УДК: 711.03
КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНОМ
© 2006 Л. В. Иваненко
Самарский муниципальный институт управления
Рассматриваются вопросы управления регионом как мегакластером.
В данной работе регион определяется как территория в административных границах субъекта федерации, характеризующаяся целостностью, комплексностью, специализацией и управляемостью (наличием политико-административных органов управления).
Целостность региона предполагает рациональное использование природно-ресурсного потенциала данной территории, соответствующее пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.
Экономическая целостность реализуется как комплексность регионального хозяйства.
Комплексно сть хозяйства региона означает сбалансированность развития производственных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняются функции по специализации региона, отсутствуют внутрирегиональные диспропорции, сохраняется способность региона осуществлять в своих границах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. При этом часть воспроизвод -ственных связей ограничивается данной территорией, таким образом, появляется некоторая самостоятельность.
Важнейшим признаком региона является управляемость, которая обусловлена целостностью региона и тесно связана с административно-территориальным делением, т. е. каждый регион имеет институты государственной власти и управления региональными процессами: систему региональных органов государственной власти.
Выделение региона по административному признаку представляется важным не только для развития экономики, территориального разделения труда, функционирования рынков товаров и услуг и т. д., но и для целесообразной организации управления территорией.
Управление регионом использует в своей практической деятельности множество различных научных подходов: комплексный, функциональный, воспроизводственный, нормативный, системный, ситуационный, динамический, количественный, поведенческий, маркетинговый, процессный, административный, программно-целевой и др.
Необходимо отметить, что программно -целевой подход реализуется для прогнозирования и планирования, позволяет применение системного подхода и формирует цели социально-экономического развития. Данный под -ход используется для эффективного управления социально-экономическими системами, к которым относятся и регионы.
Анализ всех исторически сложившихся научных направлений, созданных в сфере управления регионом, показывает, что теория эффективного управления регионом окончательно еще не сформировалась. Можно сделать предположение, что теория эффективного управления регионом (а это сложная социально-экономическая система) должна вмещать в себя все множество направлений, научных школ и подходов к управлению. Кроме того, требуется отметить, что регионы в своем развитии сильно отличаются друг от друга.
Оценка содержательности научных под -ходов, широко используемых теорией и практикой управления регионом, свидетельствует, что до сих пор отсутствует полная класси-
фикация научных подходов в сфере управления регионом [2].
Концептуально основанием назначения социально -экономического подхода к формированию эффективного управления регионом будет являться то, что по своей природе и эко -номической деятельности регионы уже являются социально-экономическими системами.
Концепция социально-экономического подхода к управлению регионом направлена на выполнение базовой целевой установки -создание условий устойчивого функционирования и социально-экономического развития региона, а также повышение уровня жизни населения. При этом она основана на принципе социальной ответственности и реализации экономического механизма социальной ответственности в управленческой деятельности.
С методологических позиций усиление социально-экономического подхода в создании условий эффективного управления регионом следует рассматривать в процессе реализации социально ориентированной целевой политики на уровне регионов и всей страны.
Необходимо отметить, что социальноэкономическое развитие региона существенно зависит от реализации государственной социально-экономической политики.
Каждый регион выбирает или формирует свою модель управления экономикой, наиболее соответствующую местным условиям, историческим особенностям и национальным интересам региона.
Важнейшим вопросом является формирование системы эффективного управления регионом. Модель новой системы управления должна отвечать развитию общественного производства и предоставлять возможность достижения целей развития управляемой региональной экономической системы.
Представляет интерес еще один подход к управлению регионом - синергетический, который способствует увеличению совместного эффекта деятельности хозяйствующих субъектов экономики в регионе благодаря их объединению. Синергетический эффект имеет большее значение, чем общая сумма эффектов деятельности этих организаций, работающих самостоятельно.
В кибернетике и в общей теории систем понятия «синергетическая связь», «синер -гетический эффект» получили большое распространение. К. Маркс в «Капитале» оценивал «эффект синергизма» в качестве «новой силы, которая возникает из слияния многих сил в одну общую...». Зарубежные исследователи принимают синергетический эффект как один из важнейших факторов создания эффективного управления. Особенно ярко это проявляется в процессе функционирования кластеров. Вероятно, при активном появлении кластеров в стране синергетический эффект приобретет и в России должное значение.
