Научная статья на тему 'Кластерный подход к региональному управлению Мурманской области'

Кластерный подход к региональному управлению Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / CLUSTER / STABLE DEVELOPMENT / COMPETITION / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунева Елена Андреевна

В статье рассматривается кластерный подход к управлению Мурманской области. Выделяются формирующиеся типы перспективных кластеров в регионе. Анализируются сильные и слабые стороны экономико-социального развития Мурманской области, выявляются экономические угрозы и возможные пути их преодоления. Даются рекомендации по направлениям государственной политики, направленной на стимулирование создания перспективных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper takes under consideration the cluster approach to the management in the Murmansk region. The author considers the most progressive types of clusters in the region. Also the author analyses some strengths and weaknesses of the economic and social development of the Murmansk region, identifies economic threats and ways to overcome them. The recommendations on public policies aimed at stimulating the creation of progressive clusters have been given.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход к региональному управлению Мурманской области»

Лунева Е.А. Кластерный подход к региональному управлению...

УДК 332.1(075)

Кластерный подход к региональному управлению Мурманской области

Е.А. Лунева

Экономический факультет МГТУ, кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами

Аннотация. В статье рассматривается кластерный подход к управлению Мурманской области. Выделяются формирующиеся типы перспективных кластеров в регионе. Анализируются сильные и слабые стороны экономико -социального развития Мурманской области, выявляются экономические угрозы и возможные пути их преодоления. Даются рекомендации по направлениям государственной политики, направленной на стимулирование создания перспективных кластеров.

Abstract. The paper takes under consideration the cluster approach to the management in the Murmansk region. The author considers the most progressive types of clusters in the region. Also the author analyses some strengths and weaknesses of the economic and social development of the Murmansk region, identifies economic threats and ways to overcome them. The recommendations on public policies aimed at stimulating the creation of progressive clusters have been given.

Ключевые слова: кластер, устойчивое развитие, конкуренция, социально-экономическое развитие региона Key words: cluster, stable development, competition, social and economic development

1. Введение

Становится общепризнанным фактом, что в условиях глобализации для любого региона важным условием устойчивости и экономической независимости является его внутренняя организация, включая способность быстро и четко реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять быструю адаптацию. Таким образом, требования к высокой организации локальных систем, как более мобильных в сравнении с глобальной системой, значительно возрастают. Этот процесс ставит остро вопрос разработки и реализации региональной инновационной политики, а также вопрос формирования инновационного микроклимата региона.

В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды региона. Одним из наиболее перспективных способов является кластерный подход в реализации инновационной политики. Кластерный подход на региональном уровне дает ряд преимуществ. Во-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции - так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу. Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур - малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона. В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям (Lisina, 2008).

Процесс становления кластерного подхода для исследования российской экономики и управления ее развитием начался сравнительно недавно. Следует отметить, что мало кто из отечественных исследователей рассматривает сам процесс формирования кластера. В большинстве работ анализируются уже сложившиеся межотраслевые комплексы. Экономический эффект кластеров состоит в повышении производительности труда, в стимулировании новых компаний, в развитии инновационного потенциала.

В статье рассматривается подход к обеспечению устойчивого развития Мурманской области на базисе кластерного анализа. Для достижения поставленной цели в работе решаются задачи анализа формирования кластеров в Мурманской области, определения сильных и слабых сторон экономикосоциального развития области, выявления экономических угроз и способов их преодоления, а также основных направлений кластерной государственной политики области.

48

Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.

стр.48-51

2. Основные типы кластеров, формирующихся в Мурманском регионе

Для того, чтобы обозначить важнейшие направления кластерной региональной политики, необходимо провести свот-анализ сильных и слабых сторон динамики экономико-социального развития Мурманского региона. Согласно с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, главной целью региональной политики является сбалансированное развитие российских регионов, которое бы привело к социально-ориентированной инновационной экономической модели. В связи с этим кластерной политике отводится роль стержневого инструментария социальноэкономического развития региона. При разработке направлений этой политики необходимо учитывать наличие крупных промышленных предприятий Мурманского региона, имеющих собственные цели и программы развития.

В настоящее время можно выделить несколько типов кластеров, которые в перспективе могут получить интенсивное развитие в Мурманской области.

Во-первых, это морской кластер, представленный совокупностью добывающих и перерабатывающих рыбопромышленных предприятий, организаций, занимающихся судоремонтом, обслуживанием и снабжением судов, научно-исследовательские институты, занимающиеся анализом вопросов рыбопромышленных предприятий.

