ступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам.
Предоставление мер социальной защиты, создание условий для адаптации пожилых людей и инвалидов в современном обществе определены также в долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы.
Отметим также, что в республике стартует проект молодежной общественной организации «Молодежный центр изучения финансовых операций» - «Фондовый университет для людей с ограниченными возможностями», целью которого является реализация права на образование молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью данного проекта предполагается разре-
шение такого актуального вопроса, как трудоустройство инвалидов.
Таким образом, реализация целого комплекса программ и мероприятий в республике направлена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод и в поощрение уважения их достоинства.
Список литературы:
1. Доклад Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о состоянии дел по созданию в Республике Башкортостан доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.
2. Сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан http: www.mintrudrb.ru.
3. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Республики Башкортостан http: www. minzdravsoc.ru.
Ибрагимова Н.У.
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Управление и экономика предпринимательства»
Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 334.723-043.86:332.133.6
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В настоящей публикации рассматриваются проблемы и перспективы для реализации проектов государственно-частного партнерства в России и регионах. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия предпринимательских структур и власти позволяет совместными усилиями решать самые масштабные задачи и реализовывать крупные проекты, способствующие социально-экономическому развитию регионов.
Ключевые слова: взаимодействие частного и государственного секторов, проекты государственночастного партнерства, промышленные кластеры, инвестиционные проекты.
CLUSTER THE APPROACH AS THE EFFECTIVE MECHANISM OF DEVELOPMENT STATE-PRIVATE PARTNERSHIP
In the present publication problems and prospects for implementation of projects of gosukdarstkveno-private partnership in Russia and regions are considered. The state-private partnership as a form of interaction of enterprise structures and the authorities allows joint efforts to solve the major problems and to realize the large projects promoting social and economic development of regions.
Key words: interaction of private and state sectors, projects of gosukdarstkveno-private partnership, industrial clusters, investment projects.
Сотрудничество между государством, представителями бизнеса, наукой и образованием, обусловленное ходом эволюции организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности и общими закономерностями развития общества на современном этапе, вносит определенные коррективы в сложившееся представление о взаимодействии экономических субъектов.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривается создание сети территориальнопроизводственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке, в том числе с использованием инструментов программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера.
В настоящий момент в экономике слабо разработаны проблемы взаимодействия органов власти и предприятий в условиях экономического кризиса и выхода из него, что снижает эффективность развития и функционирования промышленных комплексов и их инфраструктуры. Это усугубляет кризисные явления и требует существенных изменений в экономической и промышленной политике на основе возрастания роли государственного регулирования. В качестве одного из инструментов разработки стратегии управления можно принять кластерный подход. Создание и раз-
витие промышленных кластеров целесообразно вести с участием органов власти, определяющих правовое регулирование функционирования бизнес-среды и ее инвестиционный климат. В настоящее время кластерная форма выступает в качестве важнейшего объекта промышленной политики, проводимой как на национальном, так и на региональном уровнях. В этой связи управление промышленными комплексами является приоритетной задачей в части их формирования с учетом инфраструктуры кластера, развитие промышленных комплексов зависит, в первую очередь, от ресурсообеспечения, коммуникаций и инвестиций кластера. В этой связи необходимо формирование качественно новых кластеров: промышленно-ресурсных и транспортно-коммуникационных.
В качестве факторов, мотивирующих организации к интеграции в кластеры, можно отметить следующие:
• суммарное снижение затрат на внедрение новых технологий в производство за счет эффекта масштаба;
• повышение доступности информации о потребностях рынка;
• относительно высокая эффективность коллективных инноваций в сфере высоких технологий и наукоемких отраслях;
• проведение органами государственной власти политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства;
• возможность активного продвижения результатов хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса;
• возрастающая вероятность привлечения инвестиций и получения грантов предприятиями -участниками кластеров;
• относительно более эффективная и простая система налаживания контактов с зарубежными партнерами и выхода на новые рынки;
• устойчивость и относительно более низкая стоимость контактов с финансовыми и кредитными учреждениями, что достигается благодаря положительному имиджу кластеров как устойчивых и стабильных крупных участников рынка.
Конструктивное развитие кластеров из потенциальных в реальные невозможно без активного вмешательства в данный процесс органов государственной власти уровня, соответствующего географической локализации кластера. Эффективное развитие кластеров в зависимости от степени готовности к этому предпринимательского сообщества, инфраструктуры и государственных органов власти может осуществляться как за счет приложения незначительных усилий, так и путем реализации масштабных проектов. Именно в этом случае активнее всего запускаются механизмы государственночастного партнерства.
Преимущества государственно-частного партнерства как способа реализации крупных инвестиционных проектов, по сравнению с иными способами, характерны практически для всех отраслей экономики. То есть алгоритм образования кластеров в любой из сфер экономики примерно одинаков. Он отличается в силу воздействия факторов отраслевого характера.
