Научная статья на тему 'КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КУЛЬТУР ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ"'

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КУЛЬТУР ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / РОССИЯ КАК ЭКСПОРТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР / ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ / CROSS-CULTURAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL SERVICES EXPORT / RUSSIA AS EDUCATIONAL SERVICES EXPORTER / CULTURE BASED CLUSTER / TYPOLOGY OF CULTURAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Линников А. С., Приходько Л. В., Тен Ю. П.

Экспорт образовательный услуг - это то важное конкурентное преимущество, которое затрагивает не только сферу образования и науки, но имеет политический и культурный аспекты, влияющие на особенности отношений и взаимодействий между странами в современный период. В статье обосновывается мысль, что Россия имеет ряд конкурентных преимуществ по привлечению зарубежных студентов на рынке образовательных услуг. Стратегия развития системы экспорта образовательных услуг рассматривается с точки зрения привлечения иностранных обучающихся из разных социокультурных систем. Этот подход представляется продуктивным, поскольку позволяет выявить степень культурных различий между принимающим российским обществом как носителем определенных политических, правовых, этно-культурных норм, ценностей и традиций и представителями (иностранными обучающимися) иных социокультурных систем. Отсюда целью исследования выступает кластеризация иностранных студентов в определенные культурные кластеры стран-доноров. Среди научных методов исследования - структурно-системный и компаративистский подходы. Осуществляется анализ статистических данных по количеству обучающихся иностранных студентов в СССР и России. Для разработки более эффективной стратегии адаптации иностранных обучающихся к социокультурной среде принимающего их российского вуза был предложен кластерный анализ. В статье обосновываются точка зрения о необходимости выбора двух ключевых критериев кластеризации - географического и культурно-мировоззренческого. Были предложены такие культурные кластеры, как Европейский; Азиатский, Ближне-Восточный и Арабский; Африканский; Северо-Американский и Латино-Американский. Объединение наций в культурно сходные группы полезно для обобщения сходств и различий между обучающимися из разных стран и регионов мира. С практической точки зрения кластеризация обеспечивает основу для управления социокультурным разнообразием в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Линников А. С., Приходько Л. В., Тен Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STUDENTS’ CULTURE CLUSTERIZATION IN THE CONTEXT OF EXPORT OF EDUCATION FEDERAL PROJECT IMPLEMENTATION

The educational services export is an important competitive advantage that makes an impact upon not only the education system and the research sector, but also has political and cultural dimensions that have implications for the relations and interactions between the countries at the present stage. Authors substantiate the idea that Russia has a number of competitive advantages connected with attracting international students to the local educational services market. The educational services export system development strategy is treated from the point of view of attracting international students possessing different social and cultural backgrounds. The implementation of this approach is deemed to be the most productive strategy, as it allows us to explore the degree of cultural differences between the hosting Russian society that has certain political, legal, ethnic and cultural rules, values and traditions and representatives of other social and cultural systems (i.e. international students). Therefore, the purpose of the research is to integrate the international students into certain cultural clusters taking into account their home countries. The authors use structural, systemic, and comparative approaches when doing the research and examines statistical data on the number of international students in the USSR and Russia. A technique of cluster analysis has been proposed for use by authors in order to develop a more efficient strategy for adjusting international students to the social and cultural environment of the hosting Russian universities. The article substantiates the need to use two key criteria (i. e. geographic and cultural criteria) when making the cluster analysis. We suggest that such culture-based clusters should be used as European; Asian, Middle Eastern and Arabic; African; North American and Latin American. Cultural similarity-based grouping of nations is useful for identifying the similarities and differences between the students coming from different countries and regions around the world. From a practical perspective, clustering provides a basis for monitoring social and cultural diversity in a university.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРИЗАЦИЯ КУЛЬТУР ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ"»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.354: 355.1

Кластеризация культур иностранных обучающихся в контексте реализации федерального проекта «Экспорт образования»

International students' culture clusterization in the context of Export of Education federal project implementation

Линников А.С., Финансовый университет, Москва, [email protected] Приходько Л.В., Финансовый университет, Москва, [email protected] Тен ^Ю.П., Финансовый университет, Москва, [email protected]

Linnikov A., Financial University, Moscow, [email protected] Prikhodko L., Financial University, Moscow, [email protected] Ten Y., Financial University, Moscow, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.036

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Ключевые слова: кросс-культурная компетентность, экспорт образования, Россия как экспортер образовательных услуг, культурный кластер, типология культурных кластеров.

