Тохчуков И.З.
студент магистратуры 2 года очного обучения направление 38.04.04 - «ГМУ» Научный руководитель: Тохчуков М.О., к.э.н.
доцент ФГБОУВО
«Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» Россия, г.Карачаевск
КЛАССИФИЦИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. Статья раскрывает осуществление контрольно -надзорной деятельности на различных уровнях системы управления. Автором в рамках исследования контрольно-надзорные мероприятия в сфере государственного и муниципального управления классифицируются по различным основаниям, признакам и субъектам их осуществления.
Ключевые слова: Контроль и надзор, цели, задачи, виды и функции контрольно-надзорной деятельности, органы местного самоуправления, органы государственной власти, Российская Федерация.
Tokhchukov I.Z. master's student 2years of full-time study direction 38.04.04 - "GMU" Scientific adviser: Tohchukov M.O., Ph.D.
associate professor FSBEI HE "Karachay-Cherkess state University named after U.D. Aliev" Russia, Karachaevsk
CLASSIFICATION OF CONTROL AND SUPERVISION MEASURES IN
THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL GOVERNANCE
Annotation. The article reveals the implementation of control and supervisory activities at various levels of the management system. The author, within the framework of the study, classifies control and supervisory measures in the field of state and municipal administration on various grounds, signs and subjects of their implementation.
Key words: Control and supervision, goals, objectives, types and functions of control and supervisory activities, local government bodies, government bodies, the Russian Federation.
В научной литературе существует достаточно большое количество определений контрольно-надзорной деятельности, автор проанализировал их и предложил свою трактовку данного определения.
Контроль, по мнению автора, это одна из основополагающих функций системы управления, которая представляет собой процедуры проверки и аудита функционирования объекта в соответствии с утвержденной стратегией и программой развития организации или предприятия. Контроль, побуждает систему управления, находится в состоянии повышенной готовности, оперативности и своевременности принимаемых управленческих решений, а в случае необходимости применение процедур корректирующего воздействия.
Местная власть подвергается контрольным процедурам и ее деятельность становится эффективной, в случае проведения своевременных и текущих контрольно-надзорных мероприятий. Тем самым побуждая органы и должностных лиц местной власти совершенствовать систему исполнительской дисциплины за принимаемые управленческие решения, а также соблюдение норм законности, компетентности и высокого профессионализма.
Процедурам контрольно-надзорной деятельности подвержены различные уровни системы управления, так контрольно-надзорные функции могут применяться:
Во-первых, на уровне должностных лиц органов государственного и муниципального управления;
Во-вторых, на уровне отдельных структурных подразделений органов государственного и муниципального управления;
В-третьих, на уровне предприятий, организаций и учреждений системы государственного и муниципального управления;
В-четвертых, на уровне отраслей народного хозяйства и промышленности;
В-пятых, на уровне федеральных округов, регионов и отдельных территориальных образований;
В-шестых, на государственном уровне.
Для формирования сущности контрольно-надзорных полномочий государственного аппарата управления необходимо определить стратегическую цель применения проверочных, контрольных процедур, какой эффект приносит системе управления и влияние контрольных полномочий на систему совершенствования государственного и муниципального управления. Стратегической целью контроля является выявление достоверных сведений и данных приводящих систему управления к стагнации, а также побуждающий фактор для должностных лиц выполнять весь спектр обязанностей своевременно, оперативно, рационально, профессионально, с максимальным экономическим и синергетическим эффектом.
Организация контрольно-надзорной деятельности государственного и муниципального управления ставит и решает основной круг задач, которые интерпретируются в следующем виде:
Во-первых, при организации контрольно-надзорных мероприятий происходит процесс укрепления законности, правопорядка, трудовой и исполнительской дисциплины, при реализации государственно-властных полномочий.
Во-вторых, при организации контрольно-надзорных мероприятий обеспечивается процесс сохранности принадлежащего органам власти и управления имущества, денежных средств, материальных ценностей.
