Научная статья на тему 'Классификация туристских дестинаций Франции по стадиям жизненного цикла Р. Батлера'

Классификация туристских дестинаций Франции по стадиям жизненного цикла Р. Батлера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
397
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURISM DESTINATION / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ДЕСТИНАЦИИ / TOURISM AREA LIFE CYCLE / МОДЕЛЬ БАТЛЕРА / MODEL OF BUTLER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пургина А.А.

Статья посвящена анализу ведущих туристских дестинаций Франции и их классификации по стадиям жизненного цикла дестинаций Р. Батлера на основании следующих характеристик: туристский поток, уровень развития туристской инфраструктуры, состояние окружающей среды. Данная работа поможет выявить основные тенденции в развитии туристских дестинаций Франции, определить среди них лидеров, их специализацию и основные показатели в сфере обслуживания туристов. Классификация туристских дестинаций по стадиям жизненного цикла Р. Батлера поможет определить текущую стадию развития туризма в ведущих туристских дестинациях Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of tourism destination of France by stages of life cycle of R. Butler

Article is devoted to the analysis of the leading tourism destination of France and their classification by stages of life cycle of destination of R. Butler based on the following characteristics: tourist flow, level of development of tourist infrastructure, state of environment. This work will help to reveal the main tendencies in development of tourism destination of France, to determine leaders among them, their specialization and the main indicators in services industry of tourists. Classification of tourism destination by stages of life cycle of R. Butler will help to determine the current stage of tourism development in the leading tourism destination of France.

Текст научной работы на тему «Классификация туристских дестинаций Франции по стадиям жизненного цикла Р. Батлера»

УДК 338.48

А.А. Пургина

КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ ФРАНЦИИ ПО СТАДИЯМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Р. БАТЛЕРА

Статья посвящена анализу ведущих туристских дестинаций Франции и их классификации по стадиям жизненного цикла дестинаций Р. Батлера на основании следующих характеристик: туристский поток, уровень развития туристской инфраструктуры, состояние окружающей среды. Данная работа поможет выявить основные тенденции в развитии туристских дестина-ций Франции, определить среди них лидеров, их специализацию и основные показатели в сфере обслуживания туристов. Классификация туристских дес-тинаций по стадиям жизненного цикла Р. Батлера поможет определить текущую стадию развития туризма в ведущих туристских дестинациях Франции.

Ключевые слова: туристская дестинация, Франция, жизненный цикл дес-тинации, модель Батлера.

Туристская дестинация - это географическая территория, имеющая определенные границы, составляющая цель путешествий; обладающая необходимой инфраструктурой и представляющая конкурентный субъект на рынке туризма.

Исходя из данного определения, в качестве туристских дестинаций Франции были рассмотрены 22 региона этой страны, согласно административно-территориальному делению Франции (до 1 января 2016 года).

Страна разбита на 27 регионов, 22 из них находится на континентальной «метропольной» территории, 5 - на заморских территориях.

Для того чтобы дать подробную оценку основным туристским дестинациям Франции, были отобраны 3 критерия, исходя из которых можно выделить 10 наиболее успешных в сфере туризма регионов этой страны: приток иностранных туристов в гостиничный сектор, количество туристических учреждений и спальных мест; количество ночей, проведенных в туристических учреждениях. На основе ранжирования приведенных данных (см. табл. 1) был составлен рейтинг десяти ведущих регионов - дестинаций Франции.

Таблица 1

Ранжирование данных

Приток иностранных Количество Количество ночей,

Регион/Ранг туристов туристических проведенных Итог

показателя в гостиничныи учреждений и в туристических

сектор (2012) спальных мест (2014) учреждениях (2014)

Иль-де-Франс 12 7 7 26

Прованс-Альпы-Лазурный берег 10 13 11 34

Рона-Альпы 15 21 17 53

Бретань 7 15 12 34

Нижняя Нормандия 16 19 18 53

Верхняя Нормандия 1 3 3 7

Нор-па-де-Кале 13 16 15 44

Пикардия 4 14 14 32

© Пургина А.А., 2016.

DOI: 10.15350/2221-7347.2016.8

Пургина Анастасия Александровна - бакалавр, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия.

