УДК 332.1
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КЛАСТЕРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ
А.Н. Дырдонова*
Статья подготовлена в рамках проекта № 10-Мау-Е0-08 «Стратегическое планирование развития территориального кластера» при поддержке Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (иЗИТ).
В статье исследуются аспекты формирования
инфраструктуры кластерных образований в промышленном секторе региона, что является особенно актуальным в условиях глобализации и усиления конкуренции. Автором определены структурные элементы и предложена модель инфраструктурного обеспечения развития нефтехимического кластера.
Ключевые слова: регион; кластерные образования;
инфраструктура; нефтехимический кластер.
FORMATION OF INFRASTRUCTURE CLUSTER EDUCATION IN THE REGION
A.N. Dyrdonova
This article investigates aspects of the formation of an infrastructure cluster formations in the industrial sector in the region, which is particularly relevant in the context of globalization and increased competition. The author has identified the structural elements and a model of infrastructure development to ensure a petrochemical cluster.
Keywords: region; cluster formation; infrastructure; petrochemical cluster.
Пространственно-экономическая трансформация и модернизация российской региональной экономики, а именно ориентация хозяйственных систем на инновационный тип развития, предопределили трансформацию институциональных условий и соответствующего инфраструктурного обеспечения развития кластерных образований в регионе.
Кластерные образования представляют собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [4].
Первоочередным принципом формирования инфраструктуры является целенаправленность, т.е. наличие системы целей, охватывающих научно-технические, производственные, экономические и социальные цели внутри кластера. Наличие целей приводит к образованию структур или отдельных элементов инфраструктуры, которые выполняют определенные функции в соответствии с выбранной целью. Несмотря на различные цели и функции организационных структур, их деятельность должна быть слаженной, взаимосвязанной и скоординированной, только в этом случае будет достигаться максимальный эффект инфраструктурных звеньев.
* Дырдонова Алёна Николаевна, доцент кафедры экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет», кандидат экономических наук. E-mail: [email protected]
Одним из направлений формирования инфраструктуры, фокусирующего цели промышленной и инновационной политики, является развитие парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного типа. Базой парковых структур являются научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы.
В Республике Татарстан имеется достаточный опыт формирования элементов инновационной инфраструктуры. Первая волна их создания была в середине 90-х годов, и следует отметить, что созданные научно-технологические парки, бизнес-инкубаторы, показали свою эффективность.
На сегодняшний день базовым элементом инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан является технопарк «Идея». На территории технопарка существует бизнес-инкубатор, где происходит проработка идеи, пробный выпуск продукции осуществляется на площадях Центра инновационного бизнеса, серийный выпуск осуществляется уже при содействии технопарка. Также технопарк ежегодно проводит «Венчурную ярмарку инновационных проектов» на базе выставочного комплекса «Казанская ярмарка».
В мае 2007 года технопарк «Идея», 1ВМ, Инвестиционно-венчурный фонд РТ объявили о начале сотрудничества в области разработки стратегии, построения бизнес-плана и проведения маркетинговых исследований по созданию технологического центра 1Т-разработок встроенных 1Т-систем. В 2004 году были образованы: Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер» — это единственный пример функционирования технопарка, ориентированного на машиностроительную отрасль; Производственный технопарк «Идея-Юго-Восток».
Кроме того, в рамках программы развития малого наукоемкого бизнеса технопарк тесно сотрудничает с Агентством по поддержке малого предпринимательства, венчурным фондом, инновационным фондом Республики Татарстан, центром инновационных технологий, университетскими технопарками при Казанском государственном технологическом университете и Казанском государственном техническом университете.
В настоящее время большое внимание в рамках инновационного регионального развития, отводится созданию особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Необходимая нормативная база представлена в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ от 01.08.2005 г., Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 117-ФЗ, от 01.01.2006 г.
Особая экономическая зона промышленнопроизводственного типа «Алабуга» была создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 784 от 21 декабря 2005 года. Основной целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
За период с начала существования ОЭЗ «Алабуга» в ее инфраструктуру федеральными и региональными властями было вложено более 370 млн. долларов США. За этот период времени удалось привлечь и первых компаний-резидентов, среди которых значатся такие известные компании отечественного и мирового бизнеса, как Роквул, Эр Ликид, Фиат Груп, Исузу, Сент-Гобейн, Прайс Даймлер, Шишеджам, Хаят.
Основными преимуществами ОЭЗ «Алабуга», которые делают ее одной из самых обустроенных промышленных площадок в Российской Федерации, являются:
— выгодные налоговые и таможенные преференции;
— развитая промышленная инфраструктура (все резиденты получают доступ к внутренним сетям дорог, железной дороге, электричеству, отоплению, канализации и пр.);
— развитая бизнес инфраструктура (офисные помещения, конференц-залы, залы заседаний, банки, страховые компании, тренажерный зал, 1Р-телефония и высокоскоростной Интернет);
— система «Одно окно» (16 государственных учреждений);
— стратегическое месторасположение (пря-
мая связь с Федеральным шоссе М 7 и Федеральной железнодорожной системой, близкое расположение к международному аэропорту и речному порту);
— развитая социальная инфраструктура близлежащего города (рестораны, торговые центры, высококачественное жильё, 4-х звёздочная гостиница);
— мощная правительственная поддержка;
— подтверждённый послужной список - многие известные во всем мире компании разместили своё производство на территории ОЭЗ «Алабуга».
