УДК 637.5
И. А. Сергеева
ИНТЕГРАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
Аннотация. Актуальность и цели. Основными проблемами функционирования предприятий промышленности региона, как и в целом по стране, являются: отсутствие оборотных и инвестиционных средств, значительный физический и моральный износ основных фондов, низкая конкурентоспособность, превышение импорта над экспортом, слабый внутренний спрос, неэффективность механизмов государственной поддержки, утрата инновационного характера развития производства, несбалансированная с промышленной тарифная политика естественных монополий. В сложившихся условиях наиболее действенным инструментом промышленной политики является кластерная стратегия, обусловливающая гарантию установления стабильных экономических отношений между партнерами на основе развития интеграционных процессов, хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире и обеспечивающая высокую рентабельность производства, повышение конкурентоспособности продукции и расширение рынков сбыта. Цель работы - обосновать необходимость интеграции кластерного подхода в стратегии развития промышленных предприятий региона на основе выявления конкурентных преимуществ кластеров по сравнению с аналогичными структурными формированиями. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования официальных материалов Правительства Пензенской области, а также изучения трудов отечественных ученых по данной проблеме. Методологический потенциал включает монографический метод, применение которого позволяет исследовать ранее предложенные учеными подходы к развитию промышленных предприятий, имеющуюся для этого законодательную базу и ее недостатки, а также положительный опыт зарубежных стран в решении изучаемой проблемы; статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных с выявлением тенденций создания и развития кластеров как на уровне региона, так и в целом по стране; сравнительный анализ, позволяющий выявить конкурентные преимущества кластера по сравнению с другими формированиями подобного типа. Результаты. Выявлен ряд условий, которые как способствуют, так и препятствуют развитию кластеров в регионе. Исследованы основные направления кластерной политики в регионе. На основе целевых ориентиров аргументирована необходимость интеграции кластерного подхода в стратегии развития промышленных предприятий. Проведен мониторинг деятельности и развития кластеров в регионе. Обоснованы конкурентные преимущества кластера по сравнению с другими формированиями. Выводы. Исследование конкурентных преимуществ кластерных структур подчеркивает острую необходимость интеграции кластерного подхода в стратегии развития промышленных предприятий, способствующую системному решению широкого круга задач по переходу российской экономики к инновационному, социально ориентированному типу развития.
Ключевые слова: промышленная политика, промышленный комплекс, кластерный подход, интеграция, стратегия развития.
I. A. Sergeeva
INTEGRATING THE CLUSTER APPROACH INTO THE DEVELOPMENT STRATEGY OF REGIONAL INDUSTRIAL ENTERPRISES
Abstract. Background. The main problems affecting the performance of regional industrial enterprises are: lack of floating capital and investments, significant physical and moral depreciation of fixed assets, low competitiveness, unbalance in foreign trade, excess of imports over exports, weak domestic demand, inefficient mechanisms of state support, the conservative character of production, unbalanced tariff policy of natural monopolies. Under such conditions, the cluster strategy is the most effective tool of the industrial policy. It guarantees establishing stable economic relations between partners on the basis of integration. It has been successfully implemented worldwide. The cluster approach ensures profitability, higher competitiveness and market expansion. The purpose of the study is to prove the necessity of integrating the cluster approach into the development strategy of the regional industrial enterprises, to identify competitive advantages of clusters as compared to other structural forms. Materials and methods. The research objectives were accomplished by using official data of the Government of the Penza region, as well as by analyzing Russian economists’ works on the problem. The methodology is based on: a monographic method that allows the authors to study the previously proposed approaches to the development of industrial enterprises, legislation in this sphere and its drawbacks, as well as positive experience of foreign countries in solving the problem; a statistical method for the analysis of data related to the development of regional clusters; a comparative analysis to identify the competitive advantages of the cluster as compared to other forms. Results. We have identified a number of conditions that stimulate the development of clusters and some more conditions that repress the development of clusters in the region. We have stated the main guidelines of the cluster policy in the region. We have proved the necessity of the cluster approach integration into the industrial enterprises’ development strategy. We have monitored the clusters’ activities and their development in the region, as well as the cluster competitive advantages. Conclusions. The study of the clusters’ competitive advantages emphasizes the urgent need for the integration of the cluster approach into the industrial enterprises’ development strategy that promotes solving a wide range of tasks during transition of the Russian economy to the innovative and socially oriented type of development.
