3.3. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН И РЕГИОНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ
И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Разумный Юрий Николаевич, д-р техн. наук, профессор. Генеральный директор. Закрытое акционерное общество «Научно-техническое агентство «КОСМОЭКСПОРТ». E-mail: yury. razoumny@cosmoexport. ru
Евтушенко Олег Николаевич, руководитель Аппарата генерального директора. ГК «Ростех». E-mail: [email protected]
Мякишева Полина Юрьевна, научный сотрудник. Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз Российского университета дружбы народов. E-mail: polina. myackisheva @yandex. ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема выявления потенциальных рынков инновационной космической продукции и услуг. Проведен анализ, выявлены основные современные тенденции развития мирового космического рынка и сформулированы основные направления развития Российской Федерации в области международного инновационного сотрудничества в космической сфере. С целью изучения потенциальных региональных зарубежных рынков инновационной космической продукции и услуг применен метод, основанный на кластерном анализе социально-экономического развития стран и регионов
Ключевые слова: потенциальные рынки, инновационная космическая продукция, инновационное сотрудничество, кластерный анализ
3.3. CLUSTER ANALYSIS OF COUNTRIES AND REGIONS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AS A TOOL FOR CHOOSING POTENTIAL SALES MARKETS OF INNOVATIVE PRODUCTS AND SERVICES IN AEROSPACE INDUSTRY
Razoumny Yuriy N., PhD in Technical sciences, Professor. CEO. Aerospace Research Agency COSMOEXPORT. E-mail: [email protected]
Evtushenko Oleg N., Head of CEO administration. Rostec Corporation. E-mail: [email protected]
Myakisheva Polina M., Research scientist. Institute of Applied Technical and Economic Research and Examinations, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: The article deals with a problem of identifying potential markets of innovative space products and services. The authors analyzed, identified the major contemporary trends in the global space market and formulated the main directions of development of the Russian Federation in the field of international innovation cooperation in the space sector. In order to explore the potential regional foreign markets of innovative space products and services they used a method based on the cluster analysis of the socio-economic development of countries and regions
Index terms: potential markets, innovative space products, innovation cooperation, cluster analysis.
В современных условиях конкуренция в космической отрасли промышленности постоянно возрастает. Помимо традиционных лидеров - США и России возникают серьезные конкуренты среди развивающихся стран, вступивших в период интенсивного инновационного развития космической отрасли на фоне высокого экономического роста и комплексного развития экономики в
целом. С учетом темпов инновационного развития уже в обозримом будущем позициям традиционных космических держав может быть нанесен значительный ущерб, причем как в гражданском, так и в военном секторах космической отрасли.
Конкуренция в космической отрасли обострилась еще на рубеже 2003-2004 годов, когда США заявили о запуске новой амбициозной и
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН И РЕГИОНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Разумный Ю. Н., Евтушенко О. Н., Мякишева П. Ю.
масштабной программы космических исследований, возникшей как реакция Америки на успехи Китая в области непилотируемой и пилотируемой космонавтики. В связи с этим Россия, Европейское космическое агентство, частично Индия и Япония также скорректировали свои космические приоритеты.
Под воздействием успехов КНР ускорили развитие своих космических программ и отдельные развивающиеся страны (особенно Индия, Бразилия, Иран). Большой интерес к развитию непилотируемой космонавтики проявляют Саудовская Аравия, Австралия, Аргентина, Великобритания, Германия, Венгрия, Израиль, Индонезия, Испания, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Пакистан.
Особую роль в расширении «космического клуба» имело сотрудничество развивающихся стран с США, ЕС и Российской Федерацией. Международная кооперация и сотрудничество развивающихся стран с мировыми космическими державами все еще остается ключевым фактором их дальнейшего инновационного развития в сфере космической деятельности.