Окончание таблицы 1

Приток иностранных Количество Количество ночей,

Регион/Ранг туристов туристических проведенных Итог

показателя в гостиничныи учреждений и в туристических

сектор (2012) спальных мест (2014) учреждениях (2014)

Лотарингия 20 18 19 57

Эльзас 5 12 16 33

Франш-Конте 21 17 21 59

Бургундия 18 9 9 36

Лимузен 9 4 5 18

Пуату-Шаранта 6 5 8 19

Аквитания 8 6 4 18

Юг-Пиренеи 2 2 1 5

Лангедок-Руссильон 19 10 13 42

Овернь 3 1 2 6

Центр (Долина Луары) 17 11 10 38

Шампань-Арденны 11 20 20 51

Долина Луары 14 8 6 28

Источник: составлено автором

ТОП-10 туристских дестинаций Франции:

1. Прованс-Альпы-Лазурный берег

2. Рона-Альпы

3. Иль-де-Франс

4. Аквитания

5. Лангедок-Руссильон

6. Юг-Пиренеи

7. Бретань

8. Долина Луары

9. Эльзас

10. Бургундия

Направления специализации дестинаций Франции

Отдых во Франции включает в себя все возможные направления и виды. В любое время года отдых во Франции идеален для экскурсионных туров.

По трем основным направлениям туризма во Франции можно выделить безусловных лидеров:

•Горный туризм: регион Рона-Альпы;

•Городской туризм: Иль-де-Франс, Рона-Альпы, Прованс-Альпы-Лазурный берег; •Сельский туризм: Рона-Альпы [13].

Таблица 2

Направления специализации туристских дестинаций Франции

Регион Основные виды туризма

Прованс-Альпы-Лазурный берег Пляжный туризм, культурно-познавательный туризм, экскурсионный туризм, шопинг-туризм, событийный туризм, сельский туризм, гастрономический туризм, у1р-туризм (Ницца, Канны, Сен-Тропе), экотуризм (Камарг), охота и рыбалка, рекреационный туризм, пешеходный и велотуризм, молодежный туризм (Антиб), экстремальный туризм (напр.,Сер-Шевалье).

Рона-Альпы Лечебный туризм (Урьяж ле Бен), горнолыжный туризм (Шамони, Куршевель, Валь д'Изер), экстремальный туризм и кемпинг (Ардеш), образовательный туризм (Гренобль), деловой туризм, гольф-туризм (Эвиан Мастерс), пеший туризм (парк Вануаз), гастрономический туризм, событийный туризм.

Иль-де-Франс Деловой туризм, бизнес-туризм (Париж), образовательный туризм, культурно-познавательный туризм, экскурсионный туризм, шопинг-туризм (Елисейские поля), гастрономический туризм, развлекательный туризм, круизный туризм, событийный туризм, религиозный туризм.

TT „ Экономика и право гешпи юл

Новый университет 2016 N<>8 (66) ISSN 2221-7347

Окончание таблицы 1

Регион Основные виды туризма

Аквитания Лечебный туризм (Биарриц), пляжный туризм, культурно-познавательный туризм (Бордо), рекреационный туризм, серфинг-туризм, религиозный туризм (паломничество: Дорога Везе-ле к Сен-Жак-де-Компостель), гастрономический туризм, энологический туризм, событийный туризм, детский туризм.

Лангедок-Руссильон Пляжный туризм, пеший туризм (Национальный природный парк Севенны), горнолыжный туризм, экстремальный туризм, культурно-познавательный туризм, гастрономический туризм, событийный туризм, семейный туризм (африканский заповедник Сижан, Зоопарк Мон-пелье).

Юг-Пиренеи Экстремальный туризм, рекреационный туризм, религиозный туризм (паломничество: Базилика Нотр-Дам-дю-Розер), гастрономический туризм (фуа-гра и утиное филе), событийный туризм, культурно-познавательный туризм.

Бретань Рекреационный туризм, экотуризм, пляжный туризм, культурно-познавательный туризм, детский туризм (Большой аквариум Сен-Мало, легенды о Мерлине), религиозный туризм, гастрономический туризм, событийный туризм.

Долина Луары Рекреационный туризм, велотуризм, культурно-познавательный туризм («Долина замков»), пляжный туризм, оздоровительный туризм, гастрономический туризм, развлекательный и событийный туризм (Нант), семейный туризм.