Key words: industrial policy, industrial enterprise, cluster approach, integration, strategy of development.
Системное решение широкого круга задач по переходу российской экономики к инновационному, социально ориентированному типу развития сдерживается рядом проблем функционирования предприятий различных сфер экономики. Основными проблемами функционирования предприятий промышленности региона, как и в целом по стране, являются: отсутствие оборотных и инвестиционных средств, значительный физический и моральный износ основных фондов, низкая конкурентоспособность, превышение импорта над экспортом, слабый внутренний спрос, неэффективность механизмов государственной поддержки, утрата инновационного характера развития производства, несбалансированная с промышленной тарифная политика естественных монополий.
Кроме того, не выполняется ряд требований, предъявляемых к промышленным предприятиям, и в частности необходимость преодоления отставания российских предприятий от зарубежных в области информатизации производства, систематического обновления продукции, обеспечения сервиса в соответствии с требованиями рынка, рационального использования производственных ресурсов, а также многое другое.
Промышленный комплекс области представлен такими отраслями, как машиностроение и металлообработка, пищевая и лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, медицинская и легкая промышленность. В составе промышленного комплекса - более 1500 предприятий. В промышленности производится до четверти объемов валового регионального продукта, работают около 100 тыс. человек.
Отрасль машиностроения Пензенской области представлена более чем 30 крупными и средними предприятиями. Важнейшими видами машиностроительной продукции являются промышленная запорная арматура, металлорежущие и деревообрабатывающие станки, дизели, воздушные и газовые компрессоры, автомобильные прицепы, бензовозы и спецавтомобили и многое другое.
Динамика объемов производства важнейших видов промышленной продукции региона представлена в табл. 1.
Таблица 1
Производство важнейших видов промышленной продукции Пензенской области [1]
Показатели 2000 г. 2011 г. 2012 г.
Станки металлорежущие, шт. 246 34 47
Насосы центробежные, шт. 1744 2482 2356
Сеялки тракторные, шт. 1854 207 189
Краны, вентили, клапаны для трубопроводов, тыс. шт. 1720,7 1299,1 1003,4
Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс. м изделий 96,1 144,8 147,5
Исходя из целевых ориентиров, заданных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Пензенской области была разработана Стратегия социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (до 2021 г.), приоритетными задачами которой являются:
- технологическое обновление базовых секторов экономики;
- развитие высокотехнологичных секторов с высокой добавленной стоимостью.
Разработка стратегий отечественных предприятий должна осуществляться на основе индикаторов развития региона в целом и основываться на синтезе элементов следующих школ:
- школы позиционирования, в частности разработка ограниченного числа стратегий, учитывающих специфику отрасли, рыночные условия и характер конкуренции. Наиболее весомой публикацией для этой школы является книга Майкла Портера «Конкурентная стратегия» [2];
- школы предпринимательства, предусматривающей формирование стратегии как процесса предвидения. Наиболее ярким представителем данной школы является Г. Минцберг [3];
- школы обучения, предусматривающей гибкость стратегии развития отечественных предприятий и способность их к модификации;
- школы власти, рассматривающей формирование стратегии как процесса ведения переговоров. Особого внимания заслуживает предложенная в рамках этой школы теория «соконкуренции» (сотрудничество плюс конкуренция), разработанная А. М. Бранденбургером [4] и Б. Дж. Нейлбаффом [5];
- школы внешней среды, исходящей из идеи, что внешнее окружение является главным элементом процесса создания организационной стратегии. Среди ее представителей можно выделить таких ученых, как М. Ханнан, Дж. Фриман, А. Ван де Вен и др. [6, 7].
В сложившихся условиях наиболее действенным инструментом промышленной политики является кластерная стратегия, обусловливающая гарантию установления стабильных экономических отношений между партнерами на основе развития интеграционных процессов, хорошо зарекомендовавшая себя во всем мире и обеспечивающая высокую рентабельность производства, повышение конкурентоспособности продукции и расширение рынков сбыта.
Кластерные стратегии получили большое распространение в развитых странах Европы, Азии, Америки. При этом органы власти концентрируют усилия на поддержке и создании кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса и регионов в долгосрочной перспективе. Причем государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится их участником [8].
