Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительские общества / просветительская деятельность / просветительство / внешкольное образование / образование в России на рубеже XIX–XX веков / educational societies / educational activities / education / out-of-school education / education in Russia at the turn of the XIX – XX century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.В. Мищурис

В статье исследуется проблема отечественного дореволюционного просветительства и просветительские общества Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века как один из компонентов данной проблемы. Предпринята попытка классифицировать 136 выявленных в изучаемый исторический период просветительских обществ. Автором предложен ряд параметров, по которым можно сгруппировать просветительские общества: длительность существования общества, возрастной состав посетителей, цель деятельности, национальный признак. Классификация наглядно показывает, какие сферы общественной жизни затрагивала деятельность просветительских обществ. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что анализ деятельности просветительских обществ Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века и их классификация могут быть полезны как для теории, так и для практики отечественного образования и просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — А.В. Мищурис

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL SOCIETIES OF ST. PETERSBURG OF THE LATE XIX – EARLY XX CENTURY

The article deals with a problem of Russian pre-revolutionary education and the educational societies of St. Petersburg of the late XIX – early XX century as one of the components of this problem. The author classifies 136 educational societies and groups up the educational societies according to some parameters: the duration of the existence of the society, the age of visitors, the purpose of the activity, the national attribute. The classification clearly shows which spheres of public life were affected by the activities of educational societies. The presented material allows us to conclude that the analysis of the activities of educational societies of St. Petersburg of the late XIX – early XX century and their classification can be useful both for the theory and practice of Russian education.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА»

Недостатки: Мы не предлагаем все возможные варианты ответа, наш вопрос может быть расценен как своего рода манипуляция (особенно если мы скрываем некоторые альтернативы намеренно).

Открытые вопросы.

Такие вопросы требуют полного ответа, поэтому они обычно начинаются с вопросительных слов «почему», «зачем», «как», «куда», «в каком случае» и т. д.

Например: «Как вы думаете, почему целесообразно начинать беседу с общих вопросов?»

Результат: Мы можем получить совершенно новую информацию, которая может обогатить текущую дискуссию и расширить наш собственный кругозор в целом.

Недостатки: Это может привести к отклонению от ряда аспектов, подлежащих обсуждению, и, таким образом, замедлить процесс дискуссии.

В зависимости от наших целей мы выбираем тот или иной тип вопроса. В идеале во время обсуждения будут использоваться все три вида вопросов. Такого рода вопросы, чередуемые в зависимости от ситуации делового взаимодействия, помогают партнерам лучше понимать друг друга, активно слушать и сопереживать. Кроме того, используя разнообразные вопросы, деловые партнеры вместо оборонительной или нападающей позиции демонстрируют конструктивные модели общения, направленные на анализ и решение проблем. Постановка необходимых вопросов позволяет участникам коммуникаций выйти на объективное обсуждение ситуации, избежать отклонения от темы, перевода разговора в личностное русло [4].

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что только один из трех видов коммуникации, а именно - конструктивное общение, создает взаимопонимание между людьми, помогает определить об-

Библиографический список

щие цели и способствует их достижению. Не следует забывать о том, что для наибольшей эффективности конструктивная коммуникация должна вестись на трех уровнях: предметном, отношений и эмоций, и дополняться алгоритмом основного принципа социального взаимодействия. Без учета трехуровневого подхода к коммуникации понимания и успешных результатов не может быть достигнуто. Важно понимать, что на пути конструктивной коммуникации могут возникать препятствия в виде таких коммуникативных привычек, как прерывание, догадки, предположения, а также сама природа восприятия информации, ее неоднозначность и неопределенность. Практика показывает, что сегодня многие студенты испытывают коммуникативные трудности, особенно во время общения на иностранном языке. Исследование показало, что выявленные трудности представляют комплексную проблему, для решения которой необходим анализ причин их возникновения и изучение возможностей использования средств для устранения барьеров на пути конструктивного общения. Преодолению части этих препятствий способствует постановка уточняющих вопросов, которые помогают понять полученную информацию лучше в случае существования информационных пробелов, недомолвок и непонимания на трех уровнях коммуникации. Три вида уточняющих вопросов, а именно - общие, альтернативные и открытые, помогают людям, осуществляющим коммуникацию, лучше понять друг друга, активно слушать и сопереживать. Именно такое ведение коммуникации и является конструктивной моделью общения. Представленные в статье методы и средства преодоления трудностей в процессе коммуникации оказались эффективными и полезными в отношении студентов неязыковых вузов. Используя данные методы, можно развивать коммуникативно-речевую компетенцию студентов вуза на занятиях по различным дисциплинам, в том числе на уроках иностранного языка.