Эльзас Рекреационный и экотуризм, велотуризм, пеший туризм (парки Бальон-де-Вож и Вож-дю-Нор ), культурно-познавательный туризм (Страсбург), гастрономический туризм, событийный туризм.

Бургундия Энологический туризм (Дороги вин), культурно-познавательный туризм, гастрономический туризм, речной туризм (Бургундский канал), велотуризм, лечебный туризм, экстремальный туризм (скалолазание, автогонки), событийный туризм.

Источник: составлено автором на основе данных [4] Туристский поток дестинаций Франции

Как сообщает официальный сайт региона Прованс-Альпы-Лазурный берег [10], по количеству прибытий французских и иностранных туристов данный регион является первой дести-нацией, ежегодно принимая около 20% всех туристов Франции (см. рис. 1).

14 12 10 8 6 4 2

0

f ^ ff ^ J? J" ^

У .J X jf ^ * ^

/ ✓ ✓

| Число прибытий в % ■ Число ночей в % ■ Средний срок поездки (по количеству ночей)

Рис. 1. Количество прибытий и проведенных ночей французами во Франции в зависимости от туристской дестинации в % от общего числа континентальной Франции (2013 год).

Источник: составлено автором на основе данных [6]

Также данный регион является излюбленным местом отдыха самих французов: по числу прибытий французских туристов Прованс занимает первое место, затем следуют регионы Рона-Альпы и Лангедок-Руссильон. По числу прибытий иностранных туристов лидирует Иль-де-Франс, за ним Прованс-Альпы-Лазурный берег (см. рис. 2) [12].

Отметим, что, как сообщает официальный сайт Иль-де-Франс [8], в первом семестре 2015 года регион бьет свой собственный рекорд по числу прибытий иностранных туристов - 15,9 млн. человек. Среди них лидеры: Великобритания, США, Китай, Испания, Ближний Восток (см. рис. 3).

Рис. 2. Количество ночей, проведенных в туристических учреждениях Франции французами и иностранцами, по регионам, 2013 г. [5]

Россия; 2,3 Великобритания; 11,3

Нидерланды; 3,1 Италия; 5,2 Испания; 4,1 Бельгия; 5,3 Германия; 6,4

Скандинавские страны; 2,1

Швейцария; 3,1

Континентальная Франция; 125,9

Рис. 3. Количество ночей, проведенных в туристических учреждениях Франции по странам Европы, 2013 г. (млн.).

Источник: составлено автором на основе данных [5]

Доходность от международного туризма в туристских дестинациях Франции

В 2011 году французские и иностранные туристы расходовали 141 миллиард евро на континентальной Франции в целях проведения досуга и отдыха. Благодаря естественному и историко-культурному достоянию, а также развитой и приспособленной к туризму инфраструктуре

регионы Иль-де-Франс, Рона-Альпы и Прованс-Альпы-Лазурный берег добиваются почти половины этих расходов (см. рис.4). Играет роль здесь воздушный транспорт в Иль-де-Франс, куда прибывает значительная доля иностранных туристов; большое разнообразие мест размещения туристов в регионе Рона-Альпы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Становится очевидно, что в экономике регионов Юго-востока Франции туризм играет значительную роль.

Carte 1 : Île-de-France, Paca et Rhône-Alpes captent la moitié de la consommation touristique en 2011

Source : Compte satellite du tourisme régionalisé 2011. DGCIS. Insee.

Рис. 4. На регионы Иль-де-Франс, Прованс и Рона-Альпы приходится половина расходов туристов в 2011 г. Доходы от туризма по регионам Франции, в млн. евро. [7]

Благодаря своему культурному наследию и лидирующим позициям в сфере бизнес-туризма на Иль-де-Франс приходится более % доходов от туризма во Франции, или 39 млрд. евро [8]. Иль-де-Франс является лидером среди туристских дестинаций по доходам от туризма. Также значительное место в регионе занимает деловой туризм: Иль-де-Франс по праву считается первым экономическим районом Франции, кроме того, по мнению многих специалистов, Париж - это ведущий город по проведению международных конгрессов и конференций. И, наконец, Иль-де-Франс получает значительный доход от своих аэропортов, генерируя передвижения туристов со всего мира, которые зачастую делают в Иль-де-Франсе лишь остановку по ходу своего путешествия.