Keywords: Cross-cultural competencies, educational services export, Russia as educational services exporter, culture based cluster, typology of cultural clusters.

Аннотация. Экспорт образовательный услуг - это то важное конкурентное преимущество, которое затрагивает не только сферу образования и науки, но имеет политический и культурный аспекты, влияющие на особенности отношений и взаимодействий между странами в современный период. В статье обосновывается мысль, что Россия имеет ряд конкурентных преимуществ по привлечению зарубежных студентов на рынке образовательных услуг. Стратегия развития системы экспорта образовательных услуг рассматривается с точки зрения привлечения иностранных обучающихся из разных социокультурных систем. Этот подход представляется продуктивным, поскольку позволяет выявить степень культурных различий между принимающим российским обществом как носителем определенных политических, правовых, этнокультурных норм, ценностей и традиций и представителями (иностранными обучающимися) иных социокультурных систем. Отсюда целью исследования выступает кластеризация иностранных студентов в определенные культурные кластеры стран-доноров. Среди научных методов исследования - структурно-системный и компаративистский подходы. Осуществляется анализ статистических данных по количеству обучающихся иностранных студентов в СССР и России. Для разработки более эффективной стратегии адаптации иностранных обучающихся к социокультурной среде принимающего их российского вуза был предложен кластерный анализ. В статье обосновываются точка зрения о необходимости выбора двух ключевых критериев кластеризации - географического и культурно-мировоззренческого. Были предложены такие культурные кластеры, как Европейский; Азиатский, Ближне-Восточный и Арабский; Африканский; Северо-Американский и Латино-Американский. Объединение наций в культурно сходные группы полезно для обобщения сходств и различий между обучающимися из разных стран и регионов мира. С практической точки зрения кластеризация обеспечивает основу для управления социокультурным разнообразием в вузе.

Abstract. The educational services export is an important competitive advantage that makes an impact upon not only the education system and the research sector, but also has political and cultural dimensions that have implications for the relations and interactions between the countries at the present stage. Authors substantiate the idea that Russia has a number of competitive advantages connected with attracting international students to the local educational

services market. The educational services export system development strategy is treated from the point of view of attracting international students possessing different social and cultural backgrounds. The implementation of this approach is deemed to be the most productive strategy, as it allows us to explore the degree of cultural differences between the hosting Russian society that has certain political, legal, ethnic and cultural rules, values and traditions and representatives of other social and cultural systems (i.e. international students). Therefore, the purpose of the research is to integrate the international students into certain cultural clusters taking into account their home countries. The authors use structural, systemic, and comparative approaches when doing the research and examines statistical data on the number of international students in the USSR and Russia. A technique of cluster analysis has been proposed for use by authors in order to develop a more efficient strategy for adjusting international students to the social and cultural environment of the hosting Russian universities. The article substantiates the need to use two key criteria (i. e. geographic and cultural criteria) when making the cluster analysis. We suggest that such culture-based clusters should be used as European; Asian, Middle Eastern and Arabic; African; North American and Latin American. Cultural similarity-based grouping of nations is useful for identifying the similarities and differences between the students coming from different countries and regions around the world. From a practical perspective, clustering provides a basis for monitoring social and cultural diversity in a university.

Введение. Современные тренды социально-политических, торгово-экономических и научно-технических перемен в мире приводят к увеличению интереса к сотрудничеству с зарубежными народами, странами, регионами в самых разных сферах. Возрастает необходимость выстраивания международных отношений на принципах модернизма (примата знаний, обучения и инноваций), плюрализма (признания множественности кодификации различных норм и ценностей) и толерантности (уважения к различиям), способствующих достижению взаимного понимания и согласованности своих позиций в решении международных проблем. Именно образование - это тот социокультурный институт, посредством которого представители разных стран могут обогатить свой жизненный и профессиональный опыт в иной социокультурной и политико-экономической среде, тем самым приобрести и развить кросс-культурную компетентность.