1. Ткачук Е.С. Проблема коммуникативной компетенции студентов вуза. Материалы межвузовской научно-методической конференции, Москва: МГОУ, 2010.

2. Михеева С.В. Развитие коммуникативной компетенции студентов вуза. Управление в сфере науки, образования и технологического развития: материалы научно-практической конференции с международным участием. Москва, 2016: 256-259.

3. Куджиева O.A. Развитие коммуникативной компетенции как часть профессиональной подготовки студентов вуза. Проблемы преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в вузе: материалы Международной научно-практической конференции. 2016: 50-54.

4. Баркер А. Совершенствуй свои коммуникативные навыки. 2018.

References

1. Tkachuk E.S. Problema kommunikativnoj kompetencii studentov vuza. Materialy mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii, Moskva: MGOU, 2010.

2. Miheeva S.V. Razvitie kommunikativnoj kompetencii studentov vuza. Upravlenie v sfere nauki, obrazovaniya i tehnologicheskogo razvitiya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Moskva, 2016: 256-259.

3. Kudzhieva O.A. Razvitie kommunikativnoj kompetencii kak chast' professional'noj podgotovki studentov vuza. Problemy prepodavaniya professional'no orientirovannogo inostrannogo yazyka v vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 50-54.

4. Barker A. Sovershenstvuj svoi kommunikativnye navyki. 2018.

Статья поступила в редакцию 22.08.22

УДК 374.7

Mishchuris A.V., teaching assistant, Al. Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: mishchuris@mail.ru.

THE CLASSIFICATION OF EDUCATIONAL SOCIETIES OF ST. PETERSBURG OF THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY. The article deals with a problem of Russian pre-revolutionary education and the educational societies of St. Petersburg of the late XIX - early XX century as one of the components of this problem. The author classifies 136 educational societies and groups up the educational societies according to some parameters: the duration of the existence of the society, the age of visitors, the purpose of the activity, the national attribute. The classification clearly shows which spheres of public life were affected by the activities of educational societies. The presented material allows us to conclude that the analysis of the activities of educational societies of St. Petersburg of the late XIX - early XX century and their classification can be useful both for the theory and practice of Russian education.

Key words: educational societies, educational activities, education, out-of-school education, education in Russia at the turn of the XIX - XX century.

А.В. Мищурис, асс, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: mishchuris@mail.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье исследуется проблема отечественного дореволюционного просветительства и просветительские общества Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX века как один из компонентов данной проблемы. Предпринята попытка классифицировать 136 выявленных в изучаемый исторический период просветительских обществ. Автором предложен ряд параметров, по которым можно сгруппировать просветительские общества: длительность существования общества, возрастной состав посетителей, цель деятельности, национальный признак. Классификация наглядно показывает, какие сферы общественной жизни затрагивала деятельность просветительских обществ. Представленный материал позволяет сделать вывод о том, что анализ деятельности просветительских обществ Санкт-Петербурга конца XIX - начала XX века и их классификация могут быть полезны как для теории, так и для практики отечественного образования и просвещения.

Ключевые слова: просветительские общества, просветительская деятельность, просветительство, внешкольное образование, образование в России на рубеже XIX-XX веков.

В 2021 году существующий закон об образовании был дополнен понятием просветительской деятельности. В настоящий момент среди ученых и общественных активистов продолжается обсуждение смыслового содержания понятий «просветительство» и «просветительская деятельность». Понимание этих

феноменов и уточнение современных формулировок невозможно без обращения к истории этих явлений, значительной вехой которой является становление внешкольного образования и деятельности просветительских обществ как одного из ее компонентов. В научной литературе неоднократно поднималась проблема

отечественного дореволюционного просветительства, но изучение просветительской деятельности и просветительских обществ в столице Российской империи в конце XIX - начале XX века предметом специального исследования до сих пор не становилось [1]. Таким образом, выбранная тема видится актуальной и значимой как с научной, так и с общественной точки зрения.