Еще одним трендом является усиление регионального взаимодействия и совместные проекты внутри стран третьего мира. Например, активное сотрудничество проводят КНР и Бразилия (запустили спутник дистанционного зондирования Земли), Иран, Таиланд и КНР запустили совместный исследовательский спутник. Китай построил и вывел на орбиту спутник, который стал первым совместным проектом стран Латинской Америки в области космонавтики.
Сейчас в мировой космонавтике России в основном осуществляет деятельность в сфере транспортного обслуживания партнеров. Однако уже Индия объявила о том, что создает собственные космические транспортные системы, Европа и Япония также развивают собственную технику для полетов на околоземную орбиту, и являются традиционными партнерами США. В Китае поставлена задача в ближайшие пять лет завоевать все возможные рынки в Южной Америке и в Азии, при-
чем даже в ущерб собственным финансовым интересам, однако с перспективой подконтрольности осваиваемых рынков и их потенциальной будущей окупаемости.
Ключевым направлением стал возродившийся интерес к проектам освоения Луны. США планируют создать к 2016г. космические корабли для пилотируемых лунных экспедиций («Орион/Созвездие»), российская РКК «Энергия» для тех же целей разрабатывает проекты многоразового корабля «Клипер» и межорбитального буксира «Паром». И США, и РФ собираются в 2020-х годах создать обитаемые лунные базы, Япония планирует открыть свою базу на Луне в 2030-х годах, Китай намерен начать пилотируемое освоение Луны примерно в 2040-х годах, Великобритания также заявила о планах по созданию лунной беспилотной научно-исследовательской базы.
Жесткое соперничество разворачивается вокруг исследования Марса. Практически у всех космических лидеров существуют свои программы по изучению «красной планеты» и потенциальным пилотируемым полетам на Марс. С учетом множества неудачных попыток, в том числе у США, ЕС и Японии, а также необходимостью осуществления больших затрат на исследования и разработки, странами принято решение о совместном «международном» полете.
Еще более напряженная конкуренция складывается в ближнем космосе, особенно в области развертывания инновационных систем спутниковой навигации и связи. До конца 2000-х годов монополистом (единственной системой) была американская GPS, однако сейчас альтернативные орбитальные группировки развертывают и другие страны. Наибольших успехов достигла Россия (ГЛОНАСС). Европейский союз (европейская ОГ «Галилео») сильно зависит от России и США. Китай расширяет региональную систему спутниковой навигации «Бэйдоу» (Компас), Индия собирается расширить спутниковую группировку на полярных орбитах, Япония создала совершенную систему космиче-
ской метеорологии, которая может быть преобразована в систему спутниковой навигации. Интерес к расширению числа своих спутников проявляют Израиль, Иран, Индонезия и Тайвань.
А это означает перекройку мирового рынка с точки зрения возможностей производства инновационного полноценного высокоточного оружия, позиций стран на рынке цифрового телевидения, космического интернета и спутниковой связи.
Возрождение космической гонки порождает ряд негативных последствий, в частности, возможным пересмотром принципов использования космического пространства. Тенденции конкурентной борьбы носят все обостряющийся характер:
- усиливается конкуренция стран за первенство в изучении определенных космических объектов;
- увеличивается опасность столкновения космических аппаратов;
- меняется соотношение сил в области спутниковой навигации и связи, что делает возможным использование высокоточного оружия в одностороннем порядке;
- создается технологический задел для создания первых образцов «космического оружия».
Таким образом, современные тенденции мировой космической отрасли говорят о необходимости для России оставаться в категории основных космических держав и концентрировать усилия на создании лидирующих, пилотных в мире инновационных технологий.
Во-первых, это обусловлено значительными возможными доходами от космической деятельности на внутреннем и внешнем рынках, и большим мультипликационным эффектом развития связанных и обслуживающих отраслей (косвенный доход на 1 потраченный доллар США составляет 10-14 долларов США) - то есть коммерческой целесообразностью.
