ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Черданцева Зинаида Сергеевна
АННОТАЦИЯ
Органы полиции выполняют важную роль в контрольно-надзорной деятельности, так как обладают собственным независимым предметом защиты, к которому относятся общественный порядок и общественная безопасность. Одним из видов их полномочий являются вопросы контроля (надзора). Трудности, сопряженные с осуществлением полиции своих непосредственных задач, осложнении их работы, также и в контрольно-надзорной деятельности, является последствием несовершенства нормативных актов. Данные положения нуждаются в доработке, дальнейших научных исследованиях по данному вопросу. В статье рассматривается дефиниция контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел. Главными его характеристиками являются: получение, анализ, исследование полученных данных по итогам работы. Контроль (надзор) позволяет сопоставить цель работы, ее процесс и результат, тем самым позволяя оценить ее эффективность.
ANNOTATION.
Police bodies play an Important role In control and supervision activities, as they have their own independent subject of protection, which includes public order and public safety. One of the types of their powers Is control (supervision). The difficulties associated with the implementation of the police of their Immediate tasks, the complication of their work, as well as In control and Supervisory activities, Is a consequence of the imperfection of regulatory acts. These provisions need to be finalized, further scientific research on this issue. The article deals with the definition of control (supervision) In the activities of Internal Affairs bodies. Its main characteristics are: obtaining, analyzing, and researching the data obtained based on the results of the work. Control (supervision) allows you to compare the purpose of the work, Its process and result, thereby allowing you to evaluate Its effectiveness.
Ключевые слова: контроль (надзор), органы внутренних дел, полиция, контрольно-надзорная деятельность.
Keywords: control (supervision), Internal Affairs bodies, police, control and Supervisory activities.
В настоящее время для основных сфер общества нашего государства характерны крупные перемены. Вступающее в силу законодательство меняет зону ответственности органов государственной власти. Позиции Конституции РФ [1] сознательно вносят новшества в устанавление статуса, значимости каждого человека, гражданина для страны, определяют объектом государственной деятельности надежную охрану основных прав и свобод, что является одной из важнейших функций государства.
Органы полиции выполняют немаловажную роль в контрольно-надзорной деятельности, наряду с другими компетентными организациями, так как обладают собственным независимым предметом защиты, к которому относятся общественный порядок и общественная безопасность. Одним из видов их полномочий являются вопросы контроля (надзора). Являясь субъектом социальных взаимоотношений согласно вышеуказанной компетенции, данные органы не всегда достаточно результативно исполняют свои задачи, осуществляют по возможности план определенных мероприятий ввиду противоречий и несовершенства законов, также координационных вопросов. Одним из видов их полномочий являются вопросы контроля (надзора).
В повседневных ситуациях зачастую появляются трудности, сопряженные с осуществлением полицией своих непосредственных задач, осложняется их работа, также и в контрольно-надзорной деятельности, что, как уже было сказано выше, является последствием несовершенства нормативных
актов. Данные положения нуждаются в доработке, дальнейших научных исследованиях по данному вопросу.
Все вышеизложенное позволяет утверждать об актуальности избранной темы исследования.
С момента своего возникновения институт полицейского надзора имел превентивный характер, с помощью него осуществлялся контроль за конкретными лицами. Различались подследственный, судебный и административный виды полицейского надзора.
Дефиницию контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел можно раскрыть, определив его роль в данной системе.
Вначале проанализируем непосредственно определение контроля (надзора), который представляет собой управленческую деятельность, координирующую остальные системы управления, такие как постановка цели, задач, организованность, непосредственно управление и мотивирование [3, с. 67]. Отметим, что указанная деятельность характерна и для правоохранительных органов.
