DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-96-102
УДК 342.922.3
В.Ю. Мандрыкина
ПРОБЛЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Введение: развитие на территории Российской Федерации деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций выявило необходимость формирования теоретической базы, касающейся их статуса, в основе которого лежит определение понятия данных субъектов. Цель: выработать понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, основываясь на анализе его признаков. Методологическая основа: метод анализа (сравнения) и формальной логики. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно определения понятия социально ориентированных некоммерческих организаций, посредством выявления признаков данных субъектов. Вывод: в целях совершенствования нормативной основы, на которой базируется деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, выдвигается понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе предложение о внесении соответствующих изменений в федеральные нормативные правовые акты.
Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, социальная проблема, гражданское общество, защита прав человека.
V.Yu. Mandrykina
PROBLEMS OF INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND WAYS TO SOLVE THEM
Background: the development of the activities of socially oriented non-profit organizations on the territory of the Russian Federation has revealed the need to form a theoretical basis concerning their status, which is based on the definition of these subjects. Objective: to develop the concept of socially oriented non-profit organizations, based on the analysis of its features. Methodology: method of analysis (comparison) and formal logic. Results: the author's position on the definition of the concept of socially oriented non-profit organizations was substantiated by identifying the features of these subjects. Conclusions: in order to improve the regulatory framework on which the activities of socially oriented non-profit organizations are based, the concept of socially oriented non-profit organizations is put forward, including a proposal to amend the federal regulatory legal acts.
Key-words: socially oriented non-profit organizations, social problem, civil society, human rights protection.
© Мандрыкина Виктория Юрьевна, 2021
Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия), e-mail: Vika199309@mail.ru © Mandrykina Victoria Yurievna, 2021 96 Rostgraduate student of the Department of Administrative and municipal law (Saratov State Law Academy)
Ежегодно в России наблюдается рост числа некоммерческих организаций, включая и социально ориентированные. Так, по данным Росстата в РФ в 2013 г. действовало 113 237 социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2014 г. — 132 087, в 2015 г. — 140 031, в 2016 г. — 143 436, в 2017 г. — 142 641, в 2018 г. — 140 247, в 2019 г. — 146 481. В период пандемии 2020 г. число организаций сократилось до 128 685, но, тем не менее, с 2013 г. число социально-ориентированных организаций увеличилось на 15 448 единиц1. Из них на территории Саратовской области функционирует лишь 1 690 ед.2
Увеличение количества данного вида организаций подтверждает необходимость формирования должной нормативной базы их деятельности. Многочисленные изменения законодательства, регулирующего правовое положение этих субъектов, приводят к трудностям применения соответствующих норм на практике. Основой статуса социально ориентированных некоммерческих организаций является их нормативное определение, которое не содержит всех необходимых признаков, позволяющих выделить последние из ряда иных некоммерческих организаций.
В результате организации относят себя намеренно к социально ориентированным для получения определенных преференций, предусмотренных законо-дательно3, не имея на это оснований. Так, например, из решения Центрального районного суда г. Симферополя следует, что один из участников закупок указал принадлежность к социально ориентированным некоммерческим организациям (далее — СОНКО), хотя не относился к группе данных субъектов4. Подобные проблемы имеют место, а уточненное определение помогло бы их предотвратить.
Итак, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», определяет СОНКО как «...некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации...»5.
В ходе конституционной реформы 2020 г. были внесены поправки, в том числе и упоминающие термин «социальная ориентированность» применительно к обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Также в Конституции РФ, в ст. 114 п. «е» закреплены за Правительством РФ
1 См.: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: https:// 1 www.gks.ru/folder/11191 (дата обращения: 23.09.2021). 1
2 См.: Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной ) статистики по Саратовской области. URL: https://srtv.gks.ru/folder/59656 (дата обращения: 2 23.09.2021). g
3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2021. № 1, ч. I, ст. 68.