Во-вторых, такая необходимость обусловлена объективной потребностью государств в защите собственных космических аппаратов от возможных посягательств со стороны
оппонента и предотвращении удара по своим военным объектам, наносимого посредством аэрокосмических систем, то есть соображениями как минимум национальной военной безопасности и обороноспособности страны.
Учитывая наметившиеся тенденции в области перераспределения ряда направлений космического рынка, появление новых успешных игроков, масштабности современных космических программ и направлений исследования, ключевой задачей для любой страны, в том числе для Российской Федерации, является правильная расстановка приоритетов и оптимизация использования ограниченных финансовых, технологических и человеческих ресурсов.
Элементами решения такой задачи являются эффективная государственная поддержка космической отрасли, взаимовыгодное международное сотрудничество и постепенное расширение сферы влияния Российской Федерации на мировом космическом рынке.
В международном сотрудничестве в космической сфере для Российской Федерации приоритетное значение имеют следующие направления:
- взаимодействие с развитыми странами и компаниями развитых стран в направлении дорогостоящих сложных инновационных космических проектов (например, миссий на Марс и др.) для экономии финансовых ресурсов и повышения интенсивности и эффективности разработок в результате международной кооперации, а также в усиление научно-технического сотрудничества по приоритетным для России направлениям. Помимо этого, необходимо предпринимать усилия по сохранению традиционной промышленной кооперации, использовать и наращивать сравнительные преимущества по востребованной западными партнерами российской продукции и услугам;
- выявление возможностей для России более полного и эффективного использования развития третьих стран по отдельным направлениям космической деятельности, особенно тем, в которых Российская Федерация обладает преимуществами и возможностями для наращивания сбыта конкурентоспособной продукции и увеличения взаимодействия с этими странами на период до 2020г.
КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН И РЕГИОНОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Разумный Ю. Н., Евтушенко О. Н., Мякишева П. Ю.
Участие России в международном сотрудничестве в области инновационных космических технологий наталкивает на ряд проблем, обусловленных региональной и локальной спецификой стран-партнеров. С целью повышения эффективности международной деятельности в этой сфере необходимо проводить анализ особенностей и оценку потенциала региональных рынков космических технологий и определять приоритетные направления развития сотрудничества.
Применим методику анализа и выявления потенциальных региональных зарубежных рынков космической продукции и услуг на основе целостного анализа состояния социально-экономического и научно-технического развития стран регионов. Анализ региональных рынков космической деятельности целесообразно проводить с применением приемов аддитивной оценки по ряду макроэкономических и научно-технических критериев. Следует отметить, что техника может не учитывать внутригрупповые вариации, что, тем не менее, не снижает ее эффективности в целях оценки рынков космических технологий на уровне регионов.
Для изучения потенциальных региональных зарубежных рынков космической продукции и услуг использован метод, включающий относительную метрику и технологию кластерного анализа. Указанный метод отличается относительной простотой и высокой надежностью, что позволяет классифицировать рынки с требуемой степенью однородности. Это необходимо для проведения в дальнейшем дискриминантного анализа. В исследовании предлагается алгоритм кластер-анализа, адаптированный для решения задачи оценки наукоёмкости стран и регионов. Его применение позволяет выявить потенциальные рынки космической продукции и услуг.
В качестве критериев, характеризующих динамику социально-экономического развития стран регионов, целесообразно рассматривать следующие показатели:
- относительный прирост численности населения, предполагая, что нахождение этого параметра в низких положительных значениях характеризует тенденцию развития всех отраслей промышленности, в том числе и наукоемких отраслей;
- реальные темпы прироста внутреннего валового продукта, характеризующего динамику развития производящих отраслей стран и регионов; относительный объем иностранных инвестиций, отражающий степень участия других стран в экономике данной страны.