Значением контроля (надзора), в том числе и в правоохранительных органах вступают: получение, анализ, также исследование данных о действительных итогах работы абсолютно всех подразделений, сопоставление их с плановыми отметками, обнаружение недостатков, также исследование факторов данных недостатков; проведение работы с целью устранения данных недостатков. Контроль (надзор) рассматривается не только как фиксация недостатков, также как исследование факторов данных недостатков, их причин с целью требования принятия неотложных заключений, затрагивающих своевременное реагирование определенного отдела. Значимым предназначением контроля (надзора) считается создание определенной отчетности, контроль (надзор) за ее выполнением, также ее исследование согласно итогам работы каждого отдела. По этой причине реализация контрольно-надзорной функции, в том числе и в правоохранительных органах основывается главным образом на учете, также отчетности, содержащей характеристики работы, осуществление их рассмотрения.
Контроль (надзор) — это процедура, способствующая соответствию итогов мероприятия его задачам [2, с. 56]. Это сопряжено с потребностью стабильного контроля итогов работы для того чтобы вовремя ликвидировать недочеты, увеличивать ее результативность, в том числе и в правоохранительных органах. Контроль (надзор) учитывает мониторинг соотношения хода функционирования запланированного мероприятия установленным законам, законам, решениям, определенным эталонам и т.д. Эта процедура помогает следить за правильным выполнением административных заключений, выявления противоречий, недостатков и поиск путей их решения.
Задачами контроля считается не только обнаружение недочетов, но кроме того предоставление фактической поддержки исполнителям, присутствие при проведении ревизий, в том числе и в правоохранительных органах. Подчеркнем, что контроль (надзор) кроме того содержит в себе анализ итогов работы, но никак не ограничивается фиксацией окончательных итогов работы. Эта роль взаимосвязана с реализацией иных функций управления. Представляется, что контроль (надзор) постоянно расширяется рассмотрением факторов обнаруженных недочетов, регулировкой, принятием необходимых административных заключений.
Контроль (надзор) и анализ — непременные составляющие осуществления управления, содержащиеся в установлении, также регистрации итогов работы всех подразделений, характеристики предмета управления в сфере его функционирования [4, с. 43], в том числе и в правоохранительных органах.
Установленные административные постановления, в большинстве своем, проекты для работы разных подразделений, считаются абстрактными модификациями действий, какие напрямую объединены с достижением возложенной задачи. Присутствие данного индивидуального условия постоянно имеет место как в административном постановлении, также и в ходе его осуществления.
Кроме того, посредством контроля (надзора) постоянно вносятся коррективы в деятельность всех отделов, что характерно и для правоохранительных органов. Данное положение, равно как принцип, приводит к получению итогов, имеющих меньше недочетов, что справедливо подразумевает потребность оперативного раскрытия, и, кроме того, высокого уровня осуществления целей. Таким образом, управленческие функции обязаны предусматривать данные условия, также как вспомогательные мероприятия могут проводиться чрезмерно, что, по большому счету, не принесет положительных результатов.
Посредством контроля (надзора) в правоохранительных органах определяется соотношение работы установленному заключению, для деятельности органов внутренних дел характерны ситуации, в которых приказ необходимо выполнять безоговорочно, независимо от непредвиденных событий, иначе имеет место его неисполнение и соответствующий вид ответственности.
На сегодняшний день исключить контроль (надзор) невозможно, поскольку это необходимо для противодействия коррупционным преступлениям, повышает ответственность сотрудников, исполнение ими своих должностных обязанностей, улучшает работу всех подразделений в целом. Создает условия, наиболее благоприятные для государства.
Следует достичь этого, для того чтобы контроль (надзор) выступил результативным орудием предоставления законности и ответственности в разных общегосударственных властных руководящих органах. Данный вопрос актуален и для системы правоохранительных органов.
Контроль (надзор) — обязательная процедура либо действие, обладающее разнообразными нюансами собственного проявления. В сущности контрольно-надзорной деятельности проявляют воздействие наиболее разнообразные условия и события. В частности, на контрольно-надзорную деятельность оказывают большое воздействие: область контрольно-надзорной деятельности, объект также предмет контроля (надзора), должностное лицо, реализующее функцию контроля (надзора).
