Научная статья на тему 'Классификация проблем развития малого бизнеса в России'

Классификация проблем развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СПОСОБЫ / WAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аслаханова Седа Асуевна

В данной статье рассматривается классификация проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации. Определяется место и роль малого бизнеса в развитии экономики страны, а также возможность в улучшении этого сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация проблем развития малого бизнеса в России»

В данном случае, пригодится кредит, выданный на условиях деления доходов или убытков, а не фиксированной процентной ставки, при которой кредит становится непомерной ношей. Население очень предприимчивое, и необходима финансовая поддержка для реализации множества проектов. Стране для развития необходим мощный стимул и финансовая база в лице исламского банка, у которого будут здесь прекрасные перспективы [7].

Литература

1. Гайдар Е. Т. «Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России».

2. Институт экономической политики имени Гайдара Е. Т. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iep.ru/ru/vypuski/2146/publication.html/ (дата обращения: 15.10.2016).

3. Инвестиционная стратегия Чеченской Республики до 2025 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-chr.ru/wp-content/uploads/ Файл PDF/ (дата обращения: 02.09.2016).

4. Инвестиционный портал ЧР. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.investchechnya.ru/ (дата обращения: 10.10.2016).

5. Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-chr.ru/ (дата обращения: 19.09.2016).

6. Таштамиров М. Р., Вахаева Х. С. Отраслевые показатели инвестиционной привлекательности Чеченской Республики // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 12 (42). С. 132-141.

7. Таштамиров М. Р., Саралиева Э. Р., Окуева А. Э. Опыт СНГ в становлении исламского банкинга и перспективы его развития в РФ // Экономика и предпринимательство,

2015. № 12-3 (65-3). С. 109-113.

8. Таштамиров М. Р., Чекиева Х. Р. Проблемы обеспеченности мезоуровня банковскими услугами на примере Чеченской Республики // Вестник науки и образования,

2016. № 6 (18). С. 66-69.

9. Территориальный орган службы государственной статистики по Чеченской Республике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://chechenstat.gks.ru/ (дата обращения: 09.10.2016).

Classification of problems of development of small business in Russia Aslakhanova S. (Russian Federation) Классификация проблем развития малого бизнеса в России Аслаханова С. А. (Российская Федерация)

Аслаханова Седа Асуевна /Aslakhanova Seda - ассистент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в данной статье рассматривается классификация проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации. Определяется место и роль малого бизнеса в развитии экономики страны, а также возможность в улучшении этого сектора.

Abstract: this article examines the classification of the problems of small business development in the Russian Federation. The place and role of small business in the development of the national economy, as well as the opportunity to improve this sector.

Ключевые слова: экономика, проблемы, малый бизнес, способы. Keywords: economy, problems, small business, ways.

Малый бизнес на сегодняшний день является важным социальным, политическим и экономическим фактором, определяющим общее развитие всей экономики. Малое предпринимательство значимо не только из-за своей первостепенной задачи - повышения благосостояния отдельно взятых граждан, но и выполнения определенных функций в масштабах государства. Роль малого бизнеса в экономике определяется целым рядом факторов. Малое предпринимательство, являясь основанием для формирования «среднего класса», способствует ослаблению социальной дифференциации, которая свойственна рыночной экономике.

На сегодняшний день в России существует ряд проблем, мешающих развитию и процветанию малого предпринимательства в нашей стране. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Россия намного уступает развитым странам по показателям развития малого бизнеса [6]. К основным проблемам, не дающим малому бизнесу должным образом развиваться, можно отнести:

1. Невосприимчивость к инновациям. На сегодняшний день в России инновационная активность малых предприятий не соответствует требованиям современной экономики. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, в России различными видами инновационной деятельности занимаются менее 25% предприятий, когда как в США до 50% [1 с. 101-146]. Одной из причин такой проблемы является то, что внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений, а у предпринимателей малых фирм попросту не хватает средств для таких инвестиций [3 с. 295].

2. Низкий процент венчурной специализации. В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а инновационное производство захватывает всего лишь около 6%, когда как в экономически развитых странах, около 25%.

3. Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики [4, с. 143-146].

4. Постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала, следовательно, появляется потребность в кредите. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты мелким предпринимателям и поэтому процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса значительно выше, нежели ставки среднего или крупного бизнеса. Проблема в том, что в России отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса [2, с. 15-21].

5. Высокая налоговая нагрузка. Помимо того, что в России довольно крупные размеры взимаемых налогов для предпринимателей, что в основном является следствием ухода в теневую экономику (к примеру, налог на прибыль в России составляет 20%, тогда как в США - 7%, а в Японии вообще 5%), налогообложение само по себе имеет ряд серьезных проблем [5, с. 359-360].

6. Арендная плата, размер которой не ограничен законодательством. То есть арендодатели вправе постоянно повышать плату за свое помещение. Если, к примеру, для крупных торговых точек, открывающих свои магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения - эта проблема не очень весомая, то для мелкого предпринимателя, чей доход невелик - это очень важный аспект.

7. Неразвитая правовая система. Негативные явления в малом бизнесе в основном связаны с неразвитостью правовой системы и слабой защищенностью предпринимателя. К недостаткам правовой системы можно отнести: отсутствие единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям; чрезмерно сложная и постоянно меняющаяся налоговая система; изменчивость законодательной базы и отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий.

8. Невысокая степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала.

9. Низкая платежеспособность населения. Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

10. Проблематичность регистрации бизнеса. В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства).

11. Не развитая культура страхования. Каждый пятый предприниматель не видит необходимости для сотрудничества со страховой компанией [5, с. 359-360]. В основном причиной для такого сотрудничества является обязательное страхование, а обращение компаний к страховщикам по собственной инициативе происходит в несколько раз реже.

Чтобы поддерживать развитие малого бизнеса на достаточном уровне необходимо повысить степень адаптированности системы образования. Проблема в низком уровне знаний, необходимых при построении бизнес-процессов и в высокой и не всегда адекватной стоимости обучения предпринимателей и персонала. Государство должно финансово поддерживать программы обучения грамотному ведению бизнеса.

Подводя итог, можно сказать, что и развитые страны также сталкиваются с необходимостью решения множества проблем, поэтому полностью перенимать зарубежные способы поддержки малого бизнеса будет неразумно. Нужно создать свои меры и способы, которые будут подходить именно нашему государственному устройству, и будут полностью соответствовать требованиям для развития российского малого бизнеса.

Литература

1. Александрин Ю. Н. Институты и инструментарий формирования эффективной системы государственного стимулирования малого бизнеса: опыт США // Общество: политика, экономика, право, 2012. № 1. С. 101-146.

2. Бармина С. В. Проблемы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса / Бармина С. В., Копман В. А. // СТЭЖ, 2010. № 10. С. 15-21.

3. Гамидуллаев Р. Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2012. № 28. С. 295.

4. Гармаш А. М. Низкий уровень предпринимательской культуры как одна из причин предпринимательской преступности. [Текст] / А. М. Гармаш // Пробелы в российском законодательстве, 2012. № 5. С. 143-146.

5. Мухаметлатыпов Р. Ф. Современное состояние малого предпринимательства в России. [Текст] / Р. Ф. Мухаметлатыпов, Р. Р. Дадаханова // Молодой ученый, 2013. №5. С. 359-360.

6. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nisse.ru/business/article/article_2053.html/ (дата обращения: 18.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.