценам.
В дореформенный период в Республике Мордовия сформировалась относительно развитая производственная инфраструктура.
В то же время в Республике Мордовия
не получила должного развития рыночная инфраструктура. Многие её элементы отсутствуют. Так, не существует специализированных организаций, занимающихся страхованием деятельности сельскохозяйственных организаций, постоянно действующего оптового рынка, а также других рыночных структур. Практически отсутствует организованное рыночное звено, осуществляющее оперативную и устойчивую связь между производителями овощей и перерабатывающими организациями.
Инфраструктура овощного рынка
Рисунок 1 - Основные элементы инфраструктуры овощного рынка Республики Мордовия
Одним из направлений государственного развития инфраструктуры регионального рынка является содействие формированию организованных каналов его сбыта в виде регулярной организации аукционов и ярмарок, создания постоянно действующего коммерческого центра, оптового рынка овощной продукции.
Формирование и развитие регионального рынка овощной продукции необходимо проводить по нескольким конкурентным между собой и взаимодополняющим друг друга направлениям. При этом процесс оздоровления и формирования рыночных структур должен одновременно сочетать в себе преемственность и поэтапное развития
регионального овощного рынка.
Одним из перспективных путей развития рынка овощной продукции является формирования оптовых продовольственных рынков. Оптовый рынок как саморегулирующая система способен в короткие сроки установить баланс между спросом и предложением, где спрос является отражением доходов населения и его покупательной способности.
Стабилизацию продовольственного рынка можно достигнуть, применяя меры государственного регулирования в единстве и взаимодействии. В этой связи следует:
- ввести нормативные предельные торговые наценки (в размерах не более 15-20%) для предприятий оптовой, розничной торговли в части реализации жизненно важных продуктов питания в качестве меры, сдерживающей рост оптовых и розничных цен и стимулирующей расширение потребительского спроса;
- осуществить ценовое регулирование материально- технических ресурсов, поставляемых для производства продуктов питания, посредством прямых государственных мер.
- введение предельных цен на энергоносители, пропорционально денежно-материальным и трудовым затратам, а также введение экономических санкций за превышение и стимулы за снижение уровня цен;
- направление средств, полученных от импортных обложений согласно товарной номенклатуре на поддержку тепличного овощеводства;
- осуществлять выдачу субсидий только экономическим субъектам, производящим жизненно важные продукты питания.
Действенность мер государственного регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры продовольственного рынка. Её развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной интегрированной рыночной инфраструктуры.
Основными составляющими инфраструктуры продовольственного рынка являются производственная и торговая. Рассмотрим подходы к их регулированию, как наиболее экономически и технологически связанные друг с другом.
Для приведения производственной ин-
фраструктуры в состояние устойчивого развития кроме мер ценового регулирования необходимо провести:
1. Детальную оценку состояния инвентарных площадей тепличных комбинатов.
2. Разработку и увязку структуры производства по каждому виду продукции с состоянием сферы потребления. Так, в ходе решения экономико-математической задачи по пригородной зоне г Саранска было установлено, что наиболее доходными культурами по многолетним данным являются лук зеленый и зеленные культуры.
Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. Существующие взаимоотношения между товаропроизводителями и крупными оптовыми торговыми предприятиями не обеспечивают развития рыночных отношений. Это обусловлено тем, что проводимые на практике процессы приватизации не способствовали улучшению взаимоотношений между указанными формированиями, так как товаропроизводители не имели приоритетного права на приобретение акций торговых организаций. И, следовательно, не могли принимать участие в принятии решений, связанных с деятельностью торговых предприятий. Из-за одностороннего подхода к установлению цен на реализуемую продукцию и предоставляемые посреднические услуги оптовой торговли получили развитие негативные тенденции, которые не способствовали установлению паритетных взаимоотношений между тепличными комбинатами и овощными базами.
