УДК 338.48
JEL L83
Горбунова Ольга Васильевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Gorbunova Olga
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-68-75
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ГОРОДОВ
Аннотация. Рассмотрена возможность развития туристического потенциала малых городов через межрегиональное сотрудничество. Обоснована целесообразность создания кластеров и сетевого взаимодействия организаций. Отмечено, что кластер является приоритетным подходом при определении стратегических направлений развития туристической сферы в Российской Федерации. Рассмотрен разработанный в настоящее время кластер в Московской области «Южный туристический кластер». Проанализированы основные цели этого кластера и туристический потенциал входящих в него городов. Обоснованы два вида туризма, которые имеют особый потенциал в данном кластере: культурно-познавательный и гастрономический. Сделан вывод, что консолидация потенциала малых городов играет важную роль в развитии туризма в Российской Федерации и способствует повышению конкурентоспособности национального туристического продукта.
Ключевые слова: туристический бизнес, кластер, конкурентоспособность, туристический потенциал, культурно-познавательный туризм, гастрономический туризм.
Цитирование: Горбунова О.В. Кластерный подход как эффективный способ развития туристического потенциала малых городов//Вестник университета. 2019. № 8. С. 68-75.
THE CLUSTER APPROACH AS AN EFFECTIVE TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM POTENTIAL OF SMALLER TOWNS
Abstract: The possibility for the development of the tourism potential of smaller towns through interregional cooperation has been considered. The importance of clusters and the interaction between organizations through networking has been substantiated. It has been noted, that the clusters constitute the main approach for the implementation of the tourism strategy in the Russian Federation. The Southern Tourist Cluster of the Moscow Region has been currently developed, has been reviewed. The main goals of the cluster and the tourism potential of the residential areas included in the cluster has been analyzed. Two types of tourism as the ones with greatest potential: cultural-historical and gastronomical have been substantiated. It has been concluded, that the consolidation of the tourism potential of smaller residential areas, and the creation of clusters, plays an important role in the development of tourism in the Russian Federation and the improvement of the competitiveness of the national tourist product.
Keywords: tourist business, cluster, competitiveness, tourism potential, cultural-historical tourism, gastronomical tourism.
For citation: Gorbunova O.V. The cluster approach as an effective tool for the development of the tourism potential of smaller towns (2019) Vestnik universiteta, I. 8, pp. 68-75. doi: 10.26425/1816-4277-2019-8-68-75
Кластерная модель организации турбизнеса является очень эффективной ввиду специфики туристического бизнеса и взаимозависимости различных организаций для предоставления качественного туристического продукта [16].
Министерство экономического развития России определяет кластер как «объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться как на территории одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации» [3].
© Горбунова О.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Мировой опыт показывает, что сетевое взаимодействие организаций, расположенных в рамках той или иной туристской дестинации, способствует устойчивому развитию региональной экономики и кумулятивному росту конкурентоспособности. Большое количество туристов старается максимизировать ценность поездки, посетив как можно больше интересных мест и дестинаций в рамках одной туристической поездки. Особенно если такие места расположены на небольшом расстоянии друг к другу и предлагают сопутствующие услуги и совместимые турпродукты [12].
Кластерный подход в туризме заключается в концентрации и взаимодействии туристических объектов и предполагает сосредоточение в рамках территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [6]. Туристический сектор в силу своей специфики и зависимости конечного продукта от многих смежных отраслей является благоприятной средой для создания кластеров и получения мультипликативного эффекта в результате реализации кластерного подхода, который достигается благодаря:
- снижению внутриотраслевой конкуренции, повышения узнаваемости дестинации вследствие ресурсной кооперации в разработке грамотной маркетинговой стратегии;
- сокращению транзакционных и трансформационных издержек и других затрат;
- взаимодействию и функционированию, в процессе которого составляющие элементы создают особые свойства кластера, не присущие каждому элементу в отдельности, так называемый эффект «эмерджент-ности», что повышает производительность из-за внедрения инноваций и новшеств;
- синергетическому эффекту при объединении ресурсов и усилий организаций, входящих в кластер, обмене опытом и компетенциями, внедрению эффективных бизнес-процессов.
