Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-управленческие инновации / организационные инновации / управленческие инновации / классификация / руководство Осло / инновации / organizational and managerial innovations / organizational innovations / managerial innovations / classification / Oslo management / innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Склюев

В мировой практике организационно-управленческие инновации наряду с технологическими инновациями являются важным фактором в эффективности организаций. Российская теория инноваций, зачастую, упускала глубокое изучение организационно-управленческих инноваций и на данный момент сложилась ситуация, характеризующаяся недостаточным теоретическим базисом в данной области. Одним из таких «пробелов» является малая разработанность темы классификаций данного вида инноваций, но именно классификация помогает субъектам, внедряющим инновации, определиться с конкретными видами инноваций, не упустить внедрения их значимых частей. В данной работе предложена классификация организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения и представлены конкретные примеры инноваций, соответствующие данной классификации. Цель исследования – создать классификацию организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ классификаций инноваций в российских публикациях, разработать классификацию данного вида инноваций в соответствии с мировыми стандартами, предложить конкретные примеры инноваций для каждого вида в предложенной классификации. В работе были использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, анализ, синтез. В данной работе разработана классификация организационно-управленческих инноваций по их функциональному применению согласно редакции № 4 руководства Осло ОЭСР, а именно, данные инновации подразделены на: новые или усовершенствованные методы стратегического и оперативного управление бизнесом, методы и практики корпоративного управления, методы бухгалтерского и финансового учета, методы управления человеческими, методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг, практики деловых отношений и внешних связей. Также представлены конкретные примеры инноваций, соответствующие данной классификации. Разработанная классификация организационно-управленческих инноваций является одним из теоретических базисов для разработки и внедрения различных видов инноваций в российских организациях. Её использование позволит организациям, внедряющим организационно-управленческие инновации, составить портфель инноваций для их последующего использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS BY FUNCTIONAL APPLICATION

In world practice, organizational and managerial innovations, along with technological innovations, are an important factor in the effectiveness of organizations. The Russian theory of innovation has often missed the in-depth study of organizational and managerial innovations and at the moment there is a situation characterized by insufficient theoretical basis in this area. One of such «gaps» is the low level of elaboration of the topic of classifications of this type of innovation, but it is the classification that helps subjects implementing innovations to determine specific types of innovations, not to miss the introduction of their significant parts. In this paper, a classification of organizational and managerial innovations according to the functional scope of application is proposed and specific examples of innovations corresponding to this classification are given. The purpose of the study: to create a classification of organizational and managerial innovations by functional scope. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the classifications of innovations in Russian publications, to develop a classification of this type of innovation in accordance with international standards, to offer specific examples of innovations for each type in the proposed classification. The following research methods were used in the work: deduction, induction, analysis, synthesis. In this paper, a classification of organizational and managerial innovations has been developed according to their functional application according to the edition No. 4 of the OECD Oslo Manual, namely, these innovations are divided into: new or improved methods of strategic and operational business management, methods and practices of corporate governance, accounting and financial accounting methods, human resource management methods, logistics methods, supplies and distribution of raw materials, materials, components, goods and services, business practices and external relations. Specific examples of innovations corresponding to this classification are also presented. The developed classification of organizational and managerial innovations is one of the theoretical bases for the development and implementation of various types of innovations in Russian organizations. Its use will allow organizations implementing organizational and managerial innovations to create a portfolio of innovations for their subsequent use.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 65.011.8