Одной из форм свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования является технополис. Технополисы пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.
Работающий с 2006 года Технополис «Хим-град» - один из ключевых элементов созданного в Республике Татарстан нефтехимического кластера. «Химград» постоянно расширяет географию своей деятельности, привлекая для работы на площадке не только республиканских, но и российских, а также зарубежных инвесторов. Официально проект приобрел федеральное значение после подключения к государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». А по итогам 2009 года «Химград» стал лидером среди других реги-онов-участников госпрограммы по показателям деятельности своих резидентов.
«Химград» представляет собой индустриальный парк площадью 131 га, призванный создать оптимальные условия для развития малого и среднего инновационного бизнеса, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, обеспечить в республике дополнительный передел полимерной продукции и создание добавленной стоимости, внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана, способствовать развитию тесного взаимодействия с участниками инновационного и рынка инвесторов: НИИ, вузами внедренческими компаниями, венчурными институтами, бизнес-ангелами и банками.
В настоящее время в Технополисе «Химгра-де» ведется серийное производство полимерных
изделий (труб, фитингов, пленок, битумов, упаковочных материалов), компонентов для авто и нефтепромысловой химии, светопрозрачных конструкций из ПВХ, энергосберегающих и нанотехнологий, лабораторного оборудования, лекарственных средств и медицинского оборудования, осуществляется переработка полимеров (рециклинг), сертификация химических веществ, а также ведутся лабораторные исследования. В рамках реализации концепции Технополиса, здесь предполагается также строительство Парка высоких технологий, включающего Центр высоких технологий, Парк пилотных установок, Корпоративный университет, специализирующихся в области приоритетных направлений (биомедицина, энергосбережение, нанотехнологии).
ОАО «УК «Идея Капитал» оказывает необходимую поддержку компаниям-резидентам, работающим на территории индустриального парка, по принципу «одного окна», что позволяет упростить процедуру оформления документации: выдачи техусловий, документов, связанных с экологическим контролем, разрешительной и иной документации. Комплексная система сервисной поддержки резидентов включает мероприятия по представлению и продвижению интересов резидентов при взаимодействии с государственными (муниципальными) органами и организациями, отраслевыми союзами, ассоциациями, биржами по программам субсидирования, гранатовых фондов, предоставления оборудования в лизинг и т.д.; сокращению и упрощению процедуры по выдаче технических условий, согласования документации, связанных с экологическим контролем и т.д.; содействие в обучении и повышении квалификации и т.д., содействие в части заключения прямых долгосрочных контрактов с предприятиями нефтегазохимического комплекса РТ и обеспечения гарантированных поставок партии запрашиваемого углеводородного сырья по установленному трехстороннему регламенту.
Кроме того, к территориальным зонам-системам, для которых характерна высокая концентрация малых и средних предприятий с явно выраженной производственной специализацией относятся промышленные округа.
В мае 2005 года при поддержке Кабинета Министров РТ, была образована Ассоциация
«Нижнекамский промышленный округ». Нижнекамский промышленный округ создан с целью взаимовыгодной промышленной кооперации и объединил «округообразующее» предприятие -ОАО «Нижнекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке полимеров в готовую продукцию. Основная задача Ассоциации - это содействие развитию сектора малых и средних предприятий по переработке полимерного и нефтехимического сырья.
Запускающим механизмом Ассоциации «Нижнекамский промышленный округ» являются его учредители: ОАО «Нижнекамскнефтехим»; ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»; НП «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана»; «Инвестиционное агентство города Нижнекамска и Нижнекамского района».
Нижнекамский промышленный округ - организация производственно-территориального комплекса, объединяющего малые и средние предприятия в целях стимулирования их инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности и создающая условия для взаимовыгодной промышленной кооперации, решение общих экономических и правовых задач, а также защиты имущественных интересов участников промышленного округа.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № 572 от 11.08.2008 г. в рамках Нижнекамского промышленного округа создан «Индустриальный парк Камские Поляны» - комплекс (с единой инфраструктурой) современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли.
Основной целью проекта «Индустриальный парк «Камские Поляны» является создание сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров, как элемента национальной инновационной системы для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Его полномасштабная реализация будет стимулировать развитие депрессивного региона, в том числе создание и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для бесперебойной работы сосредоточенных здесь промышленных объектов, а также способствовать дальнейшему повышению инве-
стиционной привлекательности территории.
Таким образом, реализация проекта позволит не только уменьшить долю импорта нефтехимических продуктов в регионе, которая составляет более 50 процентов потребления, но и:
— создать комплекс современных, экономически эффективных производств;
— создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения;
— укрепить дотационную бюджетную систему региона.
