Научная статья на тему 'Классификация женских образов в драматургии Ф. Шиллера в исследованиях европейских ученых XX столетия'

Классификация женских образов в драматургии Ф. Шиллера в исследованиях европейских ученых XX столетия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
767
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВ / РЕЦЕПЦИЯ / Ф. ШИЛЛЕР / DRAMA / FEMALE IMAGE / CLASSIFICATION OF IMAGES / RECEPTION / F. SCHILLER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загустина Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются способы классификации женских образов драм Ф. Шиллера в западных научных работах. Установлено, что на раннем этапе исследователи используют описательный метод изучения материала. Деление персонажей на группы не производится. В более поздних исследованиях XX-XXI вв. персонажи классифицируются в соответствии с их качествами, а также на основе философских рассуждений Шиллера о женственности. В их работах преобладает литературоведческий анализ произведения. Современные ученые выводят интерпретацию драм на интертекстуальный уровень и обращаются к внетекстовым параметрам, влияющим на формирование женского образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF FEMALE IMAGES IN F. SCHILLER’S DRAMATURGY IN THE EUROPEAN SCIENTISTS’ RESEARCHES OF THE XX CENTURY

The article investigates the ways of female images classification in F. Schiller’s dramas in the western scientific works. It is ascertained that at the early stage, researchers used the descriptive method of the material studying. The division of the characters into groups was not performed. In later studies of the XX-XXI centuries, the characters are classified according to their qualities, as well as on the basis of Schiller’s philosophical arguments about femininity. These studies are dominated by the literary analysis of a work. Modern scientists bring the interpretation of the dramas to the intertextual level and turn to extra textual parameters that affect a female image formation.

Текст научной работы на тему «Классификация женских образов в драматургии Ф. Шиллера в исследованиях европейских ученых XX столетия»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.19

Загустина Ирина Валерьевна

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ДРАМАТУРГИИ Ф. ШИЛЛЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ XX СТОЛЕТИЯ

В статье рассматриваются способы классификации женских образов драм Ф. Шиллера в западных научных работах. Установлено, что на раннем этапе исследователи используют описательный метод изучения материала. Деление персонажей на группы не производится. В более поздних исследованиях ХХ-ХХ1 вв. персонажи классифицируются в соответствии с их качествами, а также на основе философских рассуждений Шиллера о женственности. В их работах преобладает литературоведческий анализ произведения. Современные ученые выводят интерпретацию драм на интертекстуальный уровень и обращаются к внетекстовым параметрам, влияющим на формирование женского образа. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272019/6/19.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 6. C. 88-91. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 82 Дата поступления рукописи: 07.02.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.6.19

В статье рассматриваются способы классификации женских образов драм Ф. Шиллера в западных научных работах. Установлено, что на раннем этапе исследователи используют описательный метод изучения материала. Деление персонажей на группы не производится. В более поздних исследованиях XX-XXI вв. персонажи классифицируются в соответствии с их качествами, а также на основе философских рассуждений Шиллера о женственности. В их работах преобладает литературоведческий анализ произведения. Современные ученые выводят интерпретацию драм на интертекстуальный уровень и обращаются к внетекстовым параметрам, влияющим на формирование женского образа.

Ключевые слова и фразы: драма; женский образ; классификация образов; рецепция; Ф. Шиллер. Загустина Ирина Валерьевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург irink_91@mail. гы

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ДРАМАТУРГИИ Ф. ШИЛЛЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ XX СТОЛЕТИЯ

Тема женских образов в драматических произведениях Ф. Шиллера становится актуальной для исследователей уже в начале XIX века. Несмотря на то, что количество работ, посвященных данной проблематике, невелико, в них даны подробные характеристики героинь, а также предприняты попытки их классификации [2; 3; 7; 8]. В связи с этим систематизация и обобщение западного опыта анализа классификации женских образов в драматургии Ф. Шиллера представляются актуальными. Более того, подобное исследование проводится впервые, что и определяет его научную новизну. Целью данного исследования является систематизация критериев и способов отнесения женских персонажей драм Ф. Шиллера к различным группам. Результаты показывают, какие именно факторы играли наибольшую роль для авторов научных работ в данной области. Представив обобщение научных трудов зарубежных ученых, настоящее исследование актуализует малоизученную в отечественной филологии тематику женских образов в драме Шиллера.

В разные периоды женские образы в драмах изучались с разных точек зрения. Большинство работ о женских образах включают не только анализ отдельно взятых женских персонажей, но и рассмотрение их взаимодействия друг с другом и с мужскими персонажами. Таким образом построена книга Э. Эллет, исследовательницы XIX века, в которой автор предлагает лишь описание женских образов, не подразделяя их на группы [3].