Управление процессами взаимодействия кластеров создает условия для повышения эффективности функционирования промышленных комплексов. При этом необходимо обосновать местоположение и основные характеристики мультимодальных логистических центров как важнейших элементов логистической инфраструктуры территории. Планирование подходов и методик по выбору территории под строительство логистических центров должно учитывать существующие и новые предприятия, функционирующие на территории региона, а также развитие энергетической и транспортной инфраструктур. Эффективность воспроизводственной деятельности в условиях кризисного развития определяется структурной перестройкой управления. При этом важнейшим элементом перестройки является возрастающая роль государственного регулирования при снижении зависимости экономики по сырьевому фактору. Качественное перевооружение и развитие потенциала промышленных комплексов требует соответствующего уровня развития инфраструктуры кластеров. Существует острая необходимость преодоления инфраструктурных проблем с дорогами, логистикой и энергоснабжением, что определяет высокую значимость промышленной политики в области развития инфраструктуры и образования кластеров. Структурная перестройка промышленных комплексов на основе кластерного подхода может включать разработку и реализацию проектов развития транспортнологистической и энергетической инфраструктуры как необходимых условий модернизации промышленного потенциала. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит государственному инвестору как на федеральном, так и на региональном уровнях. Инвестиции государства в инфраструктуру позволят стимулировать спрос на продукцию большого числа предприятий, создать дополнительные рабочие места и заложить основу для экономического роста после кризиса. Приоритетные инвестпроекты и проекты государственно-частного партнерства являются средствами привлечения инвестиций в создание и развитие кластеров. Обеспечение сбыта производимой ими продукции наряду с действующими конкурентными механизмами функционирования рынков может осуществляться посредством государственного и муниципального заказов. Развитие инфраструктуры целесообразно реализовывать на основе государственно-частного партнерства и вы-
бора приоритетного инвестиционного проекта при возможной рекапитализации предприятий.
Кластеры вбирают в себя многие черты предшествующих организационных форм управления предприятиями, существуя с ними параллельно и стимулируя их развитие. Кластерный подход развития промышленных комплексов реализуется на основе принципов системности; интеграции; гармонизации; определения инвестиционного лидера; группировки и консолидации капитала; сочетания контрактации и конкуренции.
Кластерный подход как инструмент формирования эффективной структуры промышленных комплексов существенно трансформирует характер взаимодействия между участниками процессов экономического развития: органами власти, предприятиями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми, транспортными, логистическими, торговыми и другими организациями. При этом требуется разработка и реализация масштабных производственных программ, кредитное обеспечение которых в условиях кризиса становится проблемным. Поэтому особую значимость приобретают приоритетные формы соинвестирования проектов формирования кластеров (из средств федерального, областного и муниципального бюджетов, а также Инвестиционного фонда), целевое кредитование под государственные гарантии. Возможно выделение целевых кредитов под государственные гарантии. Вместе с этим задолженности по налогам могут быть реструктуризированы под 5-7 %, что существенно снизит общий процент кредитования.
В современных условиях формирование кластеров сопряжено с рядом проблем. В области кредитно-финансовой политики они связаны с высоким процентом ставки рефинансирования ЦБ РФ и жесткими условиями залоговой базы по предоставлению кредитов коммерческими банками, которые препятствуют выходу промышленных предприятий из кризиса и их направленности на инновационные ориентиры развития.
Отдельно стоит отметить, что запаздывание реализации разработанных антикризисных мер в отношении поддержки и развития реального сектора экономики часто провоцирует процессы преднамеренного, фиктивного запуска процедуры банкротства предприятий, направленных на перераспределение собственности не столько в интересах развития промышленного потенциала страны, сколько в интересах отдельных частных лиц и финансово-промышленных кругов.
В условиях кризиса создание кластеров является сложно реализуемым процессом и без активной помощи органов власти, способной обеспечить необходимые институциональные условия, финансовую и
организационно-управленческую поддержку и выступающей в качестве основного генерирующего начала формирования устойчивых взаимовыгодных экономических связей и структур между участниками кластерного образования, невозможно. В условиях экономического кризиса наиболее остро стоит задача создания системы необратимости позитивных преобразований, накопленных в предыдущий период активной экономической политики, и обеспечения устойчивости производственного потенциала промышленных комплексов к неблагоприятным факторам рыночной среды с выходом на стратегический уровень производства конкурентоспособной продукции на основе формирования эффективных структур кластерных образований.
Формирование кластеров исключительно на базе отраслевых подходов недостаточно. Необходимо выявление общих решений, которые определяют устойчивое действие тенденций, обуславливающих развитие как отраслей, так и территорий. Такими факторами, обеспечивающими устойчивое развитие, являются ресурсообеспечение, коммуникации и инвестиции. Отсюда целесообразно вести проектирование формирования промышленно-ресурсных и транспортно-коммуникационных кластеров.
