7.12. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ СВЯЗИ КАК ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Жевняк О. В., старший преподаватель
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье обосновываются классификации услуг связи по различным основаниям, а также проводится систематизация классификаций. Проведенное исследование может быть не бесполезно для целей совершенствования гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг связи.
Рынок услуг связи развивается достаточно быстрыми темпами, появляются новые услуги, требующие адекватного правового регулирования. Юридическое значение деления услуг связи на определенные виды заключается в обосновании необходимости формирования для них различных правовых режимов. Любая классификация тем самым должна способствовать совершенствованию правового регулирования. Вместе с тем в научных работах, посвященных гражданско-правовому регулированию отношений по оказанию услуг связи, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Следует отметить, однако, исследования Т. Н. Скориковой, обосновывающие систематизацию услуг сотовой связи в зависимости от двух уровней правоотношений1, и И. И. Козлова, который проводит классификацию услуг проводной телефонной связи в зависимости от характера деятельности оператора связи2. Можно сказать, что проводимые в научных работах классификации касаются отдельных видов услуг связи, отсутствует систематизированная классификация услуг связи по различным основаниям. В связи с этим рассматриваемый в настоящей статье вопрос является актуальным. Проведенная работа может иметь значение для совершенствования правового регулирования отношений по оказанию услуг связи и быть небесполезной для дальнейшего исследования отдельных видов услуг связи, а также для более полного анализа и определения содержания общего понятия услуги связи.
Автором обосновываются классификации услуг связи по различным основаниям, а также проводится их систематизация в зависимости от признаков услуги связи. Можно предложить объединить классификации по следующим группам признаков: относящимся к объекту воздействия услуги связи; субъекту, оказывающему услугу связи; заказчику услуги; сетям связи.
Рассмотрим классификационную группу, построенную по объекту воздействия услуги связи (информации). По форме воплощения информации услуги связи делятся на услуги связи по передаче информации, воплощенной
1 Скорикова Т. Н. Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи: дисс. ... к.ю.н.:
12.00.03. Томск: РГБ, 2006.
2 Козлов И. И. Гражданско-правовое регулирование оказания услуг проводной телефонной связи: дисс. ... к.ю.н.:
12.00.03. Волгоград: РГБ, 2006.
в вещную форму (услуги почтовой связи), и услуги связи по передаче информации, не воплощенную в вещную форму (услуги электрической связи). Деление услуг связи на услуги почтовой и электрической связи не ново, оно находит и законодательное воплощение, однако в данной классификации акцент делается на то, что основное отличие этих видов услуг заключается именно в наличии или отсутствии вещной формы воплощения информации. От этого зависят способы исполнения обязательства (вещи перемещаются с помощью транспортных средств и людей, электрические сигналы - с помощью средств и линий электрической связи), квалификация договорных отношений оператора с третьими лицами, привлекаемыми для оказания услуги связи. По-разному должны регулироваться вопросы качества услуги, применения мер для обеспечения неразглашения информации.
Юридическое значение может иметь деление услуг связи в зависимости от типа передаваемой информации на услуги по передаче текстовой, звуковой информации, по передаче изображения, а также по передаче одновременно нескольких типов информации. Выделение последнего вида может влиять на техническое регулирование качества услуги связи, на договорной режим предоставления услуг связи: необходимо учитывать комплексность объекта воздействия услуги связи при формировании условий о качестве и цене услуги.
Разный правовой режим имеют услуги связи, поделенные по содержанию информации на услуги по передаче экстренной информации (связанной с безопасностью человека и государства, о вызове экстренных служб) и услуги по передаче иной информации. Особенность правового режима первого вида услуг заключается в законодательном установлении приоритетности ее оказания и решении вопроса возмездности.
Следующая классификационная группа услуг связи объединена по признакам, относящимся к оператору связи. В зависимости от положения, которое он занимает на рынке услуг связи, можно выделить услуги связи, оказываемые оператором, занимающим существенное или доминирующее положение на рынке услуг связи, и иные услуги связи. Фигура оператора, занимающего существенное положение в сети связи, отлична от оператора, занимающего доминирующее положение на рынке услуг связи. Первая категория введена законодательством о связи, в основном, для целей регулирования отношений по оказанию услуг связи между операторами (например, услуга связи по пропуску трафика таким оператором оказывается в рамках публичного договора; порядок взаимодействия сетей такого оператора с сетями связи других операторов определяются в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ; изменение условий присоединения возможно только при наступлении указанных в законе оснований; цены на услуги подлежат государственному регулированию). Доминирование же на рынке влияет на правовой режим услуги связи, оказываемой любым субъектам, что определяется антимонопольным законодательством (например, запрещено оказание услуги связи по монопольно высокой или монопольно низкой цене, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора).
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
Перейдем к следующей классификационной группе, которая строится с использованием критериев, относящихся к заказчику услуги. В зависимости от того, к какому виду субъекта гражданского права относится заказчик, необходимо выделять услуги связи, оказываемые физическому лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и публичному образованию. Особый правовой режим услуги связи для граждан заключается в том, что она оказывается в рамках публичного договора, применяется законодательство о защите прав потребителей. Инфраструктурное значение связи как условия обеспечения функционирования любого субъекта экономики порождает вопрос о том, не нарушает ли интересы юридического лица нераспространение режима публичного договора на отношения с его участием. В литературе, например, обосновывается вывод о том, что договоры оказания услуг проводной телефонной связи, радиотелефонной сотовой связи являются публичными независимо от того, кто выступает на стороне абонента3. Установление категории публичного договора имеет многоцелевую направленность, но на первый план выступает цель защиты слабой стороны. Представляется, что существующая система правил антимонопольного законодательства, законодательства о связи об оказании универсальных услуг позволяет защитить интересы всех субъектов гражданского права в обеспечении их услугами связи. Нет необходимости распространения режима публичного договора на отношения с участием юридического лица. Более того, правила о публичном договоре не должны применяться к отношениям с участием гражданина, если для оказания услуги используется выделенная сеть связи или сеть связи специального назначения.
