А. Р. Садриев
КЛАСТЕРНЫЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: реформирование электроэнергетики, реструктуризация энергетического комплекса Республики Татарстан, инновационное развитие, кластерный механизм, reforming of power industry, restructuring of power engineering of the Republic of Tatarstan, innovation development, clustered mechanism.
Активизация инновационных процессов в энергетике предопределяет необходимость системного управления совместным развитием энергетических предприятий и смежных по отношению к ним производств и сфер деятельности. Реализации данного подхода должно способствовать формирование и развитие энергетических кластеров. В статье рассматриваются особенности реализации данного подхода применительно к условиям функционирования энергетической системы Республики Татарстан. Activation of innovation processes predetermine necessity of system administration by combined development of power engineering and enterprises, adjoining against this branch. Realization of this approach should be based on the forming and development of power engineering clusters. This article considers the features of realization that approach conformably to conditions of functioning of power engineering of the Republic of Tatarstan.
Устойчивый рост экономики, постепенное повышение благосостояния населения обусловливают объективную необходимость в наращивании энергетической базы Республики Татарстан (РТ). Энергетическая система региона на протяжении своего существования всегда справлялась с возложенной на нее задачей по обеспечению потребителей необходимой энергетической продукцией, надежность поставок которой не ставилась под сомнение даже в период общесистемного кризиса всей отечественной экономики.
Благодаря накопленному запасу прочности и эффективному менеджменту энергетика республики постепенно выходит из непростой ситуации, в которой оказался весь российский энергетический комплекс и в которой продолжают оставаться еще многие энергетические предприятия в других регионах. Ценой значительных усилий энергетики сумели встать на путь модернизации энергетических мощностей, справившись сначала с хроническими неплатежами за поставляемую ими энергию, а затем и с прогрессирующим износом оборудования. Впервые за долгие годы в республике стали вводиться новые генерирующие мощности и строиться объекты электросетевой инфраструктуры. Теперь задача состоит в том, чтобы не только закрепить и усилить наметившиеся тенденции, но и обеспечить инновационное развитие энергетики. Важно, чтобы республика оказалась не просто в русле общих для многих регионов тенденций, но и стала бы примером успешного ведения бизнеса в отрасли, традиционно считавшейся не самой рентабельной.
Следует отметить, что силами одних только энергетиков решить эту задачу будет очень непросто. Необходимо изменение макроэкономических условий функционирования отрасли, задающих импульс для инновационного развития энергетических предприятий.
Для решения этой проблемы на федеральном уровне активно формируется принципиально новая структура энергетики, ориентированная на функционирование в условиях конкурентной среды. Преследуемая при этом цель повышения инвестиционной привлекательности энергетического производства и создания в отрасли условий для ее инноваци-
онного развития должна найти свое отражение и в энергетической политике, проводимой на уровне отдельных регионов. Важнейшим направлением решения данной проблемы является переход к кластерному управлению региональной энергетической системой. При таком подходе энергетические предприятия перестают рассматриваться в качестве части инфраструктурной отрасли и становятся точками роста, потребности которых в оборудовании, сервисных услугах, квалифицированных кадрах и научных разработках стимулируют развитие остальных участников кластера, обеспечивая формирование высококонку-рентых территориально-производственных комплексов. Реализация заложенных в кластере механизмов, с одной стороны, будет способствовать развитию конкуренции между его отдельными участниками, существенно стимулируя их инновационную активность. С другой стороны, кластерные механизмы будут консолидировать их общие усилия для противостояния вызовам внешней среды, создавая необходимые предпосылки не только для эффективной защиты внутреннего, но и успешного освоения внешних рынков сбыта. Работа по целенаправленному созданию в республике энергетического кластера была начата еще в прошлом году (рис. 1).
В рамках формирования его энергомашиностроительного и электротехнического и электротехнического направлений начали развиваться производства, ориентированные на обеспечение возрастающих потребностей энергетических предприятий в современном оборудовании. Поступательно развиваются предприятия, обслуживающие энергосистему в части оказания инжиринговых услуг. Таким образом, налицо серьезные структурные изменения в условиях функционирования энергетического комплекса РТ, техническое развитие которого поддерживается набирающим силу специализированным промышленным и сервисным сектором.