Кластер - это одна из форм сетей (с горизонтальными и вертикальными связями), обеспечивающих повышение согласованности экономических интересов взаимодействующих сторон посредством развития эффективных коммуникаций. Для кластера это означает, что все коммуникации отдельных субъектов, так или иначе связанных с увеличением в регионе производства конкурентоспособной продукции, должны быть регулируемы в едином центре.
Кластер представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций, кооперацию самостоятельных субъектов хозяйствования, имеющих высокую степень сходства технико-технологических параметров с требованиями производства высококачественной продукции.
Кластер позволяет использовать преимущества самых эффективных способов координации экономических отношений (внутрифирменная иерархия, рыночные механизмы, партнерское взаимодействие и др.), что даст возможность быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий, преобразуя их в инновации, востребованные рынком. Объединение в кластер формирует ориентированную на распространение новых знаний, технологий и инноваций систему. При этом формирование устойчивых экономических отношений между участниками кластера является условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества.
Кластеры принципиально отличаются от других гибридных форм координации экономических отношений, так как в одной местности возникают
постоянно повторяющиеся неофициальные контакты (взаимодействия), которые стимулируют установление эффективных коммуникаций, снижают трансакционные издержки.
Согласно М. Портеру [9] методика формирования кластера состоит из трех стадий:
- во-первых, устанавливается состав кластера. Определяется его ядро -крупная компания или группа компаний, от которых по вертикали строятся технологические цепочки взаимосвязанных с ними ниже- и вышестоящих предприятий. Затем по горизонтали по отношению к ядру определяются производства, проходящие через общие каналы или создающие побочные продукты и услуги;
- во-вторых, выделяются групповые образования внутри кластера, в особенности организации, обеспечивающие для него специализированные навыки, технологии, капитал и инфраструктуру - все то, что является основой получения конкурентных преимуществ;
- в-третьих, определяются правительственные и иные законодательные структуры, влияющие на поведение участников кластера.
М. Портер показал, что кластеры обеспечивают усиление взаимосвязанности, взаимодополняемости отраслей благодаря более быстрому распространению специфических для данного региона технологий, профессиональных навыков, информации и т.д. [9]. У промышленных предприятий, расположенных в одном регионе, существует много общих потребностей и возможностей, а также ограничений и препятствий. Улучшая условия развития кластера, государственные органы управления действуют одновременно в интересах многих предприятий региона.
Кластерный подход обеспечивает концентрацию внимания не на отдельных отраслях, а на связях между отраслями, предприятиями и организациями. Связи на подобной основе способствуют развитию производства и конкуренции; упрощению доступа к новейшим технологиям; распределению рисков в различных видах совместной деятельности; совместному выходу на внешние рынки и т.д. Кластерный подход оказывает положительное воздействие на согласование экономических интересов взаимодействующих сторон посредством развития эффективных коммуникаций.
Относительно всех ранее предложенных учеными кластерный подход является инновационным способом развития предприятий. Он мобилизует положительные эффекты и информационное взаимообогащение [9].
Существует ряд условий, которые как способствуют, так и препятствуют развитию кластеров в регионе. К позитивным условиям можно отнести наличие технологических и научных инфраструктур, высококвалифицированных кадров, а к сдерживающим:
- низкую психологическую готовность к кооперации;
- низкий уровень развития ассоциативных структур (торгово-промышленных палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов бизнеса;
- относительно краткосрочный горизонт планирования.
Стратегии развития региона и отдельных кластерных систем должны быть взаимно согласованы для успешной реализации. При развитии кластерной системы власть и бизнес должны играть разные, но взаимодополняющие
роли. Кластерный подход не вступает в конфликт с задачами развития вертикальных корпораций, что и представляет собой главную мотивацию для объединения предприятий.
Организации, работающие в рамках одной системы, имеют взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими (инвестирование, финансирование и т.д.), но и организационными аспектами, которые промышленные предприятия используют для реагирования на изменения во внешней среде своей деятельности. В кластере сочетаются элементы рынка и иерархической координации действий, кооперационные, информационные и имущественные связи (в форме долевого участия).
