УДК 353.2 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-25-31
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КАЦУК ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ВАСИЛЬЕВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В современной России с каждым годом все более актуализируется проблема развития инновационной деятельности в регионах и улучшения их инвестиционного климата. Для решения этой задачи в Тамбовской области был создан центр кластерного развития. Основной целью его создания является формирование условий для эффективного взаимодействия участников региональных кластеров, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и неправительственных организаций, государственных органов, местных властей и инвесторов в интересах развития региональных кластеров, обеспечивающих реализацию совместных проектов. На сегодняшний день требуется системная работа по развитию и усилению роли животноводческого и растениеводческого кластеров в структуре экономики региона. Кроме того, требуется усиление интеграции предприятий сферы АПК (аграрно-промышленный комплекс) с научными организациями региона. Все это адресовано активизации инновационной деятельности в Тамбовской области и соответствующему увеличению привлекательности инвестиционного климата, что в свою очередь повышает экономический потенциал региона. Высокая значимость сектора АПК (аграрно-промышленный комплекс) в экономике региона, а также локализация и специализация отрасли производства пищевых продуктов определяет приоритетность кластеров по производству и переработке продукции агропромышленного комплекса. Кластерное развитие экономики - это современный инструмент увеличения конверсии крупного, среднего и малого бизнеса. Структурирование связей между участниками кластеров дает существенные преимущества в конкурентной борьбе, что Центр кластерного развития Тамбовской области использует с максимальной эффективностью. Таким образом, кластеризация экономики Тамбовской области - один из наиболее эффективных механизмов повышения инновационного развития региона, обеспечивающих его устойчивое экономическое развитие, требует серьезного и пристального внимания со стороны органов, осуществляющих государственное регулирование инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновации, кластер, инновационный потенциал региона, государственное регулирование инновационной деятельности
Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности вызывает пристальный интерес исследователей-теоретиков и практиков. Тематика исследований в этой области, как свидетельствует обзор публикаций последних лет, характеризуется широким спектром.
Фундаментальная теоретическая составляющая, несмотря на высокую степень разработанности, не исчерпала своей актуальности и рассматривается, в частности, Ю. А. Кармышевым и Н. В. Ивановой через призму категорий «регион» и «инновационная среда региона» в свете современных подходов к пониманию сущности и содержания данных понятий [1].
Аналогично и правовые аспекты инновационной деятельности, постоянно разрабатываемые и совершенствуемые на протяжении последних десятилетий, не выходят из круга внимания исследователей, реализуясь, например, в публикации Л. Н. Орловой [2], посвященной инновационной деятельности, ее экономико-правовой сущности, проблемам развития и регулирования.
Регулирование инновационной деятельности получает свое воплощение в рамках конкретных экономических систем, в связи с чем региональная экономика составляет особый объект регулирования и в качестве предмета исследовательского внимания фигурирует в публикациях Т. А. Бондарской с позиций современных условий
управления экономикой региона [3], О. В. Бон-дарской - в рамках приоритетных направлений в управлении социально-экономическим развитием территории [4].
Применительно к специфическим региональным условиям эта проблема получила разработку в работе Т. Г. Осадчей, Л. Л. Мешковой, А. Е. Кулаковой [5], обращающихся к вопросу развития дотационных регионов в современной России.
Инновационная подсистема региональной экономики получает свое рассмотрение через призму проблем и перспектив ее развития [6]. И в этом ракурсе исследование региональной экономики с позиций ее инновационных подсистем выявляет проблемы территориальной диспропорции в размещении научных организаций, занимающихся исследованиями и разработками, сокращение их численности в большинстве российских регионов, повышение числа государственных организаций в данной сфере, невысокую патентную активность предприятий и организаций и низкую долю тех, кто внедряет технологические инновации.
В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается достаточно широко апробированный в современной экономике кластерный подход, который получает свое рассмотрение с общих теоретических позиций в статьях А. Г. Германовича «Развитие кластерной региональной экономики в РФ» [7], Л. Ю. Селезневой и И. В. Измалковой «Кластерный подход в управлении региональной экономикой» [8] и др. Перспективное социально-экономическое развитие субъектов федерации в видении российских ученых связано как с территориальными кластерами как основой развития инновационной инфраструктуры региона (А. Е. Шамин, В. А. Чернов) [9], так и со стратегическими кластерами, определяющими поступательное движение экономики региона (Д. И. Миненков) [10].