Республика располагает мощным научным потенциалом, который обеспечивает ее стратегическими преимуществами при формировании энергетического кластера. Он представлен как сильными академическими структурами и научно-исследовательскими коллективами ведущих вузов РТ, так и специализированными отраслевыми организациями. Однако такой широкий спектр отраслевой науки пока еще недостаточно задействован при решении задач, стоящих перед энергетикой. К сожалению, в настоящее время отсутствует комплексный подход к использованию возможностей, заложенных в науке. Практика привлечения ученых к научному сопровождению развития энергетической системы распространяется, преимущественно, на финансирование проектов, незначительных с точки зрения масштабности решаемых при этом задач.
Сохранение этой тенденции несет в себе риск значительного ослабления научной базы, которая по большому счету, должна стать научным ядром формируемого энергетического кластера и во многом определять перспективы его развития. В этой связи особую важность приобретает пересмотр характера взаимоотношений между наукой и энергетикой и налаживание между ними по настоящему конструктивного диалога. Научным организациям следует, со своей стороны, приложить усилия для того, чтобы их услуги были восприняты не как навязанные принудительно, а как органически дополняющие деятельность энергетических предприятий.
Технологический прорыв в деятельности энергетических предприятий на основе использования кластерного механизма их инновационного развития, выдвигает повышенные требования не только к уровню развития энергомашиностроения, обслуживающих производств и отраслевой науки, но и к качеству подготовки квалифицированных кадров, способных успешно решать возникающие при этом задачи.
Актуальность и необходимость решения этой проблемы определяется ее комплексным характером, обусловленным, с одной стороны, масштабным освоением принципиально нового энергетического оборудования и необходимостью подготовки специалистов для
его производства и обслуживания, а, с другой стороны, изменением самих основ функционирования отечественной энергетики, формирующих у энергетических предприятий потребность в управленческом персонале новой формации.
АН РТ, КазНЦ РАН, ВНИПИЭнергопром, научные подразделения ВУЗов РТ
Образовательные
учреждения
КГЭУ, КЭТ, КГТУ, КГТУ им. А.Н. Туполева
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
генерирующие, сетевые, диспетчерские предприятия
Энергомашиностроительные и электротехнические производства Финансовокредитные учреждения
группа компаний «ИНВЭНТ» банки, инвестиционновенчурные фонды
Рис. 1 - Структура энергетического кластера, формируемого в Республике Татарстан
Энергосистема республики всегда выделялась высоким профессиональным уровнем своего персонала, чему во многом способствовало то обстоятельство, что в Татарстане сосредоточена достаточно сильная база для подготовки квалифицированных энергетиков. Однако в настоящее время уровень подготовки кадров недостаточно соответствует требованиям, которые выдвигаются к профессиональным качествам работников энергосистемы. Многие выпускники профильных учебных заведений оказываются недостаточно подготовленными для работы в отрасли, слабо представляют себе современную специфику функционирования энергетических предприятий и характер стоящих перед ними задач. Сложившаяся ситуация во многом объясняется тем, что учебный процесс зачастую ведется в отрыве от практики. Именно поэтому подготовка кадров новой формации требует внесения кардинальных изменений в процесс его реализации. В этой связи представляется необходимым теоретическую подготовку учащихся дополнить регулярным прохождением ими обучения непосредственно на энергетических предприятиях, которые, со своей стороны, могли бы активизировать практику делегирования своих сотрудников для проведения учебных занятий по прикладным дисциплинам, уровень знаний по которым особенно важен для работы в энергосистеме. Принципиально важно организовать также системное и регулярное повышение квалификации всего профессорско-преподавательского состава, используя в качестве базы не только другие вузы и академические учреждения, но и ведущие энергетические компании.
