Научная статья на тему 'Просветительские общества в России в конце xix - начале XX века: историографический обзор'

Просветительские общества в России в конце xix - начале XX века: историографический обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1833
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATIONAL OUTREACH SOCIETIES / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мищурис Анастасия Владимировна

В статье предпринята попытка историографического анализа отечественных и зарубежных исследований просветительских обществ России конца XIX начала XX века. Автор сосредоточил внимание на работах, рассматривающих проблемы культурно-просветительной деятельности в данный период и выделяющих просветительское общество как одну из организационных форм этой деятельности. Сделан вывод об отличиях в подходах к исследованию данной проблемы дореволюционными, советскими и современными учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL OUTREACH SOCIETIES IN RUSSIA IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURY: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

The author endeavors to compile a historiographical review of Russian and foreign research intothe activities of educational outreach societies in Russia at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries. The paper focuses on the works that address the issues of cultural and educational activities of this period and highlights the educational community as an organisational form of such activities. In conclusion, the author observes the differences between the research approaches applied by pre-revolutionary, Soviet and modern scientists.

Текст научной работы на тему «Просветительские общества в России в конце xix - начале XX века: историографический обзор»

А. В. Мищурис

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

В статье предпринята попытка историографического анализа отечественных и зарубежных исследований просветительских обществ России конца XIX — начала XX века. Автор сосредоточил внимание на работах, рассматривающих проблемы культурно-просветительной деятельности в данный период и выделяющих просветительское общество как одну из организационных форм этой деятельности. Сделан вывод об отличиях в подходах к исследованию данной проблемы дореволюционными, советскими и современными учеными.

Ключевые слова: просветительские общества, культурно-просветительная деятельность, внешкольное образование, просвещение.

A. Mishchuris

EDUCATIONAL OUTREACH SOCIETIES IN RUSSIA IN THE LATE 19th — EARLY 20th CENTURY: A HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

The author endeavors to compile a historiographical review of Russian and foreign research intothe activities of educational outreach societies in Russia at the end of the 19th and the beginning of the 20th centuries. The paper focuses on the works that address the issues of cultural and educational activities of this period and highlights the educational community as an organisational form of such activities. In conclusion, the author observes the differences between the research approaches applied by pre-revolutionary, Soviet and modern scientists.

Keywords: educational outreach societies, cultural and educational activities, out-of-school education, education.

Информационное общество, развивающиеся технологии, модернизация породили необходимость непрерывного образования и повышения квалификации. Сегодня в нашей стране и за рубежом существует обширная сеть различных клубов, библиотек, публичных лекториев, спортивных и оздоровительных организаций для разновозрастных групп населения, которая постоянно преобразовывается и совершенствуется. В связи с этим интересным представляется обращение к историческому опыту деятельности подобных учреждений.

Широкий размах приобретает появление различных общественных организаций в России в XIX веке. Такие учреждения в большинстве своем были вовлечены в

культурно-просветительную деятельность. Некоторые исследователи начало активного просветительства в нашей стране связывают с народнической интеллигенцией, в 1840-1860-е годы инициировавшей создание воскресных и вечерних школ для взрослых, курсов для рабочих и других организаций [11, с. 51]. Вместе с тем известно, что уже в начале XIX века в Санкт-Петербурге существовали просветительские общества. Процесс их возникновения был не стихийным, а масштабным и упорядоченным, и после Отечественной войны 1812 года социальная активность еще более увеличилась [28, с. 24]. Интересным представляется исследование периода подъема и стабилизации культурно-просветитель-

ного движения, который пришелся на конец XIX — начало XX века и продлился вплоть до революции 1917 года, когда с приходом нового правительства деятельность многих общественных учреждений была прекращена.