Немаловажно и то, что, в отличие от провинции с пиком летней деятельности, Иль-де-Франс привлекает туристов круглый год (см. рис. 5).

Figure_3 - Une moindre saisonnalité de l'emploi touristique en

Ile-de-France

— Ile-de-France

— Province

Emploi touristique mensuel en 2011 - Indice base 100 : moyenne annu

Рис. 5. Сезонность туристической деятельности в регионах Иль-де-Франс и Прованс. Источник [3]

Economics & Law cc

New university ,, n ^^ ISSN 2221-7347

2016. № 8 (66)

Уровень развития туристской инфраструктуры в регионах Франции Как мировой лидер по международным туристским прибытиям, Франция, безусловно, располагает развитой туристской инфраструктурой.

Франция является законодателем в ресторанном бизнесе Европы. Самые престижные ресторанные рейтинги создаются во Франции. Также Франция является лидером по «звездным» ресторанам - их насчитывают во Франции порядка 620.

Во Франции расположено 18,5 тысяч отелей, и % из них принадлежит гостиничным цепям. В среднем их в 3 раза больше, чем независимых отелей, и предлагают они примерно 650 000 номеров [7]. Такие отели в основном концентрируются в городах, где посещаемость туристами более стабильна и не зависит от сезона.

Гостиничные цепи преимущественно расположены в городах и городских районах (см. табл.3). В сельских и горнолыжных районах, напротив, в основном представлены независимые отели. Это связано с тем, что они удалены от узлов связи (аэропортов и главных шоссе и автомагистралей). То же относится и к отелям на берегу.

Таблица 3

Распределение номеров в отелях различных географических зон согласно типу отеля, в % от предлагаемых номеров (2014 г.)

Гостиничные цепи Независимые отели

Париж, центр 31,4 18,5

Город 50,4 33,9

Береговая линия 13,2 19,7

Провинция 4,0 21,1

Горнолыжные курорты 1,0 6,9

Всего 100 100

Примечание: составлено автором на основе данных [3]

Лидерами по посещаемости отелей являются ведущие туристские дестинации Франции: Иль-де-Франс, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы, Аквитания, Юг-Пиренеи, Ланге-док-Руссильон, Бретань, Бургундия, Долина Луары и Эльзас (см. рис. 6). Именно эти регионы обладают наиболее развитой туристской инфраструктурой (см. рис.7, 8).

Рис. 6. Посещаемость отелей по туристским дестинациям Франции, 2014 г. (разница 2013/2014 гг.; количество ночей в отеле, в млн.) [6]

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Рис. 7. Количество туристических учреждений и спальных мест в основных туристских дестинациях Франции (2014 г.)

Источник: составлено автором на основе данных [2]

Бургундия Эльзас Долина Луары Бретань Юг-Пиренеи Лангедок-Руссильон Аквитания Иль-де-Франс Рона-Альпы Прованс

10

20

30

40

50

60

70

0

Рис. 8. Динамика уровня заполняемости туристических учреждений Франции (2012-2014 гг.), в %.

Источник: составлено автором на основе данных [2]

Анализируя расходы туристов на услуги туристской инфраструктуры (транспорт, средства размещения, питание и другие услуги), можно сделать вывод, что в среднем по Франции туристы тратят больше всего средств на транспорт (что включает в себя расходы на топливо, дорожные пошлины и плату за стоянку). Неудивительно, что расходы на транспорт с большим отрывом превосходят все остальные в регионе Иль-де-Франс (см. рис. 9). Затем следуют расходы туристов на проживание и питание (представленные практически в равном соотношении). С небольшим отрывом от последних идут расходы туристов на досуг, что подразумевает культурные и спортивные мероприятия, посещение музеев и выставок и т.д. Меньше всего в среднем по Франции туристы тратят на услуги туристических агентств, в отличие разве что от региона Иль-де-Франс: там доля данных расходов превышает средства, затрачиваемые туристами на времяпрепровождение.

