Научная статья на тему 'Кластерная форма взаимодействия как фактор повышения эффективности управления в сфере малого бизнеса'

Кластерная форма взаимодействия как фактор повышения эффективности управления в сфере малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томашук Е. А., Зильберова И. Ю.

Развитие малого бизнеса в строительстве стало одним из важнейших направлений экономических преобразований. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерная форма взаимодействия как фактор повышения эффективности управления в сфере малого бизнеса»

4. Федеральный Закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «0 несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2002).

5. Федорова Г.В. Учёт и анализ банкротств. М., 2006.

6. Четверкина А.Г. Правила проведения арбитражным управляющим финансово-экономического анализа // Право и экономика. 2004. № 9.

ТОМАШУК Е.А., ЗИЛЬБЕРОВА И.Ю.

КЛАСТЕРНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

Развитие малого бизнеса в строительстве стало одним из важнейших направлений экономичес- ^ ких преобразований. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание ¡5 общих рыночных, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концеп- ^ ции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка малого и 1 среднего бизнеса как, в общем, так и в строительной сфере в частности, должна быть отнесена к чис- ^ лу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на регио- ^ нальном уровне. ^

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической 2 системы в значительной степени зависит от структуры взаимодействия малого, среднего и крупного \-бизнеса. |\

Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между 00 крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкурен- Ш

зарубежных стран. Взаимоотношения между крупными промышленными комплексами и малыми предприятиями существовали еще в 70-80-е гг., и носили преимущественно технологический характер.

Малые предприятия обеспечивали производство узлов и деталей, комплектующих изделий, специфичной и мелкосерийной продукции, ремонт и обслуживание оборудования и др.

ции. ^

Усиление сложности и нестабильности экономического пространства приводит к тому, что стандартные типы адаптационного поведения предприятий строительного комплекса и процессы управ- 2 ления изменениями становятся все менее эффективными. В связи с этим возникает потребность по- -Е новому посмотреть на проблему взаимодействия предприятий строительного комплекса и внешней о. среды.

В своей хозяйственной практике крупные строительные предприятия стремятся минимизировать объем производственных операций, сопряженных с повышенными издержками. Среди путей ^

решения этой проблемы наиболее перспективным является развитие контрактных, субподрядных х

ф

отношений. ™

Развитие малого бизнеса и его кооперационных связей с крупными предприятиями не являет- а

ся принципиально новым элементом в организационной структуре промышленного производства <

о о

х >

0

1_

О

о

ш

О

I—

О

С точки зрения системного подхода микроэкономические взаимодействия объектов малого биз- а-неса следует рассматривать как процесс, результат которого зависит как от предпринимаемых дей- ^ ствий субъектов этого процесса, так и от условий внешней среды. При этом в качестве экономичес- о ких агентов фигурируют различные самостоятельные единицы, рассматриваемые как системы. Про- ® цесс взаимодействия предприятий предполагает связи между выходом одной или нескольких систем | и входом другой (других) систем. Этот процесс может быть описан и классифицирован с использова- ^ нием различных признаков в зависимости от целей и задач исследования. 1

Рассматривая экономическое содержание взаимодействия предприятий, можно отметить, что о

данная ситуация складывалась, как правило, на базе крупных предприятий реального сектора. При 9

о

этом взаимодействие наиболее часто возникает в виде интрапренерства, инкубаторства и в сател-литной форме. Такие формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, как интрапренерство и ин-кубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития.

Структура взаимодействия малых строительных предприятий не всегда имеет четкие очертания. Рассмотрев данный процесс, можно сделать вывод, что формы, разновидности и типы взаимодействий можно рассматривать, как и в ситуации взаимодействия малых и крупных предприятий. При этом роль «крупного» предприятия принадлежит одному доминирующему малому предприятию.

Вид устойчивых взаимодействий относится к процессам, непосредственно связанным с формированием наиболее стабильной части малого бизнеса, рациональной пропорции между крупным и мелким строительным производством и, в конечном счете, со становлением малого бизнеса как элемента рыночных отношений. Таким образом, одним из видов взаимодействия являются взаимоотношения, складывающиеся внутри комплекса малых строительных предприятий.