Организационные формы просветительства в этот период были весьма разнообразны и многотипны: вечерние и воскресные школы для взрослых, курсы и классы для рабочих, народные чтения, библиотеки-читальни, народные дома и университеты. Одной из таких форм являлось просветительское общество. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» Е. М. Бим-Бада под просветительским обществом понимается общественная организация в области образования [5, с. 175-176]. Совершенно ясно, что такое определение не является исчерпывающим. Нужно сказать, что единого мнения по поводу того, какое именно учреждение можно считать просветительским обществом, а какое нельзя, в отечественной литературе до сих пор не выработано. Судя по всему, на рубеже XIX-XX столетий этот вопрос также был спорным. Долгое время единый закон об общественных организациях отсутствовал, отдельные нормативные акты были разбросаны по разным частям Свода законов. Порядок образования, деятельности и ликвидации обществ был довольно расплывчатым и туманным [30, с. 91]. Первый фундаментальный закон об общественных организациях появился только 4 марта 1906 года. Это были «Временные правила об обществах и союзах», в которых прояснялись многие организационные вопросы и оговаривалось, что понимается под обществом («соединение нескольких лиц, которые, не имея задачи получения для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель» [27]).

Ученые чаще всего не рассматривают просветительское общество как отдельную организационную форму, в лучшем случае

его исследуют в ряду других учреждений. Хотя, безусловно, культурно-просветительные организации разного типа отличались друг от друга, а просветительские общества составляли довольно обширный пласт как в столице, так и в регионах.

В историографии просветительских обществ конца XIX — начала XX века можно выделить три периода: дореволюционный, советский и современный. Сначала обратимся к отечественным исследованиям по данной теме.

Дореволюционный этап. Этот этап совпадает с хронологическими рамками исследования, поэтому работы, которые создавались в этот период, зачастую носили публицистический, рекламный, агитационный характер. Современники событий не ставили перед собой исключительно исследовательских задач, а описывали собственный опыт или опыт, который они наблюдали со стороны, давали рекомендации практической направленности.

О народном образовании и просвещении конца XIX — начала XX века писали многие авторы (В. П. Вахтеров, А. Н. Кулом-зин, Н. В. Чехов и др.), среди них выделим тех, кто отдельно рассматривал просветительские общества.

Литератор и публицист Яков Васильевич Абрамов еще в 90-е годы XIX века в ряде статей указывал на существование благотворительных обществ и обществ, занимающихся просвещением народа и распространением знания и образования [1, 2]. Я. В. Абрамов в это время жил в Ставрополе, поэтому его интересовали прежде всего местные провинциальные организации.

Одним из первых к изучению просветительских обществ обратился известный общественный деятель Владимир Иванович Чарнолуский. При его участии в 19051913 годах был издан ряд важнейших работ, среди которых «Внешкольное образование» (совместно с Г. А. Фальборком) [34], «Ежегодник внешкольного образования» в двух выпусках [7, 8], «Ежегодник

народной школы» [9], «Союзы молодежи и общества самообразования» [37], «О самообразовании» [35], «Основные вопросы организации внешкольного образования в России» [36], «Настольная книга по внешкольному образованию» [24].

В. И. Чарнолуский занимался изданием систематических сводов законов, постановлений, распоряжений и указаний по культурно-просветительной работе. «Внешкольное образование» стало одной из первых таких работ, в которой речь шла о просветительских обществах. Следовавший за ним «Ежегодник внешкольного образования» был адресован практикам внешкольной работы, в одной книге оказались собраны законы и распоряжения, сводки данных, очерки о различных типах просветительных организаций. По такому же принципу сформирован и «Ежегодник народной школы», полезный для самого широкого круга лиц: учителей, работников народного образования, общественных, правительственных организаций. Изданная позже «Настольная книга по внешкольному образованию» опять же представляла собой сборник законодательных актов, сгруппированных в различные тематические блоки. В первых трех указанных справочниках В. И. Чарнолуский и Г. А. Фальборк публикуют списки обществ по всем губерниям, занятых просветительной и педагогической работой, при этом указывают, что не всегда представляется возможным установить, функционирует общество реально или существует только «на бумаге». Конечно, при столь обширном территориальном разбросе списки не могут быть полными, но важен сам факт предпринять такую попытку.

Кроме того, в своих работах В. И. Чар-нолуский рассуждал о том, в какой форме должны существовать просветительные организации, насколько благоприятные условия созданы законодательством для существования союзов и обществ [37, с. 4], как эти учреждения могут содействовать самообразованию населения [35, с. 58].

