Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1058
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ»

Игнатьев В.М., к.т.н.

доцент Мироненко А.А. студент

Южно-Российский государственный политехнический университет Российская Федерация, г. Новочеркасск КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, или деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей и действий в будущем [1]. Планирование, как первая функция менеджмента, предшествует функции организации производства, и от уровня постановки плановой работы в определяющей степени зависят все конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности организации. Планирование представляет собой комплекс работ по определению основных направлений и пропорций развития организации. Осуществляя процесс планирования, необходимо заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для функционирования и развития производства. Планирование на предприятии - это процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия и содействует выбору наиболее благоприятных путей к достижению целей.

Внутриорганизационное планирование решает следующие задачи:

- конкретизирует цели развития организации и его отдельных подразделений;

- определяет средства достижения поставленных целей;

- фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей;

- обеспечивает взаимоувязку между структурными подразделениями;

- обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления организацией;

- формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности организации.

Потребность планирования для организации определяется:

- наличием в составе организации многочисленных структурных подразделений, требующих взаимоувязки своей деятельности;

- наличием у организации целого ряда поставщиков и потребителей, что требует увязки их совместной деятельности;

- необходимостью учитывать достижения научно-технического прогресса;

- необходимостью закрепиться на конкурентном сегменте рынка. Планирование способствует использованию будущих благоприятных условий, проясняет возможные проблемы и риски, способствует обеспечению организацию необходимой информацией, обеспечивает рациональное использование ресурсов, повышает степень координации действий и ответственности в организации.

В настоящее время роль планирования постоянно возрастает, что связано с влиянием факторов, представленных в табл. 1.

Перспективное планирование ориентировано на долгосрочную перспективу (обычно на 10-15 лет) и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. В ходе перспективного планирования решаются вопросы о расширении бизнеса, освоении новых видов продукции и услуг, определяются основные направления инвестиций, совершенствования технологии, кадровой политики, организации производства и труда и т. п.

Таблица 1 - Факторы, определяющие повышение роли планирования

12]

На макроэкономическом уровне На микроэкономическом уровне

Повышение степени разделения труда Рост доли коллективного потребления Неспособность одного механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики Рост масштабов воздействия человека на окружающую среду Учащение возникновения чрезвычайных ситуаций Обострение глобальных проблем современности Интернационализация капитала Концентрация производства Диверсификация производства Ускорение темпов научно-технического прогресса Переориентация организации с производства на сбыт продукции Развитие акционерной формы собственности Необходимость выхода на внешний рынок Ускорение интеграционных процессов (вертикальных и горизонтальных)

Учитывая изменчивость рынка, перспективное планирование не предусматривает достижения конкретных количественных показателей и обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах, на основе которых разрабатываются среднесрочные планы, уже не содержащие не только качественные характеристики, но и количественные показатели.

Среднесрочные планы обычно разрабатываются на 3-5 лет. В качестве основных задач эти планы предусматривают, в частности развитие производственных мощностей и сбытовой сети, освоение новой продукции, проникновение на новые рынки, финансовую политику организации, совершенствование системы управления персоналом и материально-технического снабжения.

Если перспективный план разрабатывается на уровне всей организации в целом, то среднесрочный план, кроме того, также и на уровне его отдельных подразделений.

Текущие планы разрабатываются, как правило, на один год и являются детализаций среднесрочных планов. Основными планируемыми показателями являются объем производства, задания по материально-техническому обеспечению и сбыту, финансовые результаты, экспортные показатели.

Календарные планы составляются на полугодие, квартал, месяц и детализируют задания текущего плана. Они разрабатываются на основе полученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличия материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, перспектив изменения состава основных производственных фондов и др.

Стратегическое планирование по временному горизонту (10-15 лет) обычно соответствует перспективному планированию. Разницу между ними определяют акценты. При перспективном (его еще называют долгосрочным) планировании часто используется метод экстраполяции, т.е. на базе достигнутых результатов и оптимистической оценки ситуации в будущем определяются основные качественные показатели работы организации через соответствующий период времени. Обычно здесь предполагают, что будущее будет лучше настоящего.

Стратегические планы в отличие от долгосрочных имеют, как правило, инновационный, «прорывной» характер. На базе научного анализа проблем, с которыми может столкнуться компания в будущем, определяется стратегия развития организации. Эта стратегия предусматривает завоевание определенных позиций в конкурентной борьбе за счет развития традиционных и освоения новых видов бизнеса, проникновение на мировые рынки и т. п.