Процессу взаимодействия предприятий строительного комплекса в едином экономическом пространстве региона в настоящее время не уделяется недостаточного внимания. Не в полной мере определены факторы, влияющие на выбор того или иного способа отношений, не установлена область действия каждой модели интеграции интересов участников строительного комплекса, направленной на реализацию их экономических интересов. ь Множество способов межотраслевого взаимодействия и моделей строительной интеграции пред-го полагает задачу выбора способа сотрудничества предприятий.

В настоящее время эта проблема решается эмпирическим путем стихийной адаптации форм

П _п

I-

взаимодействия и моделей интеграции в практике функционирования предприятий. Вследствие разнообразия условий хозяйствования невозможно выявить рациональный вид отношений для каждого конкретного случая.

о В литературе достаточно хорошо типологизированы и описаны как формы взаимодействия от-

раслей строительного комплекса, так и модели строительной интеграции (акционерные общества, ^ ассоциации, финансово-строительные группы, холдинги, корпорации, и др), однако такая форма вза-0имодействия как строительные кластеры, остается не изученной.

^ Так, объединяющая структура в виде координирующей ассоциации может способствовать раз-^ витию внутренних договорных отношений между предприятиями разных отраслей. Однако ассоциа-0 ция не обладает необходимыми средствами воздействия на предприятия, а «мягкие» способы обес-® печения управляемости межотраслевыми отношениями быстро исчерпывают свои возможности. о Отличительная особенность финансово-строительных групп — их высокая способность объе-

® динять активы предприятий разных отраслей, что обеспечивает развитие связей между ними.

В то же время, необходимо отметить, что создание интегрированных формирований в виде холдингов и финансово-строительных групп имеет свои ограниченность и трудности. Подобным объе-° динениям присущи недостатки крупных объединений, требуется разработка документов, регламен-ф тирующих внутренние взаимоотношения.

Ш

о Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаи-

о мосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций, действу-^

о о

х

ющих в определенной сфер и взаимодополняющих друг друга [1, с. 207]. М. Портер считает, что

конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспо-

2 собности не отдельных ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей, причем,

¿3 принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние

о ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая

о название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним о.

^ относятся:

х - факторные условия: людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал,

ф капитал, инфраструктура;

ш

- условия внутреннего спроса: качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на

| мировом рынке, развитие объема спроса;

? - смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей): сферы поступления сырья и полуфаб-

5 рикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий; ^ - стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция: цели, стратегии, способы орга-

(Г) низации, менеджмент фирм, конкуренция.

При анализе экономических механизмов строительного кластера в целях удобства обычно используются два основных индикатора — прибыль (доход) и затраты, при этом с помощью этих показателей оцениваются синергические эффекты уменьшения инвестиций и времени.

Кластерные структуры в малом бизнесе в строительстве представляют собой альянсы малых строительных предприятий, объединяющихся в целях снижения собственных трансакционных издержек. В результате каждое малое предприятие вследствие подобного объединения получает дополнительную прибыль, что и обуславливает его экономический интерес как участника рассматриваемой структуры. Предпосылками для образования кластерных структур в строительстве являются:

- достижение определенного уровня концентрации числа малых предприятий в строительной отрасли;

- налаженность между малыми строительными предприятиями различного рода взаимосвязей в процессе решения общих задач и наличие определенного уровня доверительности отношений между ними;

- необходимость использования малозатратных способов функционирования малых предприятий;

- наличие у каждого из предприятий способов более рационального использования производ- ^ ственных и иных ресурсов при условии вовлечения в процесс строительства новых участников; ^

- факторы недостаточно благоприятной экономической среды и отсутствия необходимой госу- ц дарственной поддержки, стимулирующие к консолидации малых строительных предприятий против ^ агрессивных внешних воздействий и т.д. ^

В настоящее время экспертами описаны семь основных характеристик кластеров, на комбина- ^ ции которых базируется выбор той или иной кластерной структуры:

1) активности;

2) горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер; о

3) вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса; С]

4) латеральная: в кластер объединяются разные элементы, которые могут обеспечить экономию О за счет эффекта масштаба;

5) технологическая: совокупность отраслей, предприятий пользующихся одной и той же техно-

логией; о

6) фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра — предприятия, НИИ или £ учебного заведения; о

7) качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудни- ^ чают, но и то, каким образом они это делают. Структура далеко не всегда автоматически стимулиру- х ет развитие инноваций. о