В качестве примера в таблицах 1.1 - 1.4 приведены значения вышеупомянутых показателей для каждой из основных стран следующих регионов: Африканского региона, Ближнего Востока, Азии, Австралии и Океании, Латинской Америки, приведенные по состоянию на 2009-2010 гг. Следует отметить, что в указанных таблицах не рассматриваются страны, социально-экономическое развитие которых очевидно значительно ниже среднего уровня стран в данном регионе.
Таблица 1.1.
Показатели развития стран Африканского региона
Страны Прирост численности населения, % Реальные темпы прироста ВВП, % Объем инвестиций (брутто), % ВВП
Алжир 5,06 3,4 24,8
Ливия 9,45 7,3 8,1
Марокко 6,52 5,3 31,9
Судан 2,24 5,3 18,1
Тунис 4,08 4,7 24,4
Бенин 17,85 5 19,5
Буркина Фасо 13,08 5,1 24,5
Гамбия 11,90 4,5 24,7
Гана 13,33 6,3 31,9
Гвинея 6,23 1,8 11,7
Кабо-Верде 2,69 7 41,3
Мавритания 1,38 4 7,3
Нигерия 15,89 6,2 21,4
Сенегал 23,23 4,8 25,4
Таблица 1.1. (продолжение)
Того 5,96 3,2 18,4
Ангола 14,37 15,1 9
Габон 9,05 4,5 32
Камерун 15,26 4 17,6
Конго 33,85 10,2 19,3
Сан-Томе и Принсипи 13,48 5,5 36,7
ЦАР 18,73 4 14,9
Чад 5,12 1,7 8,5
Экваториальная Гвинея 18,21 11,5 30
Бурунди 41,09 6 28,4
Замбия 5,34 6,2 26
Зимбабве 0,37 -6,2 17,5
Кения 15,29 4,1 21,6
Коморские Острова 12,10 1 3
Маврикий 4,36 5,8 27,1
Мадагаскар 14,49 7 27,2
Малави 17,35 7 8,6
Мозамбик 11,66 6,9 24
Руанда 24,08 6 22,5
Сейшельские острова 7,74 4,2 10,1
Сомали 14,44 2,6 н./д.
Свазиленд -4,26 2 19,7
Танзания 11,65 7,1 24,2
Уганда 18,70 6,4 26,5
Эритрея 23,80 2 21,2
Эфиопия 16,68 8,5 25,4
Ботсвана 21,39 5,2 23,9
Лесото 14,13 5,9 39,2
Намибия 3,84 3,9 27,4
ЮАР 10,62 3,7 20,1
Таблица 1.2.
Показатели развития стран Ближнего Востока
Страны Прирост численности населения, % Реальные темпы прироста ВВП, % Объем инвестиций (брутто), % ВВП
Азербайджан 4,13 15,60 21,00
Армения -0,53 9,40 34,10
Бахрейн 5,73 7,00 27,30
Грузия -1,32 6,70 29,50
Египет 7,20 7,00 7,00
Израиль 15,24 4,20 18,00
Иордания 10,13 4,50 34,10
Ирак 11,01 9,80 27,60
Иран -2,34 6,40 27,70
Йемен 14,94 3,20 26,30
Катар -3,45 11,80 41,40
Кувейт 2,13 8,10 18,40
Ливан 15,22 7,00 24,10
ОАЭ 4,99 8,50 20,80
Оман 87,21 6,70 17,90
Палестина 13,88 5,20 24,35
Сирия 8,59 2,40 22,60
Саудовская Аравия 8,59 4,20 19,50
Турция 9,38 4,50 21,00
Таблица 1.3.
Показатели развития стран азиатского региона, Австралии и Океании
Страны Прирост численности населения, % Реальные темпы прироста ВВП, % Объем инвестиций (брутто), % ВВП
Казахстан 1,41 5,00 27,80
Афганистан 12,30 7,50 н./д.
Бангладеш 8,13 5,90 24,30
Индия 7,94 7,30 39,00
Пакистан 8,51 4,70 20,00
Шри-Ланка 5,30 8,00 30,00
Китай (КНР) 2,47 9,80 40,20
КНДР -1,08 -1,10 н./д.