Можно сделать вывод, что интерес к проблеме просветительских обществ на данном этапе существовал, но этот интерес был связан с желанием расширить работу обществ, избрать наиболее подходящие условиям правовые основы, регламентирующие эту деятельность, систематизировать факты. Дореволюционная историография очень близка к публицистике, вместе с тем осмыслить некоторые аспекты деятельности просветительских обществ и внести определенный вклад в научную разработку проблемы исследователям все-таки удалось.

Советский этап. На этом этапе известный педагог, активный деятель в сфере народного образования Евгений Николаевич Медынский публикует свои труды. Еще до революции Евгений Николаевич сгруппировал книги и статьи по внешкольному образованию и издал их отдельным сборником [21], с помощью которого организаторы внешкольного образования могли искать нужную и наиболее полезную для себя литературу. Небольшой раздел был отведен и просветительским обществам. Чаще всего книги и статьи из данного списка представляли собой обзоры и очерки деятельности конкретных учреждений.

В 1918 году в пятый раз переиздается работа Е. Н. Медынского «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» [15], впервые увидевшая свет пятью годами ранее. Автор рассматривает отдельные формы содействия внешкольному образованию как часть единой системы. Е. Н. Медынский кратко упоминает и о некоторых моментах, связанных с историей создания просветительских обществ в нашей стране. В другой своей работе педагог обращается к описанию методов и методики внешкольной просветительной работы [17], подробно раскрывает приемы работы в аудитории, библиотеке, народном доме, школе для взрослых, но методику работы в просветительском обществе отдельно не выделяет. По-видимому, потому

что деятельность обществ была довольно разнообразна, а упорядочить методы работы и привести их к единообразию довольно сложно.

В 1918 году Е. Н. Медынский издал брошюру «Как организовать и вести сельские просветительные общества и кружки» [16], в которой объяснил, чем занимается просветительское общество, зачем неофициальные кружки по просвещению населения превращать в общества, как лучше всего составлять уставы таких организаций.

Самой масштабной работой Е. Н. Медынского стал трехтомник «Энциклопедия внешкольного образования», представляющий собой курс лекций, прочитанных в Уральском университете и во 2-м Московском университете [18, 19, 20]. В данном исследовании рассматривается как общая теория внешкольного образования и отдельные виды содействия внешкольному образованию, так и методы и формы работы по культурно-просветительной деятельности. Поскольку первое издание вышло в 1923 году, то особое внимание было уделено политико-просветительной деятельности коммунистической партии. В это время частные просветительские общества уже прекратили свою работу, поэтому Е. Н. Медынский лишь кратко упоминает о существовании обществ как об одном из сюжетов, иллюстрирующих историю культурно-просветительной деятельности.

В период расцвета советского государства проблемы молодежного движения и общественных организаций изучались исключительно с марксистского, классового подхода. Особое значение приобретают исследования рабочего движения, а вот интерес к дореволюционной общественной жизни, напротив, угасает. И. Д. Левин упоминает несколько просветительских обществ, существовавших в столице («Маяк», «Наука», «Просвещение» и т. д.), в контексте изучения дореволюционных рабочих клубов, хотя и оговаривает, что они не совсем подходят под описание клубного

объединения, но «сыграли довольно крупную роль в деле рабочего просвещения» [13, с. 7].

Несмотря на практически полное игнорирование темы российского просветительского общества рубежа XIX-XX веков, в 50-е годы прошлого столетия защищаются несколько кандидатских исследований на схожую тематику. Это объясняется тем, что исследовались в них или оппозиционное царскому правительству Педагогическое общество при Московском университете [3], или рабочие просветительные организации [6].

В 1980-е годы Б. К.-Г. Тебиев защищает кандидатскую диссертацию [33] и чуть позже издает брошюру «Из истории народных университетов в России» [31]. Обе работы выдержаны в духе господствующей идеологии, акцентируют внимание на роли пролетариата в культурно-просветительной деятельности. Оптимальной формой содействия распространению просвещения автор считает народный университет, а просветительские общества рассматривает как учреждения, способствовавшие становлению народных университетов.