Таким образом, в результате создания кластера мы получаем конкурентный, инвестиционно-привлекательный продукт, способный в полной мере удовлетворить потребности целевой аудитории. В настоящее время использование кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности и сокращения затрат стало глобальным явлением. Так, туристические кластеры активно развиваются во многих странах, например, в США (кластер винного туризма в штате Калифорния, США), в Турции (Кушадасы, Фетхие, Сул-танахмет и др.), в ЮАР, Ямайке, Македонии, Польше и многих других странах [5]. Также кластер является благоприятной средой для развития малого и среднего бизнеса [14].
В России одним из самых успешных туристических кластеров является кластер «Белокуриха» на территории Смоленского, Алтайского районов и города Белокуриха. Белокуриха является популярным направлением круглогодичного отдыха в России. Курорт предлагает прекрасные условия и для лечения: целебная минеральная вода, санатории европейского уровня, лечебный воздух, и для активного отдыха: горнолыжные трассы, спортивные сооружения, ночные клубы, а также семейного отдыха: большое количество детских площадок, бассейны, комфортабельные гостиницы и т. д. В рамках данного проекта на бюджетные деньги построены системы водоотведения и водоснабжения, энергосети, газопровод, дороги, а на деньги частных инвесторов - гостиницы, развлекательные комплексы, санатории и другие объекты туристской инфраструктуры.
Одним из перспективных кластеров, который в ближайшем будущем может появиться в Подмосковье, является «Южный туристический кластер». В проект данного кластера входят 4 города: Коломна, Озеры, Зарайск и Луховицы. Создание кластера «Южный туристический кластер» будет способствовать более выгодному соединению ресурсов и компетенций с целью повышения привлекательности каждой из сотрудничающих дестинаций. Задача кластера - увеличить турпоток в два раза с 1,5 млн до 3 млн в год [15]. В процессе реализации проекта планируется построить ряд гостиниц, создать новый транспортно-пересадочный узел Коломна, чтобы увеличить доступность кластера, запустить специальный поезд «Достоевский».
Самым большим региональным туристическим потенциалом в кластере обладает город Коломна. Туризм является главной инвестиционной составляющей Коломенского района, а Коломна является одним из самых популярных туристических городов и занимает десятое место в рейтинге по данным аналитического агентства «ТурСтат» в 2017 г. (см. табл. 1). Коломна — уникальное сочетание богатого культурно-исторического наследия России, один из старейших и самых живописных городов Московской области. Город расположен в 110 км от Москвы. Коломне насчитывается более 800 лет. Кремлевские башни, церкви, деревянные дома со сложными резными оконными рамами и особняками купцов создают атмосферу типичного российского провинциального города прошлого века.
Таблица 1
Топ-10: Самые туристические города России в 2017 г.
Город Кол-во туристов, млн чел.
Москва 21,6
Санкт-Петербург 7,5
Сочи 6,0
Владивосток 3,0
Казань 2,7
Екатеринбург 2,0
Астрахань 2,0
Сергиев Посад (Моск. обл.) 1,9
Суздаль (Владимир. обл.) 1,7
Коломна (Моск. обл.) 1,5
Источник: [11]
Коломна - дыхание истории. Монастырские комплексы, кремлевские башни, соборы и церкви, старинные усадьбы и шпили колоколен придают ей неповторимый колорит. И только по той причине, что город расположен на юге от Москвы и находится далеко от Суздаля и Владимира, он не вошел в знаменитое «Золотое кольцо», но при этом город входит в «Губернское кольцо Подмосковья» и в «12 жемчужин Подмосковья» [10].