В современных условиях

интернационализации экономики и бизнеса, в ситуации возрастания потребности в решении общечеловеческих проблем (пандемия, экологический кризис, техногенные катастрофы и т.д.) кросс-культурная компетентность - это та ценность, которая позволяет современным специалистам анализировать явления и процессы как национального, так и международного характера более объективно и системно. Кросс-культурная компетентность предстает как многоуровневый и многоплановый процесс [1], посредством которого специалисты

«приобретают способности и создают возможности, позволяющие им эффективно работать в различных рабочих контекстах (т.е. внутриличностных, межличностных,

организационных и общественных)» [2, р.91] в мультикультурной среде. Кросс-культурная компетентность - это то важное качество, которое

поможет политику и бизнесмену, ученому и медику, инженеру и экономисту, юристу и экологу из разных стран земного шара достичь более эффективного взаимопонимания в многонациональных трудовых коллективах. Сам процесс глобализации ведет к расширению и углублению международных контактов и взаимодействий стран в науке и образовании. Отсюда опыт образовательной и научно-исследовательской деятельности в зарубежном вузе для иностранных абитуриентов становится все более привлекательным.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективной стратегией достижения успешного международного взаимодействия является интеграция - сохранение собственной социокультурной идентичности в сочетании с познанием и заимствованием прогрессивных инновационных достижений в сфере науки, культуры и образования других стран для развития собственного общества в самых разных направлений. По сути, механизм экспорта образования вписывается в универсальную модель межкультурной коммуникации. В этой модели одна из сторон предстает как страна-донор, то есть как субъект коммуникации, который принимает иностранных студентов, которые, в свою очередь, являются субъектами иных социокультурных систем.

Целью настоящего исследования выступает кластеризация иностранных студентов в определенные культурные кластеры стран-доноров. С теоретико-методологической позиции это необходимо по причине необходимости выявления тех социо-экономических, политико-правовых, этно-религиозных аспектов, которые влияют в той или иной степени на выбор иностранными студентами российского образования, - с одной стороны. С другой стороны, это важно для разработки программ по эффективной социокультурной адаптации

приезжающих для обучения иностранцев к принимающей их социокультурной и образовательной среде с учетом динамики факторов внутренней и внешней среды.

Методология исследования. Цель работы предопределяет выбор методологии научного исследования. Авторы обращаются к структурно-системному и компаративистскому подходам. Осуществляется анализ статистических данных по количеству обучающихся иностранных студентов в СССР и России в разные исторические периоды. Представлен анализ конкурентных преимуществ России в международной системе образовательных услуг. Стратегия развития системы экспорта образовательных услуг России рассматривается с точки зрения привлечения иностранных обучающихся из разных социокультурных систем. Этот подход позволяет

выявить степень культурных различий между принимающим российским обществом как носителем политических, правовых, этнокультурных, морально-этических норм, ценностей и представителями (иностранными

обучающимися) иных социокультурных систем. Сложность исследуемого вопроса определяет авторское решение об использовании метода кластерного анализа культуры.

Результаты исследования. Анализ статистических данных об экспорте образовательных услуг вузами различной ведомственной подчиненности и форм собственности в период с 1950-2018 гг. позволяет сделать вывод о том, что на протяжении почти семидесяти лет Россия, как наследница СССР, имела тенденцию к привлечению обучающихся из других государств.

Таблица 1. - Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РСФСР/РФ в 1950/1951-2017/2018 гг. и изменение их удельного веса в составе всех студентов российских вузов [Сост. на основе: 3, с.29-30]

Годы Численность иностранных граждан, обучающихся в вузах РСФСР/РФ Общая численность студентов в вузах РСФСР/РФ

1950/1951 5 200 796 700

1960/1961 10 900 1 496 700

1970/1971 20 700 2 671 700

1980/1981 64 500 3 045 800

1990/1991 89 600 4 741 400

2000/2001 72 400 4 741 400

2006/2007 126 200 7 341 400

2008/2009 166 400 7 513 100

2011/2012 198 500 6 490 00

2013/2014 250 200 5 647 00

2014/2015 282 900 5 209 000

2016/2017 313 100 4 399 500

2017/2018 334 500 4 245 900

Статистические данные о суммарной численности зарубежных студентов, получивших образование в вузах СССР в период с 1950 по 1986 гг., по странам происхождения показывают, что из стран Восточной Европы и Балкан в СССР обучалось 72522 человек. Из стран Западной Европы в тот же выбранный период обучалось 4 564 человека. Интересно, что наибольшее количество студентов было из ГДР - 18061, из Великобритании - 1155, из Кипра - 1073, из Франции 518, ФРГ - 559 [3, с.23]. Из стран Северной Европы обучалось 1 243 чел., при этом из Финляндии 1 079. Из стран Азии обучалось 58516 чел. Из них наибольшее количество