В последнее время и федеральные российские власти стали проявлять заметный интерес к кластерной политике. Основным инструментом, который эксперты предложили для реализации кластерной политики в России, стала та же система грантов для регионов, которая используется в США и Великобритании и становится все более популярной в других странах, а также интеграция кластерного подхода в отраслевые стратегии соответствующих министерств [8].
Правительство Пензенской области осуществляет целенаправленную политику по развитию кластерных инициатив на территории области. В рамках Центра кластерного развития осуществляется поддержка и координация развития кластерных инициатив в Пензенской области. Центр кластерного развития осуществляет:
- формирование предложений по совершенствованию региональной кластерной политики Пензенской области;
- оценку конкурентоспособности региональных отраслевых кластеров, определение целесообразности и направлений их поддержки;
- разработку и реализацию целевых программ поддержки региональных кластеров;
- организацию работы по поддержке межкластерного взаимодействия;
- мониторинг деятельности и развития региональных кластеров1.
Основные направления кластерной политики в Пензенской области отражают созданные и функционирующие в настоящее время кластеры.
Создание биомедицинского кластера на территории Пензенской области способствует ускорению разработок в области высокотехнологичных изделий медицинского назначения. Так, в регионе проводится широкий спектр научноисследовательских работ по медицинскому направлению, в результате которых уже достигнуты положительные результаты и организуется производство современной инновационной продукции медицинского назначения2.
Сложные экономические условия, рост спроса на высокотехнологичную продукцию привели к необходимости кооперации предприятий для более эффективного решения производственных задач, создав предпосылки для формирования в регионе приборостроительного кластера3.
Основными направлениями кластера является создание крупномасштабных интегрированных готовых решений для корпораций и холдингов (Росатом, Газпром, СИБУР, Роскосмос), производство компонентов совре-
1 иКЬ: www.clustercenter.ru
2 Там же.
3 Там же.
менных средств приборостроения, средств автоматизации и информационных систем для Топливно-энергетического комплекса, Росатома, Министерства обороны и т.д.1
Приборостроительный кластер обладает рядом компетенций, позволяющих ему производить продукцию мирового уровня, особенно продукцию космической отрасли, интегрированные системы безопасности, оборудование для контроля процессов атомной энергетики, оборудование для защиты информации. Кластер имеет высокий экспортный потенциал. Динамика производства продукции кластера имеет тенденцию к увеличению, и в 2016 г. планируется ее увеличение с 21 до 32 млрд руб.2
Конкурентными преимуществами кластера являются:
- наличие предприятия-лидера, определяющего долговременную инновационную и иную стратегию кластера в целом;
- долговременная координация взаимодействия участников системы в рамках основных систем управления, производственных программ, инновационных процессов, контроля качества и пр.
Наиболее важным условием развития в регионе кластерных инициатив является взаимодействие бизнеса и власти, что и позволило приступить к реализации эффективных мероприятий кластерной политики, направленной на повышение инвестиционного и экспортного потенциала региона.
Кластеры позволяют использовать преимущества самых эффективных способов координации экономических отношений (внутрифирменная иерархия, рыночные механизмы, партнерское взаимодействие и др.), что даст возможность эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий, преобразуя их в инновации, востребованные рынком.
Кластеры являются объектом крупных капиталовложений, которые осуществляются в специализированные исследования, в развитие родственных технологий, в информацию, в развитие инфраструктуры и в человеческие ресурсы, что проявляется в синергетическом эффекте и позволяет промышленным предприятиям выстоять в конкурентной борьбе. Все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.
Установлению длительных и прочных экономических отношений в кластере будет способствовать совпадение целей, координация и совместимость интересов горизонтально и вертикально связанных организаций, а также неформальные отношения отдельных специалистов и руководителей, их совместное участие в научных разработках, территориальная близость.
Механизм регулирования экономических отношений функционирует на основе ряда принципов (рис. 1).
Создание кластеров исключительно важно для перевода экономики области на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования и производственный процесс. Такое взаимодействие позволит промышленным предприятиям проще приспособиться к изменениям конъюнктуры рынка. Это способствует развитию всех участников кластера
1 иКЬ: www.clustercenter.ru
2 Там же.
и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь отлаженной системы прямых и обратных связей.
[самостоятельность с ресурсов
труктурных подразделений d использовании
I
Р.