В Коломне большое количество необычных музеев. Самым популярным является музей «Коломенская пастила». Этот проект получил премию Правительства РФ в области туризма в размере 1 млн рублей в 2016 г. Всего было отобрано 9 проектов из 63 представленных на рассмотрение. Ежемесячно 2 500-4 000 туристов посещают музей, при этом спрос на экскурсии такой большой, что записываться иногда приходится за несколько недель [13]. Есть в Коломне и музеи — усадьба «Дом самоваров», «Кузнечная Слобода», «Лен и быт русской женщины», «Дом посадских ремесел», «Тайна Коломенской Медовуши», «Музейная лавка-кондитерская кухмейстера П. П. Шведова», «Музей мыла», музей «Калачная» и другие.
В городе 31 средство коллективного размещения (большинство из которых располагает внутренней сервисной инфраструктурой: рестораны, гостиницы, автостоянки, банкетные залы, бани, бассейны, 72 ресторана и кафе). С 2010 г. Коломна является историческим поселением федерального значения. Самое крупное ежегодное мероприятие в Коломне - Международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки», который каждый год посещает около 18 тысяч туристов. Второй год в Коломенском округе проводится грандиозный фестиваль музыкальных редкостей и кулинарных изысков «Шкинь-опера», который уже приобрел статус международного события. Он поражает гостей и духовной музыкой, и оперными шедеврами, и торговыми рядами с гастрономическими изысками, привезенными со всей России.
Коломна вошла в число городов Подмосковья, в которых появились туристические маршруты для футбольных болельщиков Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 в России. Всего в 25 км от Коломны расположен еще один малый город Подмосковья — Луховицы. Городом он стал не так давно — чуть более полувека назад, а вот село Луховицы, давшее название городу, просуществовало несколько веков. Когда-то эти земли принадлежали рязанскому архиепископу, который и основал несколько деревень, в том числе и сельцо Глу-ховичи (современные Луховицы). Люди, населявшие Луховицкий край, были искусными кораблестроителями. В селе Дединово была построена первая в России государственная кораблестроительная верфь, частым гостем которой был Петр I. Памятник, установленный как дань уважения основателю российского флота, расположен рядом с местным краеведческим музеем. В последнее время в Дединово заметно вырос поток туристов, интересующихся историей русского флота. Любителей старины интересуют деревянный храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в XIX веке, церковь Рождества Богородицы (XVII век), белокаменная Троицкая церковь (XVII век). Но все же визитная карточка Луховиц — огурец. Благодаря плодородным почвам и мягкому климату, вырастают он здесь необыкновенно сочным и вкусным. Славится город
этим овощем по всей России. Благодарные жители установили в центре города огурцу-кормильцу памятник, ему посвящен музей, где посетителям рассказывают о том, как правильно выращивать огурцы, какие блюда из него можно готовить.
Следующий туристическим центром, интересный с точки зрения въездного туризма - Зарайский округ. Город Зарайск основан в 1146 г. Он включен в перечень исторических поселений Российской Федерации. Зарайский кремль, как и Коломенский, построен в XVI веке, однако сохранился до наших дней гораздо лучше. Это оборонительное сооружение относится к небольшим по размеру и является единственным из дошедших до наших времен сооружением такого рода в Московской области [8]. На его базе действует государственный музей-заповедник «Зарайский кремль». Кроме этого заповедника в Зарайском округе есть и другие, не менее интересные достопримечательности: музей-усадьба Достоевского, дом-музей скульптора А. Голубкиной, великолепные православные храмы: пророка Божия Илии, Казанской иконы Божьей Матери, Благовещения Пресвятой Богородицы, да и вся архитектура города в целом хранит в себе самобытность русского духа, исторического наследия. Зарайский район включен в туристический маршрут «Узоры Подмосковья». Он входит в тор-10 самых посещаемых мест Подмосковья. Но, тем не менее, имеющиеся рекреационные возможности не могут использоваться эффективно, инфраструктура гостеприимства в Зарайске отличается низким уровнем. Для данных территорий Министерством культуры области разработана и реализуется стратегия социально-экономического развития, рассчитанная до 2021 г., согласно которой предусматривается вложение 1,5 млрд руб. бюджетных средств на развитие сферы гостеприимства с целью увеличения туристического потока на 25 % [1].
