Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Использованные источники:

1. Нещадин А.А., Тульчинский Г.Л. Модернизация России: территориальное измерение / под ред. А. А. Нещадина, Г.Л. Тульчинского. - Спб.: Алатейя, 2011. - 328 с.

2. Берендеева, А.Б. Предмет исследования - благополучие населения/ А.Б. Берендеева // Социологические исследования.- 2005.-№5.-С.127

3. Блинов, А.О. Муниципальное управление: учебное пособие для вузов / А.О. Блинов.-М.: УРАО, 2001. -78с.

4. Братерский А., Козырев М. Тихвин как пример для подражания.// Экономический журнал Forbes [Электронный ресурс]. 2010. URL://www.forbes.ru/ekonomika/rynki/52947-kak-spasti-monogorod (дата обращения: 25.02.2011)

5. Конфисахор А., Группа "ИСТ" заказала проект нового облика Тихвина у модных дизайнеров. // Журнал "Деловой Петербург" ["Электронный ресурс"]. 2012. URL: // http://dp.ru/1017xg/ (дата обращения: 15.02.2012)

Дырдонова А.Н., к. э.н., доцент доцент кафедры экономики и управления Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУВПО «Казанский национальный исследовательский

технологический университет» Россия, г. Нижнекамск КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В условиях модернизации все большую актуальность приобретает социально-экономическое развитие регионов. Основной задачей современного периода развития региональных экономических систем является обеспечение роста конкурентоспособности и наращивание эффективности производства. Следовательно, возникает необходимость активизации действующих и поиска новых источников и факторов экономического развития. Одним из таких источников является развитие региональных кластеров.

Кластерная структуризация региональной экономики:

- окажет существенное влияние на общую экономическую политику региона (прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием);

- приведет к повышению конкурентоспособности территории (через политику, опирающуюся на развитие кластеров).

- обеспечит новые возможности для бизнеса (приведет к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности и др.) [1-4, 6] .

Реализация проекта развития кластерной экономики региона требует создания соответствующей инфраструктуры, перекрестных связей научных, производственных, финансовых учреждений и институтов. Одним из направлений формирования инфраструктуры является развитие парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного типа (научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, инновационно-промышленных комплексов и др.).

Необходимо отметить, что в Республике Татарстан имеется достаточный опыт формирования вышеуказанных элементов инфраструктуры. Первая волна их создания была в середине 90-х годов, и следует отметить, что созданные научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, показали свою эффективность.

На сегодняшний день базовым элементом инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан является технопарк «Идея». На территории технопарка существует бизнес-инкубатор, где происходит проработка идеи, пробный выпуск продукции осуществляется на площадях Центра инновационного бизнеса, серийный выпуск осуществляется уже при содействии технопарка. Также технопарк ежегодно проводит «Венчурную ярмарку инновационных проектов» на базе выставочного комплекса «Казанская ярмарка».

В мае 2007 года технопарк «Идея», IBM, Инвестиционно-венчурный фонд РТ объявили о начале сотрудничества в области разработки стратегии, построения бизнес-плана и проведения маркетинговых исследований по созданию технологического центра IT-разработок встроенных IT-систем. В 2004 году были образованы: Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» - это единственный пример функционирования технопарка, ориентированного на

машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого, среднего и крупного бизнеса; Производственный технопарк «Идея-Юго-Восток», он был образован технопарком «Идея» совместно с компанией «Татнефть», при поддержки Правительства Республики Татарстан.

В настоящее время большое внимание в рамках инновационного регионального развития, отводится созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Необходимая нормативная база представлена в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 1.08.2005г., Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 117-ФЗ, от 1.01.2006г.

Особая экономическая зона промышленно-производственного типа

«Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года. Основной целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.

За период с начала существования ОЭЗ «Алабуга» в ее инфраструктуру федеральными и региональными властями было вложено более 370 млн. долларов США. За этот период времени удалось привлечь и первых компаний-резидентов, среди которых значатся такие известные компании отечественного и мирового бизнеса, как Роквул, Эр Ликид, Фиат Груп, Исузу, Сент-Гобейн, Прайс Даймлер, Шишеджам, Хаят.

Основными преимуществами ОЭЗ «Алабуга», которые делают ее одной из самых обустроенных промышленных площадок в Российской Федерации, являются: выгодные налоговые и таможенные преференции; развитая промышленная инфраструктура; развитая бизнес инфраструктура; система «Одно окно»; стратегическое месторасположение; развитая социальная инфраструктура близлежащего города; мощная правительственная поддержка.

Одной из форм свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования является технополис. Технополисы пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.

Работающий с 2006 года Технополис «Химград» - один из ключевых элементов созданного в Республике Татарстан нефтехимического кластера. «Химград» постоянно расширяет географию своей деятельности, привлекая для работы на площадке не только республиканских, но и российских, а также зарубежных инвесторов. Официально проект приобрел федеральное значение после подключения к государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». А по итогам 2009 года «Химград» стал лидером среди других регионов-участников госпрограммы по показателям деятельности своих резидентов.

«Химград» представляет собой индустриальный парк площадью 131 га, призванный создать оптимальные условия для развития малого и среднего инновационного бизнеса, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, обеспечить в республике дополнительный передел полимерной продукции и создание добавленной стоимости, внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана, способствовать развитию тесного взаимодействия с участниками инновационного и рынка инвесторов: НИИ, вузами

внедренческими компаниями, венчурными институтами, бизнес-ангелами и банками.

Кроме того, к территориальным зонам-системам, для которых характерна высокая концентрация малых и средних предприятий с явно выраженной производственной специализацией относятся промышленные округа.

