DOI 10.24412/2227-7315-2022-3-87-91 УДК 342.922.3
В.Ю. Мандрыкина
КЛАССИФИКАЦИЯ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
КАК СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Введение: обоснованием актуальности темы выступает прогрессирующее количество создаваемых социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) на территории Российской Федерации, что обуславливает необходимость их классификации как субъектов административного права. Цель: разработать классификацию СОНКО, взяв за основу виды деятельности данных субъектов и объединяя их в укрупненные группы. Методологическая основа: метод индукции, сравнения, анализа и формальной логики. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно классификации СОНКО, посредством объединения их в группы по видам деятельности. Выводы: в целях совершенствования теоретической основы, на которой строится деятельность СОНКО, проведен анализ имеющихся и предложена, содержащая новизну классификация таких организаций.
Ключевые слова: субъекты административного права, социально ориентированные некоммерческие организации, классификация, защита прав человека.
V.Yu. Mandrykina
CLASSIFICATION OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE LAW
Background: the rationale for the relevance of the topic is a progressive number of created socially-oriented non-profit organizations (hereinafter — SONCO) in the Russian Federation, which necessitates their classification as subjects of administrative law. Objective: to develop a classification of SONKO, taking as a basis the types of activities of these subjects and combining them into enlarged groups. Methodology: method of induction, comparison, analysis and formal logic. Results: the author's position on the classification of SONCOs, by combining them into groups according to the type of activity is argued. Conclusions: in order to improve the theoretical basis on which the activities of SONKO are based, an analysis of the existing ones is carried out and a classification of such organizations containing novelty is proposed.
Key-words: subjects of administrative law, socially oriented non-profit organizations, classification, protection of human rights.
Некоммерческие организации представляют собой многочисленную группу субъектов административного права, что обуславливает необходимость их классификации.
© Мандрыкина Виктория Юрьевна, 2022
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: Vika199309@mail.ru © Mandrykina Victoria Yurievna, 2022
Postgraduate student of the Department of Administrative and Municipal Law (Saratov State Law Academy) 87
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова: «Классифицировать — это распределить по группам, разрядам, классам»1.
Вопрос классификации социально ориентированных некоммерческих организаций является важным, так как административно-правовой статус организации влияет на порядок регистрации юридического лица, порядок налогообложения и прочее. Соболева Ю.В. отмечает, что отдельные стороны деятельности СОНКО в некоторой степени уже урегулированы [1, с. 94]. С таким суждением нельзя не согласиться, ведь законодатель закрепил их понятие, виды деятельности, формы поддержки и пр.
В науке имеются различные подходы к классификации некоммерческих организаций, но хотим уточнить, что изучение классификации социально ориентированных некоммерческих организаций ранее не осуществлялось.
Так, некоммерческие организации было предложено классифицировать исходя из функционального назначения, как основы их деятельности. Исходной точкой тому послужили принципы, ставшие базой для международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности ООН (МСОК)2. Были распределены на 10 групп различные виды деятельности (культура и досуг, образование и исследования, развитие благотворительности, религия, социальные услуги и прочие), которые также разделяются на подгруппы [2, р. 12].
Российским законодателем установлен перечень некоммерческих организаций, исходя из видов деятельности, которые предусмотрены в нормах Федерального закона «О некоммерческих организациях». В данном нормативном акте предусмотрено и наличие таких организационно-правовых форм, как общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, государственные корпорации, частные учреждения, государственные, муниципальные учреждения, бюджетные учреждения, некоммерческие партнерства, ассоциации (союзы), а также автономные некоммерческие организации3.
С момента принятия вышеназванного нормативного акта вопросы классификации некоммерческих организаций не остаются без внимания надолго. Так, О.А. Вавиловой на основании данного закона представлена классификация некоммерческих организаций, основу которой составил такой признак как форма некоммерческой организации. Затем, положив в основу данную классификацию, все некоммерческие организации были объединены в несколько больших групп, в которые включены потребительские кооперативы, различные фонды благотворительного и иного характера, автономные некоммерческие организаций, учреждения, некоммерческие партнерства, общины, общественные и религиозные организации (объединения) [3. с. 12].