В целом, следует подчеркнуть, что в первые годы образования нового государства интерес к изучению просветительских обществ сохранялся. Но со временем все общества были ликвидированы или трансформированы, практическая значимость таких работ пропала. Фокус сместился на революционное движение, изучались лишь рабочие клубы и близкие к ним по своей деятельности общества. На протяжении всего советского периода в работах господствовал марксистский подход.

Современный этап. В 1990-е годы начинается переосмысление дореволюционного прошлого. Этот процесс не мог происходить быстрыми темпами, сохранение методологических позиций и прежних оценок еще какое-то время главенствует в литературе. Важно, что происходило возрождение интереса к изучению роли обще-

ственной и частной инициативы в культурно-просветительной деятельности, а следовательно, и к изучению просветительских обществ.

В 1993 году вышло важное для нас исследование М. В. Михайловой «Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX — начало XX века)» [23]. М. В. Михайлова классифицирует организации и отдельно выделяет «общества и организации общепросветительного характера и те, которые ставили своей целью содействие разным видам образования» [23, с. 6], рассматривает основные виды работы просветительских обществ, описывает опыт их деятельности. Несмотря на очевидные достоинства, многие детали в этой работе опущены. Исследование М. В. Михайловой выдержано в старой идеологии, автор часто ссылается на В. И. Ленина.

Следующей крупной монографией этого периода стала работа уже упомянутого выше Б. К.-Г. Тебиева «На рубеже веков: правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX века» [32], в основе которой материалы докторской диссертации. Подробного освещения просветительские общества в этой работе не получили. Тебиев лишь вскользь упоминает их, когда затрагивает тему внешкольного образования.

В 2000 году была издана первая книга из многотомного издания Института образования взрослых РАО по проблемам образования взрослых [25], в которой просветительские общества подробно не изучались, но кратко рассматривались как одно из условий, повлиявших на становление и развитие образования взрослых.

Отдельно следует сказать о двух монографиях московского исследователя Т. А. Ивениной, посвященных культурно-просветительным организациям и культурно-просветительной работе в дореволюционной России [10]. Автором проделана

очень большая и качественная работа: подробно прописан исторический фон разворачивающихся событий, дана характеристика культурно-просветительному движению в целом, проанализированы особенности различных учреждений. Но среди этих учреждений просветительское общество как отдельный тип не рассматривается.

Большую группу представляют исследования, в которых изучается деятельность конкретных просветительских обществ на определенной территории, например, на Северном Кавказе [4, 14] или Урале [29, 38].

С. А. Кононова, рассматривая становление внешкольного образования в Курской губернии, подразделяет все учреждения на несколько типов, причем общества попадают сразу в две категории из трех, как полифункциональные (общества содействия народному образованию), в одном случае, и как решающие частные проблемы внешкольного образования (благотворительные, естественнонаучные, спортивные, технические, театральные) — в другом [12, с. 9]. По сути, все названные учреждения можно причислить к просветительским обществам, но автор решил разделить их на различные категории. Еще раз оговоримся, что единого подхода к тому, какие общества относить к просветительским, среди ученых не выработано.

Особо выделим монографию доктора исторических наук Д. И. Попова «Культурно-просветительные общества в Сибири в конце XIX — начале XX века» [26]. Это одна из немногих работ, в которых просветительские общества рассматриваются как отдельная организационная форма культурно-просветительного движения. Д. И. Попов успешно попытался реконструировать историю просветительских обществ в Сибири в конце XIX — начале XX века, определить принципы их функционирования, организационные основы, порядок членства и показать их значение для этого региона.

Зарубежная историография. В зарубежной литературе специальные исследования об отечественном культурно -просветительном движении практически не встречаются, хотя есть работы, в которых упоминаются отдельные просветительские общества. Это общества, которые имели тесные связи с зарубежными организациями, например, российское отделение Всемирного Христианского союза молодых людей (Young Men's Christian Association, YMCA) — петербургское общество «Маяк». Уже в 1910 году в работе Роберта Слоуна Латимера «С Христом в России» встречается информация о «Маяке». Автор полагает, что «Маяк» воспитывает для своей страны интеллигентных, благородных, набожных и честных граждан [39, р. 43-44].