Рис. 9. Соотношение расходов туристов на транспорт, средства размещения, питание и другие услуги, предоставляемые туристам, в некоторых регионах Франции (2011 г.) [7]

Занятость в сфере туризма

На 2011 год на территории континентальной Франции число занятых в сфере туризма достигло 1,3 млн. рабочих или 4% от общего числа занятых. На Иль-де-Франс приходится почти 1/3 этих рабочих мест [8]. Затем следуют регионы Рона-Альпы и Прованс-Альпы-Лазурный берег, на каждый из которых приходится по 10% от общего числа (см. рис.10). В общей сложности, на эти 3 региона приходится половина занятости в сфере туризма [8, 10, 11]. По числу прямых и косвенных рабочих мест в сфере туризма лидируют: Иль-де-Франс (395 000), Рона-Альпы (200 000), Прованс-Альпы-Лазурный берег (140 000).

Рис. 10. Количество рабочих мест в сфере туризма, 2014 г. (в тыс.).

Источник: составлено автором на основе [3]

Характеризуя занятость населения Иль-де-Франс в сфере туризма, нужно отметить, что по количеству занятых лидируют ресторанное дело и общественное питание, а, например, на Лазурном берегу, - в секторе размещения. Это наблюдение связано с тем, что в провинции туристы зачастую размещаются в помещениях, где они могут принимать пищу там, прямо на месте (например, кемпинги, домики и т.д.).

Экономика и право

Новый университет 2016 N<>8 (66) ISSN 2221-7347

Состояние окружающей среды

В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Международный туризм оказывает положительное влияние на охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т. д.

Среди ведущих туристических дестинаций Франции наибольшее загрязнение городскими отходами наблюдается в регионе Иль-де-Франс, что неудивительно, ведь город является мощнейшим экономическим и туристическим центром Европы (см. рис. 11).

6 000,00 5 000,00 4 000,00 3 000,00 2 000,00 1 000,00

/ е/ / f JT У

f J # £

г

г

Рис. 11. Количество городских отходов по регионам Франции, 2011 г. (тыс. тонн).

Источник: составлено автором на основе данных [2]

Стадии жизненного цикла туристской дестинации Батлера

Модель жизненного цикла туристской дестинации Батлера основана на модели жизненного цикла туристского продукта. Главным показателем перехода от одной стадии к другой служит изменение количества туристских прибытий и, кроме того, учитывается состояние природной среды и туристской инфраструктуры, а также отношение местного населения к приезжим [1].

Таблица 4

Классификация туристских дестинаций Франции по стадиям жизненного цикла Р. Батлера

Регион Стадия жизненного цикла туристской дестинации

Прованс-Альпы-Лазурный берег Стадия укрепления

Рона-Альпы Стадия укрепления

Иль-де-Франс Стадия укрепления

Аквитания Стадия развития

Лангедок-Руссильон Стадия развития

Юг-Пиренеи Стадия вовлечения

Бретань Стадия развития

Долина Луары Стадия вовлечения

Эльзас Стадия вовлечения

Бургундия Стадия вовлечения

Источник: составлено автором

В результате мы видим, что наиболее известные туристские дестинации Франции (Прованс, Иль-де-Франс, Рона-Альпы) находятся на стадии укрепления: в них постепенно замедляются темпы роста тур. прибытий (хотя поток туристов все еще самый высокий во Франции); туризм является одним из основных секторов экономики (регионы лидируют по доходности от туризма и его доли в ВРП); количество туристов на человека в несколько раз превышает число местных жителей (например, в Провансе: 7 туристов на 1 местного жителя); большая нагрузка на социальную, экономическую и экологические сферы жизни.

Некоторые регионы, в которых туризм развит на достаточно высоком уровне, но не так популяризирован и не имеет внушительного экономического веса, находятся на стадии развития (Аквитания, Лангедок-Руссильон, Бретань). В них наблюдается рост индустрии туризма, постепенно растет количество международных гостиничных цепей, появляются туристы из различных стран мира, а также растет нагрузка на окружающую среду.

И, наконец, регионы Юг-Пиренеи, Долина Луары, Эльзас и Бургундия на данный момент находятся на стадии вовлечения: в них число прибытий только начинает расти, местные жители постепенно включаются в обслуживание туристов, туристская инфраструктура находится на стадии развития, а поставщиками туристов преимущественно являются соседние регионы.