Возможности для динамического развития морского кластера связаны с наличием самого крупного морского порта, производственных ресурсов, квалифицированной рабочей силы, управленческих кадров. В Мурманской области рыбным промыслом занимаются пять крупных организаций и около ста пятидесяти малых. К 2015 году планируется увеличить количество промысловых и транспортных судов, а так же провести модернизацию действующих. Ставится задача освоения береговых промыслов и организации фермерских хозяйств, что даст толчок к экономическому развитию Териберки, Ура-Губы и некоторых других населённых пунктов (Харламова, 2009).

Во вторых, это нефтегазовый кластер. Включает в себя организации по добыче ресурсов, подсобные строительные организации, транспортную обслуживающую сеть, научно-исследовательские институты. Его основная функциональная нагрузка связана с разведывательными работами по обнаружению залежей нефтяных и газовых ресурсов, соответствующим обустройством месторождений, непосредственно добывающими работами. В связи с эксплуатацией месторождений нефти Тимано-Печоры планируется постройка нефтеналивного перегрузочного терминала и нефтеперерабатывающего завода с общей производительностью в 3 млн тонн сырой нефти в год в районе Печенгской губы. Большие надежды связывают с добычей газа и конденсата Штокмановского месторождения (Харламова, 2009).

В третьих, это горнохимический кластер. Он связан с добычей, реализацией горнохимических ресурсов и минералов, проведением соответствующих разведывательных работ; включает в себя организации соответствующего направления деятельности, обслуживающую транспортную систему, научно-исследовательские институты. В Мурманской области горнохимический кластер представлен деятельностью основных конкурирующих региональных организаций данного направления: АКРОН (прежде всего "Северо-Западной Фосфорной Компании"), Еврохим и ФОСАгро. Крупнейшим производителем никеля, палладия, платины и меди является ОАО "Горно-металлургическая компания «Норильский никель»" и его дочерние предприятия (Харламова, 2009).

3. Выявление экономических угроз на основе анализа сильных и слабых сторон и путей их преодоления

Для определения основных направлений кластерной политики правительства Мурманской области следует учитывать сильные и слабые стороны социально-экономического положения области. В табл. 1 изложены преимущества Мурманского региона в сферах науки и профессионального образования, инвестиционной и инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства, а также представлены возможности для их реализации. В табл. 2 представлены группы факторов, препятствующих устойчивому экономическому развитию Мурманской области, и даны рекомендации по их преодолению.

С учётом сильных и слабых сторон социально-экономического положения области в табл. 3 представлен перечень угроз для экономики Мурманской области и предложены пути их преодоления.

4. Рекомендации по формированию направлений кластерной политики Мурманской области

Выявленные конкурентные преимущества Мурманского региона могут выступать в качестве базиса для формирования и дальнейшего развития кластеров в области. Кластерная политика в области, по нашему мнению, должна включать:

1. Теоретическая оценка потенциалов экономического роста и инновационной восприимчивости региона, соответствия инфраструктуры и экономических факторов стратегии устойчивого регионального развития, возможностей собственного и привлечённого финансового капитала.

49

Лунева Е.А. Кластерный подход к региональному управлению...

Таблица 1. Сильные стороны экономики Мурманской области и возможности их реализации

Сильные стороны Возможности реализации сильных сторон

развитая структура начального, среднего и высшего профессионального образования, значительный научный и инновационный потенциал возможность получения финансовой поддержки от институтов развития РФ на активизацию научных исследований и инновационных разработок

развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инвестиций интерес российских и иностранных инвесторов к реализации инвестиционных проектов по открытию новых промышленных производств и бизнес-структур в регионах РФ

эффективно действующий механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрение в регионе механизмов аутсорсинга и субконтрактации возможность получения субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, разработку и реализацию проектов государственно-частного партнерства и др.

понимание необходимости применения кластерного подхода в деятельности Правительства области для развития региональной экономики политическая и методическая поддержка создания и развития кластеров на федеральном уровне

Таблица 2. Слабые стороны экономики Мурманской области и способы их преодоления

Слабые стороны Меры усиления или преодоления

высокий износ основных фондов предприятий области (до 63 %) и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей создать эффективную региональную систему государственной поддержки инновационной деятельности в Мурманской области

неразвитая система государственной поддержки инновационной деятельности в области, медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции; часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит стадии жизненного цикла "зрелость и/или спад" и имеет невысокую конкурентоспособность на мировом уровне

недостаток у хозяйствующих субъектов (промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов и научноисследовательских институтов) информации о преимуществах и мерах государственной поддержки развития бизнеса в рамках кластеров создать систему информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов -потенциальных участников кластеров, провести серию семинаров и конференций по вопросам кластерной политики с участием специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации

отсутствие системной информационной и методической поддержки хозяйствующих субъектов - потенциальных участников кластеров, недостаточный уровень компетенции их специалистов в вопросах кластерной политики