студентов было из Монголии (16579), Вьетнама (18125), Афганистана (5096), Китая (5944) [3, с.24]. Из стран Ближнего Востока и Африки в тот же выбранный период обучалось 54978 (примерно в равных долях). Наибольшее количество студентов было из Сирии - 5072 чел., Ливана - 3567 чел., Ирака - 3114 чел., Иордании -3274 чел., Конго - 2653 чел., Нигерии - 2621 чел. и Эфиопии - 2442 чел. [3, c.24-26]. Из стран Латинской Америки прошло обучение 25 35 студентов, из них 15582 кубинцев. Из стран Северной Америки и Океании прошли обучение 1207 человек, из них 986 человек из США, см. диаграмму 1 .

Диаграмма 1. - Доля иностранных граждан, получивших образование в вузах СССР в период с 1950-1951—1985-1986 гг., по основным группам регионов и стран, % [3].

Страны Африки южнее Сахары; 12,6 _

Страны Северной _ Европы; 12,5

Страны СНГ; 11,8

Страны Азии; 26,7 _

Страны Балтии; 0,6

Восточноевропейские и Балканские страны; 33,2

Страны Западной Европы; 2,0

Страны Ближнего Востока и Северной Африки; 0,6

Как видно из указанных выше данных, Россия, как преемственница СССР, на протяжении многих десятилетий проводит внешнюю политику эксперта образования на международном рынке. Однако, здесь следует отметить, что конкуренция в этой сфере постоянно усиливается. Страны-лидеры на мировом рынке образовательных услуг в 20172018 гг. - это США (18,8% от общей доли иностранных обучающихся в мире), Великобритания (8,7%), Китай (8,4%), Германия, Австрия и Канада имеют равные доли - 6,4%, а Франция - 5,9%. Россия занимает 8-место в списке, имея долю в 7,7% от мирового рынка образовательных услуг [3]. Наращивание экспорта образовательных услуг - одно из приоритетных направлений государственной политики ведущих держав. Усиление авторитета отечественного образования, повышение привлекательности вузов на мировом рынке «повышает конкурентоспособность системы национального образования, усиливает позиции страны в мировом сообществе за счёт распространения достижений отечественной науки, национальной культуры» [4, с.21].

В современный период необходима разработка единой политики продвижения образовательных услуг отечественных вузов на внешнем рынке, поскольку «их маркетинговые коммуникации за рубежом осуществляются неэффективно» [5, с.68]. Мировые тренды свидетельствуют, что «высшее образование становится все более интернациональным, при этом его экспорт является одной из важнейших статей формирования бюджета. Перед российскими организациями высшего образования стоит цель повышения своей глобальной конкурентоспособности, занятия лидирующих позиций, создания условий наиболее качественной подготовки» [6, с.8]. Поэтому администрации российских вузов необходимо разрабатывать и реализовывать стратегию по привлечению иностранных студентов, а также их социокультурной адаптации в принимающей среде страны-экспортера образовательных услуг.

Не случайно, что количество иностранных студентов из стран СНГ показывает устойчивую динамику, см. таблицу 2.

Название страны Годы обучения

2015/2016 2016/2017 2017/2018

Абхазия 153 96 100

Азербайджан 1413 1615 1762

Армения 2036 1512 1618

Таблица 2. - Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ в 2015/2018 гг. [Сост. на основе [3, c. 33-34].