Заключение

Проанализировав статистические данные развития туристского рынка Франции, можно сделать вывод, что Франция подтверждает звание мирового лидера в сфере международного туризма.

В регионах Франции развиты практически все виды туризма, транспортная инфраструктура позволяет добраться до любого туристского объекта с максимальным комфортом и скоростью. Предприятия общественного питания и размещения отличаются высоким качеством, разнообразием, а также широким ценовым диапазоном.

Распределение туристских дестинаций по стадиям жизненного цикла Батлера позволяет определить, на каком уровне развития в сфере туризма находятся 10 основных туристских регионов Франции. Таким образом, туристские дестинации Франции дифференцируются по количеству туристских прибытий, количеству занятых в сфере туризма, состоянию окружающей среды, развитию туристской инфраструктуры, а также по отношению местного населения к приезжим (отношение числа туристов к численности населения в регионе).

Библиографический список

[1] Гончарова Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации. Томск: Известия Томского политехнического университета №6, том 318, 2011 г., с.53-55;

[2] Eurostat [Электронный ресурс] // URL: http: // ec.europa.eu/eurostat/web/regions/data/main-tables (дата обращения 15.01.2016);

[3] Institut national de la statistique et des études économiques (INSEE) [Электронный ресурс] // URL: http: // www.insee.fr/fr/themes/document.asp?reg_id=20&ref_id=23139 (дата обращения 15.01.2016);

[4] L'Agence de développement touristique de la France [Электронный ресурс] // URL: http: // atout-france.fr/content/panorama-du-tourisme (дата обращения 15.01.2016);

[5] La direction générale de la compétitivité, de l'industrie et des services [Электронный ресурс] // URL: http: // www.entreprises.gouv.fr/files/files/directions_services/etudes-et-statistiques/4_pages_Dgcis/2014-07-4PAGES-N35-CST-regional.pdf (дата обращения 15.01.2016);

[6] Le Ministère de l'économie, l'industrie et le numérique de la France: Bilan du tourisme (Отчет по туризму) [Электронный ресурс] // URL: http: // www.entreprises.gouv.fr/files/ files/directions_services/etudes-et-statistiques/stats-tourisme/bilans/2014-11 -Bilan-tourisme-2013 .pdf (дата обращения 15.01.2016);

[7] Le Ministère de l'économie, l'industrie et le numérique de la France: Les Chiffres clés du tourisme [Электронный ресурс] // URL: http: // www.entreprises.gouv.fr/etudes-et-statistiques/chiffres-cles-tourisme (дата обращения 15.01.2016);

[8] Le site officiel de la région d'Ile-de-France [Электронный ресурс] // URL: https: // www.iledefrance.fr/fil-actus-region/frequentation-touristique-record-paris-ile-france-au-1er-semestre-2015 (дата обращения 14.12.2015);

[9] Le site officiel de la région de Midi-Pyrénées [Электронный ресурс] // URL: http: // www.laregion.fr/ (дата обращения 14.12.2015);

[10] Le site officiel de la région de Provence-Alpes-Côte d'Azur [Электронный ресурс] // URL: http: // www.regionpaca.fr/ (дата обращения 14.12.2015);

[11] Le site officiel de la région de Rhône-Alpes [Электронный ресурс] // URL: http: // www.rhonealpes.fr/1-region-rhone-alpes.htm (дата обращения 14.12.2015);

[12] Le site officiel de tourisme de la France [Электронный ресурс] // URL: http: // ru.france.fr/ (дата обращения 14.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

***

UDC 338.48

A.A. Purgina

CLASSIFICATION OF TOURISM DESTINATION OF FRANCE BY STAGES OF LIFE CYCLE OF R. BUTLER

Article is devoted to the analysis of the leading tourism destination of France and their classification by stages of life cycle of destination of R. Butler based on the following characteristics: tourist flow, level of development of tourist infrastructure, state of environment. This work will help to reveal the main tendencies in development of tourism destination of France, to determine leaders among them, their specialization and the main indicators in services industry of tourists. Classification of tourism destination by stages of life cycle of R. Butler will help to determine the current stage of tourism development in the leading tourism destination of France.

Keywords: tourism destination, France, tourism area life cycle, model of Butler.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.