Научная статья на тему 'Классификация потребителей информации, формируемой в бухгалтерском учёте'

Классификация потребителей информации, формируемой в бухгалтерском учёте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1557
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОТЧЕТНЫХ ДАННЫХ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хахонова Наталья Николаевна, Хахонова Ирина Ивановна

Аннотация Целью реформирования бухгалтерского учета в России является повышение прозрачности информации, содержащейся в финансовой отчетности, повышающей ее информативное значение для принятия пользователями соответствующих управленческих решений. Пользователями информации, формируемой в бухгалтерском учете, являются любые юридические или физические лица, испытывающие потребность в данных о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Однако у разных пользователей разный интерес к информации. Для максимально полного удовлетворения информационных потребностей пользователей их целесообразно классифицировать по ряду признаков. Именно этим вопросам и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация потребителей информации, формируемой в бухгалтерском учёте»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 657

Хахонова Наталья Николаевна

Доктор эконом. наук, профессор, РГЭУ (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, РФ Хахонова Ирина Ивановна Доцент ЮРИУ РАНХиГС г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: n_khakhonova@bk.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ, ФОРМИРУЕМОЙ

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЁТЕ

Аннотация

Целью реформирования бухгалтерского учета в России является повышение прозрачности информации, содержащейся в финансовой отчетности, повышающей ее информативное значение для принятия пользователями соответствующих управленческих решений. Пользователями информации, формируемой в бухгалтерском учете, являются любые юридические или физические лица, испытывающие потребность в данных о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Однако у разных пользователей - разный интерес к информации. Для максимально полного удовлетворения информационных потребностей пользователей их целесообразно классифицировать по ряду признаков. Именно этим вопросам и посвящена данная статья.

Ключевые слова

Финансовая отчетность, пользователи отчетных данных, классификация

В настоящее время отечественный учет переживает сложный и важный период - реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности. Вопросы совершенствования учетно-аналитического обеспечения управления деятельностью коммерческих организаций становятся особенно актуальными.

Для эффективного развития предпринимательства в России необходимо иметь адекватную рыночным отношениям систему представления учетной информации, позволяющую формировать релевантную информацию, производить ее анализ и принимать рациональные управленческие решения. Для того чтобы представлять в отчетности информацию, которая была бы полезна пользователям для принятии ими экономических решений, необходимо четко представлять самих пользователей, понимать характер принимаемых ими решений и их информационные потребности, и уже с этой позиции оценивать информативность и качество отчетности.

Концептуальные основы финансовой отчетности, разработанные Советом по международным стандартам финансовой отчетности, классифицируют всех пользователей на 2 группы: основные пользователи и другие (прочие) пользователи [1].

В категорию основных пользователей, выделены существующие и потенциальные инвесторы, заимодатели и прочие кредиторы, поскольку на основе отчетности они принимают решения о предоставлении ресурсов компании.

Инвесторов как главных пользователей отчетности, в рыночной ситуации интересуют информация о текущей и перспективной доходности собственных вложений в капитал компании и присущие риски негативных изменений. При этом рассматривается доходность, связанная как с приростом курсовой стоимости акций, так и с выплатами дивидендов.

Заимодателей и кредиторов, существующих и потенциальных, к которым можно отнести банки, частных и институциональных держателей облигаций и векселей, главным образом интересуют кредитоспособность компании, ее финансовые перспективы, способность своевременно выплачивать основную сумму долга и обещанные проценты.

К другим пользователям финансовой отчетности компании относят ее работников, поставщиков и клиентов, правительственные органы и широкую общественность.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Работников интересуют перспективы компании как работодателя. Из финансовой отчетности они получают информацию о стабильности и прибыльности компании. Кроме того, работников заботит способность компании выполнить ее обязательства по выплате обещанных вознаграждений (заработной платы, премий, выплат по пенсионным планам и др.).

Поставщиков компании интересует ее способность своевременно погасить обязательства за полученные товары или услуги.

Покупателей интересует долгосрочная стабильность компании в основном в ситуациях, когда они являются зависимыми от поставок товаров, оказания услуг компанией.