Особенность правового режима услуг связи, оказываемых для государственных и муниципальных нужд, заключается в том, что их оказание осуществляется на основе государственного или муниципального контракта в порядке, установленном гражданским законодательством и законодательством РФ о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
Следующим юридически значимым классификационным основанием является принадлежность заказчика услуги к отрасли связи. По этому критерию услуги связи делятся на услуги, оказываемые оператору связи (услуги по пропуску трафика), и услуги связи, оказываемые иным лицам. Цель оказания услуги по пропуску трафика - удовлетворение потребности в передаче адресованной информации только не конечного пользователя, а оператора связи, который, в свою очередь, удовлетворяет потребности конечного пользователя. Информация передается через сеть связи, у исполнителя услуги есть обязанность обеспечить ее неизменное содержание и конфиденциальность, поэтому услугу по пропуску трафика можно назвать услугой связи. Однако необходимо акцентировать внимание на ее особом положении в системе отношений по поводу оказания услуги связи конечному потребителю. Именно последняя является в этой системе отношений основной, все другие услуги и работы в сфере
3 Козлов И. И. Указ. соч. С. 7.; Нарозников Н. К., Суденко В. В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг. Учебно-практическое пособие. - М.: ВГНА МНС РФ, Книжный мир, 2004. С. 30.
связи выполняются для обеспечения ее оказания. Услуга по пропуску трафика, будучи сама услугой связи, формируется на другом уровне отношений в сфере связи - отношений между операторами услуг связи. Особенности правового регулирования услуг по пропуску трафика должны заключаться в следующем: оно сопровождается регулированием присоединения сетей связи; необходимо решить вопрос о расчетах между операторами; качество и срок оказания услуги по пропуску трафика и соответствующие параметры услуги связи для конечного пользователя должны соотноситься друг с другом; должны регулироваться вопросы ответственности за ненадлежащее оказание услуги конечному пользователю.
Юридическое значение имеет такой признак заказчика, как наличие у него обязанности обеспечения соответствующих технических предпосылок для оказания услуги связи. По этому критерию услуги связи делятся на услуги, заказчик которых должен обеспечить технические предпосылки, и услуги связи, заказчик которых не имеет этой обязанности. Значение этой классификации выражается в особом регулировании вопросов заключения договора об оказании услуг связи и исполнения обязанности оператора связи по оказанию услуги. Отказ оператора от оказания услуги связи из-за отсутствия необходимого оборудования у заказчика будет считаться обоснованным. Если услуга связи не оказана или оказана ненадлежащим образом из-за ненадлежащего качества оборудования, принадлежащего пользователю, это должно освобождать оператора от ответственности.
В зависимости от того, предоставляется ли доступ к услуге связи с терминала, принадлежащего заказчику, или коллективного терминала, услуги связи делятся на услуги связи индивидуального и коллективного доступа (услуги телефонной связи с использованием таксофонов, услуги по передаче данных с использованием пунктов коллективного доступа). Услуга связи коллективного доступа имеет существенные особенности, связанные с тем, что пользователь услуги в момент ее оказания не идентифицирован оператором. Формирование договорных условий в этом случае минимально, условия оказания услуги должны быть прописаны в нормативно-правовых актах. Необходимо урегулировать следующие моменты: способы идентификации заказчика услуги; возможности заказчика услуги по предоставлению доказательств неоказания услуги, оказания услуги ненадлежащего качества; порядок оплаты; обязанность оператора по информированию потенциальных заказчиков о порядке оказания услуги связи; форму заключения договора.
Последняя классификационная группа связана с признаками, относящимися к сети связи. По принадлежности сети связи услуги связи можно поделить на услуги связи, оказываемые оператором с использованием своей сети связи, и с использованием чужой сети связи. Законом должен быть решен вопрос о возможности оказания услуг связи с использованием сети связи, на которую у исполнителя услуги нет вещных прав. У такого оператора должен быть особый правовой статус; он будет вовлечен в более сложную систему договорных связей; услуги связи должны оказываться в соответствии с общими правилами, но возможна зависимость определенных параметров услуги от действий владельца сети связи.
Исходя из видов сетей связи, можно предложить деление услуг связи на услуги связи общего пользования (предназначенные для удовлетворения потребностей любого пользователя) и услуги связи ограниченного пользования (предназначенные ограниченному кругу пользователей), которые не должны оказываться в режиме публичного договора.
Подведем итоги: в статье обоснованы классификации услуг связи, некоторые из которых не рассматривались в научной литературе. Так, можно отметить выделение таких новых классификационных критериев, как форма, тип и содержание информации, положение оператора связи на рынке, порядок предоставления доступа к сети связи, принадлежность сети связи. Деление услуг связи на виды по таким критериям должно находить или уже находит законодательное
воплощение в виде формирования для них особых правовых режимов.
Литература
1. Скорикова Т. Н. Гоажданско-правовое регулирование отношений по оказанию услуг сотовой связи: дисс. к.ю.н.: 12.00.03. Томск: РГБ, 2006.
2. Козлов И. И. Гоажданско-правовое регулирование оказания услуг проводной телефонной связи: дисс. ... к.ю.н.:
12.00.03. Волгоград: РГБ, 2006.
3. Нарозников Н. К., Суденко В. В. Радиотелефонная сотовая связь: правовое регулирование оказания услуг. Учебно-практическое пособие. - М.: ВГНА МНС РФ, Книжный мир, 2004.
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