В начале XX века появляются работы, посвященные только женским образам. Вирджиния Бушелле Диаз [2] разрабатывает классификацию женских образов в соответствии с их качествами (Таблица 1). В работах К. Ли и Д. Линденпютц [7; 8] авторы уделяют внимание женским образам поздних драм, не ограничиваясь только интерпретацией образа. Их исследования направлены на обобщение и типизацию женских образов, а также на анализ концепций автора в создании женского образа.

Женские персонажи драматических произведений Ф. Шиллера представляют широкий спектр различных характеров. При их анализе и сопоставлении легко выявляются как общие черты, так и критерии для их противопоставления. Как указывает Д. Линденпютц в своей статье, опираясь на более ранние исследования творчества драматурга, в частности работы Х. Фурмана и М. Коммереля, в драмах Шиллеру удалось создать крайне дифференцированные женские характеры [8, S. 80]. Из ее работы и трудов Э. Эллет и К. Ли можно выделить следующие черты женских образов в соответствии с периодами творчества автора.

В ранних драмах авторы отмечают отсутствие противоречий в суждениях женских и мужских персонажей по причине отождествления женской позиции с мужской.

Таблица 1. Классификация женских персонажей В. Бушелле Диаз

Персонажи чувства Персонажи любви Персонажи гордости Персонажи долга Персонажи раскаяния Персонажи патриотизма

Драмы раннего периода творчества Ф. Шиллера: «Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), «Коварство и любовь» (1784), «Дон Карлос, инфант испанский» (1787), драматическая трилогия «Валленштейн» (1799)

Амалия Леонора Луиза Луиза Текла Джулия Дория, леди Мильфорд герцогиня Фридландская, Елизавета Валуа

Драмы позднего периода: «Мария Стюарт» (1800), «Орлеанская дева» (1801), «Мессинская невеста» (1803), «Вильгельм Телль» (1804)

донна Изабелла Беатриче Елизавета Мария Стюарт Жанна Д'Арк, Гертруда Штауффахер, Берта фон Брунек

Более поздние произведения содержат абсолютно противоположные черты женских персонажей, которым присущи самостоятельность, независимость, выражающиеся в том числе и в их отдалении от мужских персонажей. К третьему периоду относятся драмы, где женский персонаж также равен мужскому, однако между ними обязательно подчеркнуты связь и гармония. Ведущей темой становится единство полов.

В. Бушелле Диаз относит большинство проанализированных женских образов из драм раннего периода к первой группе. Для них важны чувства, в частности любовная привязанность. К этой группе персонажей автор относит образ Амалии из драмы «Разбойники», образ Леоноры из драмы «Заговор Фиеско в Генуе» и образ Луизы из драмы «Коварство и любовь». Смысл существования данных персонажей заключается в любви и самопожертвовании ради любви. Этих героинь автор относит к категории персонажей чувства. Но в ее классификации представлена еще одна, отдельная группа образов - образы любви. В ней рассматривается не только любовь между мужчиной и женщиной, но и сестринская и материнская любовь. Их иллюстрациями служат образы сестры Жанны Д'Арк - Луизы и донны Изабеллы.

Текла и Беатриче (драмы «Валленштейн» и «Мессинская невеста») как персонажи любви в этой группе отличаются от героинь чувства из ранних драм. Любовь меняет их, под ее влиянием их жизнь полностью меняется, чувство любви рождает новый образ каждого из этих персонажей. Близок образам ранних произведений в этой группе только образ Агнес Сорель («Орлеанская дева»).

К основным чертам характера персонажей ранних драм автор также относит и гордость. Гордость как доминантное качество присутствует у персонажей, являющихся антиподами ведущих женских образов. К «персонажам гордости» Бушелле Диаз относит Джулию Дория, чей образ строится на приеме контраста по отношению к главной героине - Леоноре. Бушелле Диаз называет Джулию героиней гордости, так как центральным эпизодом, по ее мнению, является эпизод разоблачения Джулии, в котором даже под угрозой ареста Джулия отказывается от заступничества Леоноры, так как ее гордость уязвлена на глазах у соперницы [2]. В драме «Коварство и любовь» леди Мильфорд также отнесена автором к персонажам гордости, являясь антиподом Луизы.

К персонажам гордости Диаз относит лишь одну героиню из более позднего творчества Шиллера - королеву Елизавету из драмы «Мария Стюарт». Ее образ противопоставлен образу Марии на основе этого качества. Мария не настолько подвержена гордости, и ее главным качеством Бушелле Диаз считает раскаяние.