Необходимость и возможность регулирования инновационной деятельности на уровне региона получила свое отражение в кластерных моделях развития региональных систем, предложенных Е. А. Юриной и Е. В. Ивановой [11].
Степень конкретизации исследуемой проблемы, как уже отмечалось, весьма разнообразна: от общих, фундаментальных положений до практи-ко-ориентированных проектов, содержащих в себе методики формирования эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно-инвестиционного потенциала, в работе С. С. Морковиной и Ю. С. Поло-женцевой [12].
Обращение к кластерному подходу требует выбора рабочего определения, в связи с чем кла-
стер мы понимаем как группу взаимосвязанных организаций (предприятий, корпораций, университетов, научно-исследовательских учреждений и др.) взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества, как отдельных компаний, так и кластера в целом.
Кластеризацию мы рассматриваем как один из наиболее эффективных механизмов активизации инновационного развития региона, в том числе Тамбовской области, обеспечивающего устойчивое социально-экономическое развитие территории. Данная проблема не может оставаться за пределами внимания регионального управления в силу своей высокой значимости для будущего региона. Соответственно, Центр кластерного развития (ЦКР) Тамбовской области как орган регионального управления является одним из ключевых элементов региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающих инновационное развитие региона.
Основной целью ЦКР является создание условий для эффективного взаимодействия участников региональных кластеров, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и неправительственных организаций, государственных органов, местных властей и инвесторов в интересах развития региональных кластеров, обеспечивая реализацию совместных кластерных проектов.
В плане регулирования кластерного развития в Тамбовской области требуется системная работа по развитию и усилению роли животноводческого и растениеводческого кластеров в структуре экономики региона. Кроме того, требуется усиление интеграции предприятий сферы АПК с научными организациями региона. С целью развития данных интегрированных структур (кластеров) и возникла необходимость создания специализированной структуры - Центра кластерного развития Тамбовской области [13].
В соответствии с государственной программой Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2020 гг., утвержденной постановлением администрации Тамбовской области № 1057 от 24 сентября 2013 г. (в ред. От 25.09.2014 № 1147) на создание и обеспечение деятельности Центр кластерного развития Тамбовской области на 2014 г. предусмотрены средства в размере 15 000 000 руб. (в том числе средства областного бюджета в размере 3 000 000 руб., средства федерального бюджета в размере 12 000 000 руб.).
Целью функционирования Центра кластерного развития является создание условий для эффективного взаимодействия участников регио-
нальных кластеров, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и неправительственных организаций, государственных органов, местных властей и инвесторов в интересах развития региональных кластеров, обеспечивая реализацию совместных кластерных проектов.
Перечень
Пользователями услуг Центра являются субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров. Кроме того, некоторые виды работ могут быть использованы с целью стратегического инновационного планирования на уровне Тамбовской области. В таблице 1 представлен перечень услуг Центра кластерного развития.
Таблица 1
1уг ЦКР
Наименование услуги Субъекты Количество проектов
Разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество проектов - не менее 6 проектов для участников кластера животноводства; не менее 6 проектов для участников кластера растениеводства
Разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество проектов - не менее 6 проектов для участников кластера животноводства; не менее 6 проектов для участников кластера растениеводства
Предоставление консультационных услуг в интересах участников территориальных кластеров Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество МСП, получивших консультационную поддержку - не менее 150 ед.
Оказание содействия участникам кластеров при получении государственной поддержки Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество участников, которым оказано содействие в получении государственной поддержки - 5 ед.
Организация тренингов, круглых столов, семинаров в сфере интересов участников кластера Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество организованных тренингов, круглых столов, семинаров - не менее 10 ед. Количество участников конференций, семинаров - не менее 30 ед.
Проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности кластера и перспектив его развития, продвижению бренда кластера Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество проведенных информационных кампаний - не менее 5-ти информационных кампаний
Предоставление маркетинговых услуг участникам кластера Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Количество оказанных услуг - не менее 29 ед.
