Классификация стран мира по роли международного въездного туризма в
национальной экономике
Country Classification by the role of international inbound tourism in the national economy
Кузнецова Екатерина Игоревна
Студент 4 курса Факультет Международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет
Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Kuznetsova Ekaterina Igorevna
Student 4 term Faculty of International relations Saint Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье представлена классификации стран мира по роли международного въездного туризма в национальной экономике, описана методика классификации и её параметры, сделана визуализация результатов классификации, подробно рассмотрены категории стран, выделенные в результате классификации, а также выявлены закономерности в каждой из категорий. Актуальность темы обусловлена возросшей ролью международного туризма в мировой экономике, национальной экономике, а также в международных отношениях. Неравномерное развитие международного туризма и различная его доля в национальных экономиках стран мира приводит к необходимости составления классификации. Новизна исследования заключается в предложенной методике классификации, а также в самой классификации и в объёме использованных при работе статистических данных.
Annotation
This article presents the classification of the countries by the role of international inbound tourism in the national economy, describes the classification methods and its parameters, makes the classification results visualized, discusses the highlighted categories, and identifies patterns in each category. The relevance of the topic arises from the increased role of international tourism in the global economy, national economy, as well as in international relations. The uneven development of international tourism and its different share in the national economies leads to the need for a classification. The novelty of the study lies in the proposed classification methods, as well as in the classification itself and in the amount of statistical data used in the study.
Ключевые слова: туризм, международный туризм, международный въездной туризм, классификация стран, национальная экономика, туристская дестинация, сектор туризма.
Key words: tourism, international tourism, international inbound tourism, country classification, national economy, destination.
В современном мире международный туризм стал неотъемлемой частью жизни общества. Туризм -важный фактор в социально-культурной сфере общества, который является одним из основных механизмов культурного обмена. Международный туризм находит своё проявление и в общественно-политической сфере, служа одним из главных каналов, по которым идет распространение «мягкой» силы. Из-за своей специфики международный туризм стимулирует развитие национального законодательства, вынуждая принимать новые нормы права, чтобы обеспечить данный процесс. Однако самое главное влияние международный туризм оказывает на экономическую сторону жизни обществ. Причем с развитием общества - созданием инфраструктуры, развитием транспортных средств, глобализацией экономик - международный туризм играет все большую роль. Тем не менее, значимость международного туризма варьируется по странам, а также по регионам. В то время как туризм является основой экономик ряда государств, а также важной частью национальных хозяйств других, создавая рабочие места, генерируя ВВП, способствуя развитию инфраструктуры,
в некоторых странах роль туризма незначительна. В связи с этим составление классификации стран мира по роли международного въездного туризма в национальной экономике представляется актуальной.
В рекомендательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ «Об основных принципах сотрудничества Государств - участников СНГ в области туризма» от 29.10.1994 туризм трактуется как временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания [1]. По территориальному признаку туризм делится на международный и внутренний. Международный туризм в отличие от внутреннего туризма заключается в совершении туристских поездок за пределы страны постоянного проживания [2]. По направленности туристских потоков туризм подразделяется на выездной и въездной. Сущность выездного туризма состоит в отбытии туриста из страны постоянного проживания, въездной туризм, наоборот, основан на пребывании туристов в стране назначения [2].
Для составления классификации стран мира по роли международного въездного туризма в национальной экономике автор разработал следующую методику:
I. Выделить параметры составления классификации;
II. Собрать статистику и при необходимости рассчитать показатели каждой страны по каждому из параметров;
III. Составить ранжированные списки стран в порядке уменьшения их показателей по каждому из параметров;
IV. По каждому из параметров всем странам присвоить баллы, которые будут тождественны их местам в ранжированных списках;
V. Посчитать сумму баллов всех параметров;
VI. Составить ранжированный список стран согласно сумме баллов всех показателей в порядке возрастания;
VII. Разделить страны в соответствии с получившимся списком на категории: чем меньше баллов набрала страна, тем большую роль играет международный туризм в её национальной экономике и тем больше она зависит от международных туристских денежных поступлений.
Для составления классификации были выделены семь параметров:
1. Процент денежных поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны;
2. Процент денежных поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП страны;
3. Процент занятости населения в туристской сфере от общей занятости населения;
4. Соотношение денежных поступлений от международного въездного туризма к площади страны;
5. Соотношение денежных поступлений от международного въездного туризма к численности населения;
6. Соотношение количества мест в отелях к площади страны;
7. Соотношение количества мест в отелях к численности населения.