отсутствие мер, ориентированных на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в согласовании форм и долей участия в организациях по формированию кластеров и управлению ими согласовать с собственниками вертикально интегрированных структур условия вхождения принадлежащих им крупных промышленных предприятий в создаваемые кластеры и определение приоритетных направлений развития данных предприятий в рамках кластеров

нестабильные связи между промышленными предприятиями, вузами и НИИ в процессе создания конкурентоспособных новых видов продукции, проведения научных исследований и внедрения разработок в производство выдвижения на федеральный уровень инициативы по расширению механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации

отсутствие базовых нормативных правовых актов по определению основных направлений и механизмов кластерной политики Правительства области при содействии Министерства экономического развития РФ разработать и принять пакет нормативных правовых актов в сфере кластерной политики Правительства области

ограниченность существующей транспортной и инженерной инфраструктуры в существующих и перспективных инвестиционных площадках для реализации инвестиционных проектов по созданию и модернизации промышленных предприятий оказать содействие хозяйствующим субъектам -потенциальным участникам кластеров в разработке документации, необходимой для получения государственной поддержки их инвестиционных проектов и программ развития на уровне Российской Федерации и Мурманской области

50

Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.

стр.48-51

Таблица 3. Угрозы социально-экономического развития Мурманской области и способы их устранения

Экономические угрозы Способы преодоления экономических угроз

недоступность для хозяйствующих субъектов кредитных ресурсов для финансирования операционной деятельности и для реализации инвестиционных проектов и программ развития содействие действующим хозяйствующим субъектам в получении доступных кредитных ресурсов для финансирования их инвестиционных проектов и программ развития в рамках создаваемых кластеров

ограниченный набор механизмов государственной поддержки создания и развития кластеров в Российской Федерации, ограниченность средств из федерального бюджета и институтов развития РФ улучшение и расширение возможностей системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Мурманской области в части поддержки деятельности хозяйствующих субъектов в проведении НИОКР и производстве новых инновационной продукции

высокая конкуренция мировых производителей на глобальном рынке проведение мониторинга деятельности субъектов РФ по созданию и развитию кластеров на своих территориях, использования успешного опыта в аналогичной деятельности на территории Мурманской области

2. Анализ инвестиционного потенциала региона и использование мер по привлечению прямых инвестиционных вложений в перспективные бизнес-проекты, которые в дальнейшем могли способствовать активизации экономического роста в регионе (Харламова, 2009).

3. Создание необходимых условий для формирования или "укомплектования" кластеров экономики региона, которые бы способствовали повышению общей конкурентоспособности, а именно:

- разработка основных направлений кластерной политики с учётом специфики региона (финансовый и инвестиционный потенциал, восприимчивость к экономическим факторам, институциональное развитие, сила взаимодействия инновационных и общеэкономических сил в регионе), направленной на определение таких региональных кластеров, которые в дальнейшем могли стать точками интенсивного экономического роста в регионе, усиление взаимосвязей между предприятиями, образующими перспективные кластеры;

- использование возможностей для привлечения финансовой помощи по целевым программам Российской Федерации с целью обновления основного производственного оборудования перспективных кластерных образований, активизации инновационной деятельности на предприятиях, относящихся к перспективным кластерным образованиям (Лунева, 2008).

5. Заключение

Концептуальное обоснование полезности кластерного подхода для России началось сравнительно недавно, несмотря на то, что западноевропейские научные исследователи рассматривают кластерный подход как один из эффективных направлений государственной политики, направленный на повышение конкурентоспособности национальных предприятий посредством обеспечения эффективного взаимодействия субъектов производственного процесса, и обеспечение устойчивого экономического роста уже давно.

В отличие от отраслевого подхода, кластерный в большей степени способствует становлению сбалансированной динамики экономико-социального развития, поскольку позволяет обеспечить как высокий уровень конкурентоспособности предприятий кластера не только на российском, но и мировом рынках, стимулирует инновационную активность региона, так и обеспечивает занятость трудовых резервов.

С целью преодоления экономических угроз Мурманской области государству надлежит способствовать образованию перспективных кластеров и налаживанию близких взаимовыгодных связей между промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами и вузами в процессе разработок и диффузии на рынок инновационных видов продукции.

Литература

Lisina M.I. Hyper-competitiveness as the present-day habitat of firms. Problems of modern economics, N 4 (28), p.29, 2008.

Лунева Е.А. Повысим ставки. Российское предпринимательство, № 2, c.72-76, 2008.

Харламова А.А. Переход экономики региона к экономическому росту инновационного типа.

Петрозаводск, "Инновационноеразвитие", c.164, 2009.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.