Теоретическая значимость исследования заключается в восполнении лакун о сущности деятельности отечественных просветительских обществ в конце XIX - начале XX века. Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ систематизированного перечня просветительских обществ Санкт-Петербурга конца XIX - начала ХХ века может применяться в дальнейших историко-пе-дагогических исследованиях, при работе со студентами в рамках учебных дисциплин; новое полученное знание будет полезным для современной практической просветительской деятельности.

Целью данной работы является создание классификации просветительских обществ, существовавших в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX века.

Хронологические рамки исследования - конец XIX - начало XX века. Такой временной отрезок определяется периодом активизации деятельности просветительских обществ. Географические рамки ограничиваются столицей Российской империи - Санкт-Петербургом (с 1914 года - Петроградом), выбранным нами как местом, где концентрировались все передовые задумки и успешные новшества в области образования.

Для достижения цели исследования применялись общенаучные методы, позволяющие обобщить информацию из разных источников, такие как дедукция, индукция, типологизация. Историко-генетический метод помог понять логику изучаемых явлений путем последовательного исследования свойств и изменений всей системы. Суть применявшегося историко-сравнительного метода заключается в сопоставлении всех обществ по ряду аналогичных показателей.

Мы не пытались выявить все существовавшие в Санкт-Петербурге просветительские общества интересующего нас периода, вероятно, их было более 150 [2, с. 12]. Сделать это достаточно проблематично по нескольким причинам:

- отсутствие в законодательном поле понятия «просветительское общество»;

- отсутствие четких правил регистрации возникающих просветительских обществ до введения в 1906 году «Временных правил об обществах и союзах».

В нашем исследовании были рассмотрены 136 просветительских обществ. Причем интерес для нас представляют именно общества, а не кружки или союзы. Хотя различия между разными организационными структурами не всегда были очевидны и регламентированы. Под просветительским обществом в данном исследовании будет рассматриваться добровольное, постоянно действующее объединение людей, преследовавших культурно-просветительные цели и провозгласивших их в уставных документах. Заметим, что прилагательные «просветительский» и «просветительный» являются паронимами, возможно, как употребление словосочетания «просветительское общество», так и «просветительное общество». В первом случае акцент сделан на отношении к просветителям и всему просветительству, во втором - на служении цели просвещения.

В адресной и справочной книге Санкт-Петербурга, издававшейся с 1894 по 1917 годы, раздел «просветительные общества» появляется в 1904 году. До этого момента информация публикуется о технических, экономических, профессиональных, ученых, благотворительных обществах. Деятельность просветительских обществ перечисляется среди прочих и в отдельную категорию не выделяется, хотя уже в 1896 году как отдельные категории рассматриваются педагогические и православно-просветительные общества. В законодательстве не существовало категории «просветительское общество», мы рассматриваем общества, создатели которых причисляли себя к этой категории и отображали это в названии общества, а также общества, основная цель которых была иной, а просветительская - вспомогательной, но также немаловажной. Большая часть благотворительных, научных обществ в это время не обходили стороной проблемы образования и просвещения народа.

В исследовании преимущественно рассматриваются общества, информация о которых отложилась в авторитетных источниках и архивных фондах, обществах, которые просуществовали значительное количество времени, оставивших определенный результат деятельности, подтверждаемый документальными свидетельствами. К сожалению, не обо всех учреждениях сохранилась информация, позволяющая проследить, кто занимался обучением, каково было его содержание, кто обучался, как долго существовало общество.

Во всех просветительских обществах существовал совет, который состоял из председателя общества, товарища председателя, или, современными словами, его заместителя, бухгалтера или казначея и секретаря. В составе общества помимо простых членов могли состоять почетные, пожизненные члены, получившие это звание за особые заслуги и, вероятнее всего, финансовое покровительство. У общества мог быть высокопоставленный почетный попечитель. При крупных обществах могли существовать комиссии с председателем, занимающиеся отдельными аспектами деятельности. Понятие «член общества» не всегда обозначало того, кто будет пользоваться услугами общества. Иногда эти люди выделялись в отдельную категорию «посетители» и членами общества не являлись.

В исследовании мы не рассматриваем общества, организованные по профессиональному признаку (врачи, инженеры, учителя и т. д.) и распространяющие научные сведения, необходимые знания среди узкой группы для совершенствования профессиональных качеств.