Действительно, в последнее время и в нашей стране процесс выделения, определения, выявления, формирования и организации кластеров приобретает положительную динамику, особенно на региональном уровне.
Управление регионом может быть представлено как управление сложной социально-экономической системой, с одной стороны, и, с другой стороны, как управление мегакластером, т. е. совокупностью кластеров, функционирующих в данном регионе [3, 4].
Кластер - это сочетание постоянно взаимодействующих между собой независимых фирм, работающих в одной сфере или отрасли, и группа предприятий, которые оказывают основным фирмам сервисные услуги. В состав кластера в качестве равноправного члена могут войти представители регионального местного правительства, что позволит осуществлять эффективную государственную поддержку и решать социальные проблемы территории. Также в состав кластера могут войти финансовые (инвестиционные), образовательные, научно-исследовательские организации и специально созданные структуры, способствующие развитию кластера.
На начальном этапе формирования кластера создается комиссия, которая помогает укрепить позиции кластера и разделить роли и функции членов - участников кластера.
Региональное правительство выделяет средства из федерального и регионального бюджетов для первоначального финансирования деятельности кластера, а затем члены
или участники кластера - предприятия и организации - предоставляют собственные средства.
Кластером управляет специально созданная структура, в которую входят представители местной власти, промышленности (бизнеса) и науки. Это новый «прозрачный» подход к управлению (качество, логистика, консалтинг, инвестиции, технологии и др.).
Практика свидетельствует, что в г. Самаре и Самарском регионе уже успешно функционируют два кластера - авиационно-космический (рис. 1) и автомобилестроительный.
Открытие в Самарском регионе автомобильного кластера было поддержано бизнесом - ОАО «Автовазом» - в лице председателя Совета директоров и властью - губернатором Самарской области. В настоящий момент в Самарском регионе это один из самых сильных и развитых кластеров.
В Самарском регионе имеются все пред -посылки для создания нефтехимического и агропищевого кластеров.
Одним из главных исходных условий в организации процесса эффективного управления регионом является наличие или разработка стратегии развития региона в зависи-
мости от организационных форм экономики на данной территории.
Регион, который имеет кластерную форму организации экономики, представляет собой совокупность кластеров, т. е. мегакластер. Таким образом, стратегия развития региона будет предполагать, соответственно, развитие всех кластеров.
Выбор направления развития региона определяет обоснование организационной системы и структуры управления, а также содержание управленческой деятельности.
Под организационной структурой управления регионом понимается соотношение всех полномочий, функций, прав, обязанностей, ответственности между управленческой структурой и мегакластером в процессе производства и реализации продукции, воздействующих на результаты деятельности мегакластера.
Регион как объект управления характеризуется перечнем кластеров (название, объем и характер выпускаемой продукции, ее стоимость, уровень рентабельности, а также стоимость производственных фондов, численность работающих, технико -экономические показатели работы кластеров и др.).
Рис. 1. Схема авиационно-космического кластера Самарского региона
Совокупность органов субъекта управления, их взаимосвязи образуют аппарат управления регионом [5, 6].
Отметим, что именно кластерная форма организации экономики предназначена для повышения конкурентоспособности. Таким образом, управление регионом как мегакластером приведет к повышению конкурентоспособности, что позволит определить управление регионом как эффективное.
Список литературы
1. Ветлугин С. Ю. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности. - СПб.: СПб ГИЭУ, 2005.
2. Гаврилов А. И. Региональная эконо-
мика и управление. - М., 2002.
3. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. - М.: Книжный дом «Университет», Ростов-наДо-ну: «Март», 2000.
4. Астафьев А. К., Бранский В. П., Ога-нян К. М. Социальная синергетика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Оганяна. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004. - 100с.
5. Кластерная теория экономического развития / Цихан Т В. Теория и практика управления, №5. 2003.
6. Хасаев Г. Р., Михеев Ю. В. Кластеры - современные инструменты повышения конкурентоспособности региона или через партнерство к будущему // Инженер Поволжья. Специальный выпуск, 2003.
CLUSTER ORGANIZATION OF ECONOMY AND EFFICIENT REGION MANAGEMENT
© 2006 L. V. Ivanenko
Samara Municipal Institute of Management
The paper deals with the issues of managing a region as a megacluster.