авныс возможности всех структурных подразделении
равноправное участие в предпринимательской деятельности и [получениеэкономической выгоды от совместного производства
материальная заинтересованность и ответственность работников за результаты деятельности
[экономическая ответственность структурных подразделений і выполнении взаимных обязательств
производимой продукции
и затрат на ее
Рис. 1. Основные принципы механизма регулирования экономических отношений интегрированных формирований
Объединение участниками кластера имеющихся у них ресурсов способствует повышению эффективности производства, улучшению качества производимой продукции, применению инновационных энергосберегающих технологий и на этой основе удовлетворению интересов участников, а также эффективному регулированию совместной деятельности, которое позволит:
1) организовать производство на основе замкнутого технологического цикла в интересах всех участников;
2) укрепить партнерские отношения между предприятиями промышленности на основе согласованности их экономических интересов;
3) улучшить финансовое положение предприятий за счет объединения капитала и ускорения оборотов денежных средств.
4) расширить рынки сбыта.
В отличие от других формирований (холдингов) внутри кластера имеют место как экономические отношения, основанные на конкуренции, так и экономические отношения, основанные на сотрудничестве входящих в его структуру организаций. При этом экономические отношения между структурными звеньями кластера, основанные на конкуренции, предполагают, что одна сторона реализует свои интересы максимально за счет подавления интересов другой стороны либо вторая сторона максимально реализует свои интересы за счет ущемления интересов первой стороны.
Экономические отношения между структурными звеньями кластера, основанные на сотрудничестве, характеризуются высоким уровнем согласования интересов и более характерны для формирований, основывающих свою деятельность на принципах кооперации и интеграции, позволяют получить
максимальный синергетический эффект за счет образования единого интегрированного субъекта, действующего объединенно и взаимно.
На современном этапе развития экономических отношений возможно применение нескольких интеграционных моделей как по форме объединений, так и по механизмам интеграции.
Механизмы интеграции определяются прежде всего статусом интегратора, в качестве которого могут выступать:
- региональная администрация или муниципальный орган;
- промышленная, торговая или финансовая компания;
- одно предприятие или группа промышленных предприятий.
Значительный эффект в регулировании экономических отношений
внутри кластера может дать интрапренерство, в основе которого лежит интеллектуальная деятельность работников, направленная на осуществление инновационных проектов.
Интрапренерство предполагает организацию рискованных подразделений внутри отраслевого кластера, создание условий и выделение ресурсов для реализации творческих проектов.
Экономические отношения могут успешно развиваться, если в кластере будут созданы условия, позволяющие интрапренеру проявить свой инновационный, творческий потенциал, в том числе сеть поддержки интрапренеров. Важнейшим условием сети поддержки является финансовое обеспечение рискованных проектов. На научные разработки планируется использовать общекорпоративные средства, специальные инновационные фонды. Кроме того, базовое предприятие должно создать специальные структурные подразделения -отделы нововведений, венчурные группы, консультационные службы и т.д., в задачи которых входит выявление инициативных творческих работников, ценных научно-технических идей, поддержка наиболее ценных проектов.
Основные задачи интрапренерства:
- эффективное использование факторов производства;
- получение дополнительных финансовых ресурсов для поддержки и развития базовой организации;
- создание условий для разработки и внедрения новых прогрессивных технологий производства;
- расширение ассортимента и улучшение качества выпускаемой продукции, работ и услуг;
- повышение творческой и деловой активности работников и др.
В качестве организационной основы интрапренерства необходимы:
- гибкие организационная и производственная структуры базовой организации, легко трансформируемые для реализации новых идей;
- эффективная кадровая политика, направленная на подбор квалифицированного творческого персонала;
- система материального стимулирования, направленная на развитие творчества, разработку и внедрение идей.
Становление интрапренерства проходит через этапы, представленные на рис. 2.
Организация интрапренерства позволит повысить эффективность функционирования кластера в целом за счет более рационального использования производственных ресурсов на основе роста деловой активности работников, быстрой реализации инновационных проектов.
Анализ потребности организации в создании дополнительного бизнеса и его возможностей
Разработка бизнес-плана, предложенного
Рис. 2. Этапы становления интрапренерства
Стратегия развития промышленных предприятий региона подразумевает: преодоление технологического отставания на основе заимствования новых конкурентоспособных технологий у мировых лидеров; развитие инновационного задела на основе трансферта технологий; импортозамещение за счет обеспечения развития собственного производственного потенциала; выход на международные рынки за счет реализации накопленного производственного потенциала отечественных предприятий1.