Классификация обществ составлена по материалам фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга [3], Российского государственного исторического архива [4], адресной и справочной книге «Весь Петроград на 1917 год» [5], научному информационно-справочному изданию «Национальные общества Санкт-Петербурга. XVШ-XXI вв.» [2] и электронному справочнику научных обществ России [6].

Все существующие в изучаемый период общества можно классифицировать по нескольким параметрам.

- По длительности существования:

1) менее 3 лет,

- от 3 до 10 лет,

- от 10 до 20 лет,

- свыше 20 лет;

2) исчезнувшие,

- трансформировавшиеся в другую организацию, возрожденные спустя время, существующие в настоящий момент.

К сожалению, как уже упоминалось выше, не во всех обществах представляется возможным установить точные даты функционирования. Около 6% рассматриваемых нами обществ просуществовали менее 3 лет. 34% изучаемых обществ действовали на протяжении от 3 до 10 лет. Порядка 30% обществ работали от 10 до 20 лет, еще 30% - более 20 лет. Многие рассматриваемые нами общества были созданы после 1905 года, то есть после Манифеста, даровавшего политическую свободу. Общества-«долгожители», как правило, были созданы задолго до изучаемого периода, в середине и второй половине XIX века. Преобладающее количество петербургских просветительских обществ были ликвидированы в 1917-1918 годы с наступлением новой исторической эпохи, но некоторые продолжили свою работу и существуют по сей день (Русское географическое общество) или возобновили работу спустя долгое время и считают себя правопреемником дореволюционного аналогичного общества (Общество акварелистов Санкт-Петербурга).

По возрастному составу посетителей:

- для взрослых,

- для детей.

Просветительское общество как форма внешкольного образования было ориентировано на работу с взрослыми людьми. Общества для детей существовали, но их было крайне мало, они, скорее, являлись исключением из правила (Общество «Детский городок Петроградской части», Общество «Детский Маяк», Общество «Детский мир», Общество образования и воспитания ненормальных детей, Общество «Поал Цедек» («Честный труженик»), Общество для доставления начального образования еврейским детям г. Петрограда «Ив-рио», Общество содействия дошкольному воспитанию детей). Эти общества предлагали детям занятия гимнастикой, пением, танцами, музыкой, проводили экскурсии и предоставляли в пользование библиотеку. Лекционные занятия сопровождались демонстрацией изображения с помощью «волшебного фонаря» -популярного в тот период устройства. Отметим особо, что при Лиге образования существовало Общество образования и воспитания ненормальных детей, которое разрабатывало проблемы дефектологии и пыталось внедрить эти идеи в практику. Общество «Иврио» содействовало обучению бедных детей евреев ремеслу, создавая школы, мастерские и училища, а при Обществе содействия дошкольному воспитанию детей было открыто несколько детских садов, летняя детская колония и детская библиотека.

По цели деятельности:

1) повышение уровня образования (Еврейское колонизационное общество, Немецкое образовательное и вспомоществования общество, Общество содействия женскому сельскохозяйственному образованию, Общество для доставления начального образования еврейским детям г. Петрограда «Иврио», Василеостровское общество содействия коммерческому образованию).

Для большинства обществ эта цель не являлась основной, а сопровождающей основную деятельность. Поскольку общества могли владеть имуществом, некоторые из них на собственные средства открывали частные учебные заведения, профессиональные курсы, училища и школы.

2) распространение научных и технических знаний (Императорское Российское автомобильное общество, Императорское Русское археологическое общество, Императорское русское историческое общество, Общество распространения научных знаний).

Одно из направлений деятельности подобных обществ - популяризация науки. Они собирали и публиковали материалы, делая научные знания общедоступными.

3) распространение знаний в сфере искусства (Императорское общество поощрения художеств, Императорское общество русских акварелистов, Императорское русское музыкальное общество, Общество возрождения Художественной Руси, Общество еврейской народной музыки, Петербургское Общество художников, Русское общество любителей пения и музыки в Санкт-Петербурге).

Художественные и музыкальные общества оказывали помощь начинающим деятелям, помогали им в организации выступлений и выставок, но также они тиражировали произведения, распространяли их среди народа, организовывали лекции по искусству и концерты.