Статистику по данным параметрам для составления классификации автор брал из трёх источников: Всемирный банк (The World Bank), Всемирная туристская организация (United Nations World Tourism Organization - UNWTO), Всемирный совет по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council -WTTC). Из первого источника была взята информация по численности населения [6], площади стран [7], размеру денежных поступлений от международного въездного туризма [4], проценту денежных поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны [5]; из второго - количество мест в отелях страны [3]; из третьего - процент денежных поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП
страны и процент занятости населения в туристской сфере от общей занятости населения [8]. Соотношения показателей в параметрах под номерами 4-7 автор рассчитал самостоятельно.
Всего в классификацию было включено 194 единицы, а именно государства, самоуправляющиеся государственные образования (далее территории), заморские территории (далее территории), заморские департаменты Франции (далее территории) и неинкорпорированные организованные территории США (далее территории), а также частично признанное государство Палестина, специальные административные районы Китая (Гонконг, Макао) и административная единица Китая Тайвань. Некоторые страны (такие как, например, КНДР, Афганистан, Сомали, Андорра, Йемен, Сан-Марино, Южный Судан и прочие) не участвовали в составлении классификации, так как по ним отсутствует статистическая информация или представлена в недостаточной мере для проведения исследования.
После сбора статистических данных по всем параметрам, проведения необходимых расчётов, составления ранжированных списков и присвоения баллов, итоговый ранжированный список по количеству набранных баллов был разделён на шесть категорий:
• Категория I - доминирующая роль международного въездного туризма
• Категория II - преобладающая роль международного въездного туризма
• Категория III - значительная роль международного въездного туризма
• Категория IV - умеренная роль международного въездного туризма
• Категория V - незначительная роль международного въездного туризма
• Категория VI - малая роль международного въездного туризма
По итогам работы автор составил визуализированные результаты классификации в виде карты, которая представлена на Рисунке 1.
К категории I (доминирующая роль международного въездного туризма) были отнесены Макао (Китай), Аруба, Синт-Мартен, Мальдивы, Антигуа и Барабуда, острова Тёркс и Кайкос, Американские Виргинские острова, Сент-Люсия, Палау, Ангилья, Сейшелы, Сент-Китс и Невис, Каймановы острова, Барбадос, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Багамские острова, Кюрасао, Британские Виргинские острова, Мальта, Хорватия, Черногория, Французская Полинезия, Кабо-Верде, Маврикий, Греция, Ямайка, Бермудские острова.
В данную категорию вошли преимущественно островные государства и территории, расположенные в Карибском море, Индийском, Атлантическом и Тихом океанах. Основной отраслью их национальной экономики, за исключением некоторых стран и территорий, является международный въездной туризм и сельское хозяйство/рыболовство. Так, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны составляет 62%, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП - 45%, а средняя по категории занятость в туризме - 52%. В категории, в частности, присутствует восемь стран и территорий, чьи проценты поступлений от экспорта варьируются от 80 до 95 процентов.
Представленные выше страны и территории полностью зависят от международного въездного туризма, который является основой всей их экономической деятельности. Все страны и территории, за исключением Макао (Китай), в котором присутствует развитая деловая среда и игорная индустрия, обладают благоприятными климатическими и природными условиями, что делает их популярными дестинациями для пляжного отдыха. Все страны и территории, кроме единственных европейский стран, представленных в категории, а именно Греции,
Красный цвет - Категория I Фиолетовый цвет - Категория II Жёлтый цвет - Категория II Синий цвет - Категория IV Зелёный цвет - Категория V Коричневый цвет - Категория VI
Белый цвет - страны не участвовали в составлении классификации
Рисунок 1. Классификация стран мира по роли международного туризма в национальной экономике.
Составлено автором на основе проведённой классификации.
Мальты, Хорватии и в меньшей степени Черногории, не располагают богатыми культурными ресурсами. Такая сильная зависимость от международного въездного туризма представляет большую опасность для национальной экономики, так как в случае уменьшения туристских денежных поступлений под влиянием каких-либо факторов (например, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, природных катаклизмов и т.п.) страна или территория потеряет свой основной источник денежных притоков.
В категорию II (преобладающая роль международного въездного туризма) вошли такие страны и территории, как Кипр, Португалия, Ливан, Самоа, Гонконг (Китай), Бахрейн, Доминика, Фиджи, Австрия, Испания, Доминиканская Республика, Исландия, Белиз, Тайланд, Сингапур, Грузия, Албания, Италия, Катар, Египет, Новая Зеландия, ОАЭ, Гваделупа, Тонга, Люксембург, Сан-Томе и Принсипи, Мартиника, Коста-Рика, Панама, Реюньон, Словения, Болгария.