При формировании энергетического кластера большое значение приобретает поддержка проводимых преобразований со стороны потребителей энергетической продукции. Некоторые из них продолжают считать, что любые изменения в структуре отрасли направлены на то, чтобы оправдать очередное повышение цен на электрическую и тепловую энергию. Между тем, основная цель формирования кластера состоит в том, чтобы создать условия для реализации долгосрочной энергетической политики, в основе которой лежат интересы, прежде всего, потребителей энергетической продукции. Усилия по повышению эффективности функционирования энергетики и связанных с ней отраслей, предпринимаемые в рамках создаваемого кластера, направлены в конечном итоге на то, чтобы обеспечить качественно более высокий уровень энергоснабжения потребителей как с точки зрения надежности оказываемых при этом услуг, так и с точки зрения их стоимости.
Развивая идею о приоритетных направлениях формирования энергетического кластера, следует особо обратить внимание на важность интеграции в него и коммунальной энергетики. На сегодняшний день ОАО «Татэнерго» уже имеет большую практику выстраивания отношений с этой сферой. Передачей на его баланс предприятий тепловых сетей Казани, Набережных Челнов, Заинска, Бугульмы, Альметьевска и других городов и районов республики удалось решить наиболее острые проблемы, связанные с аварийным состоянием их оборудования. Дальнейшая реализация инициатив компании в части решения этой проблемы связана, прежде всего, с оптимизацией систем теплоснабжения на основе замещения районных котельных более эффективными теплоэлектроцентралями. Таким образом, преимущества большой энергетики в части экономичности и надежности производства электрической и тепловой энергии постепенно переносятся в коммунальную энергетику, децентрализованная структура которой являлась ранее одной из основных причин высокой стоимости оказываемых ею услуг по энергоснабжению.
В последнее время можно услышать целый ряд высказываний по поводу нецелесообразности объединения большой энергетики и систем коммунального энергоснабжения ввиду неоправданного роста влияния новой структуры, возможности которой могут позволить ей проводить ценовую политику в ущерб интересам рядовых потребителей. Определенная логика в этом есть. Монопольные структуры всегда являлись проблемными, поскольку именно с их деятельностью были связаны основные факты злоупотребления своим
положением, выявление которых было к тому же затруднено их низкой прозрачностью. Однако условия, на которых в настоящее время осуществляется консолидация энергетических активов, существенно ограничивают возможность такого варианта развития событий. Сформированная в ходе реформирования отечественной энергетики открытая и прозрачная структура отрасли, в основе которой лежит раздельный учет затрат на производство, передачу и распределение энергетической продукции, практически полностью лишает энергетические предприятия возможности манипулировать ценами на нее.
Важнейшим условием создания энергетического кластера и обеспечения успешного развития всех его участников является привлечение масштабных инвестиций. Реализация инвестиционной программы ОАО «Татэнерго» на период 2007-2009 г.г. объемом 18,755 млрд. руб. позволит снять наиболее острые проблемы, стоящие перед компанией. Однако, модернизация энергосистемы после 2009 г., когда вопрос об ее конкурентоспособности встанет в полный рост, потребует ежегодных затрат, превышающих весь трехлетний бюджет текущей инвестиционной программы. На сегодняшний день финансирование проектов по развитию ОАО «Татэнерго» на 70 % осуществляется из собственных средств компании. Оставшаяся часть инвестиций приходится в основном на крупных потребителей энергетической продукции, которые рассматривают развитие энергетической базы в качестве важнейшего фактора обеспечения собственной конкурентоспособности.
Дальнейшая ориентация на подобную структуру инвестиций может привести к возникновению их дефицита и последующей стагнации процесса кластерного развития энергетической системы Республики Татарстан. В этой связи особое значение приобретает поиск стратегических инвесторов, привлечение которых позволит сформировать долгосрочную основу финансового благополучия кластера. При выборе потенциальных партнеров особое внимание следует уделить международным энергетическим корпорациям, опыт успешной деятельности которых имеет не меньшее значение, чем объем привлекаемых инвестиционных ресурсов.
Таким образом, использование кластерного подхода, сориентированного на эффективное взаимодействие энергетических предприятий с научными организациями, образовательными учреждениями и промышленным сектором, является важнейшим направлением повышения эффективности функционирования энергетического комплекса Республики Татарстан на основе его инновационное развития.
© А. Р. Садриев - канд. экон. наук, доц. каф. инноваций и инвестиций КГУ.