Вышеуказанные факторы ставят в зависимость модель и способы контрольно-надзорной деятельности, но кроме того постановления, принимаемые согласно его завершения и так далее. Контроль (надзор) равно как роль, также способ работы на разных уровнях присущ абсолютно всем властным органам, также органам управления. Выражаясь по-другому, контроль (надзор) исполняется абсолютно всеми властными, руководящими органами всех уровней государственной власти, а также органами муниципалитетов в пределах границ и зоны их ответственности в процессе исполнения установленных перед ними вопросов, также функций, которые они осуществляют. Контроль (надзор) исполняется постоянно, также регулярно, что позволяет утверждать о проблеме создания независимой отрасли власти — контрольно-надзорной. В любом случае, принцип создания власти, осуществляющей контрольно-надзорную деятельность способен благополучно совершенствоваться в правовой науке, что довольно обоснованно аргументировано мнениями ученых-правоведов.
По мнению C.B. Розенко, «...всемирная практическая деятельность формирования концепции контролирования из-за муниципальных механизмов начала двигаться самостоятельно, как четвертая власть, независимая отрасль, общегосударственной правительству — правительству ревизорской власти» [5, с. 3]. Здесь автор имел ввиду, что имеет смысл выделение контрольно-надзорной ветви власти наравне стремя уже существующими в законодательстве.
Контроль (надзор), осуществляемый в сфере функционирования органов власти и управления, носит государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер.
Соответственно, все резолюции, вынесенные в ходе проведения контрольно-надзорной деятельности, в том числе и в органов внутренних дел априорно подлежат исполнению.
Компетенцией на осуществление контрольно-надзорной деятельности в правоохранительных органах обладают руководители региональных подразделений полиции.
Они осуществляют непосредственный подведомственный контроль (надзор) за оперативно-служебной деятельностью в вверенном им субъекте РФ, их действия не должны противоречить контрольно-надзорной компетенции центрального руководства МВД РФ и руководства МВД в федеральных округах. Для повышения эффективности их контрольно-надзорной деятельности часть их компетенции осуществляют заместители, и созданные с этой целью контрольно-надзорные организации.
Значительное положение в правоохранительных органах занимают территориальные отделы полиции, подведомственные региональным. Результат работы их сотрудников и непосредственного руководства, органов управления влияет на повышение защиты общественного порядка, личной и имущественной безопасности юридических и физических лиц.
Повышение уровня легитимности и беспристрастности непосредственного исполнения своих обязанностей сотрудников вышеуказанных подразделений влияет на отношение граждан и государства к правоохранительным органам.
Это говорит об обязательности контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел, функцией которых является обеспечение правопорядка противодействия правонарушениям.
Степень легитимации и четкого исполнения своих обязанностей в территориальных отделах правоохранительных органах объясняется многими причинами, первым делом, степенью подготовленности кадров для органов полиции, которым необходимо соответствующее юридическое образование, получение специальности в данной сфере [6, с. 29]. Отметим, что здесь есть ряд нерешенных вопросов. Есть управляющие органы на всех уровнях подведомственности МВД, работники отдела кадров не совсем понимающие, тщательно выявляющие и оценивающие необходимые характеристики для отбора соискателей службы в правоохранительные органы и управленческие посты в правоохранительных органах, особенности аттестации как обязательной процедуры.
К сожалению, такие проблемы на сегодняшний день в системе МВД имеют место. Отрицательным моментом является то, что данные сотрудники часто не подчиняются законодательству, для них характерны неправомерные действия, в том числе и преступления с использованием руководящего положения, коррупционной направленности, мошенничества и так далее.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что контроль (надзор) в деятельности органов внутренних дел в отношении приема на службу, аттестации новых сотрудников важен для деятельности управленческого состава правоохранительных органов на всех уровнях подведомственности.
