КЛАСТЕР МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
КАК ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
A CLUSTER OF MATHEMATICAL COMPETENCES OF FUTURE BACHELORS OF MANAGMENT AS A TARGET COMPONENT OF TRAINING MATHEMATICS
Л.В. Шкерина, O.B. Чиркова
L.V. Shkerina, O.V. Chirkova
Студент, бакалавр-менеджер, обучение математике, кластер математических компетенций, стрктурно-содержательная карта, рамочная основа, цели обучения.
Определен состав кластера математических компетенций будущего бакалавра-менеджера посредством анализа и уточнения перечня общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС ВО направления подготовки Менеджмент в аспекте должностных обязанностей, трудовых действий, профессиональных задач менеджеров. Разработана структурно-содержательная карта математической компетентности будущего бакалавра-менеджера по мотивационному, когнитивному, праксиологическому, профессионально-личностному и рефлексивно-оценочному компонентам как рамочная основа постановки целей обучения математике.
Student, Bachelor of Management, training mathematics, cluster of mathematical competences, structural-substantial card, framework, training goals. The paper defines the structure of a cluster of mathematical competences of a future Bachelor of Management by means of the analysis and specification of the list of common cultural and professional competences of FSES of HE for the major in Management in the aspect of managers' job duties, employment duties and professional tasks. The paper also presents a structural-substantial card of mathematical competence of a future Bachelor of Management on motivational, cognitive, praxe-ological, vocational-personal and reflexive-estima-tive components as a framework for goal-setting in training mathematics.
ФГОС ВО, моделируя результаты подготовки студентов в виде перечней компетенций, актуализировали изучение новых подходов к постановке целей обучения. Признанный в педагогике результативным диаг-ностический подход к постановке целей [Беспалько, Татур, 1989] в рамках компетент-ностного подхода к результату образования требует многоаспектного изучения структуры компетенций студентов. Вопросы структурирования компетенций студентов достаточно активно в настоящее время исследуются педагогами и психологами (И.А. Зимняя, A.B. Багачук, H.A. Кириллова, М.Б. Шашкина, В.А. Шершнева, Л.В. Шкерина и др.). Структура математических компетенций будущих специалистов как составляющих их профессиональных компетенций в фор-
мате ФГОС изучалась рядом авторов. В.А. Шершнева разработала структуру математико-инфор-мационной компетенции будущих инженеров. В работах Л.В. Шкериной и ее учеников создан подход к структурированию компетенций будущего п е да го га -у ч ителя математики, в основе которого лежит проецирование математической деятельности студентов на профессиональные компетенции ФГОС. Этот подход может быть распространен на создание кластеров математических компетенций студентов других профилей подготовки. При этом важным фактором является адекватность отражения профессиональной направленности [Шкерина, 2010].
Цель настоящей статьи состоит в разработке кластера математических компетенций будущих менеджеров на основе указанного подхода
<
m
Щ
$9
I %
tí и
о
ь
к к
W m н
сJ
Рч
<
о ^ О о
о Q
$ W
н S о
Рч W
0 §
к
1
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н и
щ
PQ
и описании их структуры как рамочной основы постановки целей обучения математике.
В основу разработки кластера математических компетенций будущего бакалавра-менеджера положены принципы:
1) соответствие:
- психолого-педагогической структуре компетенции [Зимняя, 2003];
- требованиям ФГОС ВО к профессиональной подготовке будущего менеджера;
- нормативным требованиям к квалификации менеджера;
- содержанию курсов математических дисциплин и их потенциалу для подготовки менеджеров;
2) лаконичность и однозначность характеристик содержания компонентов компетенции.
Следуя сформулированным принципам, мы провели сопоставительный анализ ряда нормативных документов и научных работ.
В сборнике примерных программ математических дисциплин сформулированы три их основные задачи при подготовке бакалавров в области менеджмента: сформировать у студентов нацеленность на достижение научной обоснованности профессиональной деятельности в области менеджмента, обеспечить изучение профессиональных учебных дисциплин по экономике и менеджменту необходимыми математическими теоретическими знаниями и прикладными умениями, обучить студентов навыкам ряда широко используемых в экономике и менеджменте информационно-математических технологий [Сборник..., 2008].
Проецируя эти цели на компетенции ФГОС, приходим к выводу о необходимости вычленения в их составе той части, которая лежит в поле этой проекции.
Например, для того чтобы овладеть профессиональной компетенцией «способность выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления» (ПК-32), будущий менеджер должен знать класс этих моделей и не только уметь адаптировать математические модели к задаче
управления, но и исследовать их, а также интерпретировать результаты проведенных исследований. Поэтому содержание ПК-32 в формулировке, предложенной ФГОС, требует уточнения.
К такому выводу мы приходим и при проецировании состава трудовых действий, определенных в профессиональном стандарте для менеджеров «Управление (руководство) организацией» [Профессиональный стандарт..., 2010].