doi:10.52210/2224669X_2023_2_198

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ

А.М. Склюев

Аннотация. В мировой практике организационно-управленческие инновации наряду с технологическими инновациями являются важным фактором в эффективности организаций. Российская теория инноваций, зачастую, упускала глубокое изучение организационно-управленческих инноваций и на данный момент сложилась ситуация, характеризующаяся недостаточным теоретическим базисом в данной области. Одним из таких «пробелов» является малая разработанность темы классификаций данного вида инноваций, но именно классификация помогает субъектам, внедряющим инновации, определиться с конкретными видами инноваций, не упустить внедрения их значимых частей. В данной работе предложена классификация организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения и представлены конкретные примеры инноваций, соответствующие данной классификации. Цель исследования - создать классификацию организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: провести анализ классификаций инноваций в российских публикациях, разработать классификацию данного вида инноваций в соответствии с мировыми стандартами, предложить конкретные примеры инноваций для каждого вида в предложенной классификации. В работе были использованы следующие методы исследования: дедукция, индукция, анализ, синтез. В данной работе разработана классификация организационно-управленческих инноваций по их функциональному применению согласно редакции № 4 руководства Осло ОЭСР а именно, данные инновации подразделены на: новые или усовершенствованные методы стратегического и оперативного управление бизнесом, методы и практики корпоративного управления, методы бухгалтерского и финансового учета, методы управления человеческими, методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг, практики деловых отношений и внешних связей. Также представлены конкретные примеры инноваций, соответствующие данной классификации. Разработанная классификация организационно-управленческих инноваций является одним из теоретических базисов для разработки и внедрения различных видов инноваций в российских организациях. Её использование позволит организациям, внедряющим организационно-управленческие инновации, составить портфель инноваций для их последующего использования.

Ключевые слова: организационно-управленческие инновации, организационные инновации, управленческие инновации, классификация, руководство Осло, инновации.

CLASSIFICATION OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL INNOVATIONS BY FUNCTIONAL APPLICATION

A.M. Sklyuev

Abstract. In world practice, organizational and managerial innovations, along with technological innovations, are an important factor in the effectiveness of organizations. The Russian theory of innovation has often missed the in-depth study of organizational and managerial innovations and at the moment there is a situation characterized by insufficient theoretical basis in this area. One of such «gaps» is the low level of elaboration of the topic of classifications of this type of innovation, but it is the classification that helps subjects implementing innovations to determine specific types of innovations, not to miss the introduction of their significant parts. In this paper, a classification of organizational and managerial innovations according to the functional scope of application is proposed and specific examples of innovations corresponding to this classification are given. The purpose of the study: to create a classification of organizational and managerial innovations by functional scope. To achieve this goal, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the classifications of innovations in Russian publications, to develop a classification of this type of innovation in accordance with international standards, to offer specific examples of innovations for each type in the proposed classification. The following research methods were used in the work: deduction, induction, analysis, synthesis. In this paper, a classification of organizational and managerial innovations has been developed according to their functional application according to the edition No. 4 of the OECD Oslo Manual, namely, these innovations are divided into: new or improved methods of strategic and operational business management, methods and practices of corporate governance, accounting and financial accounting methods, human resource management methods, logistics methods, supplies and distribution of raw materials, materials, components, goods and services, business practices and external relations. Specific examples of innovations corresponding to this classification are also presented. The developed classification of organizational and managerial innovations is one of the theoretical bases for the development and implementation of various types of innovations in Russian organizations. Its use will allow organizations implementing organizational and managerial innovations to create a portfolio of innovations for their subsequent use.

Keywords: organizational and managerial innovations, organizational innovations, managerial innovations, classification, Oslo management, innovations.

Российская теория инноваций, зачастую, упускала глубокое изучение организационно-управленческих инноваций и на данный момент сложилась ситуация, характеризующаяся неразвитым теоретическим базисом знаний в области классификации организационно-управленческих инноваций. Классификации помогают субъектам,

внедряющим инновации, определиться с конкретными видами инноваций, не упустить внедрения их значимых частей. Функциональная сфера применения организационно-управленческих инноваций выступает основным классификационным признаком в теории организационно-управленческих инноваций [2, с. 68]. Далее рассмотрим основные классификации организационно-управленческих инноваций, данными российскими авторами.