Город Озеры - первозданный уголок, который сохранил очарование прошлых веков. Именно здесь туристы могут по достоинству оценить разные грани истории российского государства, интересно и познавательно провести время. С 1990 г. город причислен к историческим городам Московской области.
Экспозиции местного краеведческого музея рассказывают о создании и развитии города, особенностях быта разных эпох, знакомят с флорой и фауной Озерского края. В настоящее время Краеведческий музей ведет активную деятельность в культурной и образовательной сфере [7].
В 9 км от города можно увидеть остатки средневекового города Ростиславль, существовавшего в XII-XVII столетиях. Хорошо сохранились остатки земляных, насыпных валов, когда-то предохранявшие город от набегов врагов, сохранился дозорный курган, кладбище, основания различных зданий. Природный парк «Нагорная Дубрава» - одно из самых интересных мест Озерского района. Здесь растут представители флоры, нехарактерные для Подмосковья: крушина, терн, южный дуб, бересклет, ракитник и другие. О происхождении таинственной «Нагорной Дубравы» туристам могут поведать много легенд.
Еще один памятник федерального значения - разрушенная дворянская усадьба в селе Сенницы. Сохранились хозяйственные постройки, парк с диковинными деревьями, прекрасная аллея, красивейшие пруды, а самое главное, сохранились очарование и красота этих мест, которую нам передали потомки. Малые исторические города обладают рядом эндогенных факторов, необходимых для развития въездного туризма и гостеприимства.
Виды туризма, которые, имеют особые перспективы в данном кластере — культурно-познавательный, гастрономический. В кластере есть все необходимые ресурсы для развития данных видов туризма, более того, на рынке международных туристических услуг в настоящее время культурно-познавательный и гастрономический туризм пользуются большим спросом. Это говорит о том, что есть большой потенциал, с точки зрения увеличения именно въездного туристского потока.
Гастрономический туризм является одной из наиболее динамично развивающихся тенденций в сфере туризма. По данным одного из самых известных сайтов путешествий TripAdvisor, обслуживающий более 300 млн уникальных посетителей ежемесячно, рост броней на такого рода туристические поездки в 2017 г. составил 57 % [18]. Гастрономический туризм предлагает огромный потенциал для стимулирования местных, региональных и национальных экономик, увеличивая устойчивость и интеграцию. Это положительно влияет на многие другие сектора, такие как сельское хозяйство и местное производство продуктов питания. Объединение культуры и пищи не только способствует созданию брендинга направления, но также помогает продвигать устойчивый туризм через сохранение ценного культурного наследия, укреплять межкультурное взаимопонимание.
В соответствии с глобальными тенденциями, в США спрос на кулинарные мастер-классы и кулинарные туры находится в первом десятке, рост в 2017 г. в сравнении с 2016 г. составил 51 % и 49 % соответственно. Интерактивные мастер-классы в Барселоне, где путешественники учатся делать паэлью и испанские тапасы с местными шеф-поварами и экскурсии по улицам Рима с дегустацией пиццы, выпечки и осмотром достопримечательностей, оказались одними из самых популярных туров среди международных туристов.
Вкусная еда играет важную роль в мотивации выбора той или иной дестинации: 1/3 расходов туристов приходится на сферу общественного питания [17]. Представители туристических организаций и связанных отраслей из разных стран (87 %), участвующие в исследовании Всемирной туристской организация при ООН (ЮНВТО), подтвердили, что гастрономия является важнейшим и стратегическим элементом в формировании бренда и имиджа направления. Оценивая важность кулинарии в развитии туризма по шкале от одного до 10, где 10 — «очень важен», средний балл равнялся 8,19 [19].