В 2012 году на историческом факультете Торонтского университета к защите на степень доктора философии была представлена диссертация Дженнифер Полк. Ее работа посвящена деятельности Международного комитета Красного Креста и Всемирного Христианского союза молодых людей в 1917-1924 годах в России [41]. Диссертация Полк содержит множество ранее не известных подробностей об американской гуманитарной помощи России в период революции и Гражданской войны и базируется на огромном количестве архивных материалов. Разумеется, исследователь не мог обойти стороной и последние два года деятельности российского отделения YMCA. Работа Полк важна для нас потому, что на конкретном примере показывает, каков был механизм ликвидации просветительских обществ и как складывалась судьба их членов после революционных событий. К сожалению, доступных нам источников, освещающих эти события, не так много, в связи с чем работа Полк представляется практически незаменимой.

В пока еще не переведенной на русский язык работе американского историка Мэтью Ли Миллера «Американский Христианский союз молодых людей (YMCA) и

русская культура: сохранение и распространение православного христианства, 1900-1940» [40] и статье, опубликованной в отечественном журнале [22], также можно найти информацию об обществе «Маяк». Ученый считает, что это общество способствовало сохранению, расширению и обогащению культурных традиций России.

В общем, можно отметить, что изучение просветительских обществ в России на рубеже XIX-XX веков, как правило, интересует зарубежных исследователей только в том случае, если эти общественные организации имели отношение к каким-либо зарубежным объединениям.

Таким образом, история культурно-просветительной деятельности российского общества в конце XIX — начале ХХ века не может быть полной без истории просветительских обществ. Изучением этого вопроса занимались и продолжают заниматься несколько поколений преимущественно отечественных исследователей. Этот процесс начался еще в тот момент, когда просветительские общества функционировали, поэтому первые работы дореволюционных педагогов носили утилитарный характер, были рекомендованы практикам внешкольного образования, а создавались участниками и организаторами просветительной деятельности. В советское время наблюдается постепенное исчезновение практического интереса к истории просветительских обществ, что, очевидно, связано с исчезновением подобных организаций. Научный интерес к культурно-просветительной деятельности все-таки существовал, но марксистский подход значительно ограничивал сферу исследований. В постперестроечный этап исследователи вновь обращаются к изучению общественной жизни в Российской империи, просветительское общество в различных регионах как форма культурно-просветительной деятельности становится предметом исследований. Нужно сказать, что на всех этапах ученые смогли добиться определенных успехов в

соответствии с задачами, которые были перед ними поставлены. Хотя теме отечественного дореволюционного просвети-

тельского общества, на наш взгляд, еще предстоит попасть под более внимательное рассмотрение педагогов и историков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Я. Просветительные общества // Бессарабец. 1898. № 60. 17 марта.

2. Абрамов Я. Просветительные общества в провинции // Русская школа. 1896. № 11. С. 76-105; № 12. С. 104-116.

3. Айзенберг А. Я. Педагогическое общество при Московском университете (1898-1908 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1954. 15 с.

4. Бадтиева Д. Х. Школа, просветительская и педагогическая мысль народов Северного Кавказа накануне и в период между тремя русскими революциями: 1900-1917 гг.: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 149 с.

5. Бим-Бад Е. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 528 с.

6. Брудный А. М. Рабочие культурно-просветительные организации дореволюционной России (19051917 гг.): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Харьков, 1955. 16 с.

7. Ежегодник внешкольного образования / под ред. В. И. Чарнолуского. Вып. 1. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1907. 307 с.

8. Ежегодник внешкольного образования / под ред. В. И. Чарнолуского. Вып. 2. СПб.: Знание, 1910. 452 с.

9. Ежегодник народной школы / под ред. В. И. Чарнолуского. Вып. 1. М.: Т-во И. Д. Сытина, 1908. 464 с.

10. Ивенина Т. А. Культурно-просветительные организации и учреждения общественной и частной инициативы в дореволюционной России (1990-1916 гг.). М.: Франтэра, 2003. 257 с.