А.В. Панфилов подразделяет организационные нововведения на вынужденные и инициативные. Данная классификация основана на первопричине внедрения инноваций [4, с. 76]. Е.И. Никулина производит классификацию организационно-управленческие инновации на основании инновации в методологии менеджмента, инновации во внутренних структурных подвидах (видах) общего менеджмента и инновации в основах науки и практики общего (классического) менеджмента [3, с. 159-161]. О.Н. Киселёва производит разделение организационно-управленческие инновации в зависимости от целей: для целей антикризисного управления, для целей развития, для целей инновационного развития [2, с. 69]. В рамках изучения управленческих инноваций Я.Д. Советкин структурирует данный вид инноваций на стратегические, структурные и процессные [7, с. 513].

Управленческие инновации дифференцируются по оказываемому ими эффекту - трудосберегающие и капиталосберегающие, по степени, в которой они изменяют внутреннюю деятельность или результаты организации: на радикальные и постепенные: радикальные инновации вызывают фундаментальные изменения в деятельности организации и приводят к явному отходу от существующих продуктов, процессов и практик, а постепенные инновации приводят к незначительным изменениям в существующих видах деятельности, продуктах, процессах и практиках [7, с. 512].

Также интерес представляет классификация А.Е. Карлика, который в организационно-управленческих инновациях выделяет организационные, управленческие и стратегические инновации. Можно говорить о том, что классификация А.Е. Карлика основана на редакции N° 2 руководства (международного стандарта измерения инноваций в странах ОЭСР до 2005 г.), в которой понятие организационных инноваций определяется как «.. .внедрение значительно измененных организационных структур, внедрение продвинутых методов управления, внедрение новой или значительно измененной

стратегии» [1, с. 39]. Таким образом, данное понятие объединило в себе организационные инновации, управленческие инновации и стратегические инновации. Отмечается, что в следующей редакции № 3 руководства Осло [5, с. 38] понятие организационные инновации содержит исключительно организационные инновации, а управленческие инновации и стратегические инновации исключены из данной группы.

Приведем классификации. организационно-управленческих инноваций.

Проведённый анализ существующих классификаций организационно-управленческих инноваций диктует необходимость создания более полной классификации, которая предоставит возможность субъектам внедрения инноваций определиться с конкретными видами инноваций, не упустить внедрения их значимых частей. Для этого обратимся к четвертой редакции руководства Осло, изданной в 2018 г., согласно которой производится измерение инновационной деятельности в странах ОЭСР, в том числе в России. В данном документе в группе процессных инноваций выделена категория «Администрирование и менеджмент» (таблица 1) [8, с. 75].

Инновации в категории «Администрирование и менеджмент» можно отнести к организационно-управленческим инновациям [6, с. 107]. Видно, что в данной категории присутствует расширенная классификация инноваций в организации и управлении компаниями, определены инновации в стратегическом управлении бизнесом и управленческие инновации (корпоративное управление и управление человеческими ресурсами). На основании данного документа предлагается классификация организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения, которая состоит из следующих подкатегорий:

1. Новые или усовершенствованные методы стратегического и оперативного управление бизнесом.

2. Новые или усовершенствованные методы и практики корпоративного управления.

3. Новые или усовершенствованные методы бухгалтерского и финансового учета.

4. Новые или усовершенствованные методы управления человеческими.

Таблица 1

Категории процессных инноваций

(business process innovations) в редакции № 4 руководства Осло

№ Краткое определение Описание и подкатегории

1 Производство товаров и услуг Деятельность, связанная с производством товаров и услуг, включая инжиниринг, учёт и сертификацию

2 Дистрибуция и логистика 1. Транспортировка и оказание услуг. 2. Складирование. 3. Обработка заказов

3 Маркетинг и продажи 1. Маркетинговые методы, включая рекламу (продвижение продукции, упаковку продукции), прямой маркетинг (телемаркетинг), выставки, маркетинговые исследования и другие мероприятия по выходу на новые рынки. 2. Стратегии и методы ценообразования. 3. Деятельность по продажам и гарантийному обслуживанию, включая службы по технической поддержке и работе с клиентами

4 Информаци-онно-комму-никационные системы Техническое обслуживание и предоставление информационных и коммуникационных систем, включая: 1. Аппаратное и программное обеспечение. 2. Обработку данных и базы данных. 3. Техническое обслуживание и ремонт. 4. Веб-хостинги и другие виды деятельности, связанные с компьютерной информацией.