4) содействие развитию спорта (Гимнастическое общество «Польский сокол» в Петрограде, Общество телесного воспитания «Богатырь», Общество эстонских силачей, Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей).

Развитие физической культуры и пропаганда здорового образа жизни - не самое очевидное направление просветительской деятельности, но немаловажное. Например, известно, что благодаря просветительскому обществу «Маяк» в нашей стране узнали о баскетболе [7, с. 90].

5) распространение знаний в сфере медицины и здравоохранения (Всероссийское общество борьбы с раковыми заболеваниями, Общество охранения здоровья еврейского населения, Общество трезвости «Алку», Российское общество борьбы с алкоголизмом, Русское сифилидологичекое и дерматологическое общество).

Значительная часть подобных обществ занимались научным изучением заболеваний. Результаты этих изысканий доводились до населения. Общества распространяли сведения об онкологических, венерических заболеваниях, о вреде алкоголизма.

6) распространение знаний о религии (Эстонское общество молодых людей лютеранского вероисповедания, Общество для распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, Евангелическое библейское общество в России, Благотворительно-просветительное общество «Ислам ва Магариф» («Ислам и культура»), Британское и иностранное библейское общество).

Эти общества стремились повысить культурно-нравственный и духовно-религиозный уровень своих посетителей. Устраивались беседы, доклады, в протестантских обществах изучали Библию. Мусульманское общество помогало, в том числе и финансово, ученикам поступить в средние и высшие учебные заведения.

По национальному признаку.

Национальные общества занимали большую нишу и, зачастую, создавались для материальной помощи людям определенной нации, но просветительская деятельность имела место в таких обществах. Эти общества можно поделить на три группы по целям просветительской деятельности:

- способствовать сближению стран в области просвещения (Англо-русское педагогическое общество, Общество английского флага в России);

- содействие развитию интереса к культуре и искусству представителей определенной нации в широких слоях (Армянское общество изящных искусств, Армянское художественное общество, Галицко-русское благотворительное общество, Еврейское историко-этнографическое общество, Еврейское общество «Бецалель», Общество распространения правильных сведений о евреях России);

- повышение культурно-нравственного уровня представителей нации (Благотворительно-просветительное общество «Ислам ва Магариф» («Ислам и культура»), Армянское общество изящных искусств, Германское благотворительное общество, Латышское общество («Свет»)).

Национальные общества были на особом счету. Согласно временным правилам об обществах и союзах запрещалось управлять обществом из-за границы,

Библиографический список

если общество преследовало политические цели [8, п. 6]. Несмотря на то, что просветительские общества такой цели не ставили и их управление, по большей части, было сосредоточено в России, им уделялось особое внимание. В 1910 году министр внутренних дел П.А. Столыпин издал циркуляр, в котором главам губерний сообщалось, что национальные просветительские общества способствуют развитию «узкого национально-политического самосознания» и «ведут к усугублению начал национальной обособленности и розни», и потому должны считаться «угрожающими общественному спокойствию и безопасности» [9]. Губернаторы и градоначальники могли приостановить деятельность обществ. Вероятно, после циркуляра они еще раз должны были провести проверку ранее созданных обществ на благонадежность.

Все возникающие просветительские общества отвечали требованиям времени. В годы Первой мировой войны популярны были общества помощи бывшим воспитанникам различных учебных заведений (гимназий, пансионов, университетов), беженцам, оказавшимся в сложном положении и нуждавшимся в материальной помощи (одежда, еда и т. д.). Такие общества также могли заниматься просветительской деятельность, устраивать концерты и организовывать иные виды досуга (Еврейский комитет помощи жертвам войны). В то же время существующие просветительские общества организовывали помощь и отправляли на фронт посылки и письма посетителям общества, оказывали помощь беженцам (Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей, Галицко-русское благотворительное общество).

Таким образом, в ходе исследования были проанализированы 136 просветительских обществ, существовавших в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX века. Существующие просветительские общества можно разделить на группы по следующим параметрам:

- по длительности существования;

- по возрастному составу посетителей;

- по целям деятельности;

- по национальному признаку.

Классификация по целям деятельности является самой разветвленной, масштабной, показательной, позволяющей отследить, какие сферы общественной жизни затрагивала деятельность просветительских обществ.