11. Ивенина Т. А. Просветительство во имя народа: проблемы культурно-просветительной работы в России в 90-е гг. XIX в. М.: Франтэра, 2003. 101 с.

12. Кононова С. А. Становление внешкольного образования в России в 60-е годы XIX в. — начале XX в. (на материале Курской губернии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2007. 22 с.

13. Левин И. Д. Рабочие клубы в дореволюционном Петербурге: Из истории рабочего движения 1907-1914 гг. М.: Изд-во ВЦСПС, 1926. 178 с.

14. Макоева Л. С. Роль культурно-просветительских и благотворительных обществ в становлении и развитии образования на Северном Кавказе (вторая половина XIX — начало XX века): дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2006. 185 с.

15. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. 5-е изд. М.: Наука, 1918. 292 с.

16. Медынский Е. Н. Как организовать и вести сельские просветительные общества и кружки. Рязань: Губ. тип., 1918. 41 с.

17. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просветительной работы. М.: Наука, 1918. 171 с.

18. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1: Общая теория внешкольного образования. М.; Л.: Гос. изд., 1925. 138 с.

19. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 2: Отдельные виды содействия внешкольному образованию. М.; Л.: Гос. изд., 1925. 171 с.

20. МедынскийЕ. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 3. М., Л.: Гос. изд., 1925. 234 с.

21. Медынский Е. Н., Лапшов И. Систематический указатель книг и статей по внешкольному образованию. М.: Наука, 1916. 229 с.

22. Миллер М. Л., Пол Б. А. Американский ХСМЛ и русские православные, 1900-1940 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2016. № 1. С. 42-51.

23. Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX — начало XX в.). М.: ИТПИМИО, 1993. 163 с.

24. Настольная книга по внешкольному образованию / изд. сост. по первоисточникам В. И. Чарнолу-ским. Т. 1. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1913. 501 с.

25. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики: в 4 т. Т. I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России / под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВРАО, 2000. 114 с.

26. Попов Д. И. Культурно-просветительные общества в Сибири в конце XIX — начале XX в. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. 511 с.

27. Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. 1906. Т. 26. № 27479.

28. Рогушина Л. Г. Благотворительные и просветительские общества Санкт-Петербурга в первой четверти XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2002. 327 с.

29. Рушанин В. Я., Юсупов М. Р. Внешкольное образование на Урале (вторая половина XIX — начало XX века). Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2011. 330 с.

30. Степанский А. Д. Общественные организации в России на рубеже XIX-XX веков: пособие по спецкурсу / под ред. Н. П. Ерошкина. М.: МГИАИ, 1982. 91 с.

31. Тебиев Б. К.-Г. Из истории народных университетов в России. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1987. 55 с.

32. Тебиев Б. К.-Г. На рубеже веков: правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX — начала XX века. М.: Интеллект, 1996. 249 с.

33. Тебиев Б. К.-Г. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX — начала XX века: автореф. дис. канд. ... пед. наук. М., 1984. 22 с.

34. Фальборк Г. А., Чарнолуский В. И. Внешкольное образование: сист. свод законов, распоряжений, правил, инструкций, уставов, справочных сведений и пр. СПб.: Тип. Б. М. Вольфа, 1905. 359 с.

35. Чарнолуский В. И. О самообразовании. СПб.: Знание, 1909. 99 с.

36. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб.: Знание, 1909. 90 с.

37. Чарнолуский В. И. Союзы молодежи и общества самообразования. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908. 16 с.

38. Юсупов М. Р. Просвещение и образование взрослых на Урале как социокультурный феномен: становление и региональная специфика (вторая половина XIX — начало XX в.). М.: Перо, 2016. 216 с.

39. Latimer R. S. With Christ in Russia. London: Hodder and Stoughton, 1910. 237 p.

40. Miller M. L. The American YMCA and Russian Culture: The Preservation and Expansion of Orthodox Christianity, 1900-1940. Lanham, Maryland, 2015. 284 р.

41. Polk J. A. Constructive Efforts: The American Red Cross and YMCA in Revolutionary and Civil War Russia, 1917-1924. Toronto, 2012. 507 р.