Через посещение гастрономических фестивалей, кулинарных мастер-классов или фермерских ресторанов, туристы смогут лучшее узнать местные ценности и традиции. Гастрономический туризм может стать незаменимым ресурсом конкурентоспособности этого кластера, помочь выделиться среди однородных туристических предложений, предлагая аутентичные продукты. Дегустация и рассказы о создании того или иного блюда с элементами развлечения и вовлечения являются очень увлекательными и благодаря эмоциональной составляющей останутся в памяти надолго. Такими историями хочется делиться, и поэтому часто посты в социальных сетях распространяются мгновенно и вызывают большой интерес у аудитории, что будет способствовать увеличению въездного потока Южный туристический кластер.
Коломна входит в топ-3 самых популярных городов гастрономического туризма в России после Москвы и Санкт-Петербурга по данным агентства «ТурСтат» [9]. Музей «Пастилы», «Калачная», купеческий обед в Доме Агафонова - примеры интересных объектов, которые обязательно будут включены в гастрономический маршрут.
Международные яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки», фестиваль музыкальных редкостей и кулинарных изысков «Шкинь-опера», «Огуречный фестиваль» уже проводятся в городах, которые будут входить в кластер и пользуются большим спросом со стороны внутренних туристов.
В дополнение к экономическим выгодам, гастрономический вид туризма становится одним из основных источников идентичности и гордости для местных общин, олицетворяя традиционные ценности в развитии современного туризма в целом. К ним относятся уважение к культуре, традициям, аутентичности и устойчивости.
Второй вид туризма, который планируется развивать - культурно-познавательный. В настоящее время культура все чаще используется для продвижения направлений и повышения их конкурентоспособности и привлекательности. Рост интереса к культурно-познавательному туризму считается мировой тенденцией [2].
Культурный туризм является одним из крупнейших и быстро развивающихся глобальных рынков туризма: по оценкам, четыре из десяти туристов выбирают направление путешествия на основе его культурного предложения. Путешественников все больше привлекают нематериальные факторы, такие как атмосфера места, его связь с известными людьми или событиями - другими словами, культурой, историей и традициями места. Особенно популярен культурно-исторический туризм среди европейских жителей. Принимая во внимание значимость культурного наследия и в целях повышения осведомленности о нем населения Европы, Европейский Союз объявил 2018 г. годом культурного наследия (Year of Cultural Heritage) [4].
Консолидированный потенциал кластера составляет более 800 объектов культурного наследия, 23 памятника природоохранных территорий. Коломенский и Зарайский кремли являются яркими памятниками культуры, главными достопримечательностями городов и крупными фортификационными сооружениями. На наш взгляд, такие крепости будут представлять особый интерес для болгарских граждан, являясь уникальным местом для знакомства с историей страны.
Одним из преимуществ данного кластера является удобная транспортная доступность и географическая локализация. От международных аэропортов Москвы до г. Коломна от 80 км до 130 км (в зависимости от аэропорта прилета). Коломну и Луховицы связывает с Москвой федеральная трасса М-5, обладающая качественным асфальтовым покрытием, электрической освещенностью почти на всем протяжении
и хорошей пропускной способностью. Луховицы-Зарайск-Озеры также связывает автомобильная дорога хорошего качества. Все это обусловливает высокий коммерческий и рекреационный потенциал места размещения туристического кластера.
Создание кластера «Южный туристический кластер» обусловлено наличием ресурсов, способствующих созданию системы детерминантов конкурентного преимущества. Кластеризация приведет к улучшению инфраструктуры, смягчению конкуренции, росту кооперационных связей и оптимизации распределения информационных и финансовых ресурсов.
Библиографический список
1. Постановление № 787/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Культура Подмосковья» на 2017-2021 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mosreg.ru/download/document/76235 (дата обращения: 03.05.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 г. № 872-р (ред. от 05.04.2019) «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20192025 годы)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/ (дата обращения: 03.05.2019).
3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19) - 28.06.2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/FBcz9 (дата обращения: 14.05.2019).
4. 2018 год объявлен годом культурного наследия в Европе // ЕвроПульс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://euro-pulse.ru/news/2018-god-obyavlen-godom-kulturnogo-naslediya-v-evrope (дата обращения: 11.05.2019).