Наиболее ярко контраст героинь проявляется в заключительных сценах драмы. Елизавета «сталкивается со своим чувством вины», которое скрывает из гордости, душа Марии, напротив, «через страдание, раскаяние и смерть возвращается к изначальной чистоте» [Ibidem].

Чувство долга как ведущее качество, присущее персонажу, Бушелле Диаз отмечает только у героев драматических произведений раннего периода творчества Шиллера - у герцогини Фридландской (драма «Вал-ленштейн») и Елизаветы Валуа, супруги Филиппа II (драма «Дон Карлос»). Чувство ответственности представленных женских персонажей - важная составляющая семейной жизни. Для Елизаветы долг с «подчинением морали», поэтому она не может ответить взаимностью на признание дона Карлоса [Ibidem]. Герцогиня же чувствует себя обязанной подчиниться мужу.

Единственное качество в классификации автора, которое встречается только у героинь произведений, написанных Шиллером в более поздний период творчества, - это чувство патриотизма. К этой группе она относит персонажей драм «Орлеанская дева» и «Вильгельм Телль» Жанну Д'Арк, а также Гертруду Штауф-фахер и Берту фон Брунек. Ведущая черта характера этих персонажей связана с главными сюжетными линиями драм, в основе которых война и освободительное движение. Кроме чувства патриотизма общими чертами всех женских образов данной группы, по мнению автора, являются достоинство, благородство, энтузиазм и бескорыстность, для Жанны и Гертруды это еще и склонность к самопожертвованию.

Классификация К. Ли имеет множество сходств с работой В. Бушелле Диаз, однако К. Ли использует для распределения персонажей другие критерии (Таблица 2). Автор отмечает, что важным для становления образа являются философские идеи Шиллера, реализованные через каждый женский персонаж. Самыми значимыми автор признает идею возвышенного, идеи идеализма и свободы, сформулированные Шиллером в философских трудах «О возвышенном», а также концепции женственности и мужественности, описанные им в философском сочинении «О грации и достоинстве». Она выделяет три группы персонажей драм позднего периода творчества Шиллера: персонажи возвышенного достоинства; субъекты политической деятельности, обладательницы власти; носительницы идей свободы.

Таблица 2. Классификация женских персонажей К. Ли

Эта классификация пересекается с классификацией Бушелле Диаз в анализах образов Гертруды Штауф-фахер и Берты фон Брунек, которых Ли также вносит в одну группу. Она определяет их как носительниц идей свободы, которые, безусловно, основываются на их чувстве патриотизма. Сходство типологий двух авторов также в противопоставлении образов Марии Стюарт и Елизаветы, но в диссертации Ли оно основано на моральном облике героинь. Главное отличие Елизаветы от Марии Стюарт заключается в её абсолютном пренебрежении нравственными ценностями ради достижения политических целей.

К группе персонажей возвышенного достоинства принадлежат Мария Стюарт и Жанна Д'Арк. Они выражают представления Шиллера о возвышенности, обладая которой, трагический персонаж способен жертвовать собой ради свободы и морали, а его смерть - это триумф нравственности над чувственностью. Суть личности возвышенного героя - это борьба природы и духа [5]. Оба персонажа данной группы принадлежат к подобному типу личности. В поступках обеих героинь присутствует огромная сила духа и морали. В образе Марии яркой демонстрацией ее духовной силы является решение умереть как проявление ее свободного выбора. Она отказывается «от спасения физической сущности ценой новой моральной вины», под которой героиня подразумевает смерть ее приближенных ради нее [Ibidem]. Таким образом, она полностью преодолевает себя и воплощает одну из центральных идей философии Шиллера - идею возвышенности.

Героиня драмы «Орлеанская дева» - Жанна Д'Арк. Жанна демонстрирует еще большую силу духа, так как она, несмотря на свои моральные установки, влюбляется, но в конечном итоге преодолевает чувственную привязанность. Общность между двумя героинями, по мнению К. Ли, заключается и в том, что в момент внутренней борьбы они одиноки, что подчеркивает победу нравственности [Ibidem].

Ли в своей диссертации во многом следует идеям Х. Фурмана и М. Коммереля, которые разграничивали женских персонажей драм разных периодов творчества Шиллера. По отношению к героиням поздних драм М. Коммерель использовал слово "Uberfrau" (сверхженщина), подразумевавшее наличие у женских персонажей нетипичных для женщин того времени свойств. Им присущи черты, которые в ранних драмах Шиллера и в его философских трудах приписываются мужчинам. Так, в некоторых поступках и чертах характера такие героини перенимают модель мужского поведения и мышления.