Содействие выводу на рынок новых продуктов (услуг) участников кластеров, разработка единых стандартов качества Субъекты малого и среднего предпринимательства, участники кластеров Разработка не менее 6-ти единых стандартов для животноводческого и растениеводческого кластеров
Центр кластерного развития предоставляет услуги малым и средним предприятиям - участникам региональных кластеров при следующих условиях:
при первичном обращении услуга оказывается субъекту малого и среднего предпринимательства - участнику территориального кластера на безвозмездной основе;
- при повторном и последующем обращении субъекта малого и среднего предпринимательства - участника территориального кластера услуга оказывается на условиях софинансирова-ния расходов в размере не менее 5 % от стоимости услуги [13].
Учитывая значимость сектора АПК в экономике региона, а также в силу высокой локализации и специализации отрасли производства пищевых продуктов, наиболее приоритетными к
созданию являются кластеры по производству и переработке продукции агропромышленного комплекса. Деление сектора АПК на растениеводство и животноводство позволяет выделить два перспективных кластера, в которых возможен инновационный эффект:
1. Кластер производства и переработки продукции животноводства «Животноводческий кластер».
2. Кластер производства и переработки продукции растениеводства «Растениеводческий кластер».
Соответственно, регулирование инновационной деятельности должно учитывать различия в целях этих кластеров.
Цель функционирования «Животноводческого» кластера - формирование благоприятных условий для развития предпринимательской и ин-
новационной деятельности производителей и переработчиков продукции животноводства и повышения уровня экономической эффективности их функционирования.
Социально-экономические эффекты функционирования «Животноводческого» кластера:
- увеличение объемов производства и сбыта продукции предприятий производства и переработки животноводческой продукции;
- рост доходов регионального бюджета;
- повышение уровня занятости сельского населения, за счет создания новых рабочих мест;
- повышение показателей рентабельности предприятий;
повышение инвестиционной привлекательности региона, и как следствие увеличение объема инвестиций в экономику региона;
повышение и развитие в регионе инновационной активности.
Цель функционирования «Растениеводческого» кластера - формирование благоприятных условий для развития предпринимательской и инновационной деятельности производителей и переработчиков продукции растениеводства и повышения уровня экономической эффективности их функционирования.
Социально-экономические эффекты функционирования «Растениеводческого» кластера:
- развитие потенциала предприятий, участников кластера;
- рост объемов производства предприятий, входящих в кластер;
- повышение уровня занятости сельского населения в районах;
- улучшение инфраструктурного обеспечения населенных пунктов в сельской местности;
- повышение инвестиционной привлекательности участников кластера;
- рост доходов регионального бюджета;
- развитие инновационной деятельности [13].
Основные перспективные инновационные
проекты в Животноводческом кластере:
1. Инвестиционный проект ООО «Агроком-Т» «Строительство племенной молочной козьей фермы с конечной переработкой молока «ПОЗЬ-МО» (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
2. Инвестиционный проект ООО «Уваров-ский мясоперерабатывающий комбинат» Строительство комплекса по переработке мяса свинины и крупнорогатого скота (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
3. Инвестиционный проект «Развитие молочного производства в ООО «ИОНТЕЛЬ» Тамбов-
ской области» (в проекте предполагается участие не менее 4-х предприятий).
4. Инвестиционный проект «Тамбовская индейка» (в проекте предполагается участие не менее 4-х предприятий).
5. Инвестиционный проект ООО «Капиталъ-Агро «Сосновский». «Строительство животноводческой фермы на 2 400 голов дойного стада КРС» (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
Основные перспективные инновационные проекты в Растениеводческом кластере:
1. Инвестиционный проект ООО «Агрокомби-нат «Тамбовкрахмал» «Строительство завода по производству муки» (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
2. Инвестиционный проект ООО «Кристалл» «Реконструкция сахарного завода в г. Кирсанове Тамбовской области» (в проекте предполагается участие не менее 4-х предприятий).
3. Инвестиционный проект «Строительство теплиц по выращиванию овощей» (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
4. Инвестиционный проект «Строительства завода по производства растительного масла» (в проекте предполагается участие не менее 4-х предприятий).
5. Инвестиционный проект «Строительство завода по производству кормов из свекловичного жома» (в проекте предполагается участие не менее 3-х предприятий).
Как следует из приведенных перечней, перспективы создания кластеров в сфере животноводства и растениеводства в Тамбовской области, намеченные администрацией области, реальные и масштабные.
Помимо того проводился анализ перспектив создания кластеров в Тамбовской области для отраслей промышленности, имеющих высокие показатели коэффициента локализации производства и индекса специализации региона.
