УДК 378.147
В. А. АРЖАНОВ
Омский государственный технический университет
КЛАСТЕРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ -ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждены вопросы взаимодействия вуза с предприятиями в подготовке специалистов. Основное внимание акцентировано на кластерные объединения, которые позволяют организовать и развивать новые направления в расширении компетенции будущего специалиста.
Ключевые слова: кластер, компетенция, специалист, образование.
В централизованной государственной структуре система взаимодействия образования, науки и производства работала под контролем государства и на государство. При этом государство, формируя заказ на подготовку специалистов и на направления научных исследований, было держателем как интеллектуального, так и промышленного потенциала страны. В такой ситуации взаимодействие вуза с предприятиями ограничивалось жестким планированием выпуска специалистов и их распределением.
В развивающейся рыночной экономике появляются новые формы их взаимодействия. Одной из перспективных форм взаимодействия между вузами и предприятиями могут стать кластерные объединения, когда несколько предприятий и организаций, заинтересованных друг в друге, объединяются с университетами и участвуют в формировании образовательного стандарта определенного перечня специальностей, устанавливая необходимые требования к компетенциям выпускников.
Развитие кластерных объединений зависит, в первую очередь, от желания предприятий изменить свой подход к подготовке специалистов и решиться на адресное целевое вложение капитала в образование, направленное на перспективу. Финансовые вложения предприятий в образовательный процесс позволят изменить материальную базу вузов и готовить специалистов по современным технологиям на современном оборудовании. При этом качественно изменится методическая база вузов, расширятся возможности для активизации самостоятельной работы студентов. Кластерные объединения позволят создавать творческие коллективы из числа сотрудников вуза, предприятий и студентов, призванные решать научно-производственные задачи, в том числе и работать на перспективу.
Действительно, научная инфраструктура вуза с авторитетными научными школами, научными направлениями, с отраслевыми и проблемными научно-исследовательскими лабораториями предопределяют проведение общих с предприятиями исследований с привлечением талантливой молодежи в науку.
При такой форме взаимоотношений открываются новые возможности внесения необходимых корректив в образовательный процесс таким обра-
зом, чтобы согласованные направления подготовки будущих специалистов способствовали активизации научных исследований вуза по заказам предприятий-работодателей.
Имеющийся многолетний опыт ОмГТУ по совместной подготовке молодых специалистов через систему целевой индивидуальной подготовки специалистов (ЦИПС), филиалы кафедр на предприятиях, научно-производственные объединения (НПО) дает основание надеяться на организацию и дальнейшее активное развитие инновационного механизма взаимодействия вуза и бизнеса для формирования и инновационно-предпринимательского университета в составе кластера.
Такой кластер должен объединить образование, науку и работодателей разнообразных сфер деятельности, что, несомненно, будет способствовать внедрению качественно новых инновационных образовательных программ технического университета в интересах потребителей выпускников.
Одна из таких программ — формирование и реализация структуры довузовского образования, например, в виде центра довузовской подготовки или лицея при вузе. Необходима отработанная система взаимодействия вуза с организациями среднего профессионального образования путем согласования учебных планов и создания единой непрерывной образовательной среды вуза с учебными организациями среднего образования (школа, колледж) на основе единых аттестационных требований и технологий.
Может представлять интерес организация и развитие новой формы взаимоотношений науки, производства и образования в процессе обучения, суть которой в следующем.
Студенты первого и второго курса обучаются по дисциплинам блоков ГСЭ, ЕН и ОПД в соответствии с существующими государственными образовательными стандартами. На данном этапе на первом месте для студентов обучение — приобретение знаний по фундаментальным дисциплинам с целью дальнейшего их использования в научных исследованиях.
Следующий этап формирования будущего специалиста предполагает активную научно-исследовательскую деятельность студентов с учетом их уровня подготовки, индивидуальных особенностей, способнос-
тей и т.п. Научная и научно-практическая деятельность студентов по договорам с предприятиями должна быть определяющей при продолжении обучения в вузе с изучением специальных дисциплин, связанных с выбранным профилем подготовки.
Таким образом, появляется другая модель высшего образования: 2 года активной аудиторной учебы и 2 года активной исследовательской работы в лабораториях или вуза, или предприятий с изучением определенных дисциплин при максимальной индивидуализации обучения.
К развитию кластерных объединений с участием ОмГТУ есть все предпосылки. На протяжении многих лет развивались различные формы взаимодействия кафедр, факультетов и вуза в целом с предприятиями Омского региона: прежде всего это создание и развитие радиотехнического факультета для удовлетворения потребности предприятий специалистами радиотехнического профиля; внедрение в учебный процесс целевой индивидуальной подготовки (ЦИПС); организация филиалов кафедр на предприятиях; защита дипломных проектов и работ, связанных с производственной тематикой на территории предприятий; участие представителей вуза в совместных совещаниях с представителями промышленности по подведению итогов целевой подготовки; включение сотрудников вуза в состав аттестационных комиссий предприятий, определяющих категории молодых специалистов после года работы на производстве; раннее распределение выпускников перед технологической практикой (3-й курс); усиление научно-исследовательской составляющей в учебном процессе путем частичной замены аудиторных занятий (лабораторные работы и практические занятия) работой на предприятии с выполнением ин-
дивидуальных заданий по реальной тематике с монтажом, сборкой, настройкой отдельных узлов и блоков, выполнением курсовых проектов и работ, а также дипломных проектов; корректировка спецкурсов с учетом перспективного развития предприятий; сквозное курсовое и дипломное проектирование по тематике предприятий; создание специализированных лабораторий, оснащенных современными приборами и оборудованием.
Интеграция вуза и профильных предприятий региона должна способствовать активному воспроизводству новых научных знаний и, как следствие, обновлению содержания образовательных программ.
Библиографический список
1. Аржанов В.А., Пшеничникова В.В., Шатохина Л.А. Проблемы взаимодействия вуза и предприятий. Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов : материалы 4-й Международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО Государственный университет цветных металлов и золота. — Красноярск, 2006. — 343 с.
2. Белал О.П. Подготовка специалистов в условиях инновационного взаимодействия науки, образования и производства. Проблемы качества образования в современном обществе : сб. ст. 3-й Междунар науч.-практ. конф. — Пенза, 2007. — 301 с.
АРЖАНОВ Валерий Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехнические устройства и системы диагностики».
Статья поступила в редакцию 02.12.08 г. © В. А. Аржанов
УДК 658 5 О. В. БАТЕНЬКИНА
С. П. ШАМЕЦ
Омский государственный технический университет
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ_
В статье представлены итоги проведения на базе Омского государственного технического университета студенческих олимпиад по инженерным дисциплинам с применением CAD/CAM/CAE-систем, проведен анализ результатов участников и представлены выводы об уровне подготовки инженерных кадров.
Ключевые слова: системы автоматизированного проектирования (САПР), инженерный анализ, технологическая подготовка производства, информационные технологии в образовании.
В настоящее время Омский государственный технический университет является одним из немногих вузов в России, которые ежегодно проводят Всероссийские студенческие олимпиады по инженерным дисциплинам с использованием современных
систем автоматизированного проектирования и инженерного анализа, интерес к которым с каждым годом неизменно возрастает.
Олимпиады проводятся в виде состязаний студентов в творческом применении знаний и умений по