Согласно Ли, к данному типу относятся персонажи возвышенного достоинства и персонажи власти, то есть Жанна Д'Арк, Мария Стюарт, королева Елизавета и Марина Мнишек.

Женские персонажи принадлежат к группе "Uberfrauen" уже в соответствии с тем, что они транслируют саму идею возвышенного. В ранних драмах олицетворениями данной идеи были в основном мужские персонажи [Ibidem].

В первую очередь мужские персонажи демонстрируют волевые решения, имеют собственное независимое мнение. Центральное решение главной героини в драме «Мария Стюарт» - принятие смертного приговора - является проявлением ее свободной воли [Ibidem]. Любовь Жанны к Лионелю - это, с одной стороны, ее слабость, неспособность противостоять чувственной любви, характерная для женских образов ранних драм, с другой стороны, это проявление личного выбора героини. Автор диссертации отмечает, что для Шиллера способность персонажа свободно осуществлять волевые решения - одна из важнейших для реализации идеи возвышенного [7, S. 119].

Елизавета как персонаж власти действует в рамках мужской гендерной роли и поэтому добивается успеха в сфере политики. Однако, по мнению К. Ли, в этом заключена противоречивость ее образа. С одной стороны, героиня стремится к реализации в качестве жены и матери, с другой - ее привлекают политическая карьера и власть.

Персонажи свободы представляют собой особенную группу с точки зрения гендерных характеристик. Гертруда и Берта относятся к типу сильных и волевых женщин. Об этом свидетельствуют их активное участие в освободительном движении, энтузиазм и предприимчивость. Ли приравнивает их к мужским персонажам, так как они обладают способностью самостоятельно принимать решения и мыслить [Ibidem, S. 158]. Они значимы и потому, что развитие действия драмы во многом определяется поступками этих героинь.

Ли приводит примеры выражения активной позиции героинь в каждой драме. Таким примером служит освобождение Жанны Д'Арк от оков в момент решающей битвы в драме «Орлеанская дева». Мария Стюарт деятельна в своем мышлении, ее образ развивается в постепенном принятии смертного приговора. Женские персонажи драмы «Вильгельм Телль» активно участвуют в освободительном движении.

Актуальность таких характеристик, как самостоятельность мышления и деятельность образов поздних драм, признает и еще одна современная исследовательница творчества Ф. Шиллера - Д. Линденпютц. Она рассматривает данные образы с точки зрения их влияния на читателя, в первую очередь на читательниц. Линденпютц выделяет три группы образов, которые могли бы повлиять на женщин - современниц Шиллера, могли бы мотивировать их быть уверенными в себе, независимыми, самостоятельными и решительными. К первой группе она относит героинь, обладающих политической властью, ко второй - персонажей также связанных с политикой, участвующих в политических интригах, третья группа включает в себя женщин, которые являются достойной и равной партией своих мужей, выступают советчицами в решении сложных вопросов. Первая и вторая группы близки, но все же не тождественны друг другу. В первую Линденпютц включает Елизавету из драмы «Мария Стюарт», во вторую - Джулию Дория и Марину Мнишек. Если эти две группы образов, по предположению автора, действовали на читательниц отталкивающе, то третья, в которую входят образы Гертруды Штауффахер и Берты фон Брунек, могли бы заинтересовать и вдохновить их.

Классификации Линденпютц и Ли похожи, так как обе выделяют группу политически активных женщин, а также женщин, которые наравне с мужчинами являются участниками исторических событий. Принцип

разделения персонажей практически идентичен, однако Линденпютц дополняет свою классификацию размышлениями о рецептивном потенциале исследуемых образов.

Статья Д. Линденпютц содержит не только классификацию женских образов драм, но и типологию, применимую ко всему творчеству поэта, а также его жизни. В своей работе она связывает построение образов с их реальными прототипами и жизненными обстоятельствами, пережитыми Шиллером. В ее типологию входят образ невинной нежной девушки, образ чувственной женщины, образ образованной женщины и образ женщины-матери. Автор поясняет свою типологию при помощи схемы, представляющей собой прямоугольник. Автор разделяет четыре типа женских образов в драмах Шиллера, а также иллюстрирует их противопоставление. Тип чувственной женщины противоположен образованной женщине, в которой разум преобладает над чувствами. Тип матери противопоставлен невинной девушке. Линденпютц не вписывает образы драм в рамки этой типологии.