По нашему мнению, стратегия развития оптового звена должна опираться на создание вертикально-интегрированных структур с участием производителей свежих овощей и крупных оптовых предприятий торговли. Целесообразно вновь задействовать оправдавшую себя систему взаимосвязей: производители - оптовая структура - потребители, но по качественно новой форме с использованием оптового продовольственного рынка. Для активного экономического взаимодействия между продавцом и покупателем следует создать единую товаропроизводящую сеть, позволяющую быстро продвигать продукт с наименьшими потерями.
Мы считаем, что в регионах, производящих в больших масштабах сельско-
хозяйственную продукцию, необходима организация оптовых рынков-накопителей, а в районах, завозящих сельскохозяйственную продукцию, следует создать продовольственные рынки для потребителей. Потребность создания системы оптовых продовольственных рынков продиктована необходимостью в новых, более эффективных формах реализации продовольствия, позволяющих концентрировать конкретные виды сельскохозяйственной продукции в конкретном месте. В связи с этим нами предлагается модель организационной структуры оптового продовольственного рынка г Саранска Республики Мордовия (рисунок 2) [4].
Такая система распределения продукции имеет ряд преимуществ:
во-первых обеспечить крупные города свежими и высококачественными продуктами питания и по приемлемым ценам;
во-вторых, сельхозтоваропроизводители получают гарантированный рынок сбыта своей продукции. Оптовый рынок выдвигает определенные требования к товаропроизводителям и поставщикам продовольствия в отношении качества товаров и их стандартизации, улучшения упаковки и расширения ассортимента;
в-третьих, рост товарооборачиваемости и формирование реальных рыночных цен позволит повысить уровень рентабельности;
в-четвертых, субъекты рынка будут обеспечены оперативной информацией о спросе и предложении, наличии товаров, складывающихся ценах. В этой связи, отдельной проблемой является правовое обеспечение формирования и функционирования рынка аграрной информации, так как специфика ее состоит в том, что она должна быть сертифицирована и предоставляться участникам рыночного процесса бесплатно;
в-пятых, государство решит проблему легализации всех финансовых потоков оптовой торговли и дополнительного поступления средств в бюджеты разных уровней, создаются дополнительные рабочие места.
Общие принципы развития розничной торговли мы видим в формировании крупных универсальных розничных предприятий, торговых предприятий и комплексов с широким набором реализуемой продукции, в том числе и в первую очередь свежих овощей.
Разнообразные формы торгового обслуживания (магазины с традиционными формами продажи товаров через прилавок), самообслуживания, могут удовлетворять потребности широких слоев населения.
Стабилизация продовольственного рынка не может быть осуществлена без реализации системы мер в области улучшения качества и обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции. Проблема контроля за качеством реализуемого продовольствия - одна из самых актуальных, так как дальнейшее развитие производства зависит от потребительского спроса.
По мере развития экономических реформ качеству будет уделяется все большее внимание. Реализация продукции высокого качества позволяет получить товаропроизводителю дополнительную прибыль и соответственно укрепить экономику Основная задача предприятия, производящего конечный потребительский продукт, состоит в том, чтобы гарантировать питательную ценность и безопасность вплоть до момента его потребления. Сам продукт и его упаковочные материалы должны анализироваться на потенциальное присутствие в них нежелательного уровня химических веществ.
Безопасность продовольствия подтверждается посредством сертификации. Однако, сертификация сама по себе не гарантирует качество продукции, так как соответствующий сертификат может быть выдан на низкосортную продукцию.
Обеспечение качества требует значительных средств. Как показывает зарубежный опыт, для достижения конкурентоспособности продукции необходимо, чтобы расходы на качество составляли не менее 15-20% совокупных затрат.
Качество сельскохозяйственной продукции закладывается селекционерами при выведении новых сортов.
С точки зрения потребителя, качество продукции - степень удовлетворения его требований. Сегодня уже можно прогнозировать предпочтения потребителя завтрашнего дня, который будет:
- признавать приоритет за качеством, а цена для него останется на втором месте;
- желать постоянного улучшения качества;
- требовать обеспечения качества в технологическом процессе;
- являться приверженцем конкретной продукции, если его удовлетворит качество.