Состав стран и территорий категории II сильно отличается от состава категории I и представлен большим разнообразием. Если предыдущая категория была в основном представлена небольшими по площади островными государствами и территориями, то здесь иная картина: в категории II присутствует 11 стран из Европы, 4 располагаются на Ближнем Востоке, 3 в Латинской Америке, 2 в Азии, 1 островное государство в Африке и одно в Северной Африке, при этом в категории лишь 6 небольших островных государств, 3 территории и один специальный административный район. Отдельно стоит сказать про Египет. По причине пустынных земель только небольшая площадь страны пригодна для проживания, однако по таким показателям, как процент поступлений от международного въездного туризма от экспорта, процент поступлений от международного въездного туризма от ВВП и процент занятости в туризме Египет занимает высокие места, поэтому для проведения более точной классификации была взята не площадь государства, а только та её часть, которая пригодна для проживания.
В данных странах и на территориях международный въездной туризм играет важную, но не основополагающую роль. В большинстве национальных экономик категории международный туризм занимает одно из ведущих мест, однако главенствуют другие отрасли, например, промышленность, добыча нефти и газа, сельское хозяйство.
Средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны составляет 29%, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП и средняя по категории занятость в туризме - по 17%. В категории представлены четыре страны, чьи проценты поступлений от экспорта и доля в ВВП значительно ниже среднего по категории, так как в них доминирует международный деловой туризм, проследить экономическое воздействие которого сложнее.
Ещё одно отличие от категории I заключается в том, что в категории II в других пропорциях представлены виды туризма. Так, в категории II меньше стран, которые специализируются исключительно на пляжном туризме, гораздо больше стран, сочетающих в себе как культурные, так и природные рекреационные ресурсы, а также есть страны, которые обладают развитой деловой средой и в то же время богатыми культурными и природными рекреационными ресурсами (например, Италия и Испания). Сингапур и Гонконг (Китай) -крупные финансовые центры, поэтому там развит только деловой туризм. В таких странах, как Австрия и Исландия присутствуют богатые рекреационные природные ресурсы (а в случае с Австрией ещё и культурные), однако от других стран данной категории, обладающих рекреационными ресурсами, они по климатическим или географическим причинам не пригодны для пляжного туризма, что также отличает данную категорию от предыдущей.
Так как страны категории II не сделали международный въездной туризм основой своей экономической структуры, то внезапная гипотетическая потеря денежных притоков от международного въездного туризма будет для них заметной, но не такой критичной, как для стран категории I.
К категории III (значительная роль международного въездного туризма) были отнесены следующие страны: Швейцария, Великобритания, Эстония, Иордания, Малайзия, Армения, Камбоджа, Германия, Маршалловы острова, Франция, Тунис, США, Австралия, Венгрия, Нидерланды, Турция, Шри-Ланка, Гамбия, Куба, Марокко, Япония, Уругвай, Новая Каледония, Чехия, Тайвань (Китай), Швеция, Филиппины, Сальвадор, Дания, Израиль, Мексика, Саудовская Аравия, Норвегия, Кирибати.
В данной категории акцент окончательно сместился с заморских территорий и небольших островных государств. Как и во второй категории здесь превалируют страны Европы (12 стран), за нами следуют страны Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки (по 4 страны на каждый регион), 3 страны Африки, 2 из которых находятся в Северной Африке, 1 страна Северной Европы и Тайвань. Островные государства представлены только 3 странами, территории - лишь одной Новой Каледонией.
Средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны составляет 13%, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП - 9%.
Вклад международного въездного туризма в национальную экономику представленных стран заметен, однако зависимость от данного сектора не так ярко выражена. Можно даже утверждать, что в некоторых странах категории международный въездной туризм гармонично располагается в структуре национальной экономики и в правильной пропорции к остальным областям генерирует денежные поступления. То есть он является вспомогательной деятельностью, которая поддерживает национальную экономику страны.
В данной категории стран всё более снижается важность пляжного туризма, так как большинство представленных стран либо не имеет необходимых климатических или географических условий, либо
значимость их культурных ресурсов привлекает туристов гораздо чаще, чем ресурсы или условия для пляжного отдыха. В пример можно привести Великобританию и Францию: несмотря на популярные пляжные курорты Франции, большинство туристов приезжает во Францию всё-таки из-за её богатых культурных ресурсов; что касается Великобритании, то там хоть и присутствуют пляжные курорты, но из-за климатических условий они не так сильно пользуются спросом и чаще всего идут дополнением к культурным ресурсам при посещении страны. При этом также увеличивается частота стран, в структуре туризма которых присутствует несколько видов туризма. Например, в таких странах, как США, Мексика, в той же Франции, присутствует деловой, пляжный, культурный и прочие виды туризма.