В процессе своего исследования Линденпютц обращается и к лирике поэта, прослеживая в ней развитие женского образа. Важным для раскрытия граней женского образа в стихотворениях Шиллера Линденпютц считает рассмотрение его параллельно с мужскими образами, с учетом философских идей Шиллера, связанных с гендером. Так, основными чертами женского образа в лирике она называет стремление женщины быть отражением своего партнера, быть миролюбивой, нежной, склонной к эмпатии. Подобные характеристики женского образа при соотнесении с драмами присущи женским персонажам раннего периода творчества Шиллера.

Представленные классификации иллюстрируют парадигму женских образов в драматическом творчестве Ф. Шиллера. Стоит отметить, что в классификациях начала XIX и XX века основой для описания и сравнения образов героинь, как правило, служат их качества. Классификации построены на описании героинь, на их сравнении между собой, а также с мужскими персонажами.

В исследованиях Новейшего времени авторы меньше опираются на характеристики персонажа, обращаясь к его интерпретации через другие элементы, составляющие творчество автора, но не связанные напрямую с произведением. Причиной отличия избранных методов является смена парадигм лингвистической науки. На данный момент в условиях коммуникативно-прагматической парадигмы ученые менее заинтересованы в использовании описательного метода, нежели в исследовании формирования образа, а также его воздействия на читателя. Для современных исследователей также актуальны тенденции развития женского образа в творчестве писателя в целом.

Список источников

1. Bovenschen S. Die imaginierte Weiblichkeit. Exemplarische Untersuchungen zu kulturgeschichtlichen und literarischen Präsentationsformen des Weiblichen. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1979. 280 S.

2. Dyas V. B. The women characters in Schillers dramas [Электронный ресурс]. URL: https://mospace.umsystem.edu/xmlui/ handle/10355/15490 (дата обращения: 28.12.2018).

3. Ellet E. The characters of Schiller [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=97_zKNaOvJ4C&pg= PP9&lpg=PP9&dq=ellet+the+characters+of+schiller&souice=bl&ots=33DpyauTRW&sig=VJJUFf3ovNw-_1X2ECLDQYF p7AU&hl=m&sa=X&ved=2ahUKEwjola-eqbTfMUGs4sKHXroACsQ6AEwD3oECAEQAQ#v=onepage&q=ellet%20fte% 20characters°/o20of%20schiller&f=false (дата обращения: 28.12.2018).

4. Fuhrman H. Zur poetischen und philosophischen Anthropologie Schillers. Vier Versuche. Würzburg: Königshausen u. Neumann, 2001. 196 S.

5. Kommerell M. Schiller als Gestalter der handelnden Menschen // Kommerell M. Geist und Buchstabe der Dichtung. Frankfurt am Main: Klostermann, 1956. S. 132-174.

6. Lange S. Die Utopie des Weiblichen im Drama Goethes, Schillers und Kleists. Frankfurt am Main: Lang, 1993. 165 S.

7. Lee K. Weiblichkeitskonzeptionen und Frauengestalten im theoretischen und literarischen Werk Friedrich Schillers [Электронный ресурс]. URL: https://archiv.ub.uni-marburg.de/diss/z2004/0071/pdf/dkl.pdf (дата обращения: 28.12.2018).

8. Lindenputz D. Schiller und die Frauen // Wahrheit, Sittlichkeit und Freiheit. Schillers Aktualität in Schule und Hochschule / hrsg. von Th. Rudloff. Herbolzheim: Centaurus Verlag, 2006. S. 54-95.

9. Schiller F. Die Dramen des Sturm und Drang. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1978. 424 S.

10. Vergiels M. Wie eng-gebunden ist des Weibes Glück! Das Frauenbild in den Dramen der klassischen deutschen Zeit: Magisterarbeit an der Rheinischen Friedrich-Wilhelms-Universität, Bonn. Hamburg: Diplomica, GmbH, 2001. 126 S.

CLASSIFICATION OF FEMALE IMAGES IN F. SCHILLERS DRAMATURGY IN THE EUROPEAN SCIENTISTS' RESEARCHES OF THE XX CENTURY

Zagustina Irina Valer'evna

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg irink_91@mail. ru

The article investigates the ways of female images classification in F. Schiller's dramas in the western scientific works. It is ascertained that at the early stage, researchers used the descriptive method of the material studying. The division of the characters into groups was not performed. In later studies of the XX-XXI centuries, the characters are classified according to their qualities, as well as on the basis of Schiller's philosophical arguments about femininity. These studies are dominated by the literary analysis of a work. Modern scientists bring the interpretation of the dramas to the intertextual level and turn to extra textual parameters that affect a female image formation.

Key words and phrases: drama; female image; classification of images; reception; F. Schiller.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.