В-третьих, при организации контрольно-надзорных мероприятий достигается эффект целевого, рационального использования ресурсов и средств имеющихся в структуре управления органов властной вертикали.
В-четвертых, при организации контрольно-надзорных мероприятий происходит процесс совершенствования динамики роста и повышения производительности труда. Применяется метод кнута и пряника.
В-пятых, при организации контрольно-надзорных мероприятий происходит процесс совершенствования работы субъектов хозяйствования.
Автором в рамках исследования контрольно -надзорные мероприятия в сфере государственного и муниципального управления классифицируются по различным основаниям, признакам и субъектам их осуществления. Классификация представлена в следующем виде:
Во-первых, контрольно-надзорные мероприятия классифицируются по разновидностям контроля. Данное основание, предполагает процедуру осуществления государственного контроля, аудиторского контроля и общественного контроля.
Государственный контроль реализуется системой органов властной вертикали различных территориальных уровней и органов особой специальной компетенции.
Аудиторский контроль реализуется независимыми консалтинговыми компаниями и агентствами.
Общественный контроль реализуется общественными (национальными) организациями и союзами.
Во-вторых, контрольно-надзорные мероприятия классифицируются по субъектам при осуществлении данного вида деятельности. Данное основание, предполагает процедуру осуществления ведомственного и вневедомственного контроля.
Ведомственный контроль реализуется вышестоящими подразделениями властной вертикали органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов особой специальной компетенции. Ведомственный контроль реализуется по иерархичному принципу функционального подчинения.
Вневедомственный контроль реализуется вышестоящими подразделениями властной вертикали органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов особой специальной
компетенции. Вневедомственный контроль реализуется по иерархичному принципу отсутствию функционального подчинения.
В-третьих, контрольно-надзорные мероприятия классифицируются по характеру контрольно-надзорных функций и сфере их применения. Данное основание, предполагает процедуру осуществления нормативно-правового, социально-экономического и производственно-технического контроля.
Нормативно-правовой контроль реализуется подразделениями властной вертикали органов законодательной, судебной власти и органов особой специальной компетенции в рамках неукоснительного соблюдение законодательства РФ органами власти и управления, а также их должностными лицами. Нормативно-правовой контроль осуществляют в основном органы Прокуратуры РФ и судебные органы.
Социально-экономический контроль реализуется подразделениями властной вертикали органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов особой специальной компетенции в сфере управления экономики и социальной сферы. Социально -экономический контроль включает в себя процедуры финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности, на основе аудита и ревизий.
Производственно-технический контроль реализуется
подразделениями властной вертикали специализированных подразделений производственного и лицензионного сектора. В его осуществлении принимают участие федеральные территориальные органы исполнительной власти, а также подразделения служб контроля качества и сертификации, технического, строительного, транспортного и иного направления.
В-четвертых, контрольно-надзорные мероприятия
классифицируются по времени. Данное основание, предполагает процедуру осуществления предварительного, текущего и последующего контроля и надзора.
Предварительный контроль реализуется подразделениями властной вертикали на стадии принятия государственных и муниципальных управленческих решений. Предварительный контроль необходим в преддверии осуществления управленческого воздействия, т.е. до начала совершения процедуры реализации функций управления.
Основной целевой характеристикой предварительного контроля служат меры предупреждения нарушения нормативно-правовых актов (законов, правил, инструкций, регламентов), исключения нерационального и неэффективного использования материальных и трудовых ресурсов, принятия необоснованных и экономически затратных управленческих воздействий. Данный вид является наиболее полезным и осмотрительным, он носит предупредительный характер. Под данный вид контроля попадает
проектно-сметная документация, договоры и соглашения, контракты на поставку товаров и услуг, сметы, проекты и другие документы.
Текущий контроль реализуется подразделениями властной вертикали на стадии осуществления государственных и муниципальных управленческих решений.