5 Администрирование и менеджмент Данная категория включает в себя: 1. Стратегическое и оперативное управление бизнесом. 2. Корпоративное управление. 3. Управление бухгалтерским учетом, аудитом и другими финансовыми и страховыми видами деятельности. 4. Управление человеческими ресурсами. 5. Управление снабжением и закупками. 6. Управление внешними связями.

5. Новые или усовершенствованные методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг.

6. Новые или усовершенствованные практики деловых отношений и внешних связей.

Данная классификация определяет широкий спектр организационно-управленческих инноваций по функциональной сфере применения и основана на международном стандарте измерения инноваций.

Рассмотрим примеры организационно-управленческих инноваций.

Для конкретизации внедряемых организационно-управленческих инноваций, которые потенциально могут быть применены в российских организациях, автором определены примеры нововведений для каждой из шести подгрупп данного вида инноваций: 1. Новые или усовершенствованные методы стратегического и оперативного управления бизнесом:

- нововведения в стратегическом целеполагании организаций: пересмотр или создание миссии, стратегий развития, разработка новых стратегических нормативных документов;

- нововведения в технологии и методах принятия управленческих решений: использование современных математических, компьютерных методов и элементов теории игр при принятии управленческих решений;

- изменения в организационной структуре управления: развитие горизонтальных связей в организации, оптимизация, реструктуризация, борьба с бюрократией;

- использование методологий гибкого управления проектами:

проведение Agile-трансформации, применение методик Scrum и Kanban, внедрение принципов «бирюзовой организации»;

- применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг: внедрение системы контроля качества в соответствии с учетом требований международных стандартов ИСО серии 9000, системы управления качеством TQM (всеобщий менеджмент качества);

- выделение специальных подразделений организации по реализации НИОКР, внедрения результатов научной деятельности, подразделений, отвечающих за разработку стартапов;

- модернизация рабочих мест: создание комфортных и функциональных условий для работы сотрудников.

2. Новые или усовершенствованные методы и практики корпоративного управления:

- новые стандарты функционирования подразделений организации: современные регламенты функционирования, корпоративные стандарты организаций, развитие системы профессиональных стандартов в организации;

- совершенствование отношений с акционерами и стейкхолдера-ми: внедрение стандарта взаимодействия с заинтересованными сторонами АА 1000 SES (Stakeholders Engagement Standard);

- применение новых технических и информационных средств в управлении: внедрение информационных систем и технологий в управлении предприятием (Планирование ресурсов ERP, Взаимодействия с заказчиками CRM, Поддержка аналитической деятельности BI). Специальные информационно компьютерные технологии в управлении (Администрирование логистических цепочек SCM, Планирование материальных потоков MRP, Менеджмент человеческого ресурса HRM).

3. Новые или усовершенствованные методы бухгалтерского и финансового учета:

- нововведения в организации информационных потоков организации: пересмотр систем передачи информации, введение плановых и отчетных форм и показателей, поддержка аналитической деятельности BI;

- усовершенствование использования баз данных, оптимизация документооборота, внедрение электронного документооборота;

- изменение структуры и содержания баз данных, изменение регламентов в отношении документооборота.