Полученный результат свидетельствует о том, что возможности кластеризации в рамках машиностроительной отрасли и производства оборудования на сегодняшний день ограничены технологическими и институциональными факторами. Укрепление внутренних связей возможно вне непосредственного производства, но в рамках использования делового потенциала, на основе совокупной комбинации которых возможно развитие новых проектов.
Помимо рассмотренных могут быть выделены следующие потенциальные кластеры, складывающиеся или действующие, развитию которых региональному управлению в ближайшие годы необходимо уделить особое внимание:
- кластер легкой (текстильной и кожевенной) промышленности;
- химический кластер;
- туристический кластер.
Эти подотрасли станут конкурентоспособными при эффективном и действенном регулировании и могут выступать в качестве приоритетных подотраслей рыночной специализации и создания кластеров на Тамбовщине в последующие годы.
Регулирование со стороны администрации Тамбовской области в данных отраслях, должно быть сосредоточено, прежде всего, на:
- модернизации (реконструировании) имеющихся и строящихся новые производственных мощностей;
выявлении предприятий из указанных отраслей, которые будут якорными резидентами промышленных (индустриальных), технологических парков, кластеров и зон территориального развития;
потребности в квалифицированных и профессиональных кадрах;
усилиях по продвижению производимой продукции [13].
Существенный момент в государственном регулировании инновационной деятельности составляет поддержка малого и среднего предпринимательства.
Субъект малого и среднего предпринимательства получает государственную поддержку при соблюдении следующих условий:
1. Обращается в Центр кластерного развития с целью получения государственной поддержки, с указанием вида поддержки URL: http:// ckrtam-bov.ru/ podat-zayavku-na-uslugu/.
2. Становится участником территориальных кластеров («Кластера производителей и переработчиков продукции животноводства» или/и «Кластера производителей и переработчиков продукции растениеводства»). Субъект малого и среднего предпринимательства заключает соглашение с Центром кластерного развития о вступлении в кластер.
Таким образом, кластеризация Тамбовской области - один из наиболее эффективных механизмов повышения инновационного развития региона, что ставит ее в центр внимания регионального регулирования в целях обеспечения устойчивого экономического развития. Для чего необходимо функционирование ЦКР, основной целью которого является создание условий для эффективного взаимодействия участников региональных кластеров, образовательных и научных учреждений, некоммерческих и неправительственных организаций, государственных органов, местных
властей и инвесторов в интересах развития региональных кластеров, обеспечивая реализация совместных кластерных проектов.
Литература
1. Кармышев Ю. А., Иванова Н. В. Категория «регион» и «инновационная среда региона»: научные подходы к пониманию сущности и содержания // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. №7. С. 41-47.
2. Орлова Л. Н. Инновационная деятельность: экономико-правовая сущность, проблемы развития и регулирования // Инновации и инвестиции. 2016. № 2. С. 7-16.
3. Бондарская Т. А. Современные условия для управления экономикой региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 10. С. 12-16.
4. Бондарская О. В. Приоритетные направления в управлении социально-экономическим развитием территории // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 10. С. 7-11.
5. Осадчая Т. Г., Мешкова Л. Л., Кулакова А. Е. К вопросу о проблемах развития дотационных регионов в современной России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 9. С. 107-112.
6. Кацук О. А., Юрина Е. А. Инновационная подсистема региональной экономики: проблемы и перспективы развития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 10. С. 44-50.
7. Германович А. Г. Развитие кластерной региональной экономики в Российской Федерации // Инновации и инвестиции. 2015. № 7. С.26-29.
8. Селезнева Л. Ю., Измалкова И. В. Кластерный подход в управлении региональной экономикой // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015, № 12. С. 71-76.
9. Шамин А. Е., Чернов В. А. Территориальные кластеры как основа развития инновационной инфраструктуры региона // Инновации и инвестиции. 2015. № 8. С. 2-5.
10. Миненков Д. И. Стратегические кластеры в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 11. С. 81-86.
11. Юрина Е. А., Иванова Е. В. Кластерные модели развития региональных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 10. С. 189-194.
12. Положенцева Ю. С., Морковина С. С. Формирование эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно -инвестиционного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 9. С. 133-139.
13. URL: http://ckrtambov.ru/
References
1. Karmyshev Yu. А., Ivanova N. V. Kategoriya «region» i «innovatsionnaya sreda regiona»: nauchnye podkhody k ponimaniyu sushchnosti i soderzhaniya [Cate-
gory «region» and «innovative environment of the region»: scientific approaches to understanding of essence and contents] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. №7. S. 41-47.