Продолжение таблицы 2

Название страны Годы обучения

2015/2016 2016/2017 2017/2018

Белоруссия 1299 1430 1607

Грузия 222 180 194

Казахстан 6094 6254 6113

Кыргызстан 1077 1216 1277

Молдова 1488 1708 1641

Таджикистан 3636 3498 4187

Туркменистан 632 519 495

Узбекистан 1471 1903 1991

Украина 7263 8688 7525

Современные тренды социально-политических, торгово-экономических и научно -технических перемен во всем мире приводят к увеличению интереса к нашей стране. Россия -страна с огромным научным и образовательным потенциалом. Безусловно, наша страна ориентирована быть вовлеченной в глобализирующееся образовательное и научное пространство современного мирового сообщества передовых стран. Так результаты социологического исследования российских ученых показывают, что некоторые иностранные студенты (из разных регионов) указали, что одним из факторов выбора России для получения образования было наличие родственников, живущих в стране или говорящих по-русски. Важно обратить внимание на тот факт, что основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, связаны со сложностью общения в новой культурно-языковой среде [7, р.298]. При этом около трети опрошенных заявили о недостаточном уровне владения английским языком для того, чтобы получать образование в западных вузах. После окончания учебы большинство студентов планируют вернуться на родину, однако некоторые не скрывают, что хотели бы остаться в России, если есть такая возможность (чаще всего об этом говорят китайские студенты [8], однако аналогичное желание есть и у представителей других стран). Интересным фактом является то, что многие иностранные студенты из бывших советских республик хотели бы продолжить свое образование или просто устроиться на работу в странах ЕС, также некоторые из них были бы не прочь остаться в России, считая, что там больше возможностей, чем в их родных странах [7, р.298].

В постсоветский период политическая составляющая практически полностью исчезла из круга факторов, определяющих развитие образования иностранных студентов в России, сменившись экономическими и имиджевыми соображениями. Однако в последнее время

привлечение иностранных студентов перестает быть локальной задачей [8], решаемой вузами, и вновь обретает четкое политическое измерение, так как «государство видит в обучении иностранцев способ решения долгосрочных стратегических задач в сложной международной обстановке» [7, р.299]. Тем более, что российская система высшего образования, обладает рядом преимуществ для иностранных студентов. Во-первых, Россия - самая большая страна в мире, обладающая колоссальными природными, трудовыми и промышленными ресурсами. Россия в плане экспорта и импорта - известный экономический и торговый партнер многих стран. Россия - страна-член ряда интеграционных торговых и экономических союзов - ЕАЭС, СНГ, БРИКС, АСЕАН и др. Также Россия входит в группу ведущих политических и экономических держав - так называемую группу 0-20.

Следует отметить, что Российская Федерация сохраняет советскую традицию выделения квот для обучения иностранцев, прежде всего из тех стран, которым СССР, а в последствие РФ оказывала различного рода помощь в рамках реализации концепции устойчивого развития, о чем свидетельствует диаграмма 2, также различные формы поддержки соотечественников за рубежом (например, Фонд «Русский мир»).

Совокупные доходы от экспорта российских образовательных услуг в 2017/2018 академическом году составили 129,9 миллиардов рублей или 1998 ,1 миллиона долларов США, причем на оплату иностранными гражданами своего обучения по российским образовательным программам приходилось немногим более четверти от данной суммы [3, с.527].

Очевидно, что многие сильные державы, такие как Китай, США, Великобритания, Франция и ряд других, активно используют академическую мобильность как инструмент реализации своих политических, экономических и торговых интересов. Привлечение приезжающих иностранных студентов

рассматривается часто как политический ресурс, «позволяющий Российской Федерации реализовать свои долгосрочные интересы в стратегически важных регионах посредством «политика мягкой силы» - через подготовку

Россия является привлекательной страной с точки зрения туризма и бизнеса (ежегодно поводятся различного рода международные спортивные соревнования, конкурсы, фестивали и т.д.). Российская цивилизация - уникальное многоэтническое и поликультурное образование, которая подарила всему миру много открытий в области науки и техники, изобразительного и пластического искусства, музыки и спорта и т.д. Вместе с тем конкуренция в системе высшего образования на международной арене настолько велика, что российская высшая школа вынуждена искать способы и технологии для выхода на международный образовательный рынок с привлечением большего количества иностранных обучающихся.

Перед высшей национальной школой встаёт вопрос о необходимости эффективной адаптации иностранных студентов в принимающую их не только образовательную, научную среду, но и социокультурную среду. Социокультурная среда России характеризуется следующими составляющими: русский язык как официальный язык общения и преподавания в высших учебных заведениях, законодательство, национальные традиции, нормы морали, а также особенности

квалифицированных кадров, а также будущих представителей национальных политических элит, формирование у них установок на сотрудничество и лояльность в ходе образовательной коммуникации» [7, р.299].