Учитывая динамичность современной экономики, наиболее оптимальным сроком перспективного и стратегического планирования является 5-7 лет.

Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляют скрытые резервы для увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат, экономии капитальных вложений и т. п. Тактическое планирование в отличие от стратегического больше тяготеет к уровню отдельных подразделений организации.

Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов, они призваны упорядочить повседневную работу организации и его отдельных подразделений. Для этого используют, в частности, систему бюджетов, составляемых по каждому подразделению -центру прибыли и консолидирующихся затем в общий бюджет или

финансовый план организации. Бюджетирование представляет собой составление плана (сметы) доходов и расходов, продажи, движения денежных средств, уплаты налогов и т. п.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия, как правило вышестоящими органами, решений, имеющих обязательный характер для исполнения. Такие планы обычно адресованы и детализированы. Директивное планирование характеризуется сроком или интервалом. Оно эффективно при решении задач неактивного планирования.

Индикативное планирование является наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не обязателен для исполнения. Он носит рекомендательный, направляющий характер. Задания индикативного плана -это индикаторами, которые представляют собой те или иные комплексные или интегральные показатели, характеризующие эффективность процесса. На уровне организации индикативное планирование используется при разработке перспективных планов, в то время как текущее планирование является директивным.

В процессе становления и развития планирования как одной из важнейших функций менеджмента сложились определенные принципы реализации данной функции [3].

• Преемственность предусматривает увязку (в показателях, сроках, затратах, исполнителях) планов всех уровней и их подчинение стратегии развития организации.

• Вариантность предполагает наличие альтернатив (как правил» не менее трех) достижения целей, стоящих перед организацией, и выбор наиболее эффективного варианта.

• Непрерывность заключается в том, что данный процесс не прекращается с окончанием планового периода, а продолжается, обеспечивая увязку задач наступающего периода с результатами заканчивающегося.

• Сбалансированность означает обеспечение в планах всех уровней баланса поступления в организацию ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и их распределение.

• Экономическая обоснованность достигается детальными расчетами с обеспечением максимальных конечных результатов деятельности организации при минимальных затратах.

• Социальная ориентация предусматривает не только достижение технических и экономических целей организации, но и решение задач социального развития коллектива (обеспечение комфортных и безопасных условий труда, эргономичности производимой продукции, питания, медицинского обслуживания и т. п.).

• Обеспечение обратной связи предполагает создание системы, дающей регулярную информацию о ходе выполнения плановых заданий с возможностью их оперативной корректировки.

Планирование подразумевает выполнение следующих этапов:

• постановка целей и задач;

• составление программы действий (проектирования);

• вариантное составление плана (вариантное проектирование);

• выявление необходимых ресурсов и их поставщиков;

• определение ответственных и исполнителей, доведение планов до них;

• фиксация результатов планирования в материальном виде.

Планирование характеризуется следующими свойствами:

1. общее осмысление будущего;

2. прогнозирование условий среды;

3. оценка ресурсов предприятия;

4. прогнозирование развития ресурсов предприятия;

5. конкретная проверка альтернативных возможностей и действий, учитывающая ситуацию на рынке;

6. указание возможных действий для достижения целей предприятия;

7. непрерывная задача, охватывающая все функции предприятия.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

• по степени охвата (общее и частичное);

• содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое -предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное -реализация данной возможности);

• предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);

• сферам функционирования;

• охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);

• срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

• жесткое и гибкое.

Методы или способы достижения цели в каждом виде планирования наблюдаются свои. Приведем классификацию факторов планирования, которую отобразим на причинно-следственной диаграмме, приведённой на рис 1. При построении диаграммы использовались принципы и методология управления качеством [4].

Внешни«- факторы Внутренние факторы

Рисунок 1 - Причинно-следственная диаграмма факторов

планирования Использованные источнкии:

1. Планирование // Электр. энциклопедия Википедия [Режм доступа] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8% D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2. Игнатьев В.М., Семенченко М.Ю. Планирование: задачи, виды и принципы // Zpravy vedecke ideje. Praha: Education and Science, 2013. С.27-30.

3. Стивенсон В.Дж. Управление производством: учебное пособие. М.: Бином, 2002. 928 с.

4. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учебное пособие. М.: Омега-Л, 2006. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.