В сентябре 2009 года было подписано Соглашение между Правительством Республики Татарстан и Министерством регионального развития Российской Федерации о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 500 млн. рублей. Эти средства направлены на создание инфраструктуры парка — системы газоснабжения, сети тепло- и водоснабжения, ливневой канализации, объектов энергетического хозяйства, реконструкцию существующих теплосетей. Уже начато строительство модульной котельной с мощностью 60 мВт, способной удовлетворить потребности первой очереди Индустриального парка и поселка одновременно.
Общая стоимость проекта - 1,7 млрд.руб. Базовым предприятием парка и поставщиком сырья выступает ОАО «Нижнекамскнефтехим» — одно из крупнейших российских предприятий нефтехимической отрасли.
На первоначальном этапе запланировано создание пяти производственных объектов. Первые два производства по выпуску мультифиламент-ных нитей и стретч-пленки введены в действие в 4-м квартале 2009 года. Идет процесс заключения контрактов на поставку оборудования еще для трех производств по выпуску полимерной сетки, армированной пленки и др.
Инвестиционный проект по созданию Индустриального парка «Камские Поляны» включен в качестве базового проекта в Комплексный инвестиционный план развития пгт Камские Поляны как моногорода. В рамках второй очереди на его территории предполагается разместить бизнесцентр, ведется работа по привлечению сторонних инвесторов для реализации аналогичных производственных проектов.
Создание нового производства в составе Индустриального парка «Камские Поляны» позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества, как с точки зрения объема капитальных вложений по проекту, так и себестоимости производимой продукции.
По прогнозам к 2020 году на производствах Индустриального парка может быть занято свыше 2-х тысяч человек. Это долгосрочные, масштабные задачи, которые предполагается реализовать при поддержке федерального центра.
Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан [5] приоритетным является создание нефтехимического кластера. Поэтому формирование и развитие кластерных образований для Нижнекамского района является весьма перспективным направлением повышения конкурентоспособности территории и механизм активизации инновационных процессов.
Нижнекамский муниципальный район является крупнейшим центром нефтехимической промышленности не только Татарстана, но и России. На него приходится 23% производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта. В Нижнекамске сосредоточено 18% основных
производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.
Основу промышленности города составляет крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли - нефтехимию и нефтепереработку. Крупнейшими градообразующими предприятиями муниципального района являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».
Процесс формирования инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера Нижнекамского муниципального района требует развития (в случае отсутствия - создания) его инфраструктурных элементов. На основе анализа основных направлений инфраструктурных элементов можно построить структурно-функциональную модель экономического развития района, что позволит рассматривать инфраструктуру инновационного развития, как - комплекс взаимодополняющих друг друга элементов (рис. 1).
С точки зрения структурно-функциональной модели можно представить, что инфраструктура развития — это, с одной стороны соединение, специализированных областей деятельности (инвестиций, инженерных инновационных и тех-
Рисунок I - Структурно-функциональная модель инфраструктурного обеспечения развития кластера
нологических знаний и обучения), а с другой, система поддержки инновационной деятельности посредством взаимодополняющих элементов (организационных, правовых, информационных, коммуникационных территориальных структур). Инфраструктура характеризуется, прежде всего, целевым единством ее элементов, однако, каждый из элементов отличается своей функциональной спецификой.
Элементы, обеспечивающие целевое единство в деятельности такого механизма, - это мотивационные установки на инновационное развитие территории, единый законодательный и нормативный регламент деятельности, единая общедоступная информационная сеть. Более того, структурнофункциональная модель формируется через единство мотивации в деятельности инновационных центров, инвестиционных банков, фондов поддержки кластерного развития, фондов страхования инвестиционной и инновационной деятельности. Взаимодействующие структуры могут иметь различную организационно-правовую форму. Каждый центр, будучи самостоятельной хозрасчетной структурой, опирается на материальный
Литература
и интеллектуальный потенциал партнеров. Взаимосвязь элементов позволит обеспечить одновременное решение нескольких задач: создание базовых центров по инновационной деятельности, расширение информационного обмена между структурами кластера, интеграцию финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Взаимодействие элементов инфраструктуры, эффективно в следующих ситуациях:
— объединение ресурсов при решении глобальных проблем;
— обучение персонала и повышение его квалификации при обмене опытом;
— соединение взаимодополняющих этапов одной комплексной работы.
Построение центра координации элементов инфраструктуры развития кластера позволит создать механизм, где элементы опираются на возможности друг друга и взаимодействуют с органами управления. Кроме того, координирующий орган позволит избежать проблемы несогласованности между элементами инфраструктуры кластера Нижнекамского муниципального района.
1. Дырдонова А.Н. Методические подходы к выявлению и оценке кластеров в экономике региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. - № 28 (163). - С. 25-32.
2. Дырдонова А.Н. Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. - 2009. - № 3 (79). — С. 51-56.
3. Кластерные подходы к развитию корпоративных форм хозяйствования: Монография / П.П. Мирошкин, В.А. Крапивин. — Н.Новгород: Принт ЕС, 2007. - 444 с.
4. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 258 с.
5. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: Ипр://те11.tatar.ru/rus/info.рЬр?1с1=99885 (дата обращения 10.03.2011).