2. Orlova L. N. Innovatsionnaya deyatel'nost': eko-nomiko-pravovaya sushchnost', problemy razvitiya i regu-lirovaniya [Innovative activity: economical and legal essence, problems of development and regulation] // Innovat-sii i investitsii. 2016. № 2. S. 7-16.
3. Bondarskaya T. A. Sovremennye usloviya dlya upravleniya ekonomikoj regiona [Modern conditions for management of region economy] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 10. S. 12-16.
4. Bondarskaya O. V. Prioritetnye napravleniya v upravlenii sotsial'no-ekonomicheskim razvitiyem territorii [The priority directions in management of social and economic development of the territory] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 10. S. 7-11.
5. Osadchaya T. G., Meshkova L. L., Kulakova A. E. K voprosu o problemakh razvitiya dotatsionnykh regio-nov v sovremennoj Rossii [To the issue about problems of development of subsidized regions in modern Russia] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 9. S. 107-112.
6. Katsuk O. A., Yurina E. A. Innovatsionnaya pod-sistema regional'noj ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya [Innovative subsystem of regional economy: problems and prospects of development] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 10. S. 44-50.
7. Germanovich A. G. Razvitiye klasternoj regional'noj ekonomiki v Rossijskoj Federatsii [Development of cluster regional economy in the Russian Federation] // In-novatsii i investitsii. 2015. № 7. S.26-29.
8. Selezneva L. Yu., Izmalkova I. V. Klasternyj podkhod v upravlenii regional'noj ekonomikoj [Cluster approach in management of regional economy] // Sot-sial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015, № 12. S. 71-76.
9. Shamin A. E., Chernov V. A. Territorial'nye klas-tery kak osnova razvitiya innovatsionnoj infrastruktury regiona [Territorial clusters as basis of development of innovative infrastructure of the region] // Innovatsii i investitsii. 2015. № 8. S. 2-5.
10. Minenkov D. I. Strategicheskiye klastery v razvi-tii ekonomiki regiona [Strategic clusters in development of economy of the region] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 11. S. 81-86.
11. Yurina E. A., Ivanova E. V. Klasternye modeli razvitiya regional'nykh system [Cluster models of development of regional systems] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 10. S. 189-194.
12. Polozhentseva Yu. S., Morkovina S. S. Formiro-vaniye effektivnykh instrumentov finansirovaniya klasternoj politiki na osnove innovatsionno-investitsionnogo po-tentsiala [Formation of effective instruments of financing of cluster policy on the basis of innovative investment potential] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 9. S. 133-139.
13. URL: http://ckrtambov.ru/
* * *
CLUSTER APPROACH TO IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE TAMBOV REGION
KATSUK OLGA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: : [email protected]
VASILYEV DMITRY VALERYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In modern Russia the problem of development of innovative activity in regions and improvements of their investment climate is more actual every year. There is the center of cluster development in the Tambov region for the solution of this task. The main objective of its creation is formation of conditions for effective interaction of participants of regional clusters, educational and scientific institutions, non-profit and nongovernmental organizations, government bodies, local authorities and investors for the benefit of development of the regional clusters providing implementation of joint projects. Today system work on development and strengthening of a role of livestock and crop clusters in structure of economy of the region is necessary. Besides, strengthening of integration of the enterprises of the sphere AIC (agrarian and industrial complex) with the scientific organizations of the region is necessary too. All this is addressed to activation of innovative activity in the Tambov region and to the corresponding increase in appeal of investment climate that in turn increases the economic potential of the region. The high importance of sector AIC (agrarian and industrial complex) in region economy, and also localization and specialization of branch of production of foodstuff determines priority of clusters by production and processing of
production of agro-industrial complex. Cluster development of economy is a modern instrument of increase in conversion of large, medium and small business. Structuring communications between participants of clusters gives essential advantages in competitive fight that the Center of cluster development of the Tambov region uses with maximum efficiency. Thus, the clustering of economy of the Tambov region is one of the most effective mechanisms of increase of innovative development of the region providing its sustainable economic development requires close and close attention from the bodies which are carrying out state regulation of innovative activity.
Key words: innovations, cluster, innovative capacity of the region, state regulation of innovative activity