Так как национальные экономики стран категории III не находятся в видимой зависимости от международного въездного туризма, а половина стран категории располагает к тому же развитой стабильной экономикой, потеря доходов от международного въездного туризма может быть частично компенсирована за счёт других отраслей экономики.
К категории IV (умеренная роль международного въездного туризма) были отнесены следующие страны: Ирландия, Босния и Герцеговина, Коморские острова, Тринидад и Тобаго, Пуэрто-Рико, Республика Корея, Бельгия, Вьетнам, Гондурас, Намибия, Словакия, Чили, Руанда, Сирия, Латвия, Азербайджан, Соломоновы острова, Перу, Лаос, Ботсвана, Бруней, Палестина, Гватемала, Никарагуа, Аргентина, Мадагаскар, Бутан, Северная Македония, Оман.
В составе категории IV появляется заметное расслоение стран по развитости их национальных экономик. Это происходит за счёт увеличения в категории числа стран Африки, Латинской Америки и малоразвитых стран Азии. Так, в категорию IV вошло 7 европейских стран, 8 латиноамериканских, 6 азиатских, 5 африканских стран, 2 ближневосточные страны и частично признанная Палестина, одно островное государство и одна территория. В данной категории начинает увеличиваться доля стран с плохо развитой национальной экономикой, что, соответственно, сказывается и на туризме.
Средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны составляет 10%, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП - 7%.
Денежные доходы от международного въездного туризма в вышеперечисленных странах не играют большой роли в национальной экономике. Как и в странах категории III, туризм представляет из себя дополнительную отрасль, приносящую деньги в бюджет государства, однако главное отличие между категориями III и IV заключается в том, что генерируемые международным въездным туризмом деньги составляют меньшую долю.
Пляжный туризм, важность которого снизилась в категории III, снова стал приобретать актуальность в настоящей категории. При этом из-за недостаточной развитости многих экономик категорий деловой туризм почти не представлен. Также стоит отметить, страны Латинской Америки, представленные выше, обладают уникальным природным и культурным потенциалом для развития туризма, однако из-за внутренних проблем правительство не ставит в приоритет сектор туризма. Более того, так как зачастую большинство международный туристских прибытий совершается в пределах одного региона, то жители латиноамериканских стран редко посещают соседние страны, что непосредственно влияет на международный туризм региона.
В категорию V (незначительная роль международного въездного туризма) вошли следующие страны: Румыния, Сербия, Канада, Польша, Молдавия, Танзания, Финляндия, ЮАР, Индия, Уганда, Кения, Литва, Индонезия, Сенегал, Эквадор, Колумбия, Непал, Венесуэла, Кувейт, Киргизия, Кот Д'Ивуар, Лесото, Того, Китай,
Эфиопия, Бразилия, Беларусь, Иран, Камерун, Монголия, Замбия, Боливия, Таджикистан, Малави, Тимор-Лесте, Ирак, Украина, Мьянма, Казахстан, Россия, Судан.
Данный состав стран представляется весьма разнообразным, однако всё-таки прослеживается общая закономерность: экономика большинства стран находиться на довольно низком уровне. Региональная принадлежность имеет широкий охват: 9 стран находятся в Европе, 11 в Азии, 13 в Африке, 5 в Латинской Америке и 3 на Ближнем Востоке.
Средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны и средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП составляют 6%.
Вклад международного въездного туризма в национальную экономику представленных стран мал и практически не заметен. У многих стран даже отсутствует чётко выраженная туристская специализация, а про деловой туризм в данной категории практически не может быть и речи. При этом граждане таких крупных стран классификации, как Россия, Индия, Китай и Бразилия, оставляют много денег в своих заграничных поездках. Канада и Финляндия имеют в целом неплохие показатели, но по причине их развитости, общая роль туризма на фоне остальных отраслей экономики снижается. Относительно небольшим странам из представленных выше, которые не обладают ресурсами исключительного характера, а также чьи значимые ресурсы сосредоточены преимущественно в одной части страны, довольно сложно привлекать туристов, поэтому они и оказались на предпоследнем месте по значимости международного въездного туризма в национальной экономике.
Однако некоторые из стран категории имеют потенциал для развития международного въездного туризма, которому мешают такие факторы, как плохо развитая туристская и общая инфраструктура, экономическая нестабильность в стране, а также проблемы безопасности.