4 См.: Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 июля 2020 г. по делу № 12-437/20. URL: http: //sudact.ru/regular/doc/LPq73NUsWT1N/ (дата обращения: 23.09.2021).
5 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2021.
№ 1, ч. I, ст. 68. 97
полномочия по осуществлению поддержки институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики. Данные положения свидетельствуют о большой значимости рассматриваемого понятия на сегодняшний день.
Для создания определения социально ориентированных некоммерческих организаций необходимо осуществить анализ понятия «некоммерческая организация» как родового. Некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ1.
Если обратиться к международно-правовым актам, то некоммерческие организации определены как «созданные с целью производства или распределения товаров и услуг юридические и общественные организации, которые не могут быть источниками дохода, прибыли или иной финансовой выгоды для институциональных единиц, которые создали, контролируют или финансируют эти организации» [1, р. 19].
Также некоммерческие организации рассматриваются как формальные организации, которые не имеют права распределить доходы, и пользуются льготным режимом налогообложения, поскольку созданы с общественными целями, определенными налоговым законодательством2.
Несмотря на имеющиеся существенные различия при формулировании понятия некоммерческих организаций, следует отметить присутствие общего понимания, исходя из целей и задач таких организаций, определяемых как общественно значимые.
Необходимо указать на имеющуюся тесную терминологическую связь, объединяющую как однородные понятия «некоммерческие организации» и «неправительственные организации».
Так, согласно понятию которое было предложено Всемирным Банком, в качестве неправительственных организаций необходимо рассматривать «частные организации, целью которых является деятельность по облегчению страданий, защита интересов нуждающихся, защиты окружающей среды, обеспечение основными общественными услугами, развитие общества» [2, р. 56]. Обоснованным представляется в этих случаях делать акцент, указывающий на наличие между данным определением и понятием некоммерческих организаций связи, не исключая социально ориентированные.
1 См.: п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2021. № 1, ч. I, ст. 68.
2 См.: Налоговый кодекс США Internal Revenue Code. URL: https://fourmilab.ch/uscode/26usc/ 98 www/contents.html (дата обращения: 23.09.2021).
Определение СОНКО, закрепленное в российском законодательстве, свидетельствует о том, что эти субъекты представляют собой один из видов некоммерческих организаций, и, соответственно, им присущи их признаки.
Во-первых, они обязательно должны отвечать требованию некоммерческих организаций — не иметь главной целью извлечение прибыли, но, несмотря на это, социально ориентированные организации могут заниматься деятельностью именуемой социальным предпринимательством.
Во-вторых, доход, полученный социально ориентированной организацией, не распределяется между ее участниками. Распределение прибыли возможно лишь на достижение уставных целей организации.
Также характерной чертой (признаком) СОНКО является создание этих субъектов в организационно-правовых формах закрепленных законодательно. К ним относят все формы некоммерческих организаций, за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями1.
Обратимся к признаку СОНКО, на основании которого становится возможным отличить их от иных некоммерческих организаций, а именно осуществление деятельности, основным направлением которой является разрешение социальных проблем, а также поступательное развитие гражданского общества в стране.
На сегодняшний день легального определения понятия «социальной проблемы» не существует. Его отсутствие вносит неясность в интерпретацию социально ориентированных организаций и в практической деятельности создает проблемы. То есть, в число социально ориентированных могут быть включены такие общественные организации, которые рассматривают себя как социально ориентированные и, которые, в таком качестве признаны органами власти. Представляется, что деятельность, связанная с решением социальных проблем и развитием институтов гражданского общества, является чрезвычайно широким определением. Данный критерий общий для большинства некоммерческих организаций.
К социальным проблемам можно отнести следующие: бедность населения, алкоголизм, наркомания, проблемы здравоохранения, социальное сиротство, проблемы миграции граждан, коррупция и прочие [3, с. 58]. Понятие «социальная проблема» тесно связано с большинством видов деятельности, реализуемых или которые могут реализовывать СОНКО. Представляется, что рассматриваемый признак требует уточнения, а именно указания на то, что данные проблемы разрешаются путем оказания помощи и защиты прав граждан.