4. Новые или усовершенствованные методы управления человеческими ресурсами:

- введение новых методик мотивации и стимулирования персонала: предоставление социальных гарантии и льгот, медицинское обеспечение персонала, питание, транспорт до работы, корпоративные награды, корпоративные мероприятия, плани-

рование карьеры и продвижения по карьерной лестнице для работников;

- набор, обучение и повышение квалификации персонала: обучение за счёт компании и участие в профессиональных конференциях, кадровая политика организации, наставничество для молодых специалистов;

- организационная и корпоративная культуры, обеспечивающей лояльность и вовлеченность персонала: формирование ценностей или ценностных ориентиров, развитие традиций компании, поддержка лидерства, тимбилдинг;

- управление заработной платой: создание системы показателей деятельности (KPI) руководителей и персонала, премии за достижение целей, выделение опционного пула для его распределения между важными работниками организации;

- нововведения в использовании сменного и гибкого режима рабочего времени: возможность удалённой работы, гибкое начало/завершение рабочего дня;

- модернизация рабочих мест: создание комфортных и функциональных условий для работы сотрудников.

5. Новые или усовершенствованные методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг:

- внедрение современных концепций управления производством: концепций бережливого производства (Lean Manufacturing), быстрореагирующего производства (Quick Response Manufacturing), гибкого производства (Agile Manufacturing);

- использование современных методов закупок, снабжения, логистики поставок сырья и комплектующих (системы «Точно в срок» и т.п.), системы совместного планирования, прогнозирования и пополнение запасов CPFR (Collaborative Planning Forecasting and Replenishment).

6. Новые или усовершенствованные практики деловых отношений и внешних связей:

- проведение PR-акций, взаимодействие с представителями СМИ, разработка коммуникационной стратегии, мероприятий в сфере благотворительности;

- создание новых практик кооперации и партнерства с потребителями продукции, российскими и зарубежными поставщиками, другими предприятиями отрасли;

- создание концепции взаимодействия с государственными органами власти, GR-менеджмент;

- передача ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику: аутсорсинг HR-процессов, колл-центров, бухгалтерских процессов, IT-процессов.

Данные примеры инноваций помогут организациям, внедряющим организационно-управленческие инновации, составить портфель инноваций для их последующего использования.

В данной работе разработана классификация организационно-управленческих инноваций по их функциональному применению на основе категории инноваций «Администрирование и менеджмент» редакции № 4 руководства Осло ОЭСР. В ней выделены следующие виды инноваций: новые или усовершенствованные методы стратегического и оперативного управление бизнесом, методы и практики корпоративного управления, методы бухгалтерского и финансового учета, методы управления человеческими, методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг, практики деловых отношений и внешних связей. Данная классификация применима для определения различных видов внедряемых организационно-управленческих инноваций в отечественных организациях и создания стратегий внедрения инноваций.

Библиографический список

1. КарликА.Е., Платонов В.В. Организационно-управленческие инновации: резерв повышения конкурентоспособности российской промышленности // ЭВР. 2015. № 3 (45)

2. Киселева О.Н., Киселев Д.С. Новый подход к классификации организационно-управленческих инноваций // Инновационная наука. 2015. № 10-2.

3. Никулина И.Е. Инновации в современном менеджменте // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342.

4. Панфилов А.В. Внедрение управленческой инновации: роль лидера и мотивация персонала // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1.

5. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям: совместная публикация ОЭСР и Евростата. URL: https://mgimo. ru/upload/docs_6/ruk.oslo.pdf (дата обращения: 23.04.2023).

6. Склюев А.М., Хабаров В.И., МусатоваИ.В., Попова О.В. Организационно-управленческие инновации в электронной промышленности России: современные тренды // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 6.

7. Советкин Я.Д. Управленческие инновации: подход к определению и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 4.

8. OECD/Eurostat, Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg, 2018. URL: https://doi.org/10.1787/9789264304604-en (дата обращения: 23.04.2023).

9. Oslo Manual: Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data. Paris, 1996.

А.М. Склюев

аспирант

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Е-mail: andsky98@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.