Закон и право. 2022. № 6. С. 217-220. Law and legislation. 2022;(6):217-220. Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-217-220
NIION: 1997-0063-6/22-365 MOSURED: 77/27-001-2022-6-565
Классификация составов должностных преступлений
Марсель Мансурович Фахриев
Верховный суд Республики Татарстан, Казань, Россия, [email protected]
Аннотация. Любое общественное отношение требует последовательного изучения основ. Составы преступлений, регламентированные российским уголовным законодательством, предусматривающие ответственность за должностные преступления, составляют предмет исследования в статье. Анализ судебной практики позволяет классифицировать данные составы по степени обобщенности признаков. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации норм, регламентирующих составы должностных преступлений.
В статье на основании анализа судебной практики выделены классификации преступлений, совершаемых должностными лицами:
1) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30);
2) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23);
3) преступления против военной службы (гл. 33);
4) специальные должностные преступления в сферах: соблюдения конституционных прав и свобод (статьи 140 и 149); государственного регулирования экономической деятельности (статьи 169, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188); осуществления правосудия (статьи 299, 300, 301, 302, ч. 2 ст. 303, статьи 305, 315);
5) преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ч. 2 ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, п. «в» ч. 2 ст. 1741, ч. 3 ст. 175, ч. 3 ст. 209 УК РФ и др.);
6) преступления, совершаемые отдельными категориями служащих (статьи 142, 143, 145, 145', 156, 176, 177, 1851, 189, 195, 196, 197, 246, 270 УК РФ и др.).
Ключевые слова: уголовное законодательство, состав преступления, должностное преступление, государственная власть, служба, управление.
Для цитирования: Фахриев М.М. Классификация составов должностных преступлений // Закон и право. 2022. № 6. С. 217—220. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-217-220.
Original article
Classification of offences against officials
Marcel M. Fakhriev
Supreme Court Republic of Tatarstan, Kazan, Russia, [email protected]
Abstract. The subject of the study is the corpus delict enshrined in Russian criminal law, providing for liability for official crimes. The analysis of judicial practice makes it possible to classify these compositions by the degree of generality of the features. The object of the study is social relations that are developing in the process of implementing the norms governing the composition of official crimes.
Based on the analysis of judicial practice, the article identifies the classifications of crimes committed by officials:
1) crimes against state power, the interests of the public service and service in local self-government bodies (chap. 30);
2) crimes against the interests of service in commercial and other organizations (chap. 23);
3) crimes against military service (chap. 33);
© Фахриев М.М. М., 2022.
LAW & LEGISLATION • 06-2022
4) special offences in the areas of respect for constitutional rights and freedoms (arts. 140 and 149); state regulation of economic activity (art. 169, 170, para. «b» part 3 of article 188); the exercise of justice (articles 299, 300, 301, 302, part 2 of article 303, article 305, 315);
5) crimes committed using official position (part 2 of article 128, part 2 of article 136, part 2 of article 137, part 2 of article 138, part 3 of article 139, paragraph «b» of part 2 of article 141, part 2 of article 144, paragraph «g» of part 2 of article 152, paragraph «c» of part 2 of article 159, paragraph «in part 2 of article 160, paragraph» c «of part 2 of article 1741;
6) crimes committed by certain categories of employees (Articles 142, 143, 145, 145', 156, 176, 177, 1851, 189, 195, 196, 197, 246, 270 of the Criminal Code of the Russian Federation, etc.).
Keywords: criminal law, corpus delicti, official offense, state power, service, management.
For citation: Fakhriev M.M. Classification of offences against officials // Law and legislation. 2022; (6) :217— 220. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-6-217-220.
I ■ олжноегные преступления с момента сво-I I его исторического появления и развития / 1 претерпели множественные изменения в Законодательном регулировании. Однако цель нашего исследования заключается в формулировании определенной классификации составов должностных преступлений на основании проведенного анализа многочисленной судебной практики.
В исследованиях в области уголовного права учеными предлагаются различные варианты классификаций составов преступлений, совершаемых должностными лицами.
Общая теория уголовного права под составом преступлений понимает юридическую конструкцию, которая является законодательным выражением обобщенных по общим признакам преступлений определенного вида.
Отдельно взятое должностное преступление — это социальное выражение в обществе. Каждое конкретное должностное преступление представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, в которых проявляются признаки того или иного состава; признаки конкретного преступления соответствуют признакам состава, но сами по себе признаками состава (как нормативного суждения о преступлениях определенного вида) не являются [4, с. 17].
Одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем в теоретическом отношении является классификация составов в зависимости от степени обобщенности признаков.
В.И. Динека по данному критерию выделяет общий состав преступления (совокупность признаков, присущих всем без исключения преступлениям), специальный состав (совокупность признаков, свойственных всем преступлениям, заключенным законодателем в одну главу Особенной части УК РФ), видовой состав (совокупность признаков, предусмотренных уголовно -правовой нормой для преступлений определен-
ного вида) и состав конкретного преступления (совокупность признаков, присущих конкретному, реально совершенному преступлению) [6, с. 172-173].
Видовым объектом должностных преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК РФ, является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления в интересах государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Посягательство происходит на авторитет власти, на нормальное функционирование в рамках закона государственных и муниципальных структур, государственных корпораций, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ [1].
Глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» объединила преступления по близким признакам.