Корея 0,18 2,50 27,10
Монголия 8,95 9,90 43,10
Япония -0,60 0,70 22,50
Вьетнам 4,11 6,30 44,50
Индонезия -0,70 5,90 25,20
Камбоджа 6,52 6,80 21,30
Малайзия 7,36 5,50 20,70
Сингапур 5,24 1,20 45,00
Таиланд 0,70 3,60 22,20
Филиппины 11,52 4,60 16,80
Тайвань 0,35 1,90 20,90
Австралия 5,83 2,50 27,60
Соломоновы острова 10,70 10,00 24,20
Новая Зеландия 4,41 0,60 23,60
Таблица 1.4. Показатели развития стран Латинской Америки
Страны Прирост численности населения, % Реальные темпы прироста ВВП, % Объем инвестиций (брутто), % ВВП
Аргентина 3,48 6,60 24,00
Белиз 10,18 2,40 24,50
Боливия 10,36 4,80 16,70
Бразилия 6,78 5,20 18,60
Венесуэла 5,67 5,70 20,50
Гватемала 10,51 3,90 20,30
Гаити 11,25 2,30 28,90
Гондурас 11,72 2,30 31,50
Доминиканская Республика 7,82 5,50 19,60
Колумбия 6,26 3,50 23,10
Коста-Рика 5,92 3,40 23,00
Куба 0,93 5,30 11,60
кластерный анализ социально-экономического развития стран и регионов как инструмент
ОТБОРА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ РЫНКОВ СБЫТА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Разумный Ю. Н., Евтушенко О. Н., Мякишева П. Ю.
Таблица 1.4. (продолжение)
Мексика 4,72 2,00 22,90
Никарагуа 7,80 2,00 32,10
Панама 10,57 8,30 24,90
Парагвай 10,20 4,70 20,20
Перу 5,81 9,20 24,40
Сальвадор 7,16 3,20 16,00
Тринидад и Тобаго 12,98 3,50 17,10
Уругвай 2,30 8,50 15,10
Чили 3,88 4,00 23,70
Эквадор 9,05 3,40 23,30
Ямайка 3,44 0,80 34,90
По представленным показателям определяются коэффициенты вариации, представляющие собой отношения размаха вариации к средней величине каждого из показателей, что позволяет выявить показатель с наибольшим значением коэффициентом вариации. На основании наибольшего значения коэффициента вариации становится возможным определить пороговый коэффициент, рассчитав предварительно отношение минимального значения коэффициента
вариации к максимальному. При определении порогового коэффициента следует иметь ввиду, что при его значении 0,5 и ниже, можно говорить о том, что соответствующие рынки стран имеют значительную разницу по данному критерию, т.е. являются неоднородными. Следующим шагом осуществляется оценка близости двух рынков по одному критерию с помощью индивидуальных коэффициентов близости, а также интегральному коэффициенту близости по всем критериям, являющимся среднеарифметической из индивидуальных индексов. Следует отметить, что между рынками, по которым хотя бы один из индивидуальных коэффициентов ниже порогового, интегральные коэффициенты не рассчитываются, что также свидетельствует о неоднородности этих рынков.
Полученные данные интегральных коэффициентов заносятся в матрицу (табл. 1.5.)