В условиях рыночных отношений качество продукции всегда рассматривается с позиции потребителя Интересы качества включают в себя пожелания и растущие запросы граждан и организаций в сфере приобретения продукции. Удовлетворение таких потребностей становится возможным лишь в процессе взаимодействия изготовителя продукции с потребителями. Рынок ориентирован не просто на удовлетворение потребностей, а удовлетворение спроса, вытекающего из них.
Заботиться о качестве своей продукции производителей заставляет ряд факторов. Во-первых, именно качество является определяющим в общественной оценке результатов предпринимательской деятельности, так как предприятие дорожит своей репутацией. Во-вторых, данная проблема затрагивает и крупных розничных торговцев, которые стремятся завоевать репутацию продавцов товаров высокого качества. Таким образом, имидж базируется на качестве продукции, а не на цене. При этом качество обеспечивает рост объема продаж, снижение издержек и, как следствие, увеличение прибыли. Качество выпускаемой продукции является своеобразным символом развития экономики предприятия.
На повышение качественных показателей сельскохозяйственной продукции направлены: новые технологические процессы производства овощной продукции закрытого и открытого грунтов, которые зависят от технического потенциала и уровня агротехники, также уровень селекция, позволяющей создавать новые сорта и гибриды, уровень персонала, организационная структура и экономические рычаги управления. Однако в условиях возрастающих требований к уровню продукции особое значение приобретает совершенствование системы контроля качества производимой сельскохозяйственной продукции. В отечественных стандартах на свежие овощи основными качественными показателями являются их внешние признаки: форма, размеры, окраска, цельность, степень зрелости, отсутствие внешних дефектов. Эти показатели не отражают наличие или отсутствие у них важ-
нейших потребительских или питательных свойств. В этой связи необходимо более дифференцированное деление свежей овощной продукции на товарные сорта в зависимости от потребительских, вкусовых и технологических качеств, сохранности.
Ученые и практики отмечают необходимость применения статистического приемочного контроля овощей. В этом направлении предлагается четкая классификация всех возможных дефектов овощей на безупречные, малозначительные, значительные и критические. На наш же взгляд необходимо разделить их на пять категорий с подробной расшифровкой их свойств. Такая классификация поможет достоверно оценить качество всего выращенного урожая и отказаться от практики деления свежей овощной продукции лишь на стандартную и нестандартную.
Сегодня предприятию предъявляют различные требования по обеспечению качества производимой им продукции. Это соблюдение технологической дисциплины, условий договоров, обязательных требований, стандартов, санитарных норм и правил безопасности продукции.
Особенно важна пищевая безвредность овощей. Она должна соответствовать установленным требованиям к допустимому содержанию химических, радиоактивных, биологических веществ и их соединений, представляющих опасность для здоровья. Причем, ввоз и использование продукции, не имеющей информации о применении пестицидов при ее производстве, не допускается.
Сформулируем основные мероприятия, потенциально обеспечивающие качество продукции:
- подбор гибридов и новых сортов тепличных овощей с пониженной способностью к накоплению нитратов (гетерозисные гибриды); соблюдение оптимальных условий выращивания овощей; разработка доз минеральных удобрений на основе потенциальной урожайности и данных агрохимического анализа грунта;
- внесение пониженных доз азота при основной заправке грунта и преимущественно за счет органических удобрений;
- снижение уровня азота в грунте до умеренного при слабой освещенности.
Основные посредники
з:
Переработчики овощной продукции
Сбытовые фирмы
Торговые фирмы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РМ
Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию РМ
Агенство по регулированию
О в о щ епр о из вод ител и
Локальные производители овощей
Ф ирмы-импортеры овощной продукции
Сельскохозяйственные предприятия
Крестьянские и фермерские хозяйства
-
л.