Промышленно-ресурсный кластер - сконцентрированная, обладающая необходимой инфраструктурой и ресурсной базой группа взаимосвязанных компаний: производителей, поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Транспортно-коммуникационный кластер включает инженерные системы, трубопроводный транспорт, дорожное сообщение, телекоммуникационную инфраструктуру. Анализ состояния и проблем развития транспорта показывает, что важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортнологистической системы страны. Одной из наиболее значимых является проблема несбалансированности развития единой транспортной системы России. В процессе развития транспортно-логистической инфраструктуры наряду с решением проблемы модернизации автотранспортных сетей целесообразно обязательным условием привлечения инвестиций в модернизацию промышленности на основе кластерного подхода является наличие эффективного механизма прохождения и поддержки инвестиционных проектов с применением проектов ГЧП.
Взаимодействие промышленно-ресурсного и транспортно-коммуникационного кластеров с инфраструктурой, в том числе с трансконтинентальными,
федеральными и важнейшими региональными трассами, является одним из наиболее перспективных направлений государственно-частного партнерства.
Финансирование создания кластера можно вести на базе бюджетных ресурсов и инвестиций его участников. Финансирование инфраструктуры и отдельных проектов может осуществляться как на основе смешанного финансирования - инвестиции предприятий и бюджетное финансирование, так и с минимальным участием бюджетных ресурсов.
Создание кластера предполагает реализацию процессов интеграции и кооперации экономических ресурсов его участников. Характерной особенностью кластера является достаточно широкий спектр деятельности входящих в него хозяйствующих структур, что создает трудности при учете и оценке результатов функционирования как кластера в целом, так и его участников в отдельности.
Исходя из сложившихся особенностей и условий развития Республики Башкортостан (уникального географического положения, сформировавшегося транспортного узла на основе двух трансконтинентальных коридоров, развитой образовательной, инновационной, финансовой, телекоммуникационной инфраструктур) и высокой концентрации предприятий химического, военно-промышленного и машиностроительного комплексов выдвигаются в качестве приоритетных направлений процессы формирования промышленноресурсных и транспортно-коммуникационных кластеров, имеющих общероссийское значение для социально-экономического развития страны.
Распространение государственно-частного партнерства как современной формы взаимодействия власти и бизнеса в России сдерживается тем, что не разработана полная законодательная база, не сформированы органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы государственночастного партнерства, финансово-экономические институты, обеспечивающие инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимые организации, осуществляющие экспертизу проектов и консалтинг, управляющие компании, ассоциации, объединения, фонды и т. п. Использовать в полной мере потенциал государственно-частного партнерства не позволяет и отсутствие специальных налоговых льгот для организаций, вовлеченных в реализацию партнерских проектов, а также отсутствие атмосферы доверия к партнеру. При взаимном желании сотрудничать стороны не всегда доверяют друг другу и плохо представляют себе порядок действий.
Особую роль в формировании кластеров играет установление эффективных партнерских отношений региональной администрации и бизнеса. Именно на региональном и местном уровнях в настоящее время формируется социально-экономический и институ-
циональный фундамент рыночной экономики, опре- Подводя итог сказанному, можно заключить, что деляются базовые параметры нового социального процесс формирования кластеров в Российской Фе-контракта. Одновременно идет отбор институтов дерации сдерживается отсутствием четких и понят-взаимодействия органов власти, бизнеса и населе- ных механизмов взаимодействия бизнеса и власти, ния, по которому можно определить важнейшие па- при запуске которых реализовывались бы именно раметры формирующегося социального контракта. партнерские отношения.
Валиев Ш.З. Габидуллина Э.В.
доктор экономических наук, профессор, кандидат экономических наук, доцент кафедры
проректор по образовательной политике, «Региональная экономика и управление»
заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии
Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 336.1
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОСВЯЗИ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИКИ
В статье описаны общие положения государственно-частного партнерства, признаки и достоинства такого сотрудничества. Также рассмотрены особенности организации данной деятельности в сфере образования и механизмы реализации подобных отношений между учреждениями образования и коммерческим сектором.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, система образования, эндаумент-фонд, концессия, аренда, лизинг.
STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS ONE OF MECHANISMS OF INTERRELATION OF A SCIENCE, FORMATION AND ECONOMY
In article general provisions of state-private partnership, signs and advantages of such cooperation are described. Features of the organization of this activity in education and mechanisms of realization of the similar relations between establishments of education and commercial sector are also considered.
Key words: state-private partnership, education system, endaument-fund, concession, rent, leasing.
В условиях становления современного общества, основанного на знаниях, и развития инновационной экономики значительно возрастает значение сферы образования и науки в социально-экономическом развитии страны.
Анализ реформ в сфере образования показал, что структурные, институциональные и содержа-
тельные изменения образовательной системы РФ реализовывались поспешно, несистемно и без взаимодействия с другими направлениями развития общества. Именно это и явилось основной причиной низкой эффективности этих реформ.
Из этого следует один-единственный вывод, что проводить реформы в области образования следует