Проведенный анализ целей и задач математической подготовки будущих менеджеров, состава общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС ВПО по направлению подготовки Менеджмент, должностных обязанностей, трудовых действий и профессиональных задач менеджеров, содержания курсов математических дисциплин и их потенциала для подготовки менеджеров в формате ФГОС позволил нам определить кластер основных математических компетенций будущего менеджера:
- владение базовыми математическими знаниями, приемами и методами решения математических задач (МК-1);
- способность применять математические знания и методы в решении профессионально ориентированных задач (МК-2);
- способность выявлять математическую сущность процессов управления, соответствующих региональной особенности промышленных отраслей (МК-3);
- способность разрабатывать математические модели процессов управления (МК-4);
- способность использовать математические модели для решения задач управления (МК-5);
- владение методами сбора и математической обработки информации (МК-6);
- готовность использовать пакеты математических программ, программные средства сети Интернет для исследования математических моделей и обработки информации (МК-7);
- готовность работать в коллективе над решением профессиональных задач с помощью математического инструментария (МК-8).
В условиях диагностической постановки целей обучения каждая математическая компетен-
ция требует содержательного наполнения с учетом профессиональной направленности подготовки бакалавров. А в данном случае - с учетом промышленности региона. Трактуя математическую компетентность будущего менеджера как его динамическое интегративное качество, характеризующееся уровнем освоения математических компетенций, представим ее содержа-
ние в структуре основных компонентов (моти-вационный, когнитивный, праксиологический, профессионально-личностный, рефлексивный). Согласно разработанной выше структуре математических компетенций декомпозируем математическую компетентность посредством выделенных компетенций. Результат представим в виде таблицы.
Структурно-содержательная карта математической компетентности (фрагмент)
Компоненты Математические Содержательная характеристика
математическом компетенции
компетентности (МК)
1 2 3
Мотивационный МК-1 Понимает важность владения базовыми математическими знаниями, приемами и методами решения задач для изучения смежных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности
МК-2 Проявляет интерес к решению профессионально ориентированных задач с помощью математических знаний и методов. Осознаёт необходимость объединения математических знаний и интегрирования их со знаниями других дисциплин для решения профессионально ориентированных задач
МК-3 Понимает необходимость выявления математической сущности процессов управления, соответствующих региональной особенности промышленных отраслей
МК-4 Осознаёт важность создания математических моделей процессов управления. Понимает необходимость объединения математических знаний и интегрирования их со знаниями других дисциплин для составления математической модели процесса управления
МК-5 Осознаёт важность использования математических моделей для решения задач управления
МК-6 Понимает важность владения методами сбора и математической обработки информации
МК-7 Проявляет интерес к применению пакетов математических программ, программных средств сети Интернет для исследования математических моделей и обработки информации
МК-8 Осознаёт целесообразность коллективной работы над решением профессиональных проблем с помощью математического инструментария
Профес- МК-1 Демонстрирует самостоятельность, самоорганизацию и настойчивость
сионально- при коррекции математических знании и самостоятельном их расширении
личностный МК-2 Грамотно и лаконично описывает и представляет решение профессионально ориентированной задачи
МК-3 Демонстрирует инициативу и самостоятельность при самостоятельном расширении и углублении знаний о возможностях и ограничениях математического аппарата для осуществления процессов управления, соответствующих региональной особенности промышленных отраслей
МК-4 Демонстрирует самостоятельность при составлении математической модели
МК-5 Устанавливает с работодателями деловые контакты, связанные со сбором необходимой для построения математической модели информации. Ясно и грамотно представляет результаты математического моделирования
Окончание табл.
1 2 3
Демонстрирует творческий подход к презентации результатов математического моделирования
МК-6 Демонстрирует разнообразие методов сбора и анализа необходимой для исследования процессов управления информации
МК-7 Демонстрирует самостоятельность в овладении пакетами математических программ
МК-8 Демонстрирует инициативу, активность, организаторские качества и ответственность в коллективной работе по решению профессиональных задач с помощью математического инструментария. Аргументирует свою позицию при коллективном обсуждении путей решения профессиональных задач, строит партнёрские отношения
Таким образом, предложенная в таблице содержательная характеристика математической компетентности будущего менеджера по моти-вационному и профессионально-личностному компонентам, учитывает требования к общекультурной и профессиональной подготовке будущего менеджера в формате ФГОС ВО, состав 5. трудовых действий Профессионального стандарта и достаточно четко и однозначно описывает ее основные элементы. Это дает основание рассматривать данную карту как рамочные условия в постановке целей математической подготовки будущего менеджера. 6.
Библиографический список
1. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-метод. пособие. М.: 7. Высш. шк., 1989.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. 8. С. 34-42.
3. Профессиональный стандарт «Управление (руководство) организацией» [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://old.nark-spp.ru/ 9. айас1"1тегИ:5/048_ПС_управление%20
4. Сборник примерных программ математических дисциплин цикла МиЕН Федерального государственного образовательного стан-
дарта высшего профессионального образования 3-го поколения [Электронный ресурс]. М., 2008. 137 с. // Портал государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ppd/20110329002116. pdf Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: монография. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т им. акад. М.Ф. Решетнёва, 2011. 268 с.
Шкерина Л.В., Шашкина М.Б., Багачук A.B. Критериальная модель и уровни сформированное™ компетенций студентов - будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 7. С. 103-110.
Шкерина Л.В. Моделирование математической компетенции бакалавра - будущего учителя математики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 1. С. 97-103. Шкерина Л.В. Юшипицина E.H. Мониторинг компетенций студентов: диагностические карты, портфолио // Высшее образование сегодня. 2012. № 7. С. 19-27. Шкерина Л.В., Кириллова H.A. О комплексе задач как средстве формирования коммуникативной компетенции будущих учителей в процессе их математической подготовки // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 3.