В мае 2005 года при поддержке Кабинета Министров РТ, была образована Ассоциация «Нижнекамский промышленный округ». Нижнекамский промышленный округ создан с целью взаимовыгодной промышленной кооперации и объединил «округообразующее» предприятие - ОАО «Нижнекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке полимеров в готовую продукцию (рис. 1). Основная задача Ассоциации - это содействие развитию сектора малых и средних предприятий по переработке полимерного и нефтехимического сырья.

Рис. 1. Схема организации Нижнекамского промышленного округа

Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № 572 от 11.08.2008г. в рамках Нижнекамского промышленного округа создан «Индустриальный парк Камские Поляны» - комплекс (с единой инфраструктурой) современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли.

Основной целью проекта «Индустриальный парк «Камские Поляны» является создание сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров, как элемента национальной инновационной системы для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Его полномасштабная реализация будет стимулировать развитие депрессивного региона, в том числе создание и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для бесперебойной работы сосредоточенных здесь промышленных объектов, а также способствовать дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности территории.

Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан приоритетным является создание нефтехимического кластера [8]. Поэтому формирование и развитие кластерных образований для

Нижнекамского района является весьма перспективным направлением повышения конкурентоспособности территории и механизм активизации инновационных процессов.

Нижнекамский муниципальный район является крупнейшим центром нефтехимической промышленности не только Татарстана, но и России. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.

Основу промышленности города составляет крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли - нефтехимию и нефтепереработку. Крупнейшими градообразующими предприятиями муниципального района являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».

Для развития нефтехимического кластера Нижнекамского муниципального района необходимо создание индустриального парка в районе БСИ (базы стройиндустрии). Исследуя возможности и предпосылки создания индустриального парка в районе БСИ, необходимо отметить следующее: а) выгодное географическое положение: город Нижнекамск расположен в северо-восточной части Республики Татарстан в 8 км от реки Кама. Находится на расстоянии 240 км от столицы республики - Казани. Близлежащие города - Набережные Челны (40 км), (Заинск (42 км), пгт Камские Поляны (45 км), Чистополь (120 км). По территории города Нижнекамска проходит автодорога республиканского значения М3 сообщением «Нижнекамск - Камские Поляны - Чистополь -Казань», с выходом на магистраль федерального значения М7 «Москва -Уфа». В 20 км от города Нижнекамска расположен международный аэропорт Бегишево; б) индустриальный парк в районе БСИ будет располагаться в непосредственной близости от основных источников производства сырья (например, ОАО «Нижнекамскнефтехим»); в) наличие инженерной инфраструктуры; г) наличие трудовых ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы; д) развитая социальная инфраструктура, благоприятные условия для жизни населения.

Процесс формирования инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера Нижнекамского муниципального района кроме наличия определенных факторов требует развития (в случае отсутствия -создания) и инфраструктурных элементов. На основе анализа основных направлений инфраструктурных элементов можно построить структурно -функциональную модель экономического развития района, что позволит рассматривать инфраструктуру кластерного развития, как - комплекс взаимодополняющих друг друга элементов (рис. 2).

Взаимосвязь элементов позволит обеспечить одновременное решение нескольких задач: создание базовых центров по инновационной

деятельности, расширение информационного обмена между структурами кластера, интеграцию финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Построение центра координации элементов инфраструктуры развития кластера позволит создать механизм, где элементы опираются на возможности друг друга и взаимодействуют с органами управления. Кроме того, координирующий орган позволит избежать проблемы несогласованности между элементами инфраструктуры кластера Нижнекамского муниципального района.

Рис. 2. Структурно-функциональная модель инфраструктурного обеспечения развития кластера Нижнекамского муниципального района1

Итак, в условиях модернизации процесс формирование кластеров на территории региона невозможен без развития его инфраструктурных элементов. Создание недостающих и развитие имеющихся элементов инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера позволит: создать новые рабочие места для жителей региона, увеличить налоговые отчисления в бюджет; производить новые виды продукции, увеличить как качество, так и количество выпускаемой продукции;

1 Пунктиром выделены элементы инфраструктурного обеспечения, которые необходимо создать для успешного функционирования кластера на территории Нижнекамского муниципального района.

заменить импортные товары отечественными, за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; значительно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций,

академической и вузовской науки; повысить как уровень научно-технических разработок, так и эффективность их внедрения.

Использованные источники:

1. Дырдонова А.Н. Инфраструктурное обеспечение развития территориального кластера // Региональная экономика: теория и практика.

- 2011. - № 26 (209). - С. 30-36.

2. Дырдонова А.Н. К вопросу о формировании структуры нефтехимического кластера // EuropeanSocialScienceJournal. - 2011. - № 8.

- С. 450-457.

3. Дырдонова А.Н. Кластерная организация экономики региона: методологический подход // Казанская наука. - 2010. - № 4. - С. 52-57.

4. Дырдонова А.Н. Модель инфраструктурного обеспечения развития кластера Нижнекамского муниципального района // Казанская наука. -2011. - № 2. - С. 81-84.

5. Каленская Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития промышленного комплекса. - Казань: Изд-во Академии наук РТ «Наука», 2010. - 160с.

6. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 258с.

7. Проект «Концепция кластерной политики Российской Федерации». М.: АНХ при Правительстве РФ, Консалтинговая компания Bauman Innovation, 2005.

8. Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года». М.: 2007.

Егошин А.М., канд.техн.наук докторант, Военная академия тыла

и транспорта Россия, г.Санкт-Петербург ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ В рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» значительное внимание уделяется мерам по обеспечению безопасности дорожного движения в крупных административных и промышленных центрах. Это вполне закономерно, поскольку 72% всех ДТП происходит на улично-дорожной сети городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.