5. Александрова, А. Ю. Кластерные принципы организации туристского пространства (мировой опыт) // Роль туризма в модернизации экономики российских регионов: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2010. - С. 21-27.
6. Аузан, А. А., Колесов, В. П., Тутов, Л. А. Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие, Т. 2. - М.: ТЕИС, 2013. - 168-174 с.
7. Город Озеры: достопримечательности и что посмотреть (с фото) - феномен сладкого города [Электронный ресурс] // Все достопримечательности. - Режим доступа: https://clk.su/b0JwE (дата обращения: 18.05.2019).
8. Зарайск и окрестности: усадьба Достоевского и другие достопримечательности - феномен сладкого города // Путешествия и отдых в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kudarf.ru/cfo/moskovskaya-oblast/zaraysk-dostoprimechatelnosti.html (дата обращения: 15.05.2019).
9. Коломна - лидер гастрономического туризма // Моя Коломна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://my-kolomna. ru/kolomna-lider-gastronomicheskogo-turizma/ (дата обращения: 28.05.2019).
10. Коломна // Турпром [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tourprom.ru/country/russia/kolomna/ (дата обращения: 15.05.2019).
11. Лучшие туристические города России 2018 // ТурСтат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://turstat.com/ besttravelcityrussia2018 (дата обращения: 29.05.2019).
12. Миненкова, В. В., Волкова, Т. А. Северо-Кавказский туристический кластер: история и динамика развития // Кубанский государственный университет, 2018. - С. 300-303.
13. Музей «Коломенская пастила» стал лауреатом премии правительства РФ в области туризма // Турблог Коломны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clk.su/opnVr (дата обращения: 14.05.2019).
14. Рассадина, А. К. Роль кластеров в современной экономике: зарубежный опыт // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - М.: 2014. - № 5. - С. 85-101.
15. Число туристов в 4 муниципалитетах Подмосковья может удвоиться при создании туркластера // Подмосковье глазами жителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riamo.ru/article/299453/chislo-turistov-v-4-munitsipalitetah-podmoskovya-mozhet-udvoitsya-pri-sozdanii-turklastera.xl (дата обращения: 29.05.2019).
16. Шерешева, М. Ю. Проблемы создания туристических кластеров в регионах России // Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие. Т. 2. - М.: ТЕИС, 2013. - С. 168-174.
17. Global Report on Food Tourism / World Tourism Organization - Madrid: UNWTO, 2012. - 68 p.
18. How technology can help you make the most of 2018's hottest tourism trends - 22.03.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clk.su/yTKYb (дата обращения: 14.03.2019).
19. Second global report on gastronomy tourism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/ pdf/gastronomy_report_web.pdf (дата обращения: 14.03.2019).
Referenses
1. Postanovlenie № 787/39 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Moskovskoi oblasti «Kul'tura Podmoskov'ya» na 2017-2021 g.» [Resolution No. 787/39 «On approval of the state program of the Moscow region «Culture of Moscow region» for 2017-2021]. Available at: https://mosreg.ru/download/document/76235 (accessed 03.05.2019).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 05.05.2018 № 872-r (red. ot 05.04.2019) «Ob utverzhdenii Kontseptsii federal'noi tsel-evoi programmy «Razvitie vnutrennego i vyezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2019-2025)» [Order of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 No. 872-p (as amended on 05.04.2019) «On approval of the Concept of the federal target program «Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025 years)»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/ (accessed 03.04.2019).
3. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii klasternoi politiki v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii (utv. Minekonomrazvitiya RF 26.12.2008 g. № 20615-ak/d19) - 28.06.2009 [Guidelines for the implementation of cluster policy in the regions of the Russian Federation (signed by Deputy Minister of Economic Development of the Russian Federation A.N. Klepachem No. 20636-AK/D19 dated on December 26, 2008)]. Available at: https://clck.ru/FBcz9 (accessed 14.05.2019).
4. 2018 god ob"yavlen Godom kul'turnogo naslediya v Evrope [The European year of cultural heritage 2018]. Available at: https://euro-pulse.ru/news/2018-god-obyavlen-godom-kulturnogo-naslediya-v-evrope (accessed 11.05.2019).