Для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности за действиями своих сотрудников, руководитель каждого подразделения отдела полиции обязан производить контроль (надзор) за управлением отделениями, сотрудниками при исполнении своих непосредственных обязанностей, через определенный промежуток времени осуществлять меры по контролю (надзору) за выполнением обязанностей подведомственными подразделениями или сотрудниками, знакомиться с их делопроизводством, обращениями, оценками со стороны граждан, степенью раскрываемости. В связи с вышеизложенным руководящее звено обязано регулярно осуществлять дифференцированные воспитательные мероприятия среди личного состава, в системе применять существующие положительные стимулирующие и отрицательные санкции для сотрудников.
Такие способы являются сопутствующими контрольно-надзорной деятельности органами полиции. Они позволяют повысить качество контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел как меры эффективности легитимации и выполнения непосредственных обязанностей как личным составом, так и вышестоящим руководством.
Отметим нерешенные проблемы, препятствия в области контрольно-надзорной деятельности
органами полиции. Это, в первую очередь противоречия, пробелы законодательства относительно внутри ведомственного контроля (надзора).
Например, выделить и сформулировать на законодательном уровне особенности, этапы, участников осуществления контрольно-надзорной деятельности органами полиции, отметить, на что она направлена, указать полномочия ее участников, документарную базу для оформления, осуществления необходимого делопроизводства, перечень необходимых решений в результате проведения данной деятельности. Думается, необходима правовая регламентация для объединения и совместной деятельности в результате осуществления контроля (надзора) разными уровнями соподчиненности, подведомственности правоохранительных органов.
Представляется обязательным введение требований к соискателям на службу в МВД, их дальнейшего обучения, возможности осуществления ими контрольно-надзорной деятельности. Это обусловлено тем, что, к сожалению, в системе контроля (надзора) сохраняются явления коррупции и невыполнение или недостаточное выполнение своих должности обязанностей.
В связи с вышеизложенным, в отношении сотрудников, являющихся членами контрольно-надзорной деятельности, которые включаются в состав комиссии, эффективно проводить испытания с применением полиграфа, проводить с ними задания на готовность осуществления контроля (надзора). Это позволит улучшить качество осуществления контрольно-надзорной деятельности органами полиции, и подвести положительные итоги уровня соблюдения законодательства и устранения данных нарушений в органах полиции.
Итак, осуществление контрольно-надзорной деятельности органами полиции включает в себя различные мероприятия, этапы проведения, что и было рассмотрено нами в статье. Задачи контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами могут быть различными.
Таким образом, мы рассмотрели дефиницию контроля (надзора) в деятельности органов внутренних дел. Главными его характеристиками являются: получение, анализ, исследование полученных данных по итогам работы. Контроль (надзор) позволяет сопоставить цель работы, ее процесс и результат, тем самым позволяя оценить ее эффективность.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. [Constitution Of The Russian Federationf rom 12.12.1993 (ed. from 30.12.2008 No. 6-FKZ, from 30.12.2008 No. 7-FKZ, from 05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FKZ) / / Rossiyskaya Gazeta. 1993. December 25.]
2. Арзамасов, Ю.Г. О правовой природе актов государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 5. С. 56-61. [Arzamasov, Yu. G.On the legal nature of acts of state administration // State power and local self-government. 2017. No. 5. Pp. 56-61.].
3. Афанасьев, В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). М.: Политиздат, 2017. 432 с. [Afanasyev, V. G. Scientific management of society (experlence of system research). Moscow: Polltizdat, 2017. 432 p.],
4. Горшенев, B.M., Шахов, И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2017. 347 с. [Gorshenev, V. M., Shakhov, I. В. Control as a legal form of actlvity. Moscow, 2017. 347 p.].
5. Розенко, C.B. Проблемы уголовных прав гражданина // Российский юридический журнал. 2018. № 6. С. 3-8. [Rozenko, S. V. Problems of criminal rights of a citizen / / Russian legal journal. 2018. No. 6. Pp. 3-8.].
6. Славина, НА. Охрана прав и свобод легитимными способами // Власть. 2018. — № 6. С. 27-30. [Slavlna, N. A. Protection of rights and f reedoms by legitímate means. 2018. — No. 6. Pp. 27-30.].