Отметим, что просветительские общества являлись местом взаимного обмена идеями, общения между людьми. Просветительские общества способствовали культурному просвещению широких масс и создавали тесные связи между стремящимися к получению знаний людьми. Общество предусматривало наличие членских списков, вступление в общество - ответственное и достаточно серьезное решение. В современном мире форма взаимодействия, предполагающая постоянный долгосрочный состав, систему членства, малопопулярна. Но необходимо учитывать то, что просветительство активно развивается, происходит поиск новых методов и форм. Осмысление исторического опыта деятельности просветительских обществ, их классификация в этом смысле может стать большим подспорьем для современных практических и теоретических изысканий.

1. Мищурис А.В. Анализ научных результатов историко-педагогических исследований просветительской деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Письма в Эмис-сия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2022; № 5. Available at: http://emissia.org/offlme/2022/3074.htm

2. Романова Н.М., Михайленко В.В. Национальные общества Санкт-Петербурга. XVIII - XXI вв. Санкт-Петербург: ЗАО «Издательский Дом СПН», 2004.

3. ЦГИА СПб. Ф. 73, 308, 317, 393, 400, 408, 448, 465, 538, 568, 582, 830, 895, 902, 926, 996, 1134, 1145, 1546, 1720, 1722, 1747, 1947, 2028, 2129, 2131, 2168

4. РГИА. Ф. 90, 91, 378, 402, 448, 458, 746, 747, 748, 749, 791, 793, 1335, 1532, 1545, 1693, 1694

5. Весь Петроград на 1917 год: адресная и справочная книга г. Петрограда. Санкт-Петербург: Издание товарищества А.С. Суворина - «Новое время», 1917.

6. Справочник научных обществ России. Available at: http://www.snor.ru/

7. Алексеева И.А. История всемирного христианского молодежного движения в России. Москва, 2007.

8. ПСЗ-3. 1906. Т. 26. № 27479. Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г.

9. Библиотека ХРОНОСа. Available at: http://www.hrono.ru/libris/stolypin/19100120stlp.html?ysclid=l7ai5lamw1652810312

References

1. Mischuris A.V. Analiz nauchnyh rezul'tatov istoriko-pedagogicheskih issledovanij prosvetitel'skoj deyatel'nosti v Rossii na rubezhe XIX-XX vekov. Pis'ma v 'Emissiya.Offlajn (The Emissia.Offline Letters). 2022; № 5. Available at: http://emissia.org/offline/2022/3074.htm

2. Romanova N.M., Mihajlenko V.V. Nacional'nye obschestva Sankt-Peterburga. XVIII - XXI vv. Sankt-Peterburg: ZAO «Izdatel'skij Dom SPN», 2004.

3. CGIA SPb. F. 73, 308, 317, 393, 400, 408, 448, 465, 538, 568, 582, 830, 895, 902, 926, 996, 1134, 1145, 1546, 1720, 1722, 1747, 1947, 2028, 2129, 2131, 2168

4. RGIA. F. 90, 91, 378, 402, 448, 458, 746, 747, 748, 749, 791, 793, 1335, 1532, 1545, 1693, 1694

5. Ves' Petrograd na 1917 god: adresnaya i spravochnaya kniga g. Petrograda. Sankt-Peterburg: Izdanie tovarischestva A.S. Suvorina - "Novoe vremya", 1917.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Spravochnik nauchnyh obschestv Rossii. Available at: http://www.snor.ru/

7. Alekseeva I.A. Istoriya vsemirnogo hristianskogo molodezhnogo dvizheniya vRossii. Moskva, 2007.

8. PSZ-3. 1906. T. 26. № 27479. Vremennye pravila ob obschestvah i soyuzah ot 4 marta 1906 g.

9. Biblioteka HRONOSa. Available at: http://www.hrono.ru/libris/stolypin/19100120stlp.html?ysclid=l7ai5lamw1652810312

Статья поступила в редакцию 02.09.22

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Military University (Moscow, Russia); Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

TESTING AS AN EFFECTIVE MEANS OF CONTROLLING THE FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE. The article describes the specifics of testing as an effective means of controlling the modern university students' linguistic and cultural competence formation. For its topic the most complete disclosure at the beginning, the author demonstrates the importance of this competence formation among future professionals who are competitive in a post-industrial

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.