невербального общения. Все эти составляющие уникальным образом преломляются в российском национальном менталитете, поэтому иностранцам они зачастую кажутся непонятными [9]. Отсюда в ходе международных коммуникаций между россиянами и иностранцами возникают различного рода кросс-культурные барьеры. Среди этих барьеров следует выделить - барьер этноцентризма, этнических стереотипов и предрассудков, языка общения, невербальных средств общения, различия в менталитетах (формах восприятия и оценки действительности), религиозные различия, различия в политико-правовых норма, этикетных правилах и др. Поэтому стратегической задачей для российских вузов становится разработка адаптивного механизма для более эффективного «вхождения» иностранных студентов в социокультурное и образовательное пространство принимающей их страны. Для разработки более эффективной стратегии адаптации иностранных обучающихся к социокультурной среде принимающих их российских вузов, необходимо с методологической точки зрения сгруппировать иностранцев в определенные культурные кластеры.

Страны Африки южнее Сахары; 12,7

Страны Северной Европы; 0,2

Страны Азии; 29,9 _

Страны СНГ; 28,7

Страны Балтии; 2,4

Восточноевропейские и Балканские страны; 7,3

Страны Западной Европы; 2,1

Страны Ближнего Востока и Северной Африки; 11

Диаграмма 2. - Доля государственных стипендий (квот) для обучения иностранных граждан и соотечественников из различных групп стран и регионов мира в российских вузах за счёт средств федерального бюджета в 2017/2018 академическом году, % [3].

Сегодня в центре внимания руководителей и преподавателей высших учебных заведений, занимающихся вопросами обучения иностранных студентов, а также их адаптации к принимающей социокультурной среде, обостряется проблема изучения национально-культурной специфики национальных менталитетов. В этой связи наиболее плодотворным и перспективным представляется сравнительно-сопоставительный анализ различий между представителями разных культур, а также сопоставительный анализ разных национальных ментальных программ (в терминологии Г, Хофстеде [10]) и изучение их «стыка», которое позволит выявить общее и особенное в ментальном содержании представителей разных культур.

Кластеры могут быть использованы как своего рода «guide», то есть своеобразное информационно-знаковое руководство для кросс-культурных исследований социо-культурных вариаций человеческих обществ. Восприятие культурных различий характеризуется наличием равноценного диалога, ключевой задачей которого выступает обеспечение конструктивных взаимоотношений представителей различных стран, принятие принципов терпимости и ценности культурного плюрализма.

Итак, нами выделены кластеры культур с учетом географического и культурно-мировоззренческого критериев:

1. Европейский культурный кластер: ценности - народы, этно-расовые близкие по этногенезу, социальные миграции в течение тысячелетий, христианская религия, традиции науки и образования, общая история (мировые войны, экологические катастрофы, политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

2. Азиатский культурный кластер: ценности -народы, этно-расовые близкие по этногенезу, особенности восточного менталитета и образа жизни, социальные миграции в течение тысячелетий, мировые религии - ислам, буддизм и конфуцианство, а также индуизм, радикально разные религии и соответственно менталитет и традиции философии и образования, общая история (войны, экологические катастрофы, политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

3. Ближне-Восточный и Арабский культурный кластер: ценности - народы, этно-расовые близкие по этногенезу, особенности восточного менталитета и образа жизни, особое отношение к праву, социальные миграции в течение тысячелетий, мировые религии - ислам, христианство и язычество, а также зороастризм и

иудаизм, общая история (войны, экологические катастрофы, политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

4. Африканский культурный кластер: ценности - народы, этно-расовые близкие по этногенезу, особенности африканского менталитета и образа жизни, особое отношение к морали и праву, социальные миграции в течение тысячелетий, мировые религии - ислам, христианство с элементами язычества, общая история (войны, экологические катастрофы, политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Северо-американский культурный кластер: ценности - народы, этно-расовые близкие по этногенезу, социальные миграции в течение столетий, христианская религия, официальные языки - европейские (английский и французский), общая история (мировые войны, политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

5. Латино-американский культурный кластер: ценности - народы, этно-расовые смешанные группы, социальные миграции в течение столетий, христианская религия с элементами языческих верований, официальные языки -европейские (испанский и португальский), особенности образования, общая история (политико-экономические союзы и т.д.), тесные торгово-экономические связи.