5. Aleksandrova Yu. A. Klasternyie printsipy organizatsii turistskogo prostranstva (mirovoi opyt) [Cluster principles of the organization of tourist space (world experience)], Rol' turizma v modernizatsii ekonomiki rossiiskikh regionov: sbornik nauchnykh statei po materialam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsi [Proceedings of scientific articles on the materials of the international scientific-practical conference «The role of tourism in the modernization of the economy of the Russian regions»]. Petrozavodsk, 2010, pp. 21-27.
6. Auzan A. A. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: regional'noe raznoobrazie. [Innovative development of the Russian economy: regional diversity], vol. 2, Moscow, TEIS, 2013, pp. 168-174.
7. Gorod Ozery: dostoprimechatel'nosti i chto posmotret' (s foto) - fenomen sladkogo goroda [Ozery city: attractions and what to see (with photos) - the phenomenon of the sweet city]. Available at: https://clk.su/b0JwE (accessed 18.05.2019).
8. Zaraysk i okrestnosti: usad'ba Dostoevskogo i drugie dostoprimechatel'nosti - fenomen sladkogo goroda [Zaraysk and surroundings: Dostoevsky's manor and other sights - the phenomenon of the sweet city]. Available at: http://kudarf.ru/cfo/ moskovskaya-oblast/zaraysk-dostoprimechatelnosti.htm (accessed 15.05.2019).
9. Kolomna - lider gastronomicheskogo turizma [Kolomna - the leader of gastronomic tourism]. Available at: http://my-kolom-na.ru/kolomna-lider-gastronomicheskogo-turizma/ (accessed 28.05.2019).
10. Kolomna. Available at: https://www.tourprom.ru/country/russia/kolomna/ (accessed 15.05.2019).
11. Luchshie turisticheskie goroda Rossii 2018 [Best Russian Tourist Cities 2018]. Available at: http://turstat.com/besttravelcityrus-sia2018 (accessed 29.05.2019).
12. Minenkova V. V., Volkova T.A. Severo-Kavkazskii turisticheskii klaster: istoriya i dinamika razvitiya [North Caucasian tourist cluster: history and dynamics of development], Kubanskii gosudarstvennyi universitet, 2018, pp. 300-303.
13. Muzei «Kolomenskaya pastila» stal laureatom premii pravitel'stva RF v oblasti turizma [«Kolomna's Paste» museum became the winner of the Russian government's prize in the field of tourism]. Available at: https://clk.su/opnVr (accessed 14.03.2019).
14. Rassadina A. K. Rol' klasterov v sovremennoi ekonomike: zarubezhnyi opyt [The role of clusters in the modern economy: foreign experience], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika [Bulletin of Moscow University, series 6. Economics], 2014, I. 5, pp. 85-101.
15. Chislo turistov v 4 munitsipalitetakh Podmoskov'ya mozhet udvoit'sya pri sozdanii turklastera [The number of tourists in 4 municipalities of the Moscow region can double when tour cluster will be created]. Available at: https://riamo.ru/article/299453/ chislo-turistov-v-4-munitsipalitetah-podmoskovya-mozhet-udvoitsya-pri-sozdanii-turklastera.xl (accessed 29.05.2019).
16. Sheresheva M. Yu. Problemy sozdaniya turisticheskikh klasterov v regionakh Rossii [Problems of creating tourist clusters in the regions of Russia]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki Rossii: regional'noe raznoobrazie [Innovative development of the Russian economy: regional diversity], vol. 2., M.: TEIS, 2013, pp. 168-174.
17. Global report on food tourism. World Tourism Organization. Madrid: UNWTO, 2012. 68 p.
18. How technology can help you make the most of 2018's hottest tourism trends - 22.03.2018. Available at: https://clk.su/yTKYb (accessed 14.05.2019).
19. Second global report on gastronomy tourism. Available at: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/gastronomy_report_web.pdf (accessed 14.05.2019).