К категории VI (малая роль международного въездного туризма) были отнесены: Бенин, Узбекистан, Мали, Мозамбик, Эсватини, Нигерия, Парагвай, Джибути, Суринам, Гайана, Зимбабве, Пакистан, Эритрея, Буркина-Фасо, Алжир, Гвинея-Бисау, Бурунди, Нигер, ЦАР, Сьерра-Леоне, Республика Конго, Ангола, Бангладеш, Габон, Чад, Гвинея, Ливия, Папуа-Новая Гвинея, Демократическая Республика Конго, Мавритания.
Данная категория наиболее однородная из всех, так как подавляющее число стран находятся в Африке (22 страны Южной Африки и 2 Северной). Азия и Латинская Америка представлены лишь тремя странами каждая. Последнее островное государство всей классификации нашло своё место в данной категории.
Средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре экспорта страны составляет 2,5%, средний по категории процент поступлений от международного въездного туризма в структуре ВВП - 3,8%.
Роль международного въездного туризма в национальной экономике ничтожно мала, и он не оказывает никакого влияния. Практически все страны категории располагают слабой экономикой и туристскими ресурсами низкой привлекательности, не говоря уже о низком уровне безопасности, развития инфраструктуры и так далее. По этим причинам страны в первую очередь заинтересованы в развитии тех отраслей, которые гарантированно будут приносить доход в бюджет. В этой связи прослеживается двусторонняя связь и некий замкнутый круг международного туризма и развитости национальной экономики. Международный въездной туризм появляется и получает широкое распространение при наличии благоприятных природно-климатических и культурных факторов, что в свою очередь ведёт к получению доходов и, как следствие, хоть к небольшому и нестабильному, но всё-таки развитию экономики. Если экономика страны находится на низком уровне развития, и при этом страна не располагает выдающимися ресурсами для развития туристской деятельности, то данная отрасль так и останется неразработанной.
После детального рассмотрения выделенных категорий можно сделать вывод, что в каждой из категорий, помимо схожего влияния международного въездного туризма на национальную экономику присутствуют свои закономерности. Так, в категории I практически все страны и территории представляют из себя небольшие островные единицы, специализирующиеся на пляжном туризме; во второй категории большинство стран располагается в Европе и на островных территориях, в их структуре туристской деятельности появляются различные сочетания видов туризма; категория III характеризуется изменением основной туристской специализации стран с пляжной на культурный; большинство стран категории IV из-за недостаточной развитости национальной экономики и внутренних политических и социальных проблем не используют в полной мере свой туристский потенциал; в категорию V преимущественно вошли страны, не имеющие обозначенной туристской специализации; страны категории VI, как одни из самых неразвитых экономик мира, к тому же и не обладающие богатством и разнообразием туристских ресурсов, не заинтересованы в развитии туристской индустрии в ближайшей перспективе.
Все страны в зависимости от их места в классификации в разной степени находятся под влиянием международного въездного туризма. Чрезмерное его влияние создаёт опасность для национальной экономики, поэтому можно утверждать, что страны категории I и II находятся под опасным воздействием международного туризма, полностью подчинив ему свою экономику. Категория III и IV в этом плане составляют золотую середину: международный туризм здесь лишь сбалансированно поддерживает и дополняет другие отрасли страны. В странах категории V и VI значимость международного туризма практически сведена на нет, что лишает страны возможности дополнительных денежных поступлений. Данные категории являются противоположностью первых двух, но, как и сильная зависимость, так и практически полное отсутствие туризма в структуре экономики плохо сказывается на её состоянии.
Список используемой литературы:
1. Коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. Основы туризма: учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
2. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 г. «О рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества Государств - участников СНГ в области туризма» // Справочно-правовая система «Гарант»: официальный сайт - URL: http://base.garant.ru/2568927/ (дата обращения - 20.06.2020)
3. United Nations World Tourism Organization. Accommodation and capacity // United Nations World Tourism Organization: официальный сайт. - URL: https://www.unwto.org/accommodation-demand-and-capacity (дата обращения - 30.06.2020)
4. World Bank Data. International tourism, receipts (current US$) // World Bank Data: официальный сайт. — URL: https://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.RCPT.CD (дата обращения - 30.06.2020)
5. World Bank Data. International tourism, receipts (% of total exports) // World Bank Data: официальный сайт. — URL: https://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.RCPT.XP.ZS (дата обращения - 03.07.2020)
6. World Bank Data. Population total // World Bank Data: официальный сайт. — URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL (дата обращения - 02.07.2020)
7. World Bank Data. Surface area (sq. km) // World Bank Data: официальный сайт. — URL: https://data.worldbank.org/indicator/AG.SRF.TOTL.K2 (дата обращения - 02.07.2020)
8. World Travel & Tourism Council. Economic Impact Reports // World Travel & Tourism Council: официальный сайт. - URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (дата обращения - 03.07.2020)