Безусловно, выделенные кластеры не исчерпывают полностью решение проблемы адаптации студентов к принимающей их социокультурной и образовательной среды высших учебных заведений. Представленный кластерный анализ - это лишь отправная точка для менеджеров и специалистов в области образовательной политики для более детальной, дробной кластеризации внутри выделенных мега-кластеров на кластеры по таким параметрам, как язык, религия, политико-правовая система, нормы морали и т.д. В идеале каждый вуз должен выбирать различного вида стратегии -глобальную, глобально-локальную или локальную по разработке программ адаптации студентов к принимающей их среде. Здесь необходимо принимать внимание такие факторы, как количество иностранных студентов, уровень их владения английским языком или языком принимающей их страны, а также особенности их религиозной жизни, кулинарных предпочтений, нормы морали и этикета.

Заключение. Следует отметить, что хотя нации в рамках каждого кластера разделяют акцент на трех или четырех культурных ценностях, они могут отличаться по другим

ценностям. Необходимо внимательно относиться к различиям внутри каждого кластера. Кластеры -это полезная отправная точка, но слишком упрощенно говорить, что все нации в кластере одинаковы. Кроме того, в пределах каждой нации индивидуумы различаются в той степени, в какой они принимают доминирующие культурные акценты своей страны. Объединение наций в культурно сходные группы полезно для обобщения сходств и различий между обучающимися из разных стран и регионов мира. С практической точки зрения кластеризация обеспечивает основу для управления социокультурным разнообразием в

образовательных организациях. Кластерная информация может помочь оценить вероятный успех передачи человеческих ресурсов, управленческой практики, профессиональной подготовки и достижению кросс-культурного взаимопонимания между представителями разных стран.

Итоговые рекомендации заключаются в том, что при разработке стратегии привлечения иностранных обучающихся в российские вузы, следует ориентироваться на географический критерий, так как, как правило, страны, имеющие общие границы или географическую близость обладают часто определенной степенью культурной близости (как например, Россия и Республика Беларусь). Даже, если культуры постсоветских стран в ходе развития постсоветской истории увеличили степень культурной дистанции, вместе с тем, в силу исторических традиций хозяйственной и торгово-экономической деятельности, они оказываются часто вынужденными налаживать утраченные за последние десятилетия новейшей истории международные взаимодействия. Как показывает практика экономической интеграции в условиях глобализации, страны вынуждены искать возможности для обмена или привлечения ресурсов в силу либо их ограниченности, либо вследствие развития глобализационных тенденций по сближению и усиления взаимозависимости мировых экономик. Здесь также актуализируется культурно-

мировоззренческий критерий. Так, во всех странах бывшего СССР существует значительный потенциал для трансляции русского языка, лучших русских культурных традиций. Более того, ряд элементов «коллективной социокультурной памяти» сохраняется в сознании постсоветских народов.

Нам представляется целесообразным при разработке стратегии привлечения и вовлечения иностранных студентов в социокультурную среду российских вузов концентрировать особое внимание на ценности «дружба народов». Ценность дружбы народов в советскую эпоху опиралась на такие социальные практики, как безвозмездная экономическая, образовательная и научная помощь СССР другим странам и как трансляция социалистического образа жизни. В настоящее время эта задача трансформирована в показателях федерального проекта «Экспорт образования» как применение стратегии мягкой силы и создания благоприятной среды для привлечения иностранных студентов. Для этого необходимо внедрять эффективные

интеграционные механизмы и инструменты для адаптации иностранных студентов, а также формировать особую корпоративную культуру, в которой ценности многообразия и толерантности были бы приоритетными. Для выполнения такой задачи важным является обучение персонала студентоцентрированным навыкам и

компетенциям межкультурного взаимодействия с тем, чтобы иностранные студенты чувствовали себя комфортно и ощущали некую «приоритетность», что позволит в дальнейшем создать пул послов-амбассадоров зарубежных стран, транслирующих ценности российского образования и общества в своих родных странах.