Итак, кластерный подход, со временем стал применяться при решении все более широкого кру- °

га задач, в частности: ф

- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли; о

- как основа общегосударственной промышленной политики; о

^

о о

- при разработке программ регионального развития;

- как основа стимулирования инновационной деятельности;

- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Кластерные структуры в строительстве, взаимодействуя, обычно реализуют две типовых схемы такого взаимодействия:

0

1_

о о

ш

О

I—

о

- с предприятием-поставщиком; о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- с предприятием-потребителем. ^ Данные две схемы могут быть объединены в общий случай, когда структура взаимодействует с

одним (или несколькими) крупными строительными предприятиями, как поставщиками; и с одним (или ф несколькими) строительными предприятиями, как потребителями.

Эффект взаимодействия малых строительных предприятий является специфическим. Он не сво- ^ дится к эффекту объединения предприятий, так как малые предприятия в рассматриваемых струк- ® турах сохраняют свою относительную самостоятельность. Малые строительные предприятия характеризуются относительно небольшими изменениями роста объемов производства по своему опреде- § лению (в противном случае они переходят в разряд других объектов — средних или крупных о

предприятий). Более того, они, как правило, функционируют на достаточно узких сегментах рынка, не допускающих значительного расширения производства. В современных российских условиях действует еще один фактор, сдерживающий их рост — достаточно жесткие спросовые ограничения со стороны других хозяйствующих субъектов. Поэтому эффект объединения деятельности малых и крупных строительных предприятий следует считать не эффектом роста масштаба, а эффектом, обусловленным применением новых способов более рационального расходования производственных факторов; способов, которые можно реализовать лишь с привлечением в процесс производства новых участников.

Важно отметить, что изменение основных экономических индикаторов в процессе деятельности происходит нелинейно, и наблюдается падение показателей в точке переходного периода. Нелинейность объясняется тем, что вначале процесса кластеризации требуется произвести необходимые затраты, а эффект проявляется в конце процесса.

С точки зрения кибернетики, образование и функционирование кластерных структур можно объяснить достигаемым синергическим эффектом: того, что не может достичь малое строительное предприятие в одиночку, оно достигает при совместном функционировании вместе с другими малыми предприятиями строительного кластера.

Для того, чтобы малые строительные предприятия образовали кластерную структуру, необходимо, чтобы эффекты (выгоды) от их взаимодействия были бы больше затрат на формирование кластера; тогда появятся стимулы к объединению их в кластер. Для того, чтобы новое образование было й устойчивым, превышение кластерных эффектов над кластерными затратами должно обеспечивать компенсацию убытков от воздействия внешней среды. При этом должно соблюдаться еще одно усло-

П

л ь

о

^ вие: внутри подобных структур должна существовать «сила взаимного притяжения», которая долж-

^ на превышать преимущества автономного функционирования объектов.

Заметим, что с течением времени эффекты кластерных связей могут исчерпываться; при при-

о влечении большого числа участников затраты на формирование кластерных связей могут превы-

^ сить возникающие при этом выгоды; могут значительно усилиться негативные воздействия внешней

^ среды; могут усилиться центробежные силы внутри кластерной структуры. В этом случае кластер-

□ ная структура распадается, и, если возникают для этого предпосылки, через некоторое время созда-

^ ется новая структура.

^ В современном мировом экономическом пространстве кластерным структурам начинают уде-

0 лять все больше внимания, важно отметить, что данные структуры встречаются лишь на общегосу-

® дарственном (отраслевом) уровне, практически не уделяется внимание региональным кластерным

0 структурам.

® В целом же можно сказать, что кластерная форма взаимодействия существует на данном этапе

1 как новая недостаточно разработанная схема. В Российской экономике данному виду взаимодействия о не уделялось должного внимания, хотя использование данной структуры может являться решающим

фактором при разработке эффективной структуры управления в сфере малого бизнеса.

о

х (В

¡3 ЛИТЕРАТУРА.

о 1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002. <

>

о о

о о о.

о ф

о

ТУПИХА Н.А.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ КАК ИСТОЧНИК ТРАНСАКЦИОННЫХИЗДЕРЖЕК

Одной из наиболее актуальных проблем современной российской экономики является высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности всех субъектов национальной экономической системы.

Административные барьеры — это формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и мес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.