Фирмы-импортеры овощей из других регионов РФ
Личные подсобные хозяйства населения
Фирмы-имп ортеры
об ощ ей из-за рубежа
Кредитао - финансовые организации
Маркетинг ово - ксшсал; пщг оЕые фирмы и др.
Рыно ч ная инфр а стр у кту р а
Оптовые рынки
Л-
Розничные рынки
Специализиров анные оптовые предприятия
и
Суперм аркеты и универсамы
Районные оптовые предприятия
Мелкорозничная сеть
Универсальные торговые базы
Розничная сеть
Рисунок 2 - Модель организационной структуры регионального продовольственного рынка г. Саранска Республики Мордовия
Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила. Нормы и правила, имеющие юридическую силу, воздействуют на предприятия, занимающиеся производством или реализацией продукции.
Роль государства теперь сведена к обеспечению качества продукции только в той его части, которая законодательно находится под его контролем, то есть безопасности продовольствия для жизни и здоровья людей.
За соответствием требований безопасности осуществляется производственный и государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль. На каждую партию продукции оформляется удостоверение качества и безопасности. В Россию допускается ввоз продукции без импортных разрешений в сопровождении сертификатов, выданных соответствующей службой страны- экспортера.
Качество сельскохозяйственной продукции, являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, обеспечивает его конкурентоспособность. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения более высокой конкурентоспособностью обладает та, которая позволяет получить наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя.
Таким образом, с учетом сложившихся тенденций развития производства и торговли на современном этапе необходимым является внедрение адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо:
1. Обеспечить для абсолютного большинства населения доступность потребительского рынка в цивилизованных формах его организации. В этой связи реализация
свежих овощей может осуществляться через: фирменные магазины предприятий производителей; универсамы; супермаркеты; торговые центры; розничные склады-магазины.
2. Создать систему, позволяющую обеспечить право покупателя на безопасность и качество товаров посредством контроля за поступлением на товарный рынок соответствующей стандартам и сертификатам овощной продукции.
3. Сформировать систему товародвижения, создающую благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующую оптимизации на рынке соотношения отечественной и импортной овощной продукции через организацию оптовых продовольственных рынков и другие пути.
Реализация производственно-хозяйственных связей между участниками рынка овощной продукции требует экономического механизма, приводящего в действие весь рыночный комплекс. При проведении в этом направлении исследованиями, применительно к рынку свежей овощной продукции, нами обоснована необходимость:
Создание условий, когда бы учитывались в первую очередь сопоставление результатов производства от существующей потребности рынка в овощной продукции.
2. Формирования структурно организованной системы распределения продовольствия в комплексе инфраструктуры товарного рынка.
3. Создания материальных предпосылок в виде товаропроводящих сетей, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями качества и количества продукции.
Развития рыночной инфраструктуры и прежде всего создание оптового продовольственного рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Боев, В.Р. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 38-45.
2. Ишмуратов, М.М. Продовольственный рынок: формирование, развитие и государственное регулирование / М.М. Ишмуратов, А.М. Ишмуратов, С.У Нуралиев - М.: ФГУ РЦСК, 2006. - С. 437.
3. Келейникова, С.В. Кластерный подход как инструмент совершенствования управле-
ния отраслью овощеводства // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2014. - №1.
4. Келейникова, С.В. Формирование и развитие рынка овощной продукции в продовольственном обеспечении населения (на материалах предприятий Республики Мордовия): автореф. дис. ... канд. экон. наук, специальность 08.00.05 Экономика и упр. нар. хоз-вом / Келейникова Светлана Викторовна; [Пенз. гос. ун-т]. - Пенза, 2007. - 26 с.
5. Кривоносова, А.А. Существующие рынки как объекты регулирования // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2011. - № 7. - С. 11-12.
6. Зинина, Л.И. Развитие аграрной сферы в структуре региональной экономики // Вестн. НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия. - 2013. - № 3 (27). - С. 41 - 50.