Правительственные органы хоть и не являются прямыми адресатами финансовой отчетности компаний, но могут пользоваться этим источником информации о реальном экономическом положении компании, отраслей и регионов с целью выработки более качественных и обоснованных решений по экономическому регулированию и более точного расчета макроэкономических показателей.

Общественность также в некоторых случаях интересуется информацией, содержащейся в финансовой отчетности компании, для того чтобы оценить текущее и будущее влияние деятельности компании на общество по таким параметрам, как занятость и благосостояние местных жителей, поступления налогов в местный бюджет, поддержка местных поставщиков и другим.

Таким образом, финансовая отчетность общего назначения, в соответствии с требованиями МСФО, готовится с учетом информационных потребностей всех ее потенциальных пользователей.

В России заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. В п.3.3. Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г, были выделены 7 групп пользователей: реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом [2]. В Российской концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике нет группировки (разделения) пользователей на какие-либо группы.

Однако в учебной и учебно-методической литературе широко распространена классификация пользователей информации финансового учета на две группы:

1) внутренние пользователи: руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия;

2) внешние пользователи: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т. д.

Более того, внешних пользователей, некоторые авторы подразделяют на подгруппы, исходя из дополнительных классификационных признаков.

В составе внешних пользователей, большая часть авторов, выделяет:

- пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, акционеры;

- пользователей, не имеющих прямого финансового интереса: налоговые органы, органы по управлению экономикой, профсоюзы, органы статистики, аудиторские фирмы, общественность.

Но ряд авторов предлагает выделять следующие подгруппы:

- с прямым финансовым интересом;

- с косвенным финансовым интересом;

- без финансового интереса.

Встречается и предложение делить внешних пользователей на три следующие группы:

1. Организации, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном порядке: налоговые службы; органы статистики; аудиторские фирмы, если отчетность субъекта хозяйствования проходит обязательную ежегодную аудиторскую проверку.

2. Организации, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее обработки и применения: профсоюзы; информационные и консультационные фирмы; пресса и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х

информационные агентства; торгово-производственные ассоциации; Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

3. Партнеры: дочерние и зависимые общества; деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели); инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.

Так как внешние пользователи имеют различные информационные интересы, то их также предлагают представить двумя иерархическими уровнями: вертикальным и горизонтальным.

К пользователям информации вертикального иерархического уровня относятся: государственные органы власти, саморегулируемые организации участников рынка, биржи, производители аналогичной продукции (конкуренты), аудиторские фирмы, налоговые службы, банковские учреждения, органы государственной статистики, профсоюзы, консультационные фирмы, пресса и информационные агентства, торгово-производственные ассоциации, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

К пользователям информации горизонтального иерархического уровня относятся: дочерние общества, зависимые общества, акционеры, деловые партнеры российского и зарубежного рынка, инвесторы, служащие общества, управленческий персонал.

Даже поверхностный обзор, имеющихся в экономической литературе, подходов к классификации пользователей учетной информации, позволил выявить отсутствие единого унифицированного подхода к выделению групп пользователей отчетной информации. По нашему мнению, это свидетельствует о необходимости дополнительного изучения и проработки данного вопроса. Предоставление предприятиям права самостоятельно определять степень раскрытия информации не только в корпоративной (управленческой), но финансовой отчетности, настоятельно требует разработки методических материалов, обеспечивающих достижение консенсуса между открытостью (прозрачностью) отчетной информации и требованиями корпоративной безопасности (коммерческой тайной).

Список использованной литературы:

1. Концептуальные основы финансовой отчетности. одобр. Советом по МСФО [Электронный ресурс] http://www.minfin.ru/

2. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 [Электронный ресурс] http://www.minfin.ru/

3. Концепция формирования учетно-аналитического обеспечения управления коммерческой организацией : монография / под ред. проф. Н.Н. Хахоновой. - Ростов н/Д : Азов печать, 2012. - 316 с.

© Хахонова Н.Н., Хахонова И.И., 2016

УДК 330

Цыганов Сергей Иванович

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»,

г.Екатеринбург, Российская Федерация E-mail: tsyganov-sergey@mail.ru

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Аннотация

В статье рассматривается структура иностранных инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности. Уточняется роль иностранных инвесторов в обновлении основных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.