Наиболее эффективным методом преодоления барьеров и культурного шока может стать метод формирования межкультурных компетенций и гибких навыков не только у иностранных граждан, но и у студентов (граждан РФ) и, что особенно важно, - у кадрового состава вуза, включая научно-педагогических и административных работников. Для этого важно применить методы культурообразующей концепции обучения в образовательной организации, а именно способности эффективно общаться с представителями иных стран и культур, включающие способность к пониманию характеристик своей собственной этнической культуры и умение адаптироваться при встрече с другой культурой на другие, не только языковые, но и неязыковые нормы поведения.

Область применения результатов исследования - это международная, образовательная, научная, воспитательная, проектная деятельность российских

образовательных организаций.

Литература:

1. Ming L. An examination of two major constructs of cross-cultural competence: Cultural intelligence and intercultural competence. Personality and individual differences; 2020; 164.

2. Garrido R., Garcia-Ramirez M., Balcazar F.E. Moving towards Community Cultural Competence; International Journal of Intercultural Relations; 2019; 73: 89-101.

3. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2019. - 536 с.

4. Галямова Ф., Кудимана Г.О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг / Ф. Галямова, Г.О. Кудимана // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2017. - № 27(3). - С. 21-26.

5. Мушкетова Н.С., Бурыкин Е.С. Интенсификация продвижения российских вузов на мировом рынке образовательных услуг / Н.С. Мушкетова, Е.С. Бурыкин // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия: 1: Экономика

и управление. - 2017. - № 1(20). С. 67-73.

6. Бондаренко В.В., Концепция совершенствования университетского обучения иностранных студентов Российской Федерации в рамках политики «мягкой силы» / В.В. Бондаренко, В.В. Заугаров, П.С. Селезнев, В.А. Юдина // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2018. - 8; 5 (35). - С. 6-18.

7. Vershinina I., Kurbanov A., Panich N. Foreign students in the Soviet Union and Modern Russia: problems of adaptation and communication. Procedia - Social and Behavioral Sciences; 2016; 236: 295 - 300.

8. Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации / И.А. Вершинина, А.Р. Курбанов, Н.А. Панич // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 6(106). - С. 94-102.

9. Сафина А.А. Формирование готовности населения к межкультурной коммуникации при организации крупных международных мероприятий / А.А. Сафина // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - № 17(20). С. 452-456.

10. Hofstede G. Culture's consequences. International differences in work-related values. Beverly Hills, 1980.

References:

1. Ming L. An examination of two major constructs of cross-cultural competence: Cultural intelligence and intercultural competence. Personality and individual differences; 2020; 164.

2. Garrido R., Garcia-Ramirez M., Balcazar F.E. Moving towards Community Cultural Competence; International Journal of Intercultural Relations; 2019; 73: 89-101.

3. Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 9 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Moscow: Center for Sociological Research, 2019. - 536 p.

4. Galyamova F., Kudimana G.O. Attractiveness of Russian universities in the international market of educational services / F. Galyamova, G.O. Kudimana // Bulletin of the Udmurt University. Series: Economics and Law. - 2017. - № 27(3). - S. 21-26.

5. Mushketova N.S., Burykin E.S. Intensification of the Promotion of Russian Universities in the World Market of Educational Services / N.S. Mushketova, E.S. Burykin // Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte. Series: 1: Economics and Management. - 2017. - № 1(20). S. 67-73.

6. Bondarenko V.V., The concept of improving the university education of foreign students in the Russian Federation in the framework of the policy of "soft power" / V.V. Bondarenko, V.V. Zaugarov, P.S. Seleznev, V.A. Yudina // Humanities. Financial University Bulletin. - 2018. - 8; 5 (35). - S. 6-18.

7. Vershinina I., Kurbanov A., Panich N. Foreign students in the Soviet Union and Modern Russia: problems of adaptation and communication. Procedia - Social and Behavioral Sciences; 2016; 236: 295 - 300.

8. Vershinina I.A., Kurbanov A.R., Panich N.A. Foreign students in Russia: features of motivation and adaptation / I.A. Vershinin, A.R. Kurbanov, N.A. Panich // University Management: Practice and Analysis. - 2016. - № 6(106). - S. 94-102.

9. Safina A.A. Formation of the readiness of the population for intercultural communication in the organization of major international events / A.A. Safina // Bulletin of Kazan Technological University. - 2014. - № 17(20). S. 452-456.

10. Hofstede G. Culture's consequences. International differences in work-related values. Beverly Hills, 1980.

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.