Одним из направлений реализации стратегии является создание кластеров. Реализация стратегии развития промышленных предприятий региона представляется возможной на основе системного подхода, который объединяет теорию обеспечения конкурентных преимуществ и инновационного менеджмента. Данный подход объединяет макроэкономический подход обеспечения конкурентоспособности [10, 11] и кластерный подход2, 3.
Интеграция кластерного подхода в стратегии развития промышленных предприятий региона ведет к выработке новых путей приобретения конкурентных преимуществ и порождает совершенно новые возможности. Множество предприятий в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и ориентированность на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности.
Формирование и функционирование кластеров позволит более эффективно использовать ресурсный потенциал предприятий. Использование подобных структур в качестве инструмента реализации стратегии развития промышленных предприятий региона будет способствовать переходу экономики к инновационному социально ориентированному типу развития.
1 Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
2 Там же.
3 Концепция кластерной политики Российской Федерации.
Список литературы
1. Пензенская область 2012 в цифрах : статист. справочник. - Пенза : Изд-во Пенза-стата, 2013. - 77 с.
2. Porter, M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors / М. Porter. - New York : Free Press. - 1980. - (Idem. Competitive).
3. Mintzberg, H. Mintzberg on management: inside our strange world of organizations / H. Mintzberg. - New York : Free Press, 1989. - 418.
4. Brandenburger, A. M. Coopetition / А. М. Brandenburger, В. М. Nalebuff. -New York : Doubleday, 1996.
5. Nalebuff, B. Bundling as an entry barriers / B. Nalebuff // Quarterly Journal of Economics. - 2004. - Vol. 119, № 1. - P. 159-187.
6. Hannan, M. T. The population ecology of organization / M. T. Hannan, J. Freeman // American journal of sociology. - 1977. - Vol. 82. - P. 929-964.
7. Van de Ven A. H. Suggestions for studying strategy process: A research note / A. H. Van de Ven // Strategic Management Journal. - 1992. - № 13 (Special Issue). -P. 169-191.
8. Шелюбская, Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 3.
9. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2000. - 495 с.
10. Портер, М. Э. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Э. Портер. - М. : Альпина бизнес букс, 2008.
11. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-практ. пособие - М. : ТАНДЕМ: Гром-Пресс, 1998. - 381 с.
References
1. Penzenskaya oblast’ 2012 v tsifrakh: statist. Spravochnik [Penza region 2012 in figures: statistical reference book]. Penza: Izd-vo Penzastata, 2013, 77 p.
2. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 1980. (Idem. Competitive).
3. Mintzberg H. Mintzberg on management: inside our strange world of organizations. New York: Free Press, 1989, 418 p.
4. Brandenburger A. M., Nalebuff V. M. Coopetition. New York: Doubleday, 1996.
5. Nalebuff B. Quarterly Journal of Economics. 2004, vol. 119, no. 1, pp. 159-187.
6. Hannan M. T., Freeman J. American journal of sociology. 1977, vol. 82, pp. 929-964.
7. Van de Ven A. H. Strategic Management Journal. 1992, no. 13 (special issue), pp. 169-191.
8. Shelyubskaya N. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice]. 2001, no. 3.
9. Porter M. Konkurentsiya [Competition]. Moscow: Vil'yams, 2000, 495 p.
10. Porter M. E. Konkurentnoe preimushchestvo: kak dostich’ vysokogo rezul’tata i obespe-chit’ ego ustoychivost’ [Competitive advantage: how to achieve high results and ensure stability thereof]. Moscow: Al'pina biznes buks, 2008.
11. Yudanov A. Yu. Konkurentsiya: teoriya i praktika: ucheb.-prakt. posobie [Competition: theory and practice: practical tutorial]. Moscow: TANDEM: Grom-Press, 1998, 381 p.
Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: iransergeeva@yandex.ru
Sergeeva Irina Anatol'evna Doctor of economical sciences, professor, sub-department of management, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 637.5 Сергеева, И. А.
Интеграция кластерного подхода в стратегии развития промышленных предприятий региона / И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). -С.142-153.