Таблица 1.5. Матрица интегральных коэффициентов для стран латиноамериканского региона
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
1 Аргентина
2 Белиз
3 Боливия
4 Бразилия 0.692 0,825
5 Венесуэла 0,777 0,735 0,885
6 Гватемала 0,804 0,874 0,770 0,738
7 Гаити 0,904 0,742
8 Гондурас 0,868 0,710 0,959
9 Доминиканская Республика 0,827 0,920 0,882 0,806
10 Колумбия 0,683 0,748 0.686 0,801 0,802 0,791 0,671 0,642 0,762
11 Коста-Рика 0,687 0,742 0,669 0,779 0,815 0,773 0,666 0,637 0,742 0,971
12 куба
13 Мексика 0,772 0,794
14 Никарагуа 0,787 0,629 0,821 0,839 0,698 0.688 0,773
15 Панама 0.743 0,672 0,682 0,730
16 Парагвай 0,778 0,930 0,830 0,789 0,932 0,864 0,744 0,727 0,781
17 Перу 0,767 0,589 0,728 0,812 0,715 0,810 0,636
18 Сальвадор 0,702 0,772 0,807 0,711 0,763 0,636 0,613 0,771 0,827 0,821 0.661 0,725
19 Тринидад и Тобаго 0,723 0,835 0,705 0,850 0,705 0,701 0,701 0,568 0,792 0,801
20 Уругвай 0,689
21 Чили 0,830 0,709 0,751 0,823 0,826 0,673
22 Эквадор 0,849 0,766 0,734 0,701 0,868 0,762 0^729 0,774 0,885 0.880 0.698 0,725 0,826 0,806 0,801
23 ямайка
После построения матрицы наиболее близкие рынки (страны) группируются. Далее проводится вторичная группировка - строится аналогичным образом следующая матрица. Исходной информацией для этой матрицы являются данные уже сгруппированных групп рынков, т.е. значения критериев для объединенных рынков - сформировавшейся группы - рассчитываются как среднеарифметическая критериев объединенных рынков, стран. Окончательная группировка показывает группы однородных рынков/стран, у которых вышеуказанные критерии схожи. Следует отметить, что в различных случаях может оказаться необходимым проводить третичную, четвертичную группировки и т.д.
В результате проведенного кластерного анализа социально-экономического развития стран регионов были сформированы однородные группы рынков по каждому из рассматриваемых регионов. В частности, как можно видеть из таблицы 1.6, страны латиноамериканского региона разделились на 5 однородных групп рынков, при этом каждая из которых имеет свои локальные особенности.
ческой продукции и услуг на основе кластерного анализа социально-экономического развития.
Список литературы:
1. Данилюк А.Ю., Чурсин Р.А., Островская А.А. К вопросу о некоторых аспектах оценки эффективности проектов, реализуемых в наукоемких отраслях промышленности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 148-151.
2. Ковков Д.В., Чурсин А.А., Шамин Р.В. Подходы по оценке влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность продукции ракетно-космической промышленности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013, №1
3. Родионова И.А., Кокуйцева Т.В., Галкин М.А. Расходы на научные исследования и лидерство стран в производстве и экспорте высокотехнологичных товаров в XXI веке: мир и Россия // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 3. С. 41-56.
4. Родионова И.А., Гордеева А.С., Кокуйцева Т.В. Новые технологии: возрастающая роль в конкурентоспособности стран мира. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010. № 5 (31). С. 119-126.
5. Чурсин А.А., Васильев С.А. Конкуренция, инновации и инвестиции (нелинейный синтез). М.: Машиностроение, 2011. - 480 с.
6. Чурсин А.А., Окатьев Н.А. Инновации и инвестиции в деятельности организации М.: Машиностроение, 2011. - 469 с.
Таблица 1.6. Результат окончательной группировки стран Латинской Америки
Группа Рынки
А Бразилия, Аргентина, Мексика
Б Венесуэла, Чили, Перу, Колумбия
В Куба, Эквадор, Ямайка Гватемала, Доминиканская Республика, Белиз
Г Уругвай, Панама, Парагвай, Гондурас, Коста-Рика, Боливия, Сальвадор, Тринидад и Тобаго
Д Гаити, Никарагуа
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- выявлены и проанализированы современные тенденции развития мирового космического рынка и сформулированы приоритетные направления развития России в области международного сотрудничества в космической сфере;
- разработана и апробирована методика определения потенциальных рынков косми-