REFERENCES

1. Abramov Ya. Prosvetitelnyie obschestva // Bessarabets. 1898. № 60. 17 marta.

2. Abramov Ya. Prosvetitelnyie obschestva v provintsii // Russkaya shkola. 1896. № 11. S. 76-105; № 12. S. 104-116.

3. Ayzenberg A. Ya. Pedagogicheskoe obschestvo pri Moskovskom universitete (1898-1908 gg.): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1954. 15 s.

4. Badtieva D. H. Shkola, prosvetitelskaya i pedagogicheskaya myisl narodov Severnogo Kavkaza nakanune i v period mezhdu tremya russkimi revolyutsiyami: 1900-1917 gg.: dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2003. 149 s.

5. Bim-BadE. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar. M., 2002. 528 s.

6. Brudnyiy A. M. Rabochie kulturno-prosvetitelnyie organizatsii dorevolyutsionnoy Rossii (1905-1917 gg.): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Harkov, 1955. 16 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ezhegodnik vneshkolnogo obrazovaniya / pod red. V. I. Charnoluskogo. Vyip. 1. M.: T-vo I. D. Syitina, 1907. 307 s.

8. Ezhegodnik vneshkolnogo obrazovaniya / pod red. V. I. Charnoluskogo. Vyip. 2. SPb.: Znanie, 1910. 452 s.

9. Ezhegodnik narodnoy shkolyi / pod red. V. I. Charnoluskogo. Vyip. 1. M.: T-vo I. D. Syitina, 1908. 464 s.

10. Ivenina T. A. Kulturno-prosvetitelnyie organizatsii i uchrezhdeniya obschestvennoy i chastnoy init-siativyi v dorevolyutsionnoy Rossii (1990-1916 gg.). M.: Frantera, 2003. 257 s.

11. Ivenina T. A. Prosvetitelstvo vo imya naroda: problemyi kulturno-prosvetitelnoy rabotyi v Rossii v 90-e gg. XIX v. M.: Frantera, 2003. 101 s.

12. Kononova S. A. Stanovlenie vneshkolnogo obrazovaniya v Rossii v 60-e godyi XIX v. — nachale XX v. (na materiale Kurskoy gubernii): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2007. 22 s.

13. Levin I. D. Rabochie klubyi v dorevolyutsionnom Peterburge: Iz istorii rabochego dvizheniya 19071914 gg. M.: Izd-vo VTsSPS, 1926. 178 s.

14. Makoeva L. S. Rol kulturno-prosvetitelskih i blagotvoritelnyih obschestv v stanovlenii i razvitii obra-zovaniya na Severnom Kavkaze (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka): dis. ... kand. ped. nauk. Vladikavkaz, 2006. 185 s.

15. Medyinskiy E. N. Vneshkolnoe obrazovanie, ego znachenie, organizatsiya i tehnika. 5-e izd. M.: Nauka, 1918. 292 s.

16. Medyinskiy E. N. Kak organizovat i vesti selskie prosvetitelnyie obschestva i kruzhki. Ryazan: Gub. tip., 1918. 41 s.

17. Medyinskiy E. N. Metodyi vneshkolnoy prosvetitelnoy rabotyi. M.: Nauka, 1918. 171 s.

18. Medyinskiy E. N. Entsiklopediya vneshkolnogo obrazovaniya. T. 1: Obschaya teoriya vneshkolnogo obrazovaniya. M.; L.: Gos. izd., 1925. 138 s.

19. Medyinskiy E. N. Entsiklopediya vneshkolnogo obrazovaniya. T. 2: Otdelnyie vidyi sodeystviya vnesh-kolnomu obrazovaniyu. M.; L.: Gos. izd., 1925. 171 s.

20. Medyinskiy E. N. Entsiklopediya vneshkolnogo obrazovaniya. T. 3. M., L.: Gos. izd., 1925. 234 s.

21. Medyinskiy E. N., Lapshov I. Sistematicheskiy ukazatel knig i statey po vneshkolnomu obrazovaniyu. M.: Nauka, 1916. 229 s.

22. Miller M. L., Pol B. A. Amerikanskiy HSML i russkie pravoslavnyie, 1900-1940 gg. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 2. Istoriya. 2016. № 1. S. 42-51.