S 1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.terminy.info/russian-
language/explanatory-dictionary-ozhegova/klassificirovat (дата обращения: 24.02.2022).
2 См.: Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОК 026-2002 (ОКОК) (принят постановлением Госстандарта РФ от 25 декабря 2002 г. № 502-ст) Приложение А (справочное). Международные (региональные) классификации и стандарты, используемые в общероссийских классификаторах // ИУС «Государственные стандарты». 2003. №7.
3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2021.
88 № 27, ч. I, ст. 68.
Данное предложение не противоречит существующему положению, когда СОНКО со статусом юридического лица, могут создаваться, используя разнообразные правовые формы, определенные для некоммерческих организаций, «...за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений являющихся политическими партиями» (п. 2.1 ст. 2 Закона об НКО).
Основание для подразделения субъектов по организационно-правовым формам имеет место быть, но классификацию некоммерческих организаций можно проводить, применяя и иные основания.
Рядом исследователей (например, Л.Р. Лариной, Т.И. Баязитовой) была осуществлена классификация некоммерческих организаций, исходящая из функционального назначения выполняемой ими основной деятельности. Так, организации были поделены на целый ряд групп: проводящие социальную работу и воспитание; группы, специализацией которых является общественно-политическая работа; группы, активно содействующие развитию институтов МСУ, группы, сосредоточенные на проведении научных исследований, занимающиеся образованием. Кроме того, в данной классификации предусмотрено также обособление организаций, которые организуют досуг и занимаются вопросами культуры граждан [4, с. 357]. Также обособлены в отдельную группу организации, которые осуществляют деятельность по оказанию различных видов помощи гражданам и организациям: гуманитарную, правовую, благотворительную и прочие. Отдельно выделены религиозные объединения и ассоциации1.
В.В. Пилипенко проводилась классификация некоммерческих организаций, отталкиваясь от их организационно-правовой формы, а также беря во внимание экономическую составляющую, а именно, способ и форму создания такого объединения учредителями, профиль и заявленные цели экономической деятельности, и прочее [5, с. 37].
Рядом исследователей было предложено в качестве основы для группировки некоммерческих организаций принимать во внимание такие признаки, которые отграничивают одни некоммерческие организации от других, как источники и формы финансирования; целевая аудитория, способ управления; масштабы деятельности, формы собственности; и еще ряд других [6. с. 59].
Классификация негосударственных организаций, представленная Ю.В. Соболевой, исходит из их функционального назначения: «.действующие в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в сфере информационных технологий и связи, в торговле, в сферах культуры и досуга, образования и исследований, медицины и здравоохранения, социальных услуг, защиты окружающей среды, общего развития, в сфере права, защиты интересов и политики, содействия и развития благотворительности, религиозные и другие» [7, с. 124].
Проанализировав данные подходы к классификации негосударственных организаций (и в частности некоммерческих) можно прийти к выводу о том, что СОНКО, являясь их разновидностью, имеют те же характерные черты.
Для характеристики функционального назначения деятельности СОНКО имеет значение наличие подобных направлений деятельности, которые вклю-
1 См.: Ларина Л.Р. Источники финансирования некоммерческих организаций, и управление ими. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11667 (дата обращения: 24.02.2022).
чают, например, деятельность по социальной поддержке и защите, по оказанию правовой помощи, благотворительной и иной, по подготовке и оказанию помощи в преодолении различных негативных последствий, участие в мероприятиях по охране окружающей среды, и т.п.
Если мы обратимся к легальному определению понятия «социально ориентированные некоммерческие организации», то это позволит провести такую классификацию. Так, представленный перечень направлений деятельности, выполняемой СОНКО, четко показывает, что содействие и участие в решении социальных проблем и развитии гражданского общества занимает главенствующее место.
Внимательное и предметное рассмотрение данного перечня, закрепленного в п. 1 ст. 31.1 Закона об НКО, только подтверждают наш тезис для проведения классификации СОНКО по предлагаемым основаниям.
Виды деятельности, содержащиеся в данной статье так или иначе направлены на содействие гражданам в реализации прав и их защите. Права человека — это понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности, его притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах [8, с. 558]. Они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека1.
Таким образом, основными признаками СОНКО являются: отсутствие цели извлечения прибыли и возможности распределения дохода между участниками, ориентированность на решение вопросов, связанных с социальными проблемами и развитием общества, а также защита прав населения. Следовательно, необходимо представить классификацию СОНКО по видам деятельности, объединенным в крупные группы, то есть как субъекты административного права во взаимодействии с органами государственной власти и должностными лицами:
1) оказывающие социальные и правовые услуги населению (к которым можно отнести такие направления деятельности как социальное обслуживание, юридическую помощь и пр.).
2) принимающие участие в подготовке граждан к чрезвычайным ситуациям и оказывающие помощь в случае возникновения каких-либо бедствий (который включает подготовку населения к преодолению бедствий и оказание содействия пострадавшим и т.д.).
3) осуществляющие охрану окружающей среды, а также защиту территорий и объектов, которые имеют статус особо охраняемых государством объектов (к которым относят виды деятельности в области защиты окружающей среды, объектов, территорий и пр.)
4) применяющие меры профилактики, направленные на предотвращение социально опасного поведения (включающие такую деятельность как профилактика социально опасных форм поведения, а также образование, науку, культуру, искусство и пр.).
5) осуществляющие благотворительная деятельность, а также деятельность по охране здоровья граждан (которая охватывает организацию волонтерства, а также медицинскую и социальную реабилитацию граждан).
1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассам-90 блеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.
Библиографический список
1. Соболева Ю.В. Общие начала в административно-правовом регулировании деятельности социально ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). С. 93-98.
2. Salamon L.M., Anheier H.K. The emerging sector: The nonprofit sector in comparative perspective — an overview. Baltimore. 1994. Р. 32.
3. Вавилова O.A. Некоммерческие организации: современная классификация // Некоммерческие организации в России. М., 2012. С. 12-14.
4. Баязитова Т.И. Социальные сети как инструмент рекламной и PR деятельности в Интернете // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С. 357.
5. Пилипенко В.И. Какие некоммерческие организации полезны обществу // Тезисы выступления на гражданских слушаниях. СПб., 2007. С. 38-54.
6 Князева М.В. Тенденции развития некоммерческих организаций в РФ // Инновационная экономика в России: проблемы и перспективы: сборник научных трудов Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2008. С. 59-60.
7. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус негосударственных организаций: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2018. С. 434.
8. Большой юридический словарь / под. ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд. М.: ИНФРА М, 2009. 856 с.
References
1. Soboleva Yu.V. General Principles in the Administrative and Legal Regulation of the Activities of Socially Oriented Commercial and Non-Profit Organizations // Bulletin
of the Saratov State Law Academy 2018. No. 2 (121). Р. 93-98. i
2. Salamon L.M., Anheier H.K. The Emerging Sector: the Non-Profit Sector in Com- и parative Perspective - an Overview. Baltimore. 1994. Р. 32. а
3. Vavilova O.A. Non-Profit Organizations: Modern Classification // Non-Profit Orga- т nizations in Russia. M., 2012. Р. 12-14. s
4. Bayazitova T.I. Social Networks as a Tool of Advertising and PR Activities on the §' Internet // Young scientist. 2016. No. 30 (134). Р. 357. Д
5. Pilipenko V.I. What Non-Profit Organizations Are Useful to Society // Theses of the | Speech at the Civil Hearings. St. Petersburg, 2007. Р. 38-54. S
6. Knyazeva M.V. Trends in the Development of Non-Profit Organizations in the Rus- U sian Federation // Innovative Economy in Russia: Problems and Prospects: collection of I scientific tr. All-Russian conf. of students, postgraduates and young scientists. Tomsk. 4 2008. Р. 59-60. I
о
7. Soboleva Yu.V. Administrative and Legal Status of Non-Governmental oOrganiza- к tions: dis. ... doc. of law. Saratov, 2018. Р. 434. |
8. Big Legal Dictionary / edited by A.Ya. Sukharev. 3rd ed. Moscow: INFRA M, 2009. f 856 p. №
io
U
4
)
2