В научной литературе выделяются два основных вида коррупционных преступлений:
1) публичные коррупционные преступления, которые непосредственно посягают в основном на интересы государственной или местной власти: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289); получение взятки (ст. 290); дача взятки (ст. 291); служебный подлог (ст. 292); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309);
2) непубличные коррупционные преступления: злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (ст. 201); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202); коммерческий подкуп (ст. 204) и др.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022
Отличительными признаками должностных преступлений можно назвать следующие:
1) они связаны с нарушением интересов личности, общества, государства;
2) ущерб наносится авторитету публичной власти;
3) действия совершаются вопреки интересам службы;
3) при совершении должностного преступления используется служебное положение;
4) в преступлениях наличествует корыстная или иная личная заинтересованность;
5) используются функции представителя власти либо выполняются организационно-распорядительные, или административно-хозяйственные функции;
6) преступления совершаются как в форме действия, так и бездействия.
Интерес представляет выделение наряду с собственно должностными такой группы преступлений, как квазидолжностные преступления, совершаемые должностным лицом с использованием своего служебного положения вопреки интересам службы, но лишь косвенно посягающие на нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.
При этом различаются две разновидности преступных посягательств:
■ дополнительно-должностные преступления (дополнительным объектом выступает нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений). Эти преступления, помещенные в иные главы Особенной части УК РФ, также совершаются должностными лицами в силу занимаемой ими должности, а равно любые преступления, при совершении которых использование должностным лицом своего служебного положения является квалифицирующим признаком состава преступления;
■ факультативно-должностные преступления (факультативным объектом посягательства выступает нормальное функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений). Это любые совершенные должностным лицом преступления с использованием своего служебного положения. Данные обстоятельства учитываются судом при назначении наказания [2].
И наконец, все служебные преступления, предусмотренные в УК РФ, сводятся в следующую многоуровневую систему:
1. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30).
2. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23).
3. Преступления против военной службы (гл. 33).
4. Специальные должностные преступления в сферах: соблюдения конституционных прав и свобод (статьи 140 и 149); государственного регулирования экономической деятельности (статьи 169, 170, п. «б» ч. 3 ст. 188); осуществления правосудия (статьи 299, 300, 301, 302, ч. 2 ст. 303, статьи 305, 315).
5. Преступления, совершаемые с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137, ч. 2 ст. 138, ч. 3 ст. 139, п. «б» ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 144, п. «г» ч. 2 ст. 152, п. «в» ч. 2 ст. 159, п. «в» ч. 2 ст. 160, п. «в» ч. 2 ст. 174, п. «в» ч. 2 ст. 1741, ч. 3 ст. 175, ч. 3 ст. 209 УК РФ и др.).
6. Преступления, совершаемые отдельными категориями служащих (статьи 142, 143, 145, 145', 156, 176, 177, 1851, 189, 195, 196, 197, 246, 270 УК РФ и др.).
В Модельном законе для государств — участников СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [3] (постановление МПА СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-15) содержатся понятие и признаки коррупции, а также детальный перечень видов коррупционных правонарушений [5].
Так, под коррупционным правонарушением понимается деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность (ст. 1).
Модельный акт «Основы законодательства об антикоррупционной политике» причисляет к коррупционным правонарушениям четыре категории деяний, обладающих признаками коррупции:
1 ) гражданско-правовые деликты, в том числе нарушающие порядок предоставления услуг, предусмотренных соответствующими статьями ГК РФ;
2) дисциплинарные проступки (служебные нарушения);
3) административные правонарушения;
4) коррупционные преступления.
LAW & LEGISLATION • 06-2022
В числе коррупционных преступлений выделено три основные группы:
1) коррупционные преступления в форме подкупа (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа; получение взятки; дача взятки; провокация взятки или коммерческого подкупа; подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа и др.);
2) иные коррупционные преступления при наличии всех признаков коррупции (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения; злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; присвоение полномочий должностного лица при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности; незаконное участие в предпринимательской деятельности; служебный подлог);
3) преступления, связанные с коррупционными, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, перечисленных в частях 5 и 6 ст. 2 Модельного закона.
Таким образом, подытоживая, следует сделать вывод, что основой критерия классификации по последствиям, которыми обладает или не обладает состав, является то, что состав всех должностных преступлений материальный, и преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Список источников
1. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной
практики. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005. 560с.
2. Ковалева Н.М. Должностное лицо и должностное преступление в уголовном праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
3. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Постановлением 22—15 на 22-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 225—260.
4. Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления. Учеб. пособие. М.: Юрлитинформ, 2009.
5. Развитие уголовного законодательства Российской Федерации: Учеб.-практ. пособие / Отв. ред. В.П. Кашепов. М.: Юрист, 2007. С. 607—609.
6. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М., 1997.
References
1. Volzhenkin B.V. Official crimes: Commentary on legislation and judicial practice. St. Petersburg; Publishing House R. Aslanov «Legal Center Press», 2005. 560 p.
2. Kovaleva N.M. Official and official crime in
the criminal law of Russia: Autoref. dis..... Cand.
lawyer. sciences. Rostov N/A, 2004.
3. The model law «Principles of the Legislation on Anti-corruption Policy» (Accepted in St. Petersburg 15.11.2003 by Resolution 22-15 at the 22nd plenary session of Inter-parliamentary Assembly of the State Parties of the CIS) // Newsletter. InterParliamentary Assembly of the States Members of the Commonwealth of Independent States. 2004. № 33. Pp. 225—260.
4. Pudovochkin Yu.E. The doctrine of the composition ofthe crime. Tutorial. M.: Yurlitinform, 2009.
5. Development of the Criminal Legislation of the Russian Federation: Educational and Practical Assistance / Ed. V.P. Kashepov. M.: Lawyer, 2007. Pp. 607—609.
6. Criminal law. Common part. Textbook / Ed. N.I. Vetrova, Yu.I. Lyapunova. M., 1997.
Информация об авторе
Фахриев М.М. — судья
Information about the author
Fakhriev M.M. — judge
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 08.05.2022; принята к публикации 14.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 08.05.2022; accepted for publication 14.05.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2022