23. Mihaylova M. V. Obschestvennyie pedagogicheskie i prosvetitelnyie organizatsii dorevolyutsionnoy Rossii (seredina XIX — nachalo XX v.). M.: ITPIMIO, 1993. 163 s.

24. Nastolnaya kniga po vneshkolnomu obrazovaniyu / izd. sost. po pervoistochnikam V. I. Charnoluskim. T. 1. SPb.: Tip. B. M. Volfa, 1913. 501 s.

25. Obrazovanie vzroslyih na rubezhe vekov: voprosyi metodologii, teorii i praktiki: v 4 t. T. I. Sotsialno-ekonomicheskie i pravovyie predposyilki razvitiya obrazovaniya vzroslyih. Kn. 1. Istoriya razvitiya obrazovaniya vzroslyih v Rossii / pod red. E. P. Tonkonogoy. SPb.: IOVRAO, 2000. 114 s.

26. Popov D. I. Kulturno-prosvetitelnyie obschestva v Sibiri v kontse XIX — nachale XX v. Omsk: Izd-vo OmGU, 2006. 511 s.

27. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii: Sobranie 3-e. 1906. T. 26. № 27479.

28. Rogushina L. G. Blagotvoritelnyie i prosvetitelskie obschestva Sankt-Peterburga v pervoy chetverti XIX veka: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. SPb., 2002. 327 s.

29. Rushanin V. Ya., Yusupov M. R. Vneshkolnoe obrazovanie na Urale (vtoraya polovina XIX — nachalo XX veka). Chelyabinsk: Chelyabinskaya gosudarstvennaya akademiya kulturyi i iskusstv, 2011. 330 s.

30. Stepanskiy A. D. Obschestvennyie organizatsii v Rossii na rubezhe XIX-XX vekov: posobie po spetskursu / pod red. N. P. Eroshkina. M.: MGIAI, 1982. 91 s.

31. Tebiev B. K.-G. Iz istorii narodnyih universitetov v Rossii. M.: O-vo «Znanie» RSFSR, 1987. 55 s.

32. Tebiev B. K.-G. Na rubezhe vekov: pravitelstvennaya politika v oblasti obrazovaniya i obschestvenno-pedagogicheskoe dvizhenie v Rossii kontsa XIX — nachala XX veka. M.: Intellekt, 1996. 249 s.

33. Tebiev B. K.-G. Problema vneshkolnogo obrazovaniya v obschestvenno-pedagogicheskom dvizhenii v Rossii kontsa XIX — nachala XX veka: avtoref. dis. kand. ... ped. nauk. M., 1984. 22 s.

34. Falbork G. A., Charnoluskiy V. I. Vneshkolnoe obrazovanie: sist. svod zakonov, rasporyazheniy, pravil, instruktsiy, ustavov, spravochnyih svedeniy i pr. SPb.: Tip. B. M. Volfa, 1905. 359 s.

35. Charnoluskiy V. I. O samoobrazovanii. SPb.: Znanie, 1909. 99 s.

36. Charnoluskiy V. I. Osnovnyie voprosyi organizatsii vneshkolnogo obrazovaniya v Rossii. SPb.: Znanie, 1909. 90 s.

37. Charnoluskiy V. I. Soyuzyi molodezhi i obschestva samoobrazovaniya. SPb.: Tip. M. A. Aleksandrova, 1908. 16 s.

38. Yusupov M. R. Prosveschenie i obrazovanie vzroslyih na Urale kak sotsiokulturnyiy fenomen: stanovlenie i regionalnaya spetsifika (vtoraya polovina XIX — nachalo XX v.). M.: Pero, 2016. 216 s.

39. Latimer R. S. With Christ in Russia. London: Hodder and Stoughton, 1910. 237 p.

40. Miller M. L. The American YMCA and Russian Culture: The Preservation and Expansion of Orthodox Christianity, 1900-1940. Lanham, Maryland, 2015. 284 p.

41. Polk J. A. Constructive Efforts: The American Red Cross and YMCA in Revolutionary and Civil War Russia, 1917-1924. Toronto, 2012. 507 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.