Основной целевой характеристикой текущего контроля служат меры своевременного и оперативного вмешательства в реализацию управленческого воздействия, при необходимости происходит корректировка и пересмотр принятых решений, перерасчет смет и планов. Под данный вид контроля попадают показатели и отчеты о деятельности структурных подразделений, программы социально-экономического развития территориальных образований, постановления и распоряжения органов исполнительной властной вертикали и другие документы.
Последующий контроль реализуется подразделениями властной вертикали в процессе завершения управленческого воздействия, после осуществления государственных и муниципальных управленческих решений, Последующий контроль это форма реализации контрольно-надзорной деятельности по истечении определенного отчетного периода.
Основной целевой характеристикой последующего контроля служат меры установления выполнения индикаторов развития, соответствия реализованного управленческого воздействия нормам и принципами федерального, регионального и муниципального законодательства, экономической и финансовой целесообразности. Последующий контроль имеет возможность оголить структуру управленческого воздействия, показать финансовые нарушения, хищения, злоупотребления и превышения должностных полномочий. Последующий контроль самая популярная и часто применимая разновидность контрольно-надзорных мероприятий осуществляющихся органами властной вертикали. Он реализуется всеми без исключения контрольно -надзорными органами. Под данный вид контроля попадает практически вся управленческая и отчетная документация. Мерами его осуществления занимаются по иерархичному принципу практически вышестоящие организации и контрольно-ревизионные органы властной вертикали.
В-пятых, контрольно-надзорные мероприятия классифицируются по источникам проверки. Данное основание, предполагает процедуру осуществления документального и фактического контроля.
Документальный контроль реализуется вышестоящими подразделениями властной вертикали органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов особой специальной компетенции. Под проверку попадают практически без исключения все документы реализации управленческого воздействия государственной и муниципальной системы управления.
Основной целевой характеристикой документального контроля служат меры по выявлению обоснованности, достоверности, правильности, законности и экономической целесообразности документально отраженных данных при реализации управленческих функций, как самих органов, так и должностных лиц.
Фактический контроль реализуется вышестоящими подразделениями властной вертикали органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов особой специальной компетенции. Под проверку попадает фактического состояния, наличия, использования средств, материальных и трудовых ресурсов организации. Фактический контроль реализуется путем применения процедур пересчета, пересмотра, обследования, обмера, взвешивания и выявления нарушений или злоупотреблений органами и должностными лицами при осуществлении управленческих функций.
Основной целевой характеристикой фактического контроля служат меры по обеспечению достоверности контрольных данных. В рамках данного вида проверяются материальные ресурсы (денежные средства, ценные бумаги, товары, строительные и инженерные объекты, готовая продукция или оказанная услуга, объем выполненных работ и т.д. )
Таким образом, в рамках данного раздела теоретической части исследования автором представлена структура контрольно надзорных мероприятий властной вертикали, с определением основных понятий и трактовок, видов, функций и классификаций системы контрольно-надзорных полномочий государственных органов над деятельностью муниципального сектора публичной власти.
Использованные источники:
1. Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 29-30 июня 2017 г.) / Отв. ред. доктор юридических наук, доцент А.В. Мартынов. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. - 499 с.
2. Гафаров, А.Р., Комаров, А.Г. Контроль в системе государственного и муниципального управления [Текст] / А.Р. Гафаров, А.Г. Комаров // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С.-17-19.
3. Грачев, Г.В. Особенности организации системы государственного контроля в России. [Текст] / Г.В. Грачев, Ростов н/Д.: Антей, 2009. 379 с.
4. Денисова, Е. С. Надзор и контроль в сфере безопасности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. С. Денисова, А. С. Рекин ; Минобрнауки России, ОмГТУ. - URL: https://www.omgtu.ru/general_information/institutes/petrochemical_institute/de partment_of_quot_safety_quot/E_S_Demsova_A_S_Rekin_uchebnoe_posobie. pdf