Кроме того, представляется целесообразным выделить еще один самостоятельный признак данных структур — ориентированность.
Ориентированность — это направленность какой-либо деятельности или продукта этой деятельности в зависимости от кого-либо или от чего-либо, в расчете на кого-либо или на что-либо [4, с. 997].
Из понятия следует, что данные субъекты направлены на определенную деятельность в зависимости от вида организации. Например, благотворительные социально ориентированные организации направлены на общественную работу, волонтерство и т.д.
1 См. гл. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145; 2021. № 1, ч. I, ст. 68. 99
Также представляется целесообразным рассмотреть термин фигурирующий в понятии, закрепленном в законодательстве — «гражданское общество». Н.И. Матузов отмечает, что оно выражает определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. То есть, это общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Гражданское общество — это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности.
Н.И. Матузов выделяет такие принципы и идеи гражданского общества как:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность:
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
я 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень
? жизни людей [5, с. 83].
а Гражданское общество — это не государственно-политическая, а, главным
g образом, социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельно-i сти людей, реально складывающиеся отношения между ними; это — свободное i| демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму 1 личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, § тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принци-| пы гуманизма и справедливости; это — рыночное многоукладное конкурентное § общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринима-'I тельства, разумного баланса интересов различных социальных слоев [5, с. 89]. il В качестве следующего признака СОНКО можно выделить «осуществление
! видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», таких как: ! 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
g 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий,
§ экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчаст-| ных случаев;
J 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, эко-
логических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое,
100 культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Каждый из этих видов деятельности также направлен на содействие гражданам в реализации прав и их защите. Права человека — это понятие, определяющее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах [6, с. 717]. Они закреплены Всеобщей декларацией прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)1.
Возможность отнесения к СОНКО субъектов, не имеющих отношения к их видам деятельности, указывает на пробел в законодательстве. Такой обобщающий для данных субъектов признак, как защита прав, послужит уточнением в определении их понятия.
Учитывая изложенное, предлагается сформулировать определение СОНКО следующим образом: «Социально ориентированные некоммерческие организации — это вид некоммерческих организаций, которые созданы в предусмотренных федеральным законом формах некоммерческих организаций (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), в целях осуществления
1 См.: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.
деятельности по решению социальных проблем путем оказания помощи гражданам и защиты их прав, развития гражданского общества».
Данное определение целесообразно закрепить в ч. 2.1. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Библиографический список
1. Government Finance Statistics Manual, Infornational Monetary Fund. 2001 № 2. Р. 206.
2. Operations Policy Department, World Bank Operative directive.14.70 1995. Р. 83.
3. Попов Н.П. Глобальные социальные проблемы России последнего десятилетия // Мир измерений. 2010. № 3. С. 56-62.
4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 1: А-О. 1213 с.
5. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 83-93.
6. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА, 2009. 856 с.
References
1. Government Finance Statistics Manual, Infornational Monetary Fund.2001 № 2. Р. 206.
2. Operations Policy Department, World Bank Operative directive.14.70 1995. Р. 83.
3. Popov N.P. Global Social Problems of Russia of the Last Decade // The World of Dimensions. 2010. No. 3. Р. 56-62.
4. Efremova T.F. New Dictionary of the Russian Language. Explanatory and Derivational: St. 136000 dictionary. Art. [In 2 volumes]. M.: Rus. yaz., 2000. 27 cm. (Library
0 of Russian dictionaries: A). T. 1: A O. 1213 p.
~ 5. Matuzov N.I. Civil Society: the Essence and Basic Principles // Pravovedenie. 1995.
§ No. 3. Р. 83-93.
1 6. Big Legal Dictionary / edited by A. Ya. Sukharev. M.: INFRA, 2009. 856 p.