Научная статья на тему 'Классификация транспортно-логистических складов и методы определения их оптимального месторасположения'

Классификация транспортно-логистических складов и методы определения их оптимального месторасположения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1139
1084
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЛЦ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ / СБОРНЫЕ ГРУЗЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / TLC / TRANSPORT LOGISTIC CENTER / LOCATION / CONSOLIDATED CARGO / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепурной М. Ю.

Автор рассматривает место и роль транспортно-логистических складов. Провидится классификация транспортно-логистических складов в зависимости от используемых видов транспорта, их сочетания и специализации. Представлены формулы расчета и методы определения местоположения ТЛЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепурной М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF TRANSPORT LOGISTIC CENTERS AND ESTIMATION METHODS OF ITS ECONOMIC LOCATION

Author looks into situation and role of Transport Logistic Centers. He describes classification of Transport Logistic Centers transport depending on mode of transport, its specialization and using. There are introduced arithmetic formulas and methods of economic location TLC.

Текст научной работы на тему «Классификация транспортно-логистических складов и методы определения их оптимального месторасположения»

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СКЛАДОВ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ОПТИМАЛЬНОГО МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЯ

Чепурной М.Ю., генеральный директор ООО «ЭЛФОР ТЛ»

Автор рассматривает место и роль транспортно-логистических складов. Провидится классификация транспортно-логистических складов в зависимости от используемых видов транспорта, их сочетания и специализации. Представлены формулы расчета и методы определения местоположения ТЛЦ.

Ключевые слова: ТЛЦ, транспортно-логистический центр, местоположение, сборные грузы, классификация.

CLASSIFICATION OF TRANSPORT LOGISTIC CENTERS AND ESTIMATION METHODS OF ITS ECONOMIC LOCATION

Chepurnoy M., General Director ELFOR TL LTD

Author looks into situation and role of Transport Logistic Centers. He describes classification of Transport Logistic Centers transport depending on mode of transport, its specialization and using. There are introduced arithmetic formulas and methods of economic location TLC.

Keywords: TLC, Transport Logistic Center, location, consolidated cargo, classification.

Логистические центры это относительно новое явление. Его рождение было отнюдь не случайным - глобализация всех бизнес процессов и мировых технологий, международное сотрудничество, поиск новых бизнес решений стали основным тенденциями, которые подтолкнули к созданию данного рода центров.

В терминологии ЕЭК ООН используемой в области перевозок под логистикой понимается процесс организации цепи доставки и управления этой цепью в самом широком смысле, которая может охватывать как поставки сырья, необходимого для производства, так и управление материальными ресурсами на предприятии, доставку на склады и в распределительные центры, сортировку, обработку, упаковку и окончательное распределение в места потребления /1/.

Залог успешного налаживания внешнеторгового потока заключается в качестве выполнения всех этапов доставки на маршруте следования.

Важнейшим элементом этой цепи, при организации доставки сборных грузов в смешенном сообщении, являются транспортнологистические центры (ТЛЦ). ТЛЦ в данной схеме доставки предназначен для обработки входящего грузопотока, распределения по следующим направлениям, формирования отдельных партий груза для дальнейшей отправки различными видами транспорта, оптимизации временных затрат и расходов по транспортировки.

Существует множество видов ТЛЦ, выполняющих различные функции, задачи, имеющие разную специализацию, различающиеся по видам и объему предоставляемых услуг, по месторасположению, по отраслевой принадлежности и т.д.

Каждый ТЛЦ может быть классифицирован по трем параметрам: по типу обслуживаемых транспортных средств; по типу обрабатываемых грузов и по зоне территориального покрытия.

Классификация ТЛЦ по типу обслуживаемых транспортных средств основывается на способе транспортировки грузов и подразделяется на следующие виды:

• Автомобильные - процесс доставки грузов на склад ТЛЦ, транспортировка грузов со склада осуществляется автомобильным транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);

• Воздушные - процесс доставки грузов в аэропорт назначение, где находится ТЛЦ, отправка грузов из аэропорта осуществляется воздушным транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);

• Морские - процесс доставки грузов в морской порт назначение, где находится ТЛЦ, отправка грузов из морского порта осуществляется морским транспортом (в случае дальнейшей транзитной перевозки);

• Железнодорожные - процесс доставки грузов на склад ТЛЦ, отправка грузов со склада осуществляется железнодорожным транспортом (в случае дальнейшей транспортировки в конечный пункт назначения, при необходимости);

• Мультимодальные - процесс доставки грузов, отправка грузов со склада ТЛЦ может осуществляться различными видами транспорта (в случае дальнейшей транзитной перевозки).

Классификация ТЛЦ по типу обрабатываемых грузов:

• Специализированные - к данному типу относятся ТЛЦ, которые обрабатывают грузы только определенной категории, либо грузы, требующие особых режимов хранения, либо грузы, на работу с которыми требуются специальные разрешения;

• Смешанные - специализированные ТЛЦ, которые помимо обработки своей категории грузов, предоставляют услуги по обработки генеральных грузов;

• Универсальные - ТЛЦ, которые могут, помимо генеральных грузов, обрабатывать грузы, требующие особые условия или специальные разрешения.

Классификация ТЛЦ по зоне территориального покрытия:

• Городские - область транспортировки грузов ограничивается территорией города, где находится ТЛЦ;

• Районные - область транспортировки грузов ограничивается территорией района, где находится ТЛЦ;

• Краевые - область транспортировки грузов ограничивается территорией края, где находится ТЛЦ;

• Региональные - область транспортировки грузов ограничивается территорией региона, где находится ТЛЦ. Причем регион может находится как в пределах одной страны, так и может включать в себя территории нескольких стран;

• Межрегиональные - область транспортировки грузов ограничивается территорией двух соседних регионов. ТЛЦ может располагаться на территории одного из регионов или на границе этих регионов;

• Международные - область транспортировки грузов охватывает весь мир или достаточно большую его часть, как правило, такие ТЛЦ расположены в местах пересечения основных маршрутов движения международных грузопотоков. Такие ТЛЦ принимают грузы из разных стран и отправляют грузы в разные страны.

Создание транспортно-логистических центров преследует выполнение следующих задач:

• Извлечение экономической выгоды;

• Интеграция разных видов транспортировки;

• Концентрация грузоперевозок и создание основы для эффективных международных перевозок сборных грузов;

• Снижение доли транспортной составляющей в конечной цене товара;

• Формирование развитой инфраструктуры для транспортного сектора;

• Кооперация транспортных, логистических, страховых, финансовых компаний, государственных органов и служб и расположение их в одном месте;

• Снижение временных затрат на транспортировку грузов;

• Ускорение оборачиваемости капиталов.

Для успешного решения этих задач ТЛЦ должен обладать рядом функций. А именно: транспортные, складские, логистические, финансовые, контрольные, информационные, инфраструктурные.

Выполнение этих функций позволяет логистическим центрам уменьшить затраты на перевалку грузов, увеличить скорость доставки грузов, оптимизировать процесс доставки грузов. Каждый из этих этапов может стать определяющим в процессе перевозки и повлиять тем или иным образом на совершение экономической сделки.

Важным фактором при создании логистических центров, является локализация коммерческих и государственных структур участвующих в международной доставки грузов, в одном месте, что позволяет гарантировать согласованность совместных действий и коммерческую кооперацию, предоставляет возможность тесного взаимодействия с государственными контролирующими органами, объединяет все виды деятельности связанные с транспортировкой и логистикой. Таким образом ТЛЦ могут централизованно предоставлять участникам внешнеторгового процесса полный комплекс услуг, и как следствие, это ведет к уменьшению временных и финансовых затрат и резко повышает качество оказываемых услуг. Так, например, удаленность таможенных органов, сертифицирующих органов, правоохранительных структур значительно усложняет выполнение квалифицированной работы ТЛЦ, и в некоторых случаях может привести к их полной деструктуризации.

Для успешного решения логистических задач в области международных перевозок грузов и формирования транспортных сетей, обеспечивающих наиболее экономически выгодную технологию перевозки и перевалки грузов необходимо правильно определять месторасположение ТЛЦ. Для этого необходимо определить критерии, по которым происходит выбор локализации логистического центра.

Первый критерий (транспортный): является само собой разумеющимся и основополагающим - логистические центры необходимо размещать в непосредственной близи транспортных магистралей, в местах пересечения основных маршрутов доставки грузов одним из видов транспорта (в транспортных узлах); в мультимодальных транспортных узлах, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные узлы); вдоль маршрутов прохождения международных транспортных коридоров.

Второй критерий (территориальный): ТЛЦ целесообразно размещать вблизи крупных населенных пунктов, промышленных районов, центров оптовой и розничной торговли, в местах нахождения основных клиентов, на пограничных переходах. Регионы, в которых особо развита рыночная и внешнеэкономическая деятельность, дают наибольшую загруженность ТЛЦ, тем самым их создание приобретает не только сугубо логистический характер, но и, главным образом, дает экономический толчок к развитию данных регионов.

Третий критерий (коммуникационный): в месте нахождения ТЛЦ должны иметься подъездные пути, логистический центр должен иметь все необходимые коммуникации (электричество, связь, интернет).

Четвертый критерий (безопасность): возможность быстрого взаимодействия со службами МЧС и МВД. Немаловажный пункт особенно для тех ТЛЦ, в которых подразумевается обработка опасных, дорогостоящих, негабаритных и военно-промышленных грузов.

Пятый критерий (взаимодействие): возможности быстрого согласования с органами местной власти вопросов отвода земельного участка, подвода коммуникаций, строительства инфраструктурных проектов; низкая коррупционная и бюрократическая составляющие в структуре органов местной власти.

Шестой критерий (кадровый): должна быть учтена возможность подбора кадров в области логистики, складского и транспортного хозяйства, а также в других областях, необходимых для обеспечения нормальной работы ТЛЦ. В случае отсутствия кадрового резерва в районе расположения логистического центра, должна быть предусмотрена возможность переподготовки кадров по требуемым специальностям на базе учебных заведений находящихся в непосредственной близости от предполагаемого размещения ТЛЦ.

Седьмой критерий (совокупность): при выборе местоположения ТЛЦ необходимо учитывать количество уже существующих логистических центров и их загрузку.

Восьмой критерий (грузопоток): необходимо учитывать величину грузопотока проходящего через эту точку пространства или в непосредственной близости от нее, с целью обеспечения максимальной загрузки складских мощностей и инфраструктурных объектов.

Девятый критерий (сетевой): возможность организации терминальных сетей и коммуникаций с другими ТЛЦ разного уровня.

Все эти критерии необходимо учитывать при выборе местоположении ТЛЦ, так как от этого зависит эффективность работы логистического центра, его рентабельность и срок возврата инвести-

ций, и как следствие это будет влиять на стоимость услуг осуществляемых на территории логистического центра и соответственно на конечную стоимость товара.

Определение необходимого количества складов в регионе является одной из наиболее интересных задач теории логистики. Данной задаче уделено много внимания в работах зарубежных и отечественных специалистов. Так, в ряде изданий приводяться графики для отдельных составляющих и обобщенных логистических издержек от количества складов. Считается, что транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются с увеличением количества складов, тогда как расходы на содержание запасов, эксплуатацию складского хозяйства и управление складской системой возрастают. Наличие указанных противоречивых тенденций приводит к тому, что зависимость общих затрат на функционирование системы распределения от количества складов имеет параболический характер с явно выраженным оптимумом /2/. К сожалению, отсутствие соответствующих формул и количественных характеристик не позволят проводить необходимые расчеты, т.е. вышеуказанные зависимости имеют качественный характер основанный на логике и здравом смысле

Другое направление, связанное с решением этой задачи, может быть охарактеризовано как аналитическое. В этом случае для решения задачи по определению оптимального количества складов в регионе. Представляет собой транспортную задачу, решение которой предполагает использования алгоритма «комбинаторного поиска последовательных оценок вариантов».

Другим методом определения необходимого количества ТЛЦ или складов может быть привязка к величине грузопотока в определенном регионе. На первом этапе определяется объем перевозок ^) за определенный период времени. Затем среднее время хранения (1 ср ) грузов на складах в исследуемом регионе. Произведение объема перевозок на среднее время хранения деленное на количество дней в исследуемым периоде (лучше производить расчеты за один год) даст величину, которая будет показывать сколько грузов обрабатывается или храниться на складах за одни сутки.

Q = Q 1 / 365,

^-суг ^-год ср ’

Далее необходимо определить грузоемкость всех складов в регионе. Так как для нормальной и комфортной работы склада, возможности доступа к грузам, произведения погрузочных и разгрузочных работ, консолидации и расконсолидации грузовых партий, упаковки, паллетирования и т.д. необходимо внутри склада свободное пространство, мы в наших расчетах будем грузоемкость складов умножать на коэффициент равный 0,7. Соответственно расчетная гру-зоемкость складов будет рассчитываться по следующей формуле:

V = V б 0,7

расч общ ’

Рассчитав все необходимые параметры, мы можем определить необходимость размещения новых складов и их количество, если

V / Q >1,

расч ^-сут — ’

то дополнительные необходимость в дополнительных складах отсутствует. Если V / Q <1,

^ ^ расч ^-сут — ’

То в регионе существует потребность в дополнительных складах, при этом необходимое количество складов определяется по формуле:

N = (V - Q )/ V ,

расч сут ср

где Vф - средняя грузоемкость одного склада, рассчитываемая по формуле

V = (V , х0,7)/т,

ср общ

т - общее количество складов в регионе.

Эти расчеты позволяют оценить общую ситуацию в регионе, для принятия окончательного решения по размещению складских комплексов, необходимо учитывать, все выше упомянутые параметры, а также такие характеристики, как рентабельность, капиталовложения, затраты на коммуникации и т.д.

При создании и определения местоположения ТЛЦ необходимо опираться на данные факторы и критерии. Только исходя из четкого и грамотного анализа вида ТЛЦ и критериев его функциональности, можно гарантировано обеспечить экономическую, финансовую выгоду, обеспечить развитие транспортной и логистической сетей, наладить внешнеторговые и межрегиональные отношения. А также заведомо исключить проблемы, связанные с нерациональным использованием и низкой загруженностью ТЛЦ.

Литература:

1. В.И. Сергеев «Корпоративная логистика», Москва, 2005

2. В.С. Лукинский